КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сопоставление мусульманских и индусских представлений и ценностей
Определенное взаимовлияние двух религий в течение средних веков происходило. Прежде всего, следует отметить роль ислама в развитии религиозных воззрений индусов. Получила некоторый импульс содержавшаяся в индуизме идея единого Бога. Под влиянием суфизма произошло также значительное оживление мистических направлений в индуизме (их иногда объединяют единым термином бхакти), которые в позднее средневековье стали заметным культурным явлением, а одно из них {сикхизм) позже развилось в самостоятельную религию. Высокие касты, прежде всего раджпуты, стали практиковать затворничество своих женщин. Вино также стало нежелательным напитком для высших каст (правда, на сей раз за исключением раджпутов). Свинина для большинства индусов стала "нечистым" мясом. Ислам, существуя в течение веков в индуистской стране, также претерпел ряд изменений. Индийские мусульмане восприняли индусские религиозные праздники {холи, дивали), хотя, конечно, не придавали им религиозного значения, некоторые элементы свадебного обряда. В среду мусульман проникли кастовые представления. Во-первых, они подразделились на "благородных" {ашраф, или шариф-зат) и "низких" {аджлаф). Благородными считались сайиды (потомки Пророка), моголы (начиная с периода Могольс-кой империи), патаны (т.е. те, кто вел свое происхождение от афганцев-пуштунов), шейхи. В категорию аджлаф вошли многие ремесленники, перешедшие в ислам, но сохранившие кастовое сознание и прежние названия: джулаха (ткачи), тели (маслоделы), калал (виноделы), джоги (водоносы) и др. Конечно, мусульманские касты не отличаются строгой замкнутостью, как индусские. В их среде наблюдалась некоторая мобильность. Но статус-ность и иерархичность социальных групп стали неотъемлемой чертой индийских мусульман. Можно сказать, что возник "индийский ислам", отличавшийся от канонического образца.
В отличие от многих других стран, завоеванных мусульманами, индусскую Индию они не смогли "переварить", но все же число мусульман в стране росло. Три основные категории населения принимали новую религию. Во-первых, горожане, особенно ремесленники, вынужденные приспособиться к тому, что их основным заказчиком стала военная мусульманская знать. В городском населении оказалась со временем почти треть мусульман. Во-вторых, часть высших слоев индусского общества, стремившаяся сохранить в новых условиях прежние привилегии. Появились группы мусульман из брахманов, раджпутские мусульманские кланы, мусульма-не-джаты и т.п. В третьих, искали в исламе избавления от кастового гнета низшие, особенно "неприкасаемые" касты. Большинство населения стало мусульманским в двух регионах - в Северо-Западной Индии и в Бенгалии. Исламизация Северо-Запада (Пенджаб, Синд) вполне логична. Именно в этот регион постоянно накатывались все новые волны мусульман из-за пределов страны. Исламизация Бенгалии представляет определенную загадку. Оставим эту загадку для решения будущим исследователям. Сейчас нам важно лишь констатировать, что на Индийском субконтиненте образовались две территории с преобладающим мусульманским населением. Политика мусульманских правителей в отношении индусов первоначально была непримиримой. На первых порах практиковались и насильственные обращения, и массовые казни тех, кто не хотел переходить в "истинную веру". Индусские храмы безжалостно сносились и на их месте возводились мечети. Но уже в 20-х гг. XIII в. новые хозяева страны стали задумываться о том, что сплошной террор может быть опасен для них самих. Представители индусской военной и интеллектуальной элиты стали привлекаться на военную и гражданскую службу. В период Могольской империи (с 1526 г.) множество индусских князей со своими воинскими контингентами служило Моголам, получало высокие чины. Они реально являлись одной из важных опор государства. В целом можно сказать, что процесс установления определенного равновесия между индусами и мусульманами в XIII-XVIII вв. шел довольно неуклонно, хотя и очень сложно. Складывалась единая индо-мусульманская культура. Многие утверждают, что в средние века происходил индусско-мусульманский синтез, и в этом утверждении много правды. Но все же этот синтез не завершился, и последующие события развели две общины.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |