Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 10 страница




Радуюсь и сорадуюсь вам, видя из последнего письма вашего, что здоровье сына вашего поправляется. Господь кого любит, кого приемлет, того бьет и наказует, а потом избавляет от скорби. Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная доб­родетель, сказали святые отцы, не добродетель! Если видите кого-нибудь, величаемого от людей православных добродетельным, а он живет без всяких искушений, преуспевает в мирском отноше­нии, — знайте, его добродетель, его православие не приняты Бо­гом. В них зрит Бог нечистоту, ненавистную Ему. На нечистоту человеческую он взирает снисходительно, врачует ее различны­ми средствами; в ком увидит нечистоту бесовскую, от того — от­вращается. Любя вас и сына вашего, приближая вас к Себе, Он попустил вам скорбь. В этом вы убедитесь из того, что по проше­ствии скорби, как ему, так и вам «путь Божий сделался яснее, бли­же»-. Это вижу я и из себя: прежде говорил я вам гораздо поверх­ностнее, легче; а теперь что-то понуждает меня говорить глубже, предлагать духовную пищу более крепкую, которая бы сообщала вам больше сил и движения. А вы, видя милость Божию к себе, старайтесь принять и сохранить ее как должно.

Призывающий на вас благословение Божие

Недостойный

Архимандрит Игнатий. Бабайки, 1848 года января 2 дня

№2

Сердечно участвую в постигшей вас скорби! Милосердый Бог Сам да утешит вас! Да утешит вас мысль, что невинный юноша, чистый, как ангел, не успевший оскверниться никакими нечис­тотами земными, ушел, унесся в безопасное пристанище, в небо. Там ничто и никто не будет наветовать его благополучие! Тихо и счастливо текущая, не утекающая, не умаляющаяся вечность преобразилась в день один для наследников блаженной вечнос­ти. Там несменяющаяся радость, там неумолкающий праздник, там пир, уготованный от века и на веки Царем Царей — Богом. Туда поспешно отлетел юноша, призванный Великим Учреди­телем пира, Создателем человеков. Кто может воспротивиться всемогущему призванию Всемогущего? Лишь тварь услышит повеление Творца своего — спешит мгновенно раболепно испол­нить его. Очами веры посмотрим на милого юношу, шествую­щего по воздушным пространствам к небу! Очами веры посмот­рим на чистого юношу, водворяющегося на небе и от радостей его забывающего о всем земном! Проводим его горячею молит­вою и горячими слезами! Принесем в память его молитву и сле­зы! Земля — страна плача; небо — страна веселия. Небесное ве­селие вырастает от семян, поспеваемых на земле. Эти семена — молитва и слезы.

Примите мои слезы в участницы слез ваших, а вы причасти­тесь того духовного утешения, которое присылаю вам в этих стро­ках. Все мы — кратковременные странники на земле! Всем нам предлежит отшествие отсюда! И неизвестен час, в который вос­требует нас Бог из нашей гостиницы. Употребим земную жизнь нашу на приготовление себя к вечности; приготовим себе бла­женную вечность. Вечная судьба наша в наших руках: потому что Бог воздает каждому по делам его.

Вы уверены в той любви и преданности, которые вы насади­ли в сердце

Вашего недостойного Богомольца.

№3

Угодно неведомым судьбам, чтоб при наступлении 1848 года я писал вам не столько слово приветствия, сколько слово уте­шения. Бог призывает вас в познание Его, а чрез это познание в вечное блаженство! Ныне призывает вас яснее, громче, реши­тельнее. Сначала призвание Божие являлось таинственно в непостижимом влечении души вашей к служителям Божиим, к слышанию Слова Божия. И служитель Слова говорил вам сло­во чуждое лести, чуждое человекоугодия! — Ныне это призва­ние ознаменовалось внезапным взятием с земли одного из чле­нов вашего семейства. Сын ваш перешел предтечею прочих чле­нов семейства. Вечность присвоила себе всех человеков; — всех ожидает в свое необъятное недро!

