Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная ориентация, или ориентация на идеалы




Как было определено, духовная ориентация человека проявляется в стремлении реализовать в своей жизни духовные ценности. Это стремление проявляется в построении полной и непротиворечивой картины мира, в которой человек определяет свое место. Основной способ отношения человека к действительности – трансцендентный (растворение в объекте).

К особенностям проявления духовной ориентации относятся:

Значимость для человека общегуманистических ценностей (добро, истина, красота)

Как уже говорилось, В.Франкл (1990) считает основной ориентацию человека на смысл, что предполагает выход человека за пределы своей лич­ности и поиск смысла в области духовных ценностей. Этому стремлению он противопоставляет стремление к наслаждению, а самореализацию считает лишь следствием осуществления смысла.

Л.В.Куликов считает, что духовные потребности присущи каждому человеку. Их удовлетворение – это процесс ненасыщаемый; при этом, удовлетворяя духовные потребности, человек не только осваивает основные духовные ценности (добро, истина, красота), но и формирует свою нравственность (Куликов Л.В., 2004).

Таким образом, содержание духовной ориентации будут составлять три основные духовные потребности, дифференцируемые по духовным ценностям – потребности в добре, истине и красоте.

Ориентация человека на три духовные ценности признается как в психологии, так и в религиозной этике. В соответствии с этим целесообразно представить содержание духовной ориентации как сочетание трех потребностей – в добре, истине и красоте.

Выход за пределы собственной личности и "вхождение" в не­который объект в системе координат общегуманистического идеала (добро, истина, красота)

С этой характеристикой связаны состояния, описываемые в религиозной этике: блаженс­тво, благодать, созерцание, смирение, отрешенность, просвет­ленность, сострадание, вина, раскаяние и др. (Некоторые из этих состояний обсуждает А.Маслоу (1997а,б) в связи с трансценденцией и высшим постижением.) К этим же состояниям близки и состояния сверхсознания, характерные для медитации и предпо­лагающие выход за пределы собственного Я. К примеру, Н.В.Цзен и Ю.В.Пахомов, обсуждая проблему духовного развития человека, обращают внимание на такие состояния сознания, которые при внешне невыраженной активности позволяют решать сверхзадачи (Цзен Н.В., Пахомов Ю.В., 1985).

Может показаться, что медитативные состояния – это состояния особые, встречающиеся относительно редко и в специфических ситуациях. Однако некоторые психологи считают, что медитация широко представлена в нашей жизни. Так, Л.П.Гримак и О.С.Кордобовский в связи с раскрытием механизмов совести обсуждают феномен аутогипноза, который они связывают с включением человека в некоторую воображаемую реальность. Эта реальность по отношению к человеку становится побудителем, стимулирующим определенное поведение и соответствующие переживания. В соответствии с этим ситуативная актуализация функций совести («веление совести», «зов совести») представляет собой не что иное, как виртуальное состояние. И в этих случаях могут иметь место снижение контроля сознания и непредсказуемость действий (Гримак Л.П., Кордобовский О.С., 2003).

Эта же особенность отчетливо проявляется при обращении к такому явлению, как эмпатия, которая предполагает «вхождение в личный мир другого и пребывание в нем "как дома"», оставив "в стороне свои точки зрения и ценности" (Роджерс К., 1984, с.236-237).

По такому принципу, пожалуй, построена и культура, кото­рая, будучи представленной человеку в конкретной жизненной си­туации, предполагает в качестве первичного и обязательного ша­га "вхождение" человека в соответствующий ее элемент и "нахож­дение" внутри него. Конечно, после такого "вхождения" основная детерминанта может смениться, и человек может использовать этот элемент культуры в своих утилитарных целях (ориентация на удовольствие) либо для самореализации. Но духовный эффект са­мого факта "вхождения" человека в культуру остается.

