КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
При личном обыске и освидетельствовании подозреваемого, осмотре его одежды и обыске по месту жительства 13 страница
Определенную специфику имеет осмотр трупа потерпевшего. Если обстановка позволяет, труп следует осматривать на месте его обнаружения. Однако нередко в силу интенсивности дорожного движения и необходимости освобождения дороги для проезда труп приходится осматривать в морге. Помимо общепринятых в судебной медицине и криминалистике признаков и следов особое внимание при осмотре трупа следует обратить на поиск следов, характеризующих механизм происшествия, в том числе следов транспортной травмы. Значительные особенности имеет осмотр транспортного средства. Автомобиль осматривается на месте происшествия или в месте его обнаружения после происшествия. Фиксируются тип, марка, номерной знак автомашины, повреждения, возможно возникшие в результате ДТП, осуществляется поиск следов и других вещественных доказательств, появившихся в процессе ДТП (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани, одежды потерпевшего). Обычно осмотр автомобиля начинают с передней части. Тщательному осмотру должны быть подвергнуты фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, бампер, облицовка радиатора, капот, передние крылья, ручки дверей с тем, чтобы обнаружить на них возможные повреждения, части ткани одежды потерпевшего, следы крови, волосы и т. п. После этого необходимо в этих же целях осмотреть ходовую часть и низ кузова автомашины, зафиксировать состояние тормозной системы, рулевого управления и других агрегатов. В ходе осмотра кабины автомобиля надо обратить внимание на положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и включения освещения. Осуществляется поиск следов рук на рычагах управления, документов и предметов с целью установления личности скрывшегося водителя.
В случае обнаружения транспортного средства, возможно, участвовавшего в ДТП, не на месте происшествия рекомендуется обратить особое внимание на наличие недавнего ремонта (выпрямление вмятин, свежей покраски и т. п.). Допрос свидетелей. Прежде всего допрашиваются очевидцы ДТП, они устанавливаются обычно во время осмотра места происшествия. Ими могут быть пешеходы, водители и пассажиры транспортных средств, проезжавших по трассе в момент ДТП, лица, проживающие в жилых домах в районе места происшествия, лица, по роду своей работы находящиеся на улицах, и другие осведомленные лица. Очевидцы ДТП могут быть установлены с помощью средств массовой информации (местной печати, радио и телевидения). Обычно очевидцами ДТП являются посторонние лица, поэтому логично предполагать, что их показания объективны. Однако скоротечность и неожиданность для очевидца события ДТП, кратковременность его восприятия, субъективные свойства очевидца могут оказать на качество восприятия отрицательное воздействие — люди могут неполно и даже искаженно воспринять наблюдавшееся, не среагировать на обстоятельства, способствовавшие ДТП. Поэтому рекомендуется принять меры к выявлению максимального круга свидетелей — очевидцев. При допросе очевидцев должны быть выяснены вопросы, касающиеся условий восприятия наблюдавшегося события, сложившейся аварийной ситуации и механизма ДТП. Целесообразно предъявлять допрашиваемым схему места ДТП. Иногда полезен допрос очевидцев на месте происшествия. Это активизирует память допрашиваемого, способствует полноте, точности и объективности показаний. Очевидцы, установленные на месте происшествия, как правило, дают правдивые показания; что же касается очевидцев, явившихся к следователю по своей инициативе спустя определенное время после ДТП, особенно при отсутствии обращения к ним с помощью средств массовой информации, то, как показала практика последних лет, они бывают необъективными. Чаще всего они приходят к следователю по просьбе кого-либо из участников ДТП и дают выгодные этим участникам неправдивые показания. В ходе допроса таких очевидцев надо особенно тщательно выяснить все известные им обстоятельства ДТП, причину их запоздалого обращения к следователю, их отношение к участникам происшествия.
