Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слайд 26 2.Проблемы формирования и развития гендерной идентичности в различных концепциях и теориях




В течение длительного периода вопросы пола были недостаточно широко представлены в исследованиях отечественных, точнее советских, психологов. Это дало основание И.С. Кону назвать советскую психологию «бесполой». В зарубежной психологической науке данная проблематика привлекала к себе большое внимание и представлена рядом концепций и теорий о механизмах, с помощью которых у человека формируется чувство принадлежности к мужскому или женскому полу со всеми обязанностями и ожиданиями, которые оно за собой влечет.

Слайд 27 В психоаналитической теорииполовая типизация рассматривается как реализация естественной и неизбежной идентификации ребенка с родителем своего пола.

Ключевым периодом развития считается фаллическая стадия (3-6 лет), на которой главным источником либидиозного удовлетворения являются половые органы. К обнаружению анатомических различий присоединяется чувство привязанности к родителю противоположного пола, а также ревность и страх по отношению к родителю своего пола, что вызывает страх кастрации у мальчиков и зависть к пенису – у девочек. Ребенок разрешает этот конфликт, идентифицируясь с родителем своего пола.

Слайд 28 Идентификация здесь – это не просто половая типизация, она включает в себя общую интериоризацию родительских нравственных стандартов и социальных требований, результатом чего оказывается формирование супер-эго. Таким образом, гендерно-ролевое развитие и нравственное развитие тесно связаны. Достижение идентичности понимается как способность к выбору, выражающему личные предпочтения и возможности, при этом какие-либо различия между мужчинами и женщинами в возможностях достижения зрелой идентичности не выявлены. Несмотря на отсутствие эмпирических доказательств и противоречивость, эта теория приобрела большую популярность.

Со временем недостатки теории гендерного развития, предложенной Фрейдом, стали очевидны, и ее место заняла Слайд 29теория объектных отношений, согласно которой ключевыми для развития личности и половой идентификации считаются ранние межличностные отношения. Эта тема звучит в работах Н. Ходоров. Она отмечает, что те психологические отличия, которые исследовал Фрейд в природе женщин (пассивность, женский нарциссизм, дефицит сверх-Я и др.) в определенной степени имеют место.

Слайд 30 В определенном возрасте у мальчиков появляется потребность отождествления себя с отцом, они должны отделить, отдифференцировать себя от матери. Отсюда доминанта автономии и сепаратизма в мужской психологии. Мужчины же имеют тенденцию к индивидуализму и автономности.

Слайд 31 У девочек же наоборот происходит идентификация с матерью, что способствует сохранению эмоциональной связи и развитию сочувствия и сопереживания. Поэтому женщины естественным образом ориентированы не только на материнство, но и в целом на близкие отношения и взаимность.

В начале 1960-х годов альтернативной концепцией, основанной на эмпирических данных, стала Слайд 32 теория социального научения и близкая ей теория моделирования, которые рассматривая механизмы формирования гендера и гедерных стереотипов, модифицировали основной принцип бихевиоризма – принцип обусловливания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.