В этой связи показательна точка зрения В.Х.Манерова, который считает, что динамика трех основных составляющих духовности – добра, истины и красоты – определяется тремя соответствующими механизмами: совесть определяет движение по направлению к добру, разум – истины и эстетическое чувство – красоты. Важно подчеркнуть мысль автора о том, что уже сама ориентация на духовную ценность обеспечивается соответствующим механизмом и тем самым приводит к трансформации человека в поле соответствующей ценности (Манеров В.Х., 2005).

Стремление отдавать себя, служить (делу, другим людям), трансформация человека в процессе вхождения

Сложно указать на исследования, изучающие факт такой трансформации. В данном случае можно лишь обратить внимание на существующее в обыденном сознании понимание безусловной цен­ности культуры, отдачи себя человеком какому-либо делу, заня­тию. И, конечно же, необходимо иметь в виду представления Мас­лоу о высшем уровне развития человека - самоактуализирующейся личности. С его точки зрения, "самоактуализированные люди... увлечены чем-то, что не относится непосредственно к насущным запросам их естества, чем-то внешним по от­ношению к ним". "...Они поглощены неким призванием или посвятили себя служению, в старом, религиозном смысле этого слова" (Маслоу А., 1997а, с.55).

Имеет смысл по этому поводу вспомнить и концепцию Ж.Пиаже, согласно которой принцип аккомодации в формировании интеллекта проявляется в том, что в ходе познания объекта сам человек меняется, трансформируя в себя характеристики объекта (Пиаже Ж., 2003).

Рассмотрение объектов в разных системах координат

В психологии эта особенность известна, прежде всего, в связи с исследованиями мышления, когда человек, преодолевая эгоцентричность своего мышления, учится смотреть на окружающее с разных точек зрения (в том числе - и с точки зрения другого человека). Имея в виду три основные гуманистические ценности, можно говорить о помещении объекта в три соответствующие сис­темы координат, когда в этом объекте производится поиск добра, истины, красоты.

Максимизация затрат в стремлении отдавать себя

В отличие от двух других ориентаций, здесь, скорее всего, действует принцип максимизации затрат (чем больше отдаю, тем больше приношу добра, познаю истину, создаю красоту). При этом, производя затраты, превышающие потенциал, человек разви­вается, а поскольку эти затраты направлены на идеал, на духов­ную ценность, такое развитие приобретает форму самосовершенс­твования.

Знания о другом, полученные таким спосо­бом, используются для его блага. Здесь вхождение в объект не заканчи­вается его познанием, а определяет последующее принятие решений (роль критериев - у духовных ценностей).

Стремление к высшим чувствам (переживаниям, связанным с добром, истиной и красотой)

Конечно, в рамках рассматриваемой модели эти чувства свя­заны, прежде всего, с переживанием истины, добра, красоты. И хотя исследования этих чувств найти сложно, в обыденном созна­нии есть понимание того, что такие чувства присутствуют в жиз­ни человека. А.Маслоу (1997б) в своей концепции придает этим чувствам большое значение и считает, что они оказывают на че­ловека благотворное воздействие, имея терапевтический эффект, изменяя в лучшую сторону мнение человека о себе, его отношения с другими, его мировоззрение и т.д.

Кроме того, в отечественной психологии можно встретить деление чувств на моральные, альтруистические, интеллектуальные, праксические, эстетические (подробный анализ эмоций и чувств, а также переживаний можно видеть в работе Е.П.Ильина (2001).

Метафорическое обозначение ориентации как "служить", "от­давать себя"

Такие метафоры хорошо понимаются в применении к людям, которые проявляют соответствующее отношение к своему делу (священники, военные, учителя, врачи, люди искусства и др.).

Чувство долга

Наконец, при анализе духовной ориентации необходимо обратить внимание на такой характерный для человека феномен как чувство долга. Об этом феномене уже говорилось, когда обсуждалась характерная для японской системы управления модель Z, в значительной степени основанная на чувстве долга. Кроме того, Е.П.Ильин включает в набор потребностей человека потребность в долженствовании.