Не говорю вам «не плачьте»! нет! не говорю этого! Дайте сво­боду слезам, пролейте их обильно, столько, чтоб напилось ими сердце в сытость, и не погашены были святая вера, кроткая по­корность Промыслу, самоотвержение мужественное. Полезен плач, растворенный упованием на Бога: утешает душу, смягчает сердце, отверзает его ко всем святым, духовным впечатлениям. Печаль, не соединенная с упованием, чужда благих плодов, с пло­дом зловредным, убийственным! От нее рождаются уныние, от­чаяние, смерть телесная и смерть душевная! — Нет! вы не впадете в эту печаль! Вас невидимо держит сильная десница Божия! Она ввела вас в дни сетования, чтоб вы в эти дни более погрузились сами в себя, омыли себя святым омовением — слезами, чтоб мно­гие воздыхания родились в груди вашей, понеслись к небу, очис­тили для души вашей путь к небу. Постигло вас наказание Божие, наказание, растворенное милостию, наказание, каким Бог наказывает тех, кого хочет приблизить к Себе, а не таким, каким Он карает, сокрушает врагов Своих. Постигло вас наказание Божие, растворенное милостию! Посмотрите — как из среды мрака посланной вам печали ярко, благотворно светит милосердие Божие! Смерть — непременная дань смертных; ее должен выплатить каждый человек; — кому ж из вашего семейства послал ее Бог? — Кротчайшему, непорочному юноше. Ему смерть — переселение в верное блаженство! — Ангел-юноша теперь на небе: туда, к свое­му блаженному жилищу, он будет привлекать ваши взоры, и нач­нут эти взоры, очищенные слезами, смотреть с упованием, смот­реть радостно, смотреть часто на чистое, святое Небо.

Призывающий на вас благословение и утешение от Бога.

Эигельгардт Павел Васильевич (ум. 1849; брат княгини Татьяны Василь­евны Юсуповой) — с 1832 г. гвардии полковник в отставке; Софья Григорьев­на (1805-1875) — его жена; Василий Павлович (1828-1915) — их сын, друг М. И. Глинки, много сделавший для увековечения его памяти. В приведенных письмах говорится о их младшем сыне, Григории Павловиче, скончавшемся в октябре 1847 г. См. о них также в переписке Святителя с П. П. Яковлевым т. 7, с. 632 и последующие.

Письмо святителя Игнатия к статс-даме Параскеве Ивановне Мятлевой[60]

Прошедшего года 14-го октября я был в Вашем доме, вместе с братиями моими служил Божественную литургию в Вашей до­мовой церкви. При священнослужении присутствовали Вы с благословенными дщерями Вашими, с благословенным потом­ством Вашим. Молитвою мы соединялись все воедино. Это еди­нение превыше земных ощущений; тут что-то небесное; тут пред­вкушение будущей жизни, в которой человеков будет соединять дух. Здесь, на земле, соединяет их наиболее земля. Землею на­зывают нашу плоть и кровь. Так назвал их Бог: земля ecu, сказал Он падшему человеку, и в землю пойдеши [61].

После литургии имел я истинное, сердечное удовольствие принести Вам мое поздравление с днем Вашего Ангела, поже­лать Вам всех благ, которыми милосердый Господь во времени и в вечности наделяет человека, угодного Ему и любимого Им. Ныне из дальней пустыни моей прихожу к Вам мыслию, воспо­минанием, сердцем, наконец — этими строками. Приветствую Вас с днем Вашего Ангела, приветствую с таким же духовным наслаждением, исполненный таких же искренних и благих же­ланий для Вас. Да благословит Вас Господь! Да обновится яко орля юность твоя [62] А обновляется человек, юнеет — от благоче­стия. Если сравнить земную жизнь человеческую с вечностию, то все мы одинаково молоды и одинаково стары. Мне представ­ляется в цвете и красоте юности, истинно — живущим — только благочестивый. Он издает из себя духовную воню бессмертия; слышен живущий в нем и оживляющий его душу Бог. Так для всех ясно ощутительна душа в действиях тела, которое она упот­ребляет как свое орудие; ощутительно и отсутствие души, что все видят в бездействии и смраде охладевшего трупа.