В качестве свидетелей в ходе расследования допрашивают также всех установленных осведомленных лиц — очевидцев, лиц, могущих дать характеристику участникам ДТП, медицинских работников, оказавших помощь потерпевшему, работников милиции, непосредственно осведомленных о происшествии, родственников, знакомых и др. Допрашивая лиц из числа родственников, близких знакомых участников ДТП, необходимо выяснить, не страдал ли потерпевший какими-либо психическими и физическими недостатками, каково было его состояние здоровья перед происшествием, с какой целью, с кем, куда он направлялся, как был одет, что имел при себе и т. п. Медицинские работники допрашиваются, как правило, в случаях смерти потерпевшего в лечебном учреждении или при его транспортировке в лечебное учреждение. Они иногда могут со слов потерпевшего предоставить ценную информацию. Сослуживцы водителя-профессионала обычно допрашиваются о его деловых и личных качествах, об уровне профессиональной подготовки, отношении к делу, о качестве произведенного ремонта транспортного средства, порядке выпуска автомашин на линию и регистрации возвращения транспортного средства в гараж и других вопросах, касающихся производственных условий работы водителя и его семейно-бытовых обстоятельств. Работники милиции и их общественные помощники, первыми прибывшие на место происшествия, могут быть допрошены в целях получения от них информации о первоначальной обстановке на месте происшествия. Допрос водителя. Допрос водителя осуществляется с учетом его процессуального положения: если он задержан в порядке ст. 122 УПК, то допрашивается в качестве подозреваемого; если он таковым не является, его допрашивают в качестве свидетеля с соблюдением предусмотренных законом правил. Подмена его профессионального положения, допрос как подозреваемого с оформлением протокола допроса свидетеля, как это нередко бывает на практике, неправомерны. Перед допросом водителя следует, помимо уяснения данных, зафиксированных в справке по ДТП, ознакомиться с его документами: удостоверением на право вождения транспортных средств; техническим паспортом (или талоном технического паспорта), путевым листом, имеющимся у водителя-профессионала, маршрутом движения, его квалификацией, выяснить, не привлекался ли он ранее к административной или уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и др. Вопросы, разрешаемые при допросе водителя, определяются исходя из предмета доказывания по делу с учетом конкретной криминальной ситуации. Если водитель с места происшествия скрылся и был позже установлен, то при его допросе следует выяснить, почему и куда он скрылся и не оказал помощи потерпевшему; принимал ли он меры к уничтожению следов преступления; в чем они конкретно выражались.
Поскольку ДТП совершается, как правило, неумышленно, то обычно водители склонны к даче правдивых показаний, однако при этом стремятся приуменьшить свою вину, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства, например грубую неосторожность потерпевшего, неблагоприятные условия дорожного покрытия, плохую види- мость, непредвиденную неисправность механизма автомашины, свое неожиданное недомогание и др. Допрос потерпевшего чаще всего осуществляется после его доставления в медицинское учреждение и получения разрешения врача. У потерпевшего пешехода выясняется, не страдает ли он каким-либо физическим недугом (например, близорукостью, частичной утратой слуха), который мог помешать ему быстро сориентироваться в сложившейся аварийной обстановке; где он находился в момент происшествия; были ли рядом другие лица; как он сам действовал, видел ли приближающееся транспортное средство, каковы его отличительные особенности (об этом особенно подробно, если оно скрылось) и другие определяемые характером наезда обстоятельства. При допросе потерпевших из числа пассажиров, кроме указанных обстоятельств, надо выяснить, какова была скорость автомашины; как себя вел водитель: не отвлекался ли, не жаловался ли на усталость, недомогание, не рассказывал ли о неисправностях транспортного средства, как вел себя после ДТП.
Как и водитель, потерпевший является лицом, заинтересованным в исходе дела, поэтому его показания могут быть необъективными. Кроме того, состояние страха, физические страдания могут повлиять на его оценку случившегося и поэтому она может быть ошибочной, нечеткой. Необходима критическая оценка его показаний. Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех случаях, когда в результате ДТП гибнут люди или им причиняются телесные повреждения. Эта экспертиза, помимо общих вопросов о причине смерти, времени, характере, локализации и степени тяжести телесных повреждений, состоянии здоровья потерпевшего перед нанесением ему повреждений, имеет своей задачей исследование вопросов о наличии или отсутствии на теле и одежде потерпевшего следов транспортной (автомобильной) травмы — следов удара частей тела об автомашину или о дорожное покрытие; сотрясения мозга в результате удара; сдавливания тела, следов волочения по дорожному покрытию. Кроме того, проводится судебно-медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего для установления алкогольного или наркотического опьянения. Производство этого освидетельствования по приказу Министерства здравоохранения РФ возложено на врачей психоневрологических диспансеров, поликлиник, больниц, амбулаторий, а также врачей обычных больниц, станций и пунктов скорой медицинской помощи. Освидетельствованием устанавливается факт употребления спиртного или наркотиков, их количество, степень опьянения, давность употребления, наличие или отсутствие остаточных явлений, свидетельствующих о бывшем опьянении. При этом может быть произведено биохимическое исследование с получением проб крови и мочи испытуемого, качественного и количественного определения алкоголя. При необходимости проводится судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств, которая исследует различные объекты биологического происхождения, главным образом кровь, волосы, частицы мозгового вещества, кости и различные ткани и органы человеческого тела, обнаруженные в ходе осмотра места ДТП, на теле и одежде потерпевшего. В связи с этим перед экспертом ставятся вопросы: не является ли обнаруженная кровь (вещество) кровью человека; совпадает ли она по группе и типу с группой и типом крови потерпевшего; принадлежат ли обнаруженные при осмотре транспортного средства волосы человеку, если да, то сходны ли они с волосами потерпевшего. Дорожно-транспортная (автотехническая) экспертиза назначается для определения технического состояния транспортного средства и исправности отдельных его частей, механизмов и узлов, установления механизма ДТП, исследования технической возможности предотвращения происшествия. Чаще всего перед экспертом-автотехником ставятся следующие вопросы: какие повреждения имеются на транспортном средстве; когда они образовались — до происшествия или после, с какой скоростью двигалось транспортное средство перед происшествием; возможно ли при данной скорости движения, состоянии проезжей части дороги и определенном расстоянии до препятствия остановить транспортное средство с помощью торможения; какое значение в данных условиях могла иметь неисправность тормозов и рулевого управления, какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства и дорожной обстановкой, способствовали происшествию. Во ВНИИСЭ МЮ РФ введена в эксплуатацию система «Автоэкс/2» для производства автотехнических экспертиз по делам о наездах с использованием ЭВМ «Минск-32», для выполнения исследований и печатания заключений, что позволяет получать заключения в корот- кие сроки независимо от числа вопросов и количества вариантов численных значений исходных данных. Производство дорожно-транспортной (автотехнической) экспертизы осуществляется экспертами автотехнической лаборатории ВНИИСЭ МЮ РФ и областных (краевых) лабораторий судебных экспертиз. Судебно-химическая экспертиза назначается в тех случаях, когда возникает необходимость определить, не однородны ли частицы краски, смазочных материалов, жидких и сыпучих грузов, обнаруженные на месте происшествия, на потерпевшем и на транспортном средстве. Из криминалистических экспертиз характерной для рассматриваемой категории дел является трасологическая экспертиза. Она чаще всего назначается для идентификации транспортного средства по следу протектора шины, частям и деталям, отделившимся при происшествии; определения последовательности возникновения следов, направления приложения силы при их образовании; установления взаиморасположения объектов в момент столкновения; направления движения транспортного средства; идентификации человека по следам рук, оставленным на рычагах управления и наружных поверхностях транспортного средства; установления целого по частям (осколкам стекла, отломанным деталям, обрывкам одежды). Иногда возникает необходимость в проведении комплексной (криминалистической, автотехнической и судебно-медицинской) экспертизы, на разрешение которой ставятся следующие вопросы: являются ли обнаруженные на трупе повреждения транспортной травмой, какими частями транспортного средства они могли быть нанесены; каково было положение тела потерпевшего