КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этнопедагогика как история и теория народного воспитания
План Тема 10. Природа этнических конфликтов и способы их разрешения................................................. 263 1. Специфика этнических конфликтов и их причины..... 263 2. Динамика и типология этнических конфликтов......... 273 3. Формы и способы регулирования этнических конфликтов................................................ 278 Рекомендуемая литература........................................................... 285 Краткий словарь специальных терминов..................................... 287 Вопросы к зачету и экзамену........................................................ 300
1. Предмет и задачи этнопедагогики. 2. Этнопедагогика как история и теория народного воспитания. 3. Этнопедагогика в системе педагогических наук.
Ход занятия 1. Организационный момент. 2.Сообщение цели и задач. 3.Изучение нового материала.
1. Предмет и задачи этнопедагогики. Этнопедагогика – наука о воспитании и образовании этнических групп. Этнопедагогика – наука, изучающая эмпирический опыт этнических взглядов на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Включает в себя специфичекое видение мира, особое состояние сознания (этнопедагогическое представление), особым образом организованную деятельность, стереотипы поведения, особую традиционную систему воспитания. (Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 2007. – 240 с.) Этнопедагогика — это особый взгляд на воспитание народными средствами представителя конкретного этноса. Она анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия педагогики с культурными традициями народа, исследует особенности и закономерности народного (этнического) воспитания. Поэтому основной предмет познания этнопедагогики — воспитательный процесс. Проблемы воспитания становятся предметом активных дискуссий в кругах научной общественности.
Этнопедагогика отражает феноменологическое существование воспитания в реальной действительности и исследует воспитательный процесс как: - форму (или способ) человеческих, межличностных отношений (воспитательные отношения, воспитывающее общение) в - этнические нормативно-поведенческие механизмы передачи -особый вид деятельности (воспитательная деятельность); -функцию взаимодействия людей (воспитывающую функцию) в различных условиях социализации: в обучении, художественном творчестве, труде и т.п.; - этнокультурное развитие человека, его становление как представителя конкретного этноса; - этносоциальный институт (система воспитания в культуре В концентрированной форме содержание воспитания (этносоциализация) выражается в виде системы целей. Цель — это образ желаемого, представление о некотором идеальном результате. Цель воспитания — воспитанный человек, носитель определенной системы нравственных этнических ценностей. Результаты воспитательной деятельности сопоставляются с частными, промежуточными целями, а также и с конечной целью — образом идеального. Несовпадение между целями воспитания и результатами становится движущей силой воспитательного процесса. Воспитательный процесс предстает как путь отбора особых форм и методов общения, взаимодействия, ситуаций межличностных отношений, в результате которого реализуется прогностическая функция, достигается образ желаемого и формируется особая совокупность ценностей. Воспитание в этнопедагогике соотносится с образом жизни, мировоззрением, оно культуросообразно по сущности и духовно по направленности. Именно поэтому этнопедагогика становится все более востребованной и как перспективное научное направление. Этнопедагогика обращена прежде всего к сущностным аспектам педагогической деятельности.
Итак, основной предмет и категория этнопедагогики — воспитательный процесс. Основные ее задачи — воспитательные, задачи социализации и этносоциализации, позволяющие выполнять цели обучения и развития в педагогическом процессе. Воспитательный этнопедагогический процесс (через воспитание в семье) — неотъемлемая часть и важная составляющая педагогического процесса. А) История развития и становления этнопедагогики. Этнопедагогика как самостоятельное научное направление в исследовании социализации и образования сформировалась во второй половине XX в. Начальный этап становления науки объясняет вариативность понятийного аппарата, поэтому и существуют различные подходы к определению понятия «этнопедагогика». В самом общем виде этнопедагогика понимается как теоретическое осмысление и систематизация опыта народной педагогики, как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, объективированного в традициях, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках, произведениях народного искусства. Одним из первых к разработке проблем этнопедагогики обратился Г.Н.Волков (70-е гг. XX в.). Он определил этнопедагогику как науку, изучающую особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохранившиеся благодаря национальной системе воспитания, и претерпевающую эволюцию вместе с условиями жизни и развитием педагогической культуры народа. «Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности». (Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2007. – 240 с.)
Существует два подхода к раскрытию сути этнопедагогики: эмик (специфический) и этик (общий). Эмик — культурно-специфический подход к анализу педагогических явлений, когда различия в педагогике этнических групп и народов изучаются в отдельности. Понятия «этнопедагогика» и «народная педагогика» определяются как опыт воспитания подрастающего поколения. Изучение педагогической культуры народов ведется в этнографических исследованиях, изнутри системы. Этик — универсальный подход, объясняющий педагогические явления в культуре разных этносов на основе сравнительных исследований и выявления их наиболее ярких черт, сходств и различий. Анализируются этнопсихологические и культурологические данные, изучаются общее и частное различных педагогических явлений в связи с этнопсихологическими и этнокультурными особенностями жизни этноса. Термины «этнопедагогика» и «народная педагогика» приобретают разные смысловые нагрузки. По мнению B.C.Кукушина, этнопедагогика — обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов, а народная педагогика — воспитательные традиции конкретной этнической группы. По сути этнопедагогика выступает как теоретическое осмысление и систематизация опыта народной педагогики, представляющей собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта народа, выработанных и накопленных в процессе общественного развития.
Б)Методы и средства этнопедагогики. Методы этнопедагогики как науки определены культурологическим подходом:
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |