Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная политика в отношении семьи в Украине 1 страница




ТЕМА 15

 

1. Современный опыт семейной политики в развитых странах

В европейских странах подходы к реализации семейной политики существенно отличались на протяжении продолжительного периода ее развития. Это проявлялось в том, что в тех или других странах акцентировалось внимание на разных способах влияния государства на семью и семейная жизнь, а также в разной степени реализации этого влияния. Еще перед Второй мировой войной основным акцентом семейной политики франкоязычных стран Европы (Франции и Бельгии) была финансовая поддержка семей, германоязычных стран (Германия, Австрия, а также Швейцария) основное внимание уделяли политике материнских отпусков, скандинавские государства традиционно акцентировали внимание на правах женщины, гендерного равенства, а следовательно, на рычагах, которые разрешали женщинам объединять семейную жизнь с профессиональным, англоязычные же Великобритания и США оказывали поддержку только семьям, которые нуждаются. Конечно, на протяжении послевоенных десятилетий разительные отличия в подходах к семейной политике стали более размытыми, но определенные черты таких расхождений ощущаются и до сих пор.

Существует много подходов к классификации стран по типам семейной политики, и отправными точками здесь могут служить разнообразнейший параметры. Типы семейной политики определяются согласносоотношению ряда характеристик политики в отдельных странах, и в результате осуществляется распределение совокупности стран на несколько групп. Термин «модель семейной политики» чаще применяется для характеристики семейной политики одной отдельно взятой страны и определение ее основного направления. Согласно традиционной классификации разновидностей семейной политики, в развитых странах выделяют такие четыре типа: социал-демократический, консервативный, южноевропейский и либеральный. Впервые такая классификация была предложена Г. Эспинг-Андерсен в начале 1990-х, а со временем расширенная в работах других известных ученых. Классификация базируется на характеристике взаимоотношений в системе государство - семья - рынок и обеспечении социальных прав разных категорий населения. При этом устанавливается уровень зависимости работающего от рыночной конъюнктуры и степень уменьшения этой зависимости в результате социальной политики (имеется в виду возможность выхода из рынка труда без риска остаться без средств к существованию). Рассмотрим эти типы детальнее.

1. Социально-демократический тип. Характеризуется весомой государственной поддержкой семей с детьми в целом и работающих родителей в частности, а также высоким уровнем эмансипации и гендерного равенства. Материальная поддержка осуществляется путем денежных выплат на среднему равные в виде универсальных пособий, тем не менее развиты и другие формы материального содействия родителям с детьми, вследствие чего уровень бедности семей с детьми низкий. Поддержка работающих родителей осуществляется через систему продолжительных материнских/родительских отпусков и отпусков по уходу за ребенком, а также через развитую систему социальных услуг по уходу за ребенком. Этот тип характерный для скандинавских стран - Швеции, Норвегии, Финляндии и Дании.

2. Консервативный тип. Присущими ему чертами сравнительно с другими типами, являются средний уровень государственной поддержки семей с детьми и зависимость степени поддержки от занятости родителей. Преобладают более традиционные взгляды на место женщины в обществе. Материальная поддержка и поддержка работающих родителей осуществляется на среднем уровне - в некоторых странах установленные продолжительные отпуска для родителей и по уходу за детьми, тем не менее недостаточно развитая сфера ухода за детьми. Этот тип присущ таким странам Западной Европы, как Германия, Франция, Нидерланды, Австрия, Бельгия, Ирландия, Люксембург.

3. Южноевропейский тип. Имеет место в странах с относительно высокой степенью расслоения населения по доходам и характеризуется объединением универсальных и персональных социальных услуг и выплат. При этом наблюдается относительно высокий уровень бедности семей с детьми, которые частично является следствием низкого уровня материальной поддержки родителей с детьми. Недостаточно внимания отводится также обеспечению возможности объединять рождение детей с трудовой деятельностью. Как видно из названия, этот тип характерный для стран юга Европы - Греции, Италии, Испании, Португалии.

4. Либеральный тип. За него уровень государственной поддержки семей с детьми низкий, и поддержка в основном предоставляется в случае крайней необходимости. Весомую роль сыграют частные и рыночные схемы социального обеспечения, особенно это касается дошкольных учреждений. Материальная поддержка родителей с детьми довольно незначительна, тем не менее в случае крайней потребности может быть довольно существенной. По аналогичному принципу осуществляется поддержка работающих родителей. Среди европейских стран этот тип характерный для Великобритании и Швейцарии. Из других развитых стран мира именно к этому типу относят Австралию, Канаду, Новую Зеландию и США.

Приведенная классификация была первой фундаментальной попыткой группирования стран за типами семейной политики, она много в чем сформировала направления для дальнейшего анализа развития семейной политики развитых стран. Наибольшим недостатком ее считают то, что анализ осуществлялся в пределах исследования социальной политики в целом и в процессе использовалось значительное количество показателей, которые имеют крайнее дискуссионное и опосредствованное отношения к семейной политике, как вот пенсионное обеспечение, помощи при безработице и потере трудоспособности, и др. Следующими годами научные работы многих исследователей были посвященные классификации стран за типами семейной политики на основе тех или других подходов. По результатам анализа социальной политики стран ОЭСР известный канадский научный работник А. Готье выделяет несколько моделей семейной политики, характерных для Европы 1990-х, а именно: пронаталистськую модель, егалитарную модель, традиционалистскую модель и модель, ориентированную на самообеспечение семей или «приватизацию» семейных функций. При анализе использовались показатели, которые характеризуют семейную политику в узком понимании этого слова, а именно показатели материальной помощи семьям с детьми и поддержки работающих родителей. Хотя классификация осуществлена на базе материалов за 1990-е гг., но особенности этих моделей в значительной мере сохранили свою актуальность и сейчас.

1. Пронаталистская модель. Основной целью этой модели является преодоления низкой рождаемости, следовательно, акцент осуществляется на стимулировании детородной активности и создании возможностей объединения экономической деятельности по рождением и воспитанием детей. Поддержка семьи рассматривается как сфера ответственности государства, которое оказывается в высокому уровне как развития сферы социальных услуг по уходу за детьми, так и материального обеспечения матери во время декретного отпуска. Большую роль играют денежные выплаты, особенно при рождении третьего ребенка. Создаются все условия для того, чтобы занятость матери не была препятствием для рождения ребенка. Ярким примером внедрения этой модели есть Франция.

2. Традиционалистская модель. Основной задачам политики в этом случае есть сохранения и поддержка семьи и семейных ценностей в традиционном понимании этих понятий. Государство берет на себя некоторую ответственность за материальную поддержку семей, но все-таки считается, что семья должна сама себя обеспечивать. Весомую роль в материальной и нематериальной поддержке семей сыграют также разного рода частные некоммерческие организации. В целом же для указанной модели характерный сравнительно низкий средний уровень финансовой поддержки семей с детьми. В определенной степени поощряется традиционная модель семьи с “ мужчиной-кормильцем” и все еще существуют препятствия для женской занятости, например через систему налогообложения. Низкий уровень развития сферы социальных услуг по уходу за ребенком не дает возможности матерям достаточной мерой объединять занятость с семейной жизнью. Эта модель семейной политики характерная для Германии.

3. Эгалитарная модель. Основной целью политики в реализации этой модели есть обеспечения гендерного равенства. Государство в полной мере берет на себя создания среды, которой бы дало возможность объединять оплачиваемую работу женщины и семейная жизнь, для этого поощряется расширение роли отца в воспитании детей и уходе за ними. В противоположность традиционалистский модели, здесь женщины и мужчины в равной мере рассматриваются как кормильцы семьи. Государственная поддержка сферы ухода за ребенком и работающих родителей осуществляется на высоком уровне. Основой эгалитарной модели есть законодательство относительно отпусков, связанных с воспитанием ребенка. Довольно либеральным есть брачное законодательство. Ярким примером реализации подобной модели есть Швеция.

4. Модель, ориентированная на самообеспечение семей или «приватизацию» семейных функций. За этой моделью в сфере ответственности правительства оказываются только малообеспеченные семьи. Считается, что семья является самодовлеющей, а регулирование ее материального благосостояния осуществляется рынком и, исходя из этого, финансовая поддержка семей, а также функционирование сферы социальных услуг осуществляется в целому на невысоком уровне. Участие женщины на рынке труда не ограничивается, но поддержка при рождении ребенка очень незначительная, т.е. также определенной мерой исповедуется традиционная модель с «мужчиной-кормильцем». В целом поддержка работающих родителей рассматривается лучше как сфера ответственности негосударственных организаций, чем правительства. Примером модели является Великобритания.

Заметим, что семейная политика в каждой отдельно взятой стране имеет свои исторически сформированные особенности и каждая модель где в чем уникальная. При этом модели семейной политики некоторых стран стали классическим образцом реализации того или другого подхода к пониманию последней и полем для усвоения соответствующего опыта другими странами. Показательными моделями семейной политики в Европе можно считать модели таких стран как Франция, Германия, Швеция и Великобритания.

Приведенные модели изменились на протяжении последнего десятилетия. Традиционалистский подход к семье и месту женщины в обществе, по крайней мере на уровне государственной политики, уступает более современному, основанному на гендерного равенства, поощрении женской занятости и расширении практической роли отца в процессе воспитания ребенка. Низкий уровень рождаемости побуждает к внедрению разного рода инструментов семейной политики, которые уже были задействованы и показали свою уместность в других странах. Например, в Германии на протяжении последнее десятилетие осуществлено ряд реформ в сфере семейной политики, часть которых имеет четко выраженное пронаталистское направление. Так, после 2005 г. значительно выросла финансовая поддержка родителей, которые присматривают детей. Среди основоположных моментов реформирования декларируется также поддержка возможностей объединения занятости и семейной жизни для родителей путем расширения сферы неполной занятости для женщин с детьми, организации возможностей гибкого рабочего графика, увеличение продолжительности родительских отпусков и стимулирование большей их привлекательности для отца (например, с предоставлением права работать некоторое время на срок родительских отпусков, который дает возможность сохранить за собой определенное рабочее место).

Кроме акцента на мероприятиях, которые потенциально делают авансы к рождению ребенка, внимание также отводится преодолению бедности семей с детьми (путем помощи с занятостью их родителям и предоставление налоговых кредитов семьям с низким доходом), а также повышению качества содержания детей в дошкольных воспитательных учреждениях. Как видим, перечень сфер, которые подлежат реформированию довольно широкий. Но если изменить политику государства можно довольно быстро, то эволюция общественного отношения процесс очень продолжительный и сложный. В той самой Германии женщины, которые приняли решение родить ребенка, могут столкнуться с разными неформальными препятствиями в сфере занятости, связанными с нежеланием руководства иметь проблемы с персоналом.

Процессы реформирования семейной политики происходят также в Великобритании, но кое-что в другом русле. В целом, сравнительно с франкоязычными и скандинавскими странами Европы, указанная политика реализована здесь на очень незначительному уровне, но последними годами сфера и степень влияния государства на семейную жизнь постепенно расширяются. Реформированию постепенно подлежат почти все применяемые в стране инструменты семейной политики. Тем не менее сейчас и уровень выплат, и возможности относительно отпусков остаются значительно меньшими, чем в скандинавских странах или Франции. Значительный акцент сделан на расширении возможностей кредитования семей с детьми и развитии сферы дошкольного воспитания детей, которая все больше переходит к компетенции правительственных структур. Но ныне реформирование семейной политики Великобритании не имеет (в отличие от Германии) выраженного пронаталистского характера - ее целью является улучшение качества жизни семей с детьми. Следовательно, можно утверждать, что сфера ответственности государства относительно семьи постепенно расширяется, но это осуществляется не на пронаталистской или эгалитарной основе; скорее речь идет о трансформации самой модели: семья все большей мерой становится объектом социальных инициатив и ее поддержка в целому возрастает.

Определенные изменения в приведенных моделях семейной политики можно проиллюстрировать на примере динамики государственных социальных выплат семьям с детьми. Рассмотрим ее за основными странами, которые «символизируют» разные модели развития семейной политики. Во Франции расходы практически стабильны на протяжении последнего десятилетия и осуществляются на довольно высоком уровне - 2,5-3% от ВВП. В Швеции последние 5 лет расходы стабильные и высокие, хотя в середине 1990-х доля была еще более значительной и достигала 4%. Германия старается решить свои демографические проблемы путем активизации пронаталистской политики, которое нашло свое отображение в ощутимом росте объема расходов на семью и детей сравнительно с серединой 1990-х гг. Сейчас соответствующий относительный показатель в Германии превышает такой для Швеции и Франции. Великобритания, наоборот, заметно сократила долю расходов на семью и детей и ныне она сравнительно незначительная - лишь 1,5 % ВВП.

Особенности той или другой модели семейной политики определяются, как правило, за определенным уникальным соотношением ее компонентов и степенью их развития. Семейная политика каждой отдельно взятой страны состоит из довольно широкого круга элементов, способных влиять на положение семьи в окружающей ее социально-экономической среде. Семейная политика может охватывать значительное количество сфер общественно-экономической жизни и учитывать их разнообразнейший аспекты.

 

 

2. Компоненты семейной политики

На протяжении последних десятилетий осуществлялись многочисленные попытки классификации компонентов семейной политики. Наиболее актуальной нам выдается такая классификация.

1) Финансовые инициативы:

- периодические платежи;

- одноразовые выплаты или займы при рождении ребенка;

- налоговые скидки или кредиты;

- бесплатные (или со скидками) товары и услуги для детей;

- жилищная политика.

2) Поддержка родителей по совмещению их занятости с воспитанием ребенка:

- родительский и материнский отпуска;

- развитие сферы услуг по уходу за ребенком;

- гибкий рабочий график и кратковременные отпуска, связанные с воспитанием ребенка; возможности вариации рабочего времени (возможность самостоятельно регулировать рабочий график);

- недискриминационное трудовое законодательство и гендерное равноправие в сфере занятости.

3) Смежные компоненты социально-экономической среды, которые влияют на семьи с детьми:

- дружеская к детям среда (отношение со стороны общества, органов власти и других учреждений к родителей и детям);

- стимулирование гендерного равенства;

- поддержка брачности и семейных связей.

Элементы последней группы можно считать компонентами политики с большой долей условности, поскольку их регулирование со стороны органов власти осуществляется только частично и существенно зависит от уровня развития общества в целом.

Если говорить о семейной политике Украины, то она в целом не имеет четко выраженной концепции, хотя в стране той или другой мерой развиты отдельные, включенные в вышеупомянутой классификации компоненты семейной политики. По нашему мнению, целью семейной политики в Украине должен быть поддержка семейного образа жизни, укрепление семьи с детьми, создание оптимальных условий для ее образования, функционирование и развития. Основные задачи семейной политики - укрепление в общественном и личном сознании потребности в семьи, браке, отцовстве и материнстве и создание социально-экономических условий для реализации этой потребности.

Наиболее весомой составной государственной помощи семьи в Украине признается единовременное пособие при рождении ребенка. Высокий размер выплат, связанных с рождением ребенка и существенная их дифференциация за очередностью рождения дает возможность говорить о пронаталистское направление семейной политики Украины. Собственно, это является логическим следствием продолжительного спада рождаемости в стране в 1990-х годах

В условиях современной Украины финансовые инициативы наиболее актуальны как инструмент влияния на детородное поведение и материальное благосостояние семей с детьми. Кроме собственное улучшение материального положения родителей и детей, многими исследованиями также доказано определенное положительное влияние финансовых инициатив на детородную активность. Если семьи / индивиды получат возможность осуществлять свои расходы на надлежащем уровне, это, безусловно, положительно повлияет на их самооценки и представление относительно собственного благосостояния, а следовательно, облегчит принятие жизненно важных решений относительно бракосочетания и рождение детей. Если же их видение своего материального положения будет отрицательным, то вопрос улучшения благосостояния будут оставаться первоочередными, а рождение детей будет откладываться или решение об их рождении вообще не будет принято.

Как образец подтверждения эффективности финансовых компонентов семейной политики можно привести пример Франции. Реформа системы выплат в 1994 г., когда специальную помощь по уходу за ребенком стали получать, начиная из ребенка второй очередности, оказывала содействие росту числа рождений на 7% между 1995 г. и 2000 г.. При этом число новорожденных второй очередности за этот период возросло на 10,9%, однако при этом, рождение третьего ребенка стало менее привлекательным и количество новорожденных детей третьей очередности снизилось на 2,4%. Следующая реформа была проведена в 2004 г., когда было объединено несколько видов помощи по уходу за ребенком в одну и существенно расширен круг ее получателей; теперь она предоставлялась на всех родившихся после 2004 г. детей, независимо от очередности. Результатом этой «пронаталистской» реформы стал незначительный рост общего количества рождений следующего же года.

Продолжительное время в Украине выплаты при рождении ребенка существовали, но были настолько несущественными, что нельзя говорить о любом их эффекте. Состоянием на 01.01.2001 г. одноразовая выплата при рождении ребенка составляла 180 грн., на 01.01.2002 г. - 200 грн., ежемесячная же помощь на ребенка к достижению ею трехлетнего возраста в этот момент составляла 40 грн. В этот же время размер установленного прожиточного минимума составлял 342 грн. на месяц (для детей до 6 лет - 307 грн.). Соотношение этих показателей дает возможность утверждать, что денежные выплаты при рождении ребенка и дальнейшему ее воспитании не могли обеспечить удовлетворения даже минимальных потребностей семей с детьми. При этом также нужно учесть, что установление прожиточного минимума всегда осуществлялось на равные намного ниже, чем тот, который отвечает реальным нуждам населения страны.

В следующие годы происходил незначительный рост объемов выплат. В 2003 г. единовременное пособие при рождении ребенка составляла 320 грн., а ежемесячные выплаты - 80 грн. (при размере прожиточного минимума на уровне предыдущего года - 342 грн.). Переломным в развитии системы материальной помощи при рождении ребенка определенной мерой можно считать 2004 г. Но сформированное в обществе мнение о том, что значительные денежные выплаты при рождении ребенка - это заслуга исключительно тех политических групп, которые пришли к власти после президентских выборов и Померанцевой революции справедливая только частично. На самом деле уже в начале 2004 г. размер единовременного пособия при рождении ребенка составлял довольно значительную, как для Украины, сумму - 684 грн. с 01.01.2004 г. и 725 грн. - с 01.05.2004 г. (это почти вдвое превышало прожиточный минимум, который с 27.05.2004 г. составлял 362 грн. и более чем втрое - минимальную заработную плату, которая представляла на то время 205 грн.). Еще одним переломным фактором становится значительная политизация вопроса о размерах единовременного пособия, которое сохраняется и до сих пор. Результатом стал значительный рост денежных выплат при рождении ребенка на фоне незначительных изменений других социальных стандартов.

После прихода к власти новой политической элиты состоялся значительный рост единовременного пособия при рождении ребенка (о чем было широко проинформировано население в ходе предвыборной кампании). С 01.01.2005 г. размер выплат составлял 1500 грн., с 01.04.2005 г. - 8497 грн., а с 01.01.2006 г. - 8500 грн. Следует отметить, что и на тот момент, и в настоящее время эта сумма очень весомая не только по украинским стандартам,. Следующее реформирование системы выплат состоялось в 2008 г. и, со значительными изменениями в объеме и принципах выплат, сопровождалось значительной политизацией данного вопроса. Важнейшим элементом реформирования единовременного пособия при рождении ребенка постоянная дифференциация объема выплат за очередностью рождения ребенка. Сейчас помощь при рождении ребенка, который родился после 31 декабря 2007 г., составляет 12240 грн. - на первый ребенка, 25000 грн. - на друге ребенка, 50000 грн. - на третью и следующих детей. Выплаты осуществляются не одномоментно, а определенными частями на протяжении года или нескольких лет. Так, первая выплата составляет 4800 грн. при рождении первого ребенка, 4840 грн. - второй, 5000 грн. - третьей и выплачивается сразу после рождения. Сдача выплачивается: на первый ребенка на протяжении следующих 12 месяцев (620 гривен ежемесячно), на друге ребенка - 24 месяцев (840 гривен ежемесячно), на третий и следующий ребенка - 36 месяцев (1250 гривен ежемесячно) равными частями. Можно утверждать, что именно после реформирования выплат в 2008 г. семейная политика Украины получила четко выраженное пронаталистское направление.

Ежемесячная же помощь на ребенка к достижению ею трехлетнего возраста на протяжении последних лет также испытала определенных изменений, но при этом характеризовалась одной особенностью - все время ее объем был очень незначительным сравнительно со всеми другими социальными стандартами. В 2005 г. она составляла 104 грн., в 2006 г. - 114 грн., в 2007 г.- 120 грн. в 2008- - 130 грн., при этом выплаты осуществляются без какой-нибудь дифференциации за очередностью родившегося ребенка.

В целом единовременное пособие при рождении ребенка есть наиболее весомой составной помощи государства семьям с детьми. Опосредованно результаты проведенного исследования подтверждают результативность этих мероприятий, поскольку именно факторы, связанные с ростом денежных поступлений для семей с детьми признанные наиболее весомыми среди других возможных факторов повышения детородной активности населения Украины. Скорее всего, такое положение есть ситуативным, но если учесть пожелание населения и воспринять высказанные им мысли за достоверные, то в условиях современной Украины именно финансовые инициативы должны играть основоположную роль в формировании семейной политики. Собственно, так оно и есть, но по сути на значительном гранте при рождении ребенка семейная политика как такая и завершается. Дальнейшее развитие семейной политики Украины, в первую очередь, следует осуществлять в направлении диверсификации инструментов из группы «финансовые инициативы». Прежде всего это касается ежемесячных выплат, которые следует сделать на тот период, когда заканчиваются выплаты единовременного пособия при рождении ребенка. Уместным также будет увеличение возрастной границы выплат и дифференциация их по очередности ребенка (возможно, это следует осуществить в объединении с некоторым уменьшением единовременного пособия).

Если говорить об отдельных компонентах политики относительно поддержки родителей в объединении их экономической активности с рождением и воспитанием детей, то согласно представлениям населения Украины такие не будут иметь надлежащей эффективности в современных условиях – данный тезис подтверждается мыслями населения относительно возможностей активизации политики в сфере рождаемости. Ведь активно применяемые в некоторых европейских (прежде всего, скандинавских) странах разного рода системы отпусков по уходу за ребенком не являются истребованные обществом

Еще одним фактором, который потенциально может оказывать содействие активизации детородной активности, есть решения жилищных проблем семей с детьми. Жилая политика считается необходимым элементом семейной политики во многих европейских странах, хотя она и не имеет прямого пронаталистского направления. Весьма весомыми в семейном бюджете жителей Европы есть расходы на содержание жилья. Например, по данным опросов, треть молодых людей Австрии возрастом 20-39 лет считает, что слишком высокие расходы на содержание жилья является важной преградой к рождению ребенка (детей).

Связанные с приобретением и содержанием жилья материальные пособия могут существовать в виде периодических денежных платежей (например, таких, которые уже на протяжении продолжительного периода существуют в Швеции), одноразового гранта (при купле дома) или же постепенного уменьшения выплат на жилье, взятое в кредит после рождения каждого ребенка, налоговых льгот или уменьшение расходов на содержание жилья или связанных с этим услуг. Если в стране существуют связанные с жильем налоги, то плательщикам с детьми может предоставляться определенная скидка. В рамках соответствующих государственных программ может осуществляться строительство жилья или же обеспечиваться приоритетность получения жилья за счет государства для семей с детьми. Рассмотрим расходы на жилую политику европейских стран.

Сравнение расходов на политику государства в жилищной сфере удостоверяет, что в Великобритании они на протяжении всего исследуемого периода были на существенно высшему равные, чем в других странах – 1,4–1,8% ВВП. Похоже, низкий уровень расходов на семью и детей в определенной степени компенсируется более объемным финансированием жилищной политики. Во Франции это фиксирован стабильный уровень этих расходов на протяжении последних лет (хотя после 2000 г. наблюдалось определенное уменьшение относительного показателя), при этом он кое-что высший, чем в Германии, а в текущем десятилетии – и сравнительно со Швецией, где наблюдается систематическое сокращение расходов на жилую политику и в 2006 г. этот показатель был наиболее низким среди сравниваемых стран. Также привлекает внимание стабильный рост расходов на политику в жилой сфере в Германии, которая также можно оценивать как признак активизации семейной политики в этой стране. Украина также нуждается в определенной активизации жилой политики. Многочисленные правительственные программы декларируют довольно широкий охват жилых проблем как семей в целом, так и семей с детьми (например Государственная программа обеспечения молодежи жильем на 2002–2012 года, «Украинская семья» 2001- 2005, Государственная программа поддержки семьи на период до 2010 года и др.). Но на пути их реализации по обыкновению возникает недостаток и нерациональное распределение средств - традиционное препятствие для всех положительных начинаний в Украине.

Среди других компонентов, внедрение которых может дать определенный эффект и в условиях современной Украины, следует выделить также бесплатные (или со скидками) товары и услуги для детей. Это форма финансового содействия семьям с детьми, которое базируется на предоставлении права бесплатной покупки или же покупки со значительными скидками товаров и услуг для детей. Подобный инструмент может быть применен в области образования на всех ее уровнях, в сферах медицинских услуг, общественного транспорта, отдыха и рекреации, доступа к спортивным услугам, досугу и многих других. Услуги по уходу за ребенком тоже по сути можно отнести к этой категории, но более уместно все же классифицировать их как средство поддержки работающих родителей. Как нужны для детей товары со скидками могут продаваться разного рода учебники, образовательные материалы, спортивная экипировка и т.п.. Эта категория может также включать скидки на оплату таких услуг, как электроэнергия, автомобильное топливо, страхование и др. Кроме того, семьи с детьми имеют возможность получать разного рода карточки со скидками, объем который может варьировать в зависимости от количества детей. Следует заметить что подобный инструмент в свое время применился в рамках социальной политики Советского Союза - семьи с детьми имели возможность покупать определенные необходимые им товары со значительными скидками в специализированных магазинах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.