по отношению к транспортному средству в момент нанесения повреждений; с какой скоростью двигалось транспортное средство в момент нанесения повреждений потерпевшему; каков механизм нанесения повреждений, обнаруженных на трупе; не нанесены ли повреждения на трупе данными частями транспортного средства; каков тип (вид, марка) транспортного средства, совершившего наезд (устанавливается по следам шин, осколкам фар, отпечаткам определенных частей транспортного средства). В необходимых случаях проводятся и другие экспертизы, в частности судебно-психиатрическая и судебно-пси- хологическая и др. Следственный эксперимент. По рассматриваемой категории дел чаще всего проводятся следственные экспери- менты по установлению возможности восприятия каких-либо обстоятельств происшествия, установлению возможности совершения определенных действий и установлению механизма ДТП. Следственный эксперимент позволяет получить информацию о возможности видеть появившееся препятствие (человека, автомашину и др.) в конкретной дорожной ситуации, слышать звуки транспортного средства, шум двигателя и т. п., установить скорость движения автомашины, состояние тормозов и других агрегатов транспортного средства, влияющих на безопасность движения, наличие или отсутствие у водителя определенных профессиональных навыков и т. п. Путем воспроизведения обстановки ДТП с учетом следов на транспортном средстве, дорожном покрытии и других объектах возможно установление механизма столкновения или наезда. При проведении эксперимента следует особенно тщательно соблюдать требования о максимальном приближении его условий к действительным обстоятельствам расследуемого ДТП (производство эксперимента на том же месте, в то же время, с использованием, если это возможно, того же транспортного средства). В ряде случаев результаты эксперимента могут быть использованы в качестве исходных данных при производстве дорожно-транспортной (автотехнической) экспертизы. Глава XXXI. РАССЛЕДОВАНИЕ ПОДЖОГОВ И ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ § 1. Криминалистическая характеристика поджогов и преступных нарушений правил противопожарной безопасности Значительное и, к сожалению, не сокращающееся количество пожаров, причиняющих ежегодно большой материальный ущерб государству, предприятиям, гражданам, вызывает необходимость совершенствовать методы профилактики, выявления причин и виновников криминальных пожаров. В уголовном законе содержится ряд статей, направленных на охрану имущества от поджогов и преступных нарушений правил противопожарной безопасности. Успех уголовно-правовой борьбы с этими преступлениями во многом зависит от правильного применения уголовного закона и научно обоснованных методов их раскрытия и предупреждения. По обстоятельствам возникновения криминальных пожаров можно выделить несколько типичных криминальных ситуаций: пожары в жилых помещениях. Они наиболее распространены и возникают чаще всего в результате неисправности и неправильной эксплуатации электронагревательных приборов, отопительных печей и газовых плит, оставленных без надзора, невыключенными, от коротких замыканий в электропроводке, от непогашенных окурков и т. д. Отмечено немало случаев, когда лицо в нетрезвом состоянии засыпает с недокуренной сигаретой, от которой возникает пожар, гибнет имущество, а порой и сам человек. Пожары в жилых домах возникают иногда в результате шалости детей, в руки которых по недосмотру взрослых попадают спички, газовые зажигалки, ракетницы, патроны, «самопалы» и т. п.; пожары на производственных предприятиях, возникающие в результате нарушений правил противопожарной безопасности, технологических процессов производства, правил хранения горючих жидкостей, газов и других легковоспламеняющихся веществ, а также материалов и сырья, способных к самовоспламенению или самовоз- горанию, нарушении правил производства электро- и газосварочных работ, различных неполадок в электросиловом хозяйстве, электросети и электрооборудования, в системах охлаждения и вентиляции, неисправности отопительной системы и небрежного обращения с огнем, курения в недозволенных местах, особенно в условиях захламленных помещений с наличием промасленной ветоши, тряпок, стружки и других материалов; пожары на элеваторах, мукомольных, сахарорафинадных и других предприятиях, где возможно возникновение огнеопасных и взрывоопасных пылевоздушных смесей; пожары на складах и в торговых помещениях. По количеству их значительно меньше, чем, например, пожаров на объектах государственного и индивидуального жилого фонда, однако по размеру причиненных убытков они превосходят их в несколько раз. Основными причинами этой группы пожаров являются нарушения правил противопожарной безопасности, складирования и совместного хранения различных материалов, небрежное обращение с огнем и самовозгорание. Отмечены также случаи поджога с целью сокрытия хищений, совершенных в магазинах, на складах и других предприятиях торговли; пожары на объектах сельского хозяйства: животноводческих фермах и в ремонтных мастерских, а также на полевых участках с созревшими зерновыми культурами, лугах