С истинным, глубоким, духовным утешением я был свидете­лем того, как сердце Ваше ожило для Бога; был свидетелем это­го приятнейшего зрелища и возблагодарил Бога Нет на земле выше счастия, как познать Бога и прилепиться к Нему всею ду­шою. Это союз — от ныне и до века! В этом союзе — условие истинного блаженства, блаженства вечного, предвкушение ко­торого уже начинается здесь на земле.

Как ни вспомню о Вас, неразлучно с этим воспоминанием приходит на мысль мою стих псаломский: Да обновится яко орляя юность твоя. И посылает его сердце мое к Вам на крыльях силь­ного желания!

Письмо мое препровождаю чрез моего наместника с целию: он мне напишет, что вручил Вам письмо. Оно, как Вы видите, вовсе нецеремонное; все из сердца. Не утруждайте себя ответом на него: имею от Вас письмо, которое — читаю и перечитываю всегда с новым духовным наслаждением, с благодарением Богу. Это письмо — Ваша душа; Богу угодно, чтоб она была для меня открыта к общей пользе: моей и Вашей. Говорящий слово Божие и слушающий слово Божие пользуются вместе, а приносит пользу — Бог. Он соединяет здесь, на земле, в юдоли скорбей и плача, человеков в единомыслие Своим всесвятым, всесильным словом. Он вселяет единомысленных по окончании земного странствования в дом вечный, где духовный праздник никогда не умолкает. Он да дарует нам здесь благоугодное Ему едино­мыслие и единодушие, как залог; а там — на небе, в вечности, да дарует неизреченное блаженство, как исполнение залога... Ка­кая мысль сейчас пришла мне! Не скрою ее! дал бы мне мило­сердый Господь видеть Вас со всеми чадами и внучатами Ваши­ми в селении вечном, полном света и радости, полном славосло­вия Богу, как зрел я вас всех прошлого году 14-го октября, собранных в Его святом храме. Вы устроили в доме Вашем при­ют для Бога, — устраивайте и в душе Вашей; — Он устроит Вам дом, обитель великолепную в Его святом граде, в Иерусалиме Небесном. Он устроит, потому что обещал воздать каждому по делам его.

25 сентября 1847 г.

Параскева Ивановна Мятлева (1772-1858; урожденная Салтыкова) — суп­руга тайного советника, камергера Петра Васильевича Мятлева. В Жизнеопи­сании Архимандрита Игнатия (Малышева) рассказывается: «Внушая к себе особенное уважение и доверие, о. Игнатий был принят во многих аристокра­тических домах как друг и наставник. Статс-дама Прасковья Ивановна Мят­лева избрала его своим духовным отцом. Строгий к себе, ревностный в испол­нении заповедей Божиих, о. Игнатий, несмотря на любовь к духовным детям своим, не послаблял им ни в чем и умел даже внушать к себе некоторый страх. Умилительно было видеть, как почтенная старушка повиновалась своему ду­ховному отцу, преодолевая иногда привычки светской жизни, и сохранила это повиновение до самой смерти» (СПб., 2000. С. 30).

Письмо святителя Игнатия к Николаю Николаевичу Анненскому[63]

t

Ни в какое время душа моя не была столь полна участия к Вам, как теперь... жалостно смотрю на Вас, на странника, пре­терпевшего кораблекрушение в житейском море, выкинутого свирепою волною на берег приморский... На этом берегу — ти­хая обитель иноков — пристань от бурь житейского моря. Под­хожу к Вам... вижу: этот странник, орошенный холодною вол­ною, — мой старинный знакомый! — и первая мысль, первое чув­ство: приютить, обогреть странника, утешить друга, и, если есть в руке моей средство помощи, положить это средство в его руки, принести к ногам его!..

