Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин)




Шкалы: ситуативная тревожность, личностная тревожность

Назначение теста

Определенный уровень тревожности– естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностьюпонимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояниехарактеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и какличностное свойство, и как состояние.

Тестовый материал

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

№ п/п Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
  Я спокоен        
  Мне ничто не угрожает        
  Я нахожусь в напряжении        
  Я внутренне скован        
  Я чувствую себя свободно        
  Я растроен        
  Меня волнуют возможные неудачи        
  Я ощущаю душевный покой        
  Я встревожен        
  Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
  Я уверен в себе        
  Я нервничаю        
  Я не нахожу себе места        
  Я взвинчен        
  Я не чувствую скованности        
  Я доволен        
  Я озабочен        
  Я слишком возбужден и мне не по себе        
  Мне радостно        
  Мне приятно        

 

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

№ п/п Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
  У меня бывает приподнятое настроение        
  Я бываю раздражительным        
  Я легко растраиваюсь        
  Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие        
  Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть        
  Я чувствую прилив сил и желание работать        
  Я спокоен, хладнокровен и собран        
  Меня тревожат возможные трудности        
  Я слишком переживаю из-за пустяков        
  Я бываю вполне счастлив        
  Я все принимаю близко к сердцу        
  Мне не хватает уверености в себе        
  Я чувствую себя беззащитным        
  Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
  У меня бывает хандра        
  Я бываю доволен        
  Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
  Бывает, что я чувствую себя неудачником        
  Я уравновешенный человек        
  Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

 

 

Обработка результатов.

Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более высокая.

Ключ

Номера суждения Ответы
Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
СТ
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
ЛТ
         
         
         
         
         

 

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко- и низкотревожные.

[Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.124-126.]

 

 

2.2 Анализ и интерпретация результатов.

По проведенным вышеперечисленным методикам я получила результаты, посчитала среднее арифметическое и сигму. Результаты записала в таблицу.

Фамилия, возраст Уровень успеваемости Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин)   Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан)
    общая школьная самооценочная межличностная магическая Ситуативная тревожность   Личностная тревожность    
Аверочкина Анастасия 12 лет 4,095                
                   
Быкова Арина 13 лет 3,714                
Генова Анна 12 лет 3,428                
Гришин Даниил 12 лет 4,286                
Гулина Марина 12 лет 4,428                
Коростова Ангелина 12 лет                    
Котков Ярослав 12 лет 4,809                
Кузьмина Анна 12 лет 4,952                
Купленов Сергей 12 лет 4,238                
Ракинцев Евгений 13 лет 3,571                
Сенина Юлия 12 лет 3,286                
Среднее арифметическое +- G 4,164 +- 0,57 3,27 +- 2,6 4,73 +-2,56 4,7 +- 2,56 2,9 +- 1,85 3,45 +- 3,31 41,6 +- 6,5 46,5 +- 8,95   +- 3,1

 

При подсчете оценок были выявлены следующие результаты

 

Выявлен достаточно высокий уровень успеваемости у испытуемых.

У 36,4 %(4 человека) уровень успеваемости наиболее приближен к среднему уровню успеваемости по группе, который равен 4,164+- 0,57.

У 27,3 % (3 человека) уровень успеваемости выше среднего по группе.

У 36,4 % (4 человека) ниже среднего.

 

 

По методике «Шкала личностной тревожности» (А.М.Прихожан) получены следующие результаты

3,27+- 2,6 4,73+-2,56 4,7+- 2,56 2,9+-1,85 3,45+- 3,31

1-3 стена – низкий уровень тревожности, 4-7 – средний, 8-10 – высокий. 5,5 – средняя норма.

Общая тревожность испытуемых равна 3,27+- 2,6, что можно отнести к низкому уровню тревожности. Так же к низкому уровню можно отнести межличностную (2,9+-1,85) и магическую тревожность испытуемых

(3,45+- 3,31).

Более высокий уровень наблюдается у испытуемых по шкалам школьная и самооценочная тревожность (4,73+-2,56 и 4,7+- 2,56) – это средний уровень тревожности.

Низкий уровень общей тревожности наблюдается у 63,6 % (7 человек) испытуемых. Средний уровень у 27,3 % (3 человека). А высокий уровень лишь у 9 % (1 человек).

По методике «Исследование тревожности» (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин) получены следующие результаты.

 

41,6+- 6,5 46,5+- 8,95

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более высокая.

Ситуативная тревожность находится на более низком уровне, чем личностная, результаты ситуативной тревожности относятся к низкому уровню, а результаты по шкале личностная тревожность относятся к высокому уровню. В данной работе нас больше интересует уровень личностной тревожности, потому что именно он может влиять на успеваемость. У 63, 6 % (7 человек) испытуемых высокий уровень личностной тревожности, у 27,3 % (3 человека)- умеренный, у 9 % (1 человек) – низкий.

 

 

По результатам методики «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптация А.М.Прихожан) получены следующие результаты.

 

1-2 Состояние тревожности испытуемому не свойственно
3-6 Нормальный уровень тревожности
7-8 Несколько повышенная тревожность
  Явно повышенная тревожность
  Очень высокая тревожность

 

Очень высокий уровень тревожности, у 27,3 % (3 человека). Несколько повышенный уровень тревожности у 18,1 % (2 человека), у 45,5 %

(5 человек) нормальный уровень, у у 9 % (1 человек) – низкий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.