Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Криминалистическая характеристика Дорожно-транспортных происшествий




Дорожно-транспортные происшествия подразделяют по видам:

· столкновение транспортных средств;

· наезд транспортного средства на пешехода;

· наезд на препятствие;

· опрокидывание транспортного средства;

· выпадение пассажиров из транспортного средства;

· прочие происшествия.

Анализ ДТП позволяет сделать вывод, что наибольшее их число является результатом пренебрежительного отношения водителей, пешеходов и пассажиров к правилам дорожного движения, в частно­сти: превышение скорости движения в населенных пунктах, в местах перехода, скопления народа, вблизи расположения учебных заведе­ний и т.п.; переоценка своих возможностей, игнорирование конк­ретных дорожных условий (характерно для неопытных водителей); управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; несоблюдение дистанции; нарушение правил проезда перекрестков, переездов; невыполнение требова­ний дорожных знаков; нарушение правил перехода проезжей части; неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта; нарушение пассажирами правил посадки-высадки; выпрыгивание из движущегося транспорта и т.д.

Криминалистическая характеристика ДТП отличается значи­тельным своеобразием. Поскольку преступления данной категории совершаются неумышленно, в их типовой криминалистической ха­рактеристике отсутствуют такие элементы, как непосредственный предмет преступного посягательства и способы совершения преступ­ления. В то же время повышается роль таких элементов, как меха­низм следообразования и обстоятельства совершения преступления.

Для ДТП характерны как идеальные, так и материальные следы. Идеальные следы выявляются прежде всего путем допросов всех участников ДТП: водителей, пешеходов, пассажиров, очевидцев ДТП, других свидетелей, а также лиц, ответственных за выпуск и эксплуатацию транспортных средств, руководителей транспортных организаций, имеющих отношение к конкретному ДТП.

Материальные следы ДТП делятся на следы-отображения, сле­ды-предметы и следы-вещества. Эти следы могут быть обнаружены на проезжей части, транспортном средстве и препятствии (другом транспортном средстве, сооружении, человеке).

Для каждого вида ДТП характерны свои материальные следы. Так, при наезде на пешехода на проезжей части могут быть обнару­жены: труп, следы крови, части одежды, предметы, ранее принад­лежавшие потерпевшему; следы шин транспортного средства, в том числе от торможения; части деталей и детали транспортного средства (осколки стекол и т.п.); различные вещества (сколы краски, фунта, капли ГСМ). На транспортном средстве, как правило, остаются: по­вреждения на кузове (в месте столкновения) в виде вмятин, разбитых фар, стекол; иногда — отсутствие отдельных деталей кузова (напри­мер, подкрылков); наличие следов наслоения (от одежды потерпев­шего, волосы, кровь, мозговое вещество, кусочки ткани кожи) как непосредственно на кузове в месте столкновения, так и на ходовой части и днище транспортного средства. На трупе и его одежде мо­гут быть повреждения от частей транспорта, с которыми произошел непосредственный контакт (следы шин, а также наслоения грунта, ГСМ, сколы краски, осколки стекол и т.п.).

Рассматривая обстоятельства совершения ДТП, необходимо от­метить, что наибольшее количество аварий на дорогах происходит в летний период (май — сентябрь), т.е. в период отпусков, выездов на дачу. Пик ДТП приходится на пятницу и воскресенье, вечернее вре­мя. Кроме того, количество ДТП возрастает в дни, когда климатиче­ские условия затрудняют движение транспорта, сокращают зону ви­димости (сильный дождь, снегопад, туман, гололед и т.п.).

Субъектами ДТП являются: водители, пешеходы (велосипедисты), пассажиры, лица, ответственные за техническое состояние транспорт­ных средств, а также должностные лица, ответственные за состояние путей сообщения (дорог), средств сигнализации или связи и т.д.

Основная масса ДТП происходит по вине водителей (около 60%), из них одна треть совершается в состоянии алкогольного опьянения. Возраст виновных — до 25 либо после 65 лет, когда практические на­выки вождения либо недостаточны, либо уже в некоторой степени утеряны.