Такие ощущения родились в душе моей при прочтении ва­шего письма!.. Не взыщите, что в заглавии строк моих я не по­ставил светского титула, заменил его «знамением Христовым». Пусть знамя Христово развевается над словом моим... И Вы ста­ли под это знамя! Вождь крестоносцев говорит: Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть. — Давно уже был Вам призыв под это Зна­мя! — теперь Вы выкинуты под сень его насильственно, гневною волною. На эту волну смотрел Бог!

Благословен поступок Ваш: Вы не уклонились ни направо, ни налево; — в час скорби вашей Вы кинулись к Богу, в храм Его, в святую обитель. И Бог принял Вас...

Не для играний — человек на земле! не для играний... Нема­ловажно, что Бог создал человека по образу и подобию Своему! Немаловажно, что Сын Божий искупил падшего человека Своею кровию!.. Надо дать цену этим щедротам Бога! надо дать цену все-святой крови Богочеловека!... Нет! не оценивают их достойно те, которые обращают на веру поверхностное, мимоходное внима­ние, а все внимание души своей истощают на играния суетным, временным, тленным. И те, которые всю жизнь свою посвятили Богу, — ничего не сделали, не принесли ничего достойного в срав­нении с благодеяниями Божиими! — Один, один достоин стать пред Богом: дух, исполненный сокрушения и смирения. Это дос­тоинство человеческое одно признал Сам Бог достоинством. И может стать в таком расположении дух наш — когда он уклонится от всех играний.

Не советую Вам выходить из того наружного круга, в который мы поставлены Промыслом Божиим. Узы Ваши — узы священные. На них священная печать, наложенная благословением Божиим, призванная таинством церковным и сопутствующими ему молитвами. Уединением Вашим — да будет душа Ваша, умерщ­вленная для мира; святою обителию Вашею — да будет душа Ваша, — да будет она обителию всех евангельских добродетелей. Играния да заменятся существенным, и тени — истиною. Нет воз­можности приступить к Богу иначе, как по тернию скорбей. До­пущенный к Богу — приступил к сокровищнице всех благ, вре­менных и вечных. Бог, кого хочет приблизить к себе, попускает тому скорбь. Волна, которою Вы закинуты в страну креста, по­слана на Вас Богом, любящим и избирающим Вас, — послана, как буря и кит были посланы на пророка Иону.

Если милосердый Господь возвратит меня в приморскую оби­тель Преподобного Сергия, — надеюсь увидеть Вас там, увидеть, чтоб укреплять и утешать утешением и крепостию от Господа. Давно душа ваша избрала душу мою в пристань искренности, — даже теперь не покидает этой пристани, полуразбитой волнами, постоянными и давно злящимися бурями далеко отдвинутой... И да исполнится над Вами слово воплощенного Бога, Который сказал: Идеже еста два или трие собрана во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18.20).

Февраль 1848 г.

Письмо святителя Игнатия к А. А. Кавелину[64]

Бог да утешит Вас в постигшей скорби. Влас главы нашей не падает без воли Его!

Иначе взирает мир на приключения с человеками, и иначе Бог. Видим, что св. Нифонт Епископ четыре года страдал умоисступле­нием, Св. Исаакий и Никита (который был впоследствии Святи­телем Новгорода) долго страдали умоповреждением. Некоторый Св. Пустынножитель — упоминает об этом событии Сульпиций, писатель 4-го века, в рассказе Пустоминиана, путешестювавшего по монастырям Востока, — творивший множество знамений и заметивший от этого возникающую в себе гордость, молил Бога, чтоб для уничтожения славы человеческой попущено было ему умопов-реждение и явное беснование, которые и попустил Господь сми­ренномудрому рабу своему. Веруем, что без воли Божией не может к нам приблизиться никакая скорбь; всякую скорбь, как приходя­щую от руки Божией, приемлем с благоговейною покорностию воле Божией, с благодарением. Славословием всеблагого Бога, непос­тижимого в путях Его, дивного во всех делах Его.

Санкт-Петербургский генерал-губернатор А. А. Кавелин был женат на род­ственнице М. В. Чихачева[65], а с архимандритом Сергиевой пустыни Игнатием находился в дружеских отношениях. В 1840-1843 гг. он много содействовал разрешению конфликта, связанного с делом французского посланника Баранта и запрещением архимандриту Игнатию выезжать из Сергиевой пустыни без специального разрешения Консистории[66].0 дружеских отношениях свидетель­ствовало и письмо Святителя, посланное им из Бабаек 13 ноября 1847 г. свое­му наместнику в Сергиеву пустынь: «От А. А. Кавелина получил премилей-шее письмо, написанное от самого сердца — вот! Такая любовь меня утешает. Пишет, что ты был у него».

У Кавелина в это время было тяжелое нервное заболевание, о котором святи­тель Игнатий вспоминал в 1856 г. в письме к инокине, нужающей в успокоении:

«Когда возле нас жил Кавелин в состоянии помешательства и некоторое время еще позволено было родным приезжать к нему, то после каждого при­езда ему делалось хуже, потому что они все хотели его урезонить и смягчить. Бывший тут доктор из сумасшедшего дома говорил мне о действиях родствен­ников: «Странные люди! Хотят больного урезонить, между тем как болезнь его и состоит в том, что он лишен здравого смысла». Кавелин хватался за нож, намереваясь пронзить им жену и себя, высказывая против нее величайшие неудовольствия, между тем как в здравом состоянии он питал к ней величай­шее расположение».

Вспоминал он об этом и в письме к сестре Е. А. Паренсовой от 5 января 1867 г.: «Когда Петербургский военный генерал-губернатор Кавелин был бо­лен умопомешательством, и родня его приезжали и старались урезонить его, чем приводили в большее расстройство, тогда доктор, бывший при нем, ска­зал мне однажды: "Такова болезнь нашего времени"».

Письмо святителя Игнатия к А. М. Горчакову

Милостивейший Государь, Князь Александр Михайлович!

Когда Вы были посланником в Виртемберге, а я был настояте­лем в Сергиевой Пустыне, тогда после кончины супруги Вашей Вы посетили упомянутую мною обитель и удостоили посещения Вашего мои келлии. Имел честь принимать Ваше Сиятельство на балконе. Речь зашла о сочинении Фомы Кемпийского: я сказал Вам мое мнение о его книге «Подражание». Но клеть душевная — глубины неизмеримой! Свидание было слишком кратко,— и мне­ние мое, основанное на долговременном изучении Отцов право­славной Церкви, не могло быть изложено с удовлетворительнос­ти ю. Недостаток сказанного мною восполняю представлением Вам книги «Аскетические Опыты». В них Вы прочитаете учение наших Отцов о внутреннем духовном подвиге. Это учение отли­чается от учения западного писателя тем, что Отцы ведут писате­ля своего к покаянию и плачу о себе, а западный писатель ведет к наслаждению и довольству собою.

Всякое земное положение преходит; незаметно приближает­ся и приближается человек к вратам вечности. Если истинная любовь желает ближнему истинных благ, то это желание необ­ходимо отнести к благам вечным. Примите от меня такое жела­ние! Взглянув в книгу, Вы встретите на каждой странице ее это желание, высказанным без лести падшему человеку. С чувства­ми совершенного почтения и преданности имею честь быть

Вашего Сиятельства покорнейший слуга и Богомолец

Епископ Игнатий. 1865 год

Горчаков Александр Михайлович (1798-1883) — светлейший князь, зна­менитый дипломат, канцлер, государственный деятель. Похоронен в Сергиевой пустыни. Внучатый племянник святителя Игнатия, Александр Николае­вич Брянчанинов, был женат на внучке А. М. Горчакова, светлейшей княжне Марии Константиновне Горчаковой.

Письмо святителя Игнатия к Н. В. Голоушевой

Милостивейшая Госпожа Н. В.

Приношу Вам и С. Ф. мою искреннейшую признательность за воспоминание обо мне в Новый год и в день моего Ангела. Благословение Божие да почиет над Вами и над чадом Вашим! Во всяком деле начальное условие успеха есть правильный взгляд на дело; так и в деле спасения, для получения желаемого спасения необходим правильный взгляд на себя и на спасение. По причине повреждения грехом нашей природы в нас смешано добро со злом и сердечная земля наша не престает производить зло, а и добру не дает произрастать одному, цельному, но всегда с примесью зла. Этот процесс нам естествен не потому, чтоб мы так были сотворены, но потому, что мы произвольно впустили в свое естество яд греха, который уже не можем отделить от свое­го естества собственными усилиями. Это отделение совершает нам Искупитель, ища от нас и собственных наших усилии к ис­треблению в себе зла, как деятельных доказательств в истинном приятии спасения, даруемого Богом туне. Итак, не должно уны­вать; видя возникающее в себе разнообразное зло, должно по­стоянно противиться ему и исторгать его из себя. Труд и подвиг пожизненные! В свое время, когда мало-помалу начнет изнемо­гать зло, начнет являться и мир душевный, признак здравия души. Но полного мира в стране брани и борений нет. Он то является, то опять скрывается: место постоянного мира на небе и в вечности. Все это нужно знать, чтоб не требовать от себя того, что нам не естественно, и опять для того, чтоб не унывать в по­жизненном подвиге, борясь мужественно со злом, восстающим против нас и внутри и извне нас. Когда таким подвигом мы до­кажем верность нашу Богу, то дар благодати Божией — спасе­ние, таинственно вложенный в нас крещением и заключающий­ся в соединении естества человеческого с Божиим естеством и в исцелении первого от прикосновения ко второму, начнет яснее обнаруживать свое присутствие в нас, доставляя нам более ре­шительную победу над злом, производя в нас глубокий мир и утешая надеждою блаженной вечности. Желаю Вам правильно подвизаться по руководством Слова Божия и увенчаться вен­цом спасения по неизреченной милости Божией.

С чувствами совершенного почтения и искреннейшей пре­данности имею честь быть Вашим покорнейшим слугою

Е<пископ> И<гнатий>. 17 февраля 1862 года

Письмо святителя Игнатия к К. В. Г.

Святые Отцы, восхваляя правило молитвенное и исповедуя необходимость его, не только пользу наставляют иметь его уме­ренное, соразмерное с силами, с состоянием душевного преуспея­ния и с обстоятельствами, в которые поставлен человек Промыс­лом Божиим. Сущность исполнения молитвенного правила зак­лючается в том, чтоб исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение; от смирения рождается покаяние. Чтоб можно было совершать правило неспешно, надо правилу быть умеренным. Святые Отцы, очень похваляя умеренное пра­вило, советуют исполнять его неупустительно. Следующее пра­вило может быть полезным для Вас и на первый случай удовлет­ворительным: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю Небес­ный, Трисвятое, Отче наш, Господи помилуй 12; Приидите поклонимся, Псалом 50, Символ Веры, Богородице, Дево, радуй­ся трижды. Послеэтого 20 молитв: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»; при каждой молитве земной поклон.

Затем другие 20 молитв, и при каждой поясной поклон: Достой­но есть, яко воистину; Молитвами Святых Отец наших Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

Это молитвенное правило должно совершать утром и вечером. Поклоны должно полагать очень неспешно, с чувством покаяния, как бы стоя пред Самим Господом, припадая к стопам Его и веруя Его присутствию и тому, что Он взирает на Вас и видит Вас. Вы имеете письменное наставление о молитве: старайтесь заимство­вать из него направление для духа Вашего во время молитвы. Из прочих молитвословий более других полезен для новоначально­го акафист Господу Иисусу. Прочитывайте его в неделю однаж­ды, стоя или сидя, как Вам будет удобнее, но непременно со вни­манием и неспешно. Также никак не позволяйте себе читать по­верхностно и бегло Евангелие и прочие священные книги: читайте их неспешно и со вниманием. При чтении наблюдайте умерен­ность. Умеренность поддерживает постоянную охоту к чтению, а пресыщение чтением производит отвращение от него.

Книга писем Задонского затворника Георгия может быть для Вас очень полезною. Она одного духа и направления с сочине­ниями Святителя Тихона Воронежского. Позволяю себе сказать, что она одного духа и с моими грешными писаниями, которые вам можно читать все: потому что в них объяснено, что идет для новоначального и что идет для преуспевшего.

Не забывайте непрестанно предавать себя воле Божией и бла­годарить Бога за все Его благодеяния, сделанные Вам. Все мы дол­жны быть уверены, что не заслуживаем тех Божиих благодеяний, какие имеем, что мы заслуживаем несравненно большие непри­ятности, нежели те, какие встречаются нам. При таком воззрении на себя христианин пребывает мирным по причине покорности своей Богу и благодарит Бога за все, случающееся с ним.

1 июня 1863 года


Письмо святителя Игнатия к Д. А. Мельникову

Милостивейший Государь, Димитрий Алексеевич!

За посещение Ваше в Ставрополе не могу заплатить личным приходом к Вам. Прихожу моею книгою. Примите ее с любовию, и в минуты свободы заглядывайте в нее. Эта книга — книга самовоззрения. Книга возвещает христианство не извне — из исследования человеком самого себя.

Все земные положения срочны. Земная жизнь наша — школа, в которой мы должны приготовиться к вечности. Неупражение во всякой науке служит причиною незнания ее, и близкая к нам вечность становится в безконечную даль, облекается в глубо­кий мрак для тех, которые не рассматривают ее. В изучении вся­кой науки требуется, чтоб изучение было правильным; без этого приходим к пустым или ложным результатам: точно так и в изу­чении христианства необходима правильность; без нее человек непременно уклонится в многообразное заблуждение, там, где господствует истина, нет места для запечатленных ложью.

Желая Вам благ временных, еще более желаю благ вечных. С чувствами совершенного почтения и искреннейшей преданности

имею честь быть

Вашего Высокопревосходительства покорнейший слуга и Богомолец

Епископ Игнатий. 1865 г.

Письмо святителя Игнатия к Н. Н. Хемшиеву

То, что все мы, любезнейший князь, кратковременные стран­ники на земле есть осязательная истина. То, что мы обращаем так мало внимания на вечность, забываем ее,— есть верный при­знак нашего падения, падения не только в теле, но еще более в уме, в сердце. Глядя на себя, мы в себе увидим, что нам нужно спасение, нужен Спаситель.

Познание Спасителя, а через то и получение блаженной веч­ности, есть первое счастие на земли, есть единственное сокрови­ще человека.

Бог привел Екатерину Павловну получить это сокровище; потом, очистив страданиями, призвал в вечность и в вечность блаженную. Кончина ее оставляет в истинно расположенных к ней воспоминание, в котором соединяется чувство спокойное, чувство верное с обыкновенным чувством грусти об отшедшем. По крайней мере, я так чувствую! И это чувство для меня не ново: его оставляли мне некоторые отшедпше отсюда после жиз­ни (на земле) благочестивой о Господе.

Утешает меня, что милосердый Господь привел меня послу­жить Екатерине Павловне душеспасительным словом, хотя и очень недостаточно. Видя, что Бог внушает многим прибегать к моему скудному слову, я не могу не признать, что Бог назначает мне в удел служение ближним словом Божиим. Почему желаю относительно Вас проходить это служение ближним и возвещать Вам Слово Божие, сколько при нерадении и немощи моей я мог познать оное из Священного Писания и писаний Святых Отцов.

Милосердый Господь да утешит Вас, да укрепит Вас! Быстро, быстро промчится время и наступит и для Вас час переселения в вечность. Употребите земные дни Ваши на приготовление к ней. Вы видели в супруге Вашей, как хорошо — приготовиться к вечности. Это приготовление растворяет даже здешние скорби утешением и тем доказывает, что это приготовление есть приго­товление к блаженству.

О Господе Вам преданнейший

А <рхимандрит> И<гнатий >. 5 февраля 1847 года

Письма святителя Игнатия к Ивану Ильичу Глазунову

№1

Богу благоугодно было внушить Вам расположение приоб­щиться моему убогому труду изданием составленным мною ««Ас­кетических Опытов». Эта книга в собственном смысле принад­лежит не мне: она вся заимствована из Святых Отцов православ­ной Церкви. Мой труд состоит в том, что в течение всей жизни моей я занимался изучением Отеческих Писаний и сделал из них такое извлечение, какое возможно сделать только по долго­временном изучении сих Писаний. Учение, принадлежащее Свя­тым Отцам, должно принести существенную пользу современ­ным христианам, желающим проводить жизнь благочестивую и богоугодную, но не имеющим возможности основательно и под­робно изучить Отеческие Писания. То, что говорю, доказано опытом: многие, читавшие в рукописи наставления о покаянии, молитве, о кратковременности земной жизни, находящиеся в книге моей, почувствовали на себе сильное действие чтения, способствовавшего их духовному преуспеянию. Так и должно быть! «Аскетические Опыты» — книга практическая. Она един­ственная потому, что со времени введения в России образова­ния никто еще не писывал в этом роде.

Святые Отцы сказали, что милостыня, оказываемая душе, на столько выше милостыни, оказываемой телу, насколько душа выше тела. Такой милостынею признал я книгу — «Аскетические Опыты». Промыслом Божиим дано было мне, во спасение души моей, приуготовить спасение души Вашей, передать эту милос­тыню духовную нуждающимся в ней христианам. Дело Божие, И<ван> И<льи>ч, надо делать с тщанием, чтоб дело, данное во спасение, не было повреждено небрежением и не послужило в осуж­дение. Я по силе моей постарался дать возможную отчетливость и исправность книге, приготовляя ее с 1840 года, пересматривая, вып­равляя, дополняя ее, чтоб учение Отцов, изложенное в ней, имело удовлетворительную ясность и полноту: так и вы озаботьтесь, чтоб книга была издана исправно и в должный срок. Многие благочес­тивые души жаждут этой пищи духовной и желают иметь книгу в руководство жительства своего именно по той причине, что она есть сборник учения Святых Отцов православной Церкви о глав­ных добродетелях христианских и о духовном подвиге.

Призывая обильное благословение Божие на Вас и на семей­ство Ваше, с чувствами совершенного почтения и искренней преданности и имею честь быть Ваш покорнейший послушник

Епископ Игнатий. 3 марта

№2

Все добрые дела наветуются скорбями, между тем Св. Писание говорит, что начавший доброе дело да совершит его. В наше время распространению учения Св. Отцов особливо противодействуют отверженные духи, влагая разные помышления плотского мудро­вания и восставляя людей, руководимых плотским мудрованием. Почему я полагал бы, что Вам надо придержаться с твердостью принятого Вами благого намерения, а приходящие помышления и внушения людские принять за знак того, что дело Ваше приятно Богу и полезно христианству, потому именно, что против таких дел воздвигаются всегда препятствия и скорби, по мнению Св. Отцов. Препятствиями свидетельствуются такие дела. Напротив того, дела, совершаемые в духе мира сего, во вред и в осуждение души своей и душ ближних текут как по маслу. Вам всего ближе видеть это: вы видите, как быстро распространяются книги, губя­щие и веру и нравственность, какие расходы делаются на напеча­тание их, с каким усердием одни стараются распространить их, а другие покупают. Как вы думаете, каково это пред взорами Бога? И чего должно ожидать за это на суде Божием?.. Неверующие кричат, что нет Бога, нет и суда Божия. Из-за такого крика, кото­рым разврат усиливается только заглушить представления сове­сти, Бог не перестал существовать. Он есть, непременно воздает каждому человеку по делам его. Самое отступничество предска­зано со всею ясностию Св. Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.