Конечно, психологический аспект долженствования представлен, прежде всего, в работах И.Канта, который считает, что веление долга означает “собственное совершенство и чужое счастье” (Кант И., 1999). Эта формулировка включает в себя существенные для понимания чувства долга аспекты: а) чувство долга не связано с непосредственными переживаниями удвольствия, радости, счастья; б) чувство долга основано на разуме, который побуждает человека к нравственному поведению.

Итак, помощь психолога в рамках духовной ориентации может зак­лючаться в поиске идеалов, смысла жизни (логотерапия Франкла), во вхождении в культуру. Это: а) формирование полной и непро­тиворечивой модели мира; б) формирование и коррекция представ­ления человека о собственной жизни с точки зрения духовных ценностей; в) формирование способностей к социально значимой деятельности, определение своего места в социальной жизни; г) разработка программы самосовершенствования ("стать лучше для себя и для других") - развитие потенциалов: когнитивного (спо­собность отдавать себя познанию, развитие мышления, памяти и т.д.), коммуникативного (способность отдавать себя другому че­ловеку, "входить" в него, общаться с ним, делать ему добро) и праксического (способность отдавать себя какому-то делу, доби­ваться завершенных, гармоничных результатов, развитие волевых качеств и др.).

Ориентация на идеалы соответствует модели Z, которая счи­тается характерной для японской системы управления. Ее специ­фика состоит в том, что рядовой член организации сам, созна­тельно подчиняет свою жизнь интересам организации, которая, в свою очередь, работает во благо общества, руководствуясь соци­альными идеалами (Оучи У.Г., 1984). А об аналогах этой ориен­тации в психотерапии (логотерапия Франкла) уже говорилось.

Использование данной модели позволяет несколько прояснить и недоумение А.Маслоу, который отмечает, что физическая реак­ция на пиковое переживание может быть двоякого рода: а) высо­кое напряжение и возбуждение и б) расслабленность, умиротво­ренность, полное спокойствие. "Объяснения этому я не знаю",- говорит автор (Маслоу А., 1997б, с.152). Можно предположить, что реакция первого рода соответствует ощущению "потока" (са­мореализация), а второго - ориентации на идеал.

Итак, проявления духовной ориентации в мотивационных свойствах личности:

· отношение к делу, основанному на духовных ценностях (деятельности, работы, учебы, занятия), как к служению, к средству для развития себя, для самосовершенствования;

· переживание чувства долга и ответственности по отношению к делу;

· оказание бескорыстной помощи окружающим;

· видение смысла своей жизни в своем деле;

· жертвенность во имя дела.

Выводы:

1. Каждая из трех жизненных ориентаций имеет свои специфические особенности, характеризующие их и по содержанию, и по способу регуляции поведения человека в ситуации жизнедеятельности.

2. Дефицитарная ориентация ведет к практичности, поиску во всем личной выгоды, стремлению экономить свои силы. Содержание этой ориентации составляет стремление получать удовольствия (и избегать неудовольствия) при удовлетворении дефицитарных потребностей - физиологических, в безопасности, в принятии (в принадлежности и любви), в признании, во влиянии. Базовым переживанием при доминировании этой ориентации в ситуации является переживание комфорта.

3. Ориентация на самореализацию основана на стремлении реализовать свой потенциал в когнитивной, коммуникативной и праксической сферах, стремлении к активности, выступающей условием реализации потенциала, принятии действительности. Базовое переживание – «ощущение потока».

4. Духовная ориентация основана на стремлении к добру, истине, красоте. При доминировании этого стремления человек забывает о себе и отдает себя служению соответствующей ценности. Это служение представлено для человека как дело. В процессе такой активности человек испытывает высшие переживания, соответствующие трем духовным ценностям – альтруистические, интеллектуальные, праксические. Специфическое значение, требующее прояснения, имеет чувство долга, включенное в сферу духовной ориентации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.