23.2Типичные ситуации и программа действий следователя на первоначальном этапе расследования ДТП

По делам о ДТП на первоначальном этапе расследования выделя­ют три типичные ситуации:

1) водитель и транспортное средство находятся на месте проис­шествия;

2) водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия;

3) транспортное средство находится на месте происшествия, а во­дитель скрылся.

Самой распространенной является первая ситуация, когда и во­дитель, и транспортное средство находятся на месте ДТП. Следует учесть, что в данной ситуации не имеет значения, находится води­тель непосредственно на месте происшествия или направлен в лечебное учреждение либо в ОВД: главное — его личность установлена и место его нахождения достоверно известно. Основной задачей в данной ситуации является установление всех обстоятельств ДТП.и виновности конкретных участников.

Наиболее характерными для этой ситуации являются следующие следственные действия: осмотр места происшествия (включая осмотр транспортного средства и, если есть жертвы, трупа); допросы свиде­телей ДТП; освидетельствование водителя и потерпевшего с целью установления алкогольного и наркотического опьянения; допрос во­дителя; допрос потерпевшего; назначение судебных экспертиз.

Вторая ситуация — когда ни водителя, ни транспортного средства на месте происшествия нет (есть лишь информация о самом событии и его последствиях). Основная задача в таком случае — установление и обнаружение как транспортного средства, так и его водителя. Для этого проводятся: осмотр места происшествия; допросы свидетелей, потерпевшего; медицинское освидетельствование потерпевшего на предмет установления алкогольного или наркотического опьянения; назначение судебных экспертиз, а также дается поручение органам дознания производства соответствующих ОРМ.

Для третьей ситуации, когда транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся, характерны те же след­ственные действия (в ходе осмотра места происшествия проводится также осмотр транспортного средства). Поскольку водители, совер­шившие ДТП, нередко делают ложные заявления об угоне транс­портного средства, таким образом создавая себе ложное алиби на это время, основная задача расследования в данной ситуации — разобла­чение виновного путем проведения как следственных действий, так и ОРМ, которые поручаются органам дознания.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ, РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Наименование темы Аудиторские занятия Объём сам.раб. студ.
Лекции Сем. зан. Всего
Раздел I. Теоретические и методологические основы криминалистики
1. Предмет, система задачи, методы науки криминалистики. История возникновения и развития криминалистических знаний.              
2. Криминалистическая идентификация и диагностика        
  Раздел II. Криминалистическая техника  
3. Общие положения криминалистической техники        
4. Криминалистическая фотография и видеозапись        
5. Криминалистическая трасология        
6. Криминалистическое оружиеведение        
7. Криминалистическое исследование документов        
8. Криминалистическая габитоскопия        
9. Криминалистическая регистрация          
РАЗДЕЛ III. Криминалистическая тактика  
10. Понятие, система и задачи криминалистической тактики        
11. Криминалистические ситуации, версии и планирование расследования преступлений        
12. Тактика осмотра места происшествия, задержания, освидетельствования, обыска, выемки и допроса              
13. Тактика очной ставки        
14. Тактика предъявления для опознания        
15. Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте        
16. Использование специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений. Назначение и производство экспертиз              
РАЗДЕЛ IV. Криминалистическая методика
17. Розыск при раскрытии и расследовании преступлений. Организационные основы взаимодействия следователя с оперативными и иными службами     -    
18. Общие положения криминалистической методики расследования преступлений     -    
19. Методика расследования групповых и организованных преступлений, преступлений совершённых лицами с психическими аномалиями, иностранными гражданами, несовершеннолетними, по горячим следам, по ранее нераскрытым преступлениям        
20. Методика расследования преступлений против личности     -    
21. Методика расследования преступлений в сфере экономики     -    
22. Методика расследования преступлений против общественной безопасности и общественного порядка              
23. Методика расследования преступлений на транспорте     -    
  Всего:        
  Формы итогового контроля: Кур.раб. (проект) Контр раб. Зачёт Экзамен
  Семестры: - -    
Для заочной формы обучения
  Всего:        
  Формы итогового контроля: Кур.раб. (проект) Контр раб. Зачёт Экзамен
  Семестры: -      

Примечание: Количество лекций и семинаров ориентировано на дневную полную форму обучения. На отделениях других форм обучения план лекций и семинарских занятий сокращен, о чем студенты ставятся в известность перед началом занятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.