КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии и уровни развития коллективаПризнаки коллектива Психология коллектива Лекция 2. Психологические аспекты инженерной деятельности 1. Психология и поведение отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые "группами". Среди групп можно выделить большие и малые. Большие представлены: государствами, нациями, народностями, партиями, классами, социальными общностями, выделяемые по профессиональным, экономическим, возрастным, половым, культурным и др. признакам. Эти группы воздействуют на психологию и поведение личности опосредованно: через проводимую им политику, идеологию и культуру. Непосредственным проводником идеологии больших социальных групп применительно к каждой конкретной личности, является малая группа. В ней человек, проводит большую часть своей жизни, т.е. мы можем сказать, что психология и поведение личности зависит от отношений существующих в малых группах. Коллектив - (собирательный) - это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития.
Социальная психология рассматривает коллектив как качество малой группы, связанное с общей деятельностью и отсюда основная черта - направленность, обеспечивающая целеустремленность. Стадии развития коллектива по Макаренко: Стадии развития коллектива по Бехтереву: он рассматривал развитие в отрыве от общественной жизни. Точка зрения психолога А.В.Петровского по этому вопросу такова: Групповые процессы в коллективе иерархизированы и образуют многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями. Этой структурой в настоящее время пользуются психологи, т.к. она наиболее доступна, проста и достоверна. Думаю она приемлема и вашему пониманию в осознании своего статуса и взаимодействия.
4. Непосредственным свидетельством и одновременно условием высокого качества общения является благоприятный социально-психологический климат коллектива, о котором психологи в общественном сознании объективных и прежде всего материальных условий жизнедеятельности его членов. Конкретнее, социально-психологический климат определяется особенностями восприятия человеком процессов общения; объединяющими или разъединяющими чувствами; оценками и мнениями; готовностью к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. В совместной деятельности межличностное общение порождает такие психологические явления, как сочувствие и переживания, подражание, общее настроение и мнение, коллективные морали. Эти явления и нормы интегрируются в понятие "социально-психологический климат" В структуре социально-психологического климата могут быть выделены: Представления об уровне социально-психологического климата можно получить с помощью таких показателей: В регулировании психологического настроя, межличностных отношений и поведения людей важное место занимают чувства, эмоции - субъективные переживания состояний и поступков человека, его своеобразные чувственные реакции на окружающую среду. По определению Т.Шибутани: "Чувства - это системы поведения человека, которые не наследуются биологически и которым не научаются. Они принимают форму и кристаллизуются в ходе приспособлений друг к другу, осуществляемых индивидуальными человеческими существами". Эмоции играют очень важную роль в познании, иногда они способны оказать решающее влияние на восприятие личностью факторов среды и характер общения людей, но не исключает участия сознания в этом процессе: по образному выражению И.Павлова "человек смотрит глазами, а видит мозгом". Но поведение человека в группе, социально-психологический климат определены не только личностью, но и особенностями группы. Замечена такая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможении того, что в ней есть худшего. И напротив, чем больше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива и чем ближе она находится к корпорации, тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений. Долгое время (да и до сих пор) система воспитания в нашей стране строилась на тезисе, согласно которому, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через него. Иного пути, кроме, включения личности в коллектив с целью ее совершенствования, не виделось. Сам коллектив понимался как основной инструмент воспитания и необходимая цель: сначала создать коллектив, а потом уже через него воспитывать личность. И в свое время А.С.Макаренко доказал, что развитый коллектив действительно играет важнейшую роль в формировании личности(особенно для тех, кто в своем развитии отстает от коллектива). Но всегда ли личность отстает от коллектива? Всегда ли он более высок и более прав по отношению к личности? Нередко высокоразвитая, высокосознательная, одаренная личность превосходит свой средний коллектив, стоит выше его членов. В.М.Бехтерев и М.В.Ланге провели серию экспериментов в которых было обнаружено, что коллектив может подавлять одаренную, творческую личность. В жизни немало примеров, когда отдельные люди перерастают свой коллектив, оказываются непонятыми, непринятыми и испытывают давление со стороны коллектива. Факты, полученные в последние годы в социально-психологических исследованиях, показывают, что среди множества реальных коллективов, высокоразвитых, воспитывающих личность коллективов не более 6-8%. Следовательно, теоретически правильный тезис о положительном воздействии коллектива на личность по отношению к абсолютному большинству не вполне соответствует жизни. Кроме того, личность - это всегда индивидуальность и воспитывать ее - это создавать оригинальных непохожих друг на друга людей. В редких коллективах этот принцип выполним, как правило, в коллективах предъявляются одинаковые требования, что может привести не к индивидуализации, а, напротив, к унификации личности. Т. е. коллектив способен оказывать на личность не только положительное воздействие. Что же необходимо для воспитания полноценной личности: Психология коллектива это очень объемный пласт этой науки. Мы сегодня коснулись некоторых его вопросов, которые будут необходимы вам для работы в коллективах, на вашем жизненном пути.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |