Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субкультура




Научно-технический прогресс, процессы урбанизации, индустриализации, специализации неизбежно ведут к усложнению социальной структуры общества. Общество состоит из множества социальных групп, классов, наций, народностей, слоев. Каждая социальная группа занимает определенное положение в обществе, имеет свои интересы, цели, потребности, выполняет определенные функции. В силу обособленности у неё формируется собственная субкультура.

Субкультура – это часть общей культуры, отличающаяся определенной спецификой. Всякая культура состоит из многих элементов, составляющих ее специфику (язык, религия, обычаи, нравы, искусство, хозяйственный уклад и другие), а субкультура по основной массе этих элементов идентична или очень близка базовой, отличаясь лишь несколькими чертами. Существование субкультур связано с тем, что практически каждое конкретно-историческое сообщество внутренне неоднородно, включает в себя помимо основного этнического и социального ядра и определенные вкрапления – группы со специфическими этнографическими, сословными, конфессиональными, функциональными и иными признаками.Специфика этих признаков может быть порождена и накоплена в связи с относительно изолированным от основного ядра проживанием данной группы (например, русские камчадалы), особым вероисповеда­нием (старообрядцы), особыми сословно-профессиональными функциями (степные казаки волжско-азиатского района), иным этническим происхождением (кубанские казаки).

Помимо субкультур, отличающихся от основной культуры какими-либо этническими, лингвистическими или конфессиональными признаками, существует множество субкультур, основанных на социальной или возрастной специфике. Например, молодежная субкультура, субкультура пенсионеров и людей пожилого возраста, субкультура среды инвалидов. Уровень специфичности тех или иных субкультур по отношению к основной национальной культуре в каждом конкретном случае уникален так же, как и тенденция сближения или еще большего размежевания с базовой культурой.

В рамкахпроцессаразделения труда, проявившегося в выделении социальных функций, статусов и ролей, длящегося современ неолита, происходила и все более углубляющаяся их специализация в самых различных областях материального, интеллектуального, художественного и иного произ­водства, коммуникации. Эта тенденция углубления специализированностиразличных областей деятельности есть объективная составляющая общего социокультурного прогресса. Подобное разделение культуры на профессиональные сегменты началось со времен неолита с разделения функций бродячих охотников и оседлых земледельцев, затем с выделения функций и культур скотоводов, шаманов, вождей, воинов, ремесленников. В основе профессиональной культуры лежат не столько социально-бытовые элементы образа жизни (как в этнической культуре), а некоторые принципы социального сознания и поведения, диктуемые особенностями и правилами той или иной профессии. Сюда же входят элементы социальной этики, целей и социальной ответственности за последствия данной деятельности, профессиональные традиции, статусные роли, профессиональные языки.

Уже в Античную эпоху появились первые объединения ремесленников и торговцев, воинов и жрецов, в среде которых начали вырабатываться определенные специфические ритуалы поведения и этикета, внешние атрибуты принадлежности к такому объединению. Еще большее развитие все это получило в эпоху Средневековья, когда начали складываться специфические ремесленные цеха и гильдии, рыцарские и церковные ордена, существенно углубившие символико-ритуальные особенности своего быта, начавшие постепенно влиять и на обыденную сторону культуры подобных объединений, на их язык (профессиональный жаргон), стиль поведения. В эпоху Нового времени система цехов и гильдий, а также большинства орденов (за исключением церковных) преимущественно распалась, но понятие «профессиональной культуры» (военного или священника, финансиста или инженера) еще больше углубилось. Перечень подобных профессиональных культур вырос до многих десятков, особенно, если учесть и то, что на статус подобных субкультур с полным правом могли претендовать и десятки криминальных «профессий» (воры, грабители, террористы, проститутки). В каждой из этих культур (субкультур) складывалась своя специфическая система поведения, этика отношений, суждений, оценок, статусно-ролевых положений, языка, символики.

Молодежь представляет собой социально-демогра-фическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических свойств. Молодежная культура отражает особенности образа жизни, вкусы, моду, формы проведения досуга, поведения молодежи. В молодежной культуре находят отражение многие противоречия подросткового периода жизни: высокие притязания и низкий социальный статус; стремление самоутвердиться и отсутствие опыта; максимализм и ограниченные возможности; стремление к самостоятельности и зависимость от взрослых. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер – она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей. «Бунтуя» против образа жизни и ценностей взрослых, молодежь не может предложить ничего позитивного взамен. Молодежная субкультура формируется на стыке массовой и популярной культуры. Частью массовой культуры она является потому, что молодежь выступает ее основным субъектом и потребителем.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. По каким критериям строится типология культур? 2. В чем существенное отличие формационной типологии от цивилизационной? 3. Какие признаки характеризуют кровнородственный и этнический типы культур? 4. Каковы признаки национального типа культуры? 5. Какие идеи определяют христианский тип культуры? 6. Дайте характеристику буддийской культуры. 7. Каковы главные ценности конфуцианской культуры? 8. В чем сходство и в чем различие буддийской и конфуцианской культур? 9. Какие идеи в исламе сходны с идеями в иудаизме и христианстве? 10. Охарактеризуйте основные ценности исламского типа культуры. 11. Как социальная структура отражается на культуре общества? 12. Чем субкультура отличается от до-минирующей культуры? 13. Что лежит в основе профессио-нального типа культур? 14. В чем особенность молодежной субкультуры?  

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. По видам деятельности выделяют: а) культуру управления; б) молодежную культуру; в) культуру общения; г) массовую и элитарную культуру; д) культуру познания. 2. Основанием формационной типологии культур является: а) технологический базис общества; б) социально-экономическая основа общества; в) духовная сфера общества; г) историческая эпоха. 3. Понимание цивилизации как локальной моно- или полиэтнической общности с выраженной культурной спецификой принадлежит: а) Н.Я. Данилевскому; б) А. Тойнби; в) О. Шпенглеру; г) А. Веберу. 4. В национальном типе культуры консолидирующую роль выполняют: а) кровное родство; б) обычаи; в) государство; г) общая система ценностей. 5. Признание творчества и свободы человека – признак культуры: а) христианской; б) исламской; в) конфуцианской; г) буддийской. 6. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». О каком типе культуры идет речь: а) исламской; б) христианской; в) конфуцианской; г) буддийской. 7. В конфуцианско-даосистском типе культуры утверждается: а) смерти нет, есть бесконечная цепь перевоплощений; б) жизнь человека определяется не судьбой, а кармой; в) человек должен жить в соответствие с ритуалом; г) человек должен следовать естественному, необходимому закону при-роды – дао. 8. Профессиональный тип культуры обусловлен: а) общественным разделением труда; б) разными способностями людей; в) общественной потребностью; г) многообразием видов деятельности. 9. Тип культуры, основанный на социальной или возрастной специфике ее носителей называется: а) конфессиональным; б) национальным; в) субкультурой; г) контркультурой.  

 

 

XVI. ПРОБЛЕМА ЗАПАД-РОССИЯ-ВОСТОК:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.