и пастбищах и в местах скирдования необмолоченного зерна, сена и соломы. Полевые пожары происходят главным образом в результате небрежного обращения с огнем (курение, разведение костров), а также самовозгорания после скирдования мокрого, непросушенного сена или соломы. Пожары в ремонтных мастерских, коровниках и других помещениях возникают чаще всего от коротких замыканий в электросети, неосторожного обращения с керосиновыми светильниками, несоблюдения правил курения и производства газосварочных и электросварочных работ; лесные пожары. Их причинами в условиях жаркого засушливого лета нередко являются небрежное обращение с огнем (непогашенный окурок или костер и др.) и загорание от искры транспортного средства, а также самовозгорание торфяников, самовоспламенение под действием солнечных лучей и грозовых разрядов; пожары на объектах транспорта (загорание вагонов и цистерн с горючими и другими легковоспламеняющимися веществами, пожары на станциях и путевых объек- тах, на морских и речных судах). Причинами загорания цистерн с легковоспламеняющимися жидкостями являются нарушения правил их транспортировки, недостаточная промывка и просушка цистерн, использовавшихся ранее для перевозки других химических соединений, небрежное обращение с огнем. Загорание буксов вагонов происходит в результате недосмотра смазчиков, а также вследствие попадания в буксы песка и других посторонних предметов. Пожары на морских и речных судах возникают главным образом в результате небрежного обращения с огнем, технических неполадок в машинном отделении и нарушений правил противопожарной безопасности на борту судна; пожары в культурно-зрелищных учреждениях (клубах, кинотеатрах, домах культуры и др.), возникающие чаще всего по вине зрителей от брошенных непогашенных окурков и спичек, а также в результате искрения в электросети; пожары, возникающие в результате диффузных взрывов (например, при утечке газа в закрытых помещениях и магистральных газопроводах); пожары, явившиеся следствием поджога. Следственная практика убеждает, что в приведенных типичных ситуациях совершения преступления содержание выдвигаемых следственных версий, совокупность выясняемых обстоятельств и система мероприятий по их проверке существенно различаются. Непосредственные (технические) причины возникновения пожара разнообразны. Обобщенные данные следственной, судебной и экспертной практики позволяют выделить четыре группы технических причин возникновения пожара: 1) воздействие открытого огня (пламя, накаленное 2) самовоспламенение, то есть загорание веществ от Температура самовоспламенения для определенного вещества постоянная, но она может измениться в зависимости от содержания кислорода, примеси водяных паров и негорючих газов, от давления, характера и каталитических свойств поверхности нагревающего тела и от емкости 546 сосуда, в котором находится данное вещество. Эти факторы нельзя не учитывать при осмотре места пожара и производстве пожарно-технической экспертизы; 3) самовозгорание, то есть загорание под влиянием Самовозгораться могут почти все твердые, жидкие и газообразные вещества, но одни из них самовозгораются сами по себе (по принятой классификации эти вещества составляют первую группу), другие только в контакте с определенными веществами (вторая группа). Чаще всего самовозгораются измельченные вещества или пропитанные маслами тряпки, ветошь, опилки, пакля, хлопок и т. п. Химические вещества и смеси могут самовозгораться при соприкосновении с воздухом (фтористый водород, металлическая пыль, сернистый калий и натрий), а также при смешивании с органическими веществами, жидкими и твердыми окислителями (кислород, азотная кислота, перекись натрия, марганцовокислый калий и др.). Поэтому, например, фосфор хранят и транспортируют под слоем воды, а калий и натрий — под слоем минеральных масел. Некоторые химические соединения при соприкосновении или смешивании с другими веществами вызывают их горение. Например, отдельно взятые глицерин и марганцовокислый калий не загораются даже под действием интенсивного открытого огня. В смеси же эти вещества способны к энергичному самовозгоранию, так как в результате химической реакции выделяется озон, который, соединяясь с продуктами разложения глицерина, вызывает горение; 4) взрыв. Диффузный химический взрыв, а иногда Криминалистическая характеристика рассматриваемых преступлений включает сведения не только о наи- 547 более распространенных технических причинах возникновения огня, но и типичных условиях, вызывающих его развитие и распространение. Такими условиями чаще всего являются: наличие в помещении горючих материалов, захламленность помещения, отсутствие или неисправность первичных средств тушения пожара, пожарной сигнализации, отсутствие противопожарных преград, несоблюдение правил противопожарной безопасности в производственных помещениях и хранилищах, а также растекание горючих жидкостей при пожаре, взрывы, деформации и обрушивание конструкций, несвоевременный вызов пожарной команды, неподготовленность работников объекта к тушению пожара.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |