Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945)
ска понесли тяжелый урон. Из 25 тыс. защитников островов погибли 16 тыс.
Овладение западными Каролинскими о-вами еще на шаг приблизило американцев к японской метрополии. Американский флот мог теперь базироваться на атолл Улити, расположенный более чем в 1800 милях западнее Эниветока, который до этого был основной передовой базой военно-морских сил США в центральной части Тихого океана. Это облегчило действия американцев в районе Филиппин.
* * *
Одновременно с операциями в центральной части Тихого океана вооруженные силы США вели наступление в юго-западной его части — на Новой Гвинее и других островах. В результате боев за Палау японская авиация в этом районе была практически уничтожена. На Новой Гвинее насчитывалось не более 70 японских боевых самолетов. Лишенные поддержки авиации и флота, японские войска, действовавших в районе Новой Гвинеи, к осени оказались блокированными.
Таким образом, осенью 1944 г. сложилась весьма благоприятная обстановка для высадки американских войск на Филиппины. Овладение ими позволило бы американцам перерезать главную морскую коммуникацию Японии, по которой она получала из Голландской Индии и Бирмы нефть, каучук, олово и другие материалы, крайне необходимые для ведения войны.
0 ~ Намереваясь удержать Бирму во что бы
Военные действия r J r J
в Би ме в 1944 г то ни стало, японское командование решило провести упреждающую операцию {операция «У»), чтобы сорвать предполагаемое наступление союзников. Японцы наметили вторгнуться на территорию Индии и, развивая наступление на запад, перерезать вражеские коммуникации и разрушить аэродромы, обслуживавшие воздушный мост с Китаем.
Японские войска перешли в наступление 8 марта 1944 г. К началу апреля они вышли на Импхальскую равнину и блокировали индийский город Импхал. Создалась непосредственная угроза авиационным базам союзников.
Надеясь использовать в своих интересах антибританские настроения среди индийцев, японцы включили в состав своих сил формирования индийской национальной армии (ИНА) численностью около 7 тыс. чел. Предполагалось, что появление этих войск, а также «национального правительства» на занятой ими территории Индии приведет к восстанию во всей северо-восточной части
Часть 3. Япония на пути военных авантюр
страны. Однако эти расчеты не оправдались. Подтянув дополнительные силы, союзникам удалось остановить продвижение японцев. Бои приняли затяжной характер, и японские войска были вынуждены перейти к обороне.
Несмотря на то, что провал Импхальской операции стал очевиден, японское командование тянуло с ее прекращением. Только 10 июля главнокомандующий Южной группой армий Тэраути Хи-саити, в подчинении которого находился бирманский фронт, издал приказ об отводе войск. Но это решение было запоздалым. К тому времени британские войска отрезали японской армии удобные пути отхода, вынудив ее отступать по бездорожью.
В сезон муссонных дождей остатки японских войск и дивизии ИНА, побросав оружие и боеприпасы, пробирались по размокшим джунглям. Многие умерли от голода и болезней. Из 100 тыс. чел., участвовавших с японской стороны в Импхальской операции, было убито и вышло из строя свыше 72 тыс. К 19 августа 1944 г. японских войск на территории Индии не осталось.
Союзники также понесли потери. Причем, если в боях было убито и ранено менее 17 тыс. чел., то за полгода действий в горах и джунглях Бирмы и на границе Индии от болезней вышло из строя 288 тыс. чел. В целом же военные действия в Бирме в 1944 году закончились тяжелым поражением японских войск. Наступление япон- ТеРпя неУачи на тихоокеанском театре, ских войск в Цен- японское командование решило добить-тральном Китае ся стратегического успеха в Китае и
превратить эту страну в базу дальнейшего ведения войны. Оно поставило цель разгромить гоминьда-новские войска в Центральном и Южном Китае, захватить находившиеся там американские военно-воздушные базы (к июню 1944 г. там было 547 самолетов, в том числе 339 истребителей, 79 средних и 39 тяжелых бомбардировщиков) и обеспечить прямое сообщение по суше между японскими войсками в Китае и в Юго-Восточной Азии.
Активные боевые действия в Центральном Китае начались во второй половине апреля 1944 г. Войска Гоминьдана, превосходя противника по численности, уступали ему в вооружении, были хуже подготовлены и не смогли оказать серьезного сопротивле ния. В результате в руках японцев оказалась большая часть тер ритории провинции Хэнань и вся железнодорожная линия от Пе кина до Ханькоу. Таким образом, они сделали важный шаг к соз данию прямых наземных коммуникаций между Китаем и Индоки таем и создали реальную угрозу американским авиабазам.
Глава 3, Япония в войне на Тихом океане (1941-1945)
27 мая японские войска перешли в наступление из района Уханя в южном направлении. В середине июня японцам удалось прорвать оборонительные позиции с фронта и одновременно основными силами обойти китайские войска. Опасаясь окружения, гоминьдановцы стали в беспорядке отходить. 19 июня японские войска вступили в г. Чаншу.
Успехи противника встревожили военного советника Чан Кайши генерала Стилуэлла, который предложил Чан Кайши вступить в переговоры с руководством Коммунистической партии Китая и добиться согласованных действий 8-й и Новой 4-й армий с го-миньдановскими войсками против японцев. Однако Чан Кайши, боясь усиления влияния компартии, отверг это предложение и потребовал от правительства США отозвать Стилуэлла, вместо которого в октябре 1944 г. был прислан генерал А.Ведемейер.
Между тем к концу октября японские войска достигли района Гуйлиня. 10 ноября защитники города капитулировали. Вскоре японцы захватили Лючжоу и Наньнин. Путь в Индокитай был открыт.
К концу 1944 г. стратегическая цель японского командования была достигнута — у Японии появилась сквозная сухопутная коммуникация от Пекина до границы с Индокитаем. Это позволяло даже в условиях американского господства на море продолжать вывозить из Юго-Восточной Азии в Японию стратегическое сырье и продовольствие и, в конечном счете, давало шансы японским правящим кругам на затягивание войны. Была решена и другая важная задача — ликвидация части американских авиабаз в Китае.
В ходе операций японских войск в апреле-декабре 1944 г. гоминьдановцы потеряли около 1 млн. чел., 10 крупных авиабаз, 36 аэродромов. Японцы установили контроль почти над всеми китайскими железными дорогами. Все это поставило армию Чан Кайши на грань катастрофы.
И все же японское командование не смогло добиться полного разгрома гоминьдановцев. Поражения на Тихом океане и в Бирме вынудили японцев в конце 1944 г. прекратить крупные наступательные операции в Китае, чтобы привлечь дополнительные силы для обороны метрополии.
, Утром 17 октября 1944 г. передовой аме-
Филиппинское u г,
риканскии отряд высадился на неболь-морское сражение
r г, шие острова, расположенные у входа в
залив Лейте на Филиппинах. 20 октября после мощной авиационной и артиллерийской подготовки началась высадка на сам о-в Лейте.
Часть 3. Япония на пути военных авантюр
Получив сообщение о начале высадки, японское командование решило попытаться разгромить американцев на море. Японский флот должен был действовать тремя группами. Центральная группа под командованием вице-адмирала Курита Такэо (5 линкоров, 12 крейсеров, 15 эсминцев) направилась к проливу Сан-Бернарди-но, чтобы атаковать американский флот в заливе Лейте с севера. Одновременно южная группа под командованием вице-адмирала Нисимура Сёдзи (2 линкора, крейсер, 4 эсминца) должна была нанести удар с юга. Третьей группе под командованием вице-адмирала Одзава Дзисабурб в составе 4 авианосцев (108 самолетов), 2 линкоров, 3 крейсеров и 8 эсминцев ставилась задача отвлечь американское авианосное соединение от залива Лейте до окончания боя в районе высадки десанта.
В ночь на 23 октября американские подводные лодки обнаружили японскую центральную группу и потопили 2 крейсера, в том числе флагманский корабль. Эта атака стала началом крупнейшего во второй мировой войне Филиппинского морского сражения, в ходе которого были разгромлены главные силы японского Объединенного флота.
Утром 24 октября американские авианосные группы, находившиеся к востоку от Филиппинских о-вов, были атакованы японской авиацией. В результате был сильно поврежден авианосец «Принстон».
В свою очередь, американцы нанесли страшные удары по японскому флоту. Японская южная группа погибла, встретив крупные американские силы (6 линкоров, 8 крейсеров, 28 эсминцев, 39 торпедных катеров): от нее остался только эсминец. Адмирал Нисимура был убит. Американские самолеты также нанесли удар по центральной группе, после чего летчики доложили, что они потопили множество японских кораблей и вынудили оставшиеся лечь на обратный курс.
На этом основании американское командование решило, что центральная группа японского флота разгромлена. В действительности же она сохранила боеспособность. Когда атаки американской авиации прекратились, вице-адмирал Курита вновь повернул на восток, продолжив выполнение своей задачи. Его корабли ночью 25 октября прошли пролив Сан-Бернардино и направились к заливу Лейте.
Сообщение о ее появлении стало для американцев полной неожиданностью. Сложилась критическая ситуация, так как японцы могли почти беспрепятственно уничтожить эскортные авианосцы, а затем нанести удар по десантным судам.
Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945)
Однако Курита, в свою очередь, совершил ошибку. Он принял эскортные авианосцы за группу ударных авианосцев американского 3-го флота, в состав которой входили линкоры и крейсеры, и не решился атаковать. Внезапно для американцев японские корабли прекратили огонь и удалились. Выйдя из боя, они в течение нескольких часов маневрировали под ударами американских самолетов, не решаясь следовать к заливу Лейте. Гибель трех крейсеров и повреждение других кораблей окончательно подорвали веру японского адмирала в успех и заставили его отказаться от выполнения своей главной задачи — уничтожения десанта.
В это время командующий третьей, авианосной группой вице-адмирал Одзава, решив, что его задача по отвлечению сил американского флота выполнена, двинулся к берегам Японии. На переходе его корабли были атакованы американскими самолетами и подводными лодками. Погибли 2 эсминца, легкий крейсер и все 4 японских авианосца. Это означало конец японского авианосного флота.
В Филиппинском морском сражении 23-26 октября японцы впервые применили камикадзэ (летчиков-смертников). Однако это не помогло им добиться успеха.
К началу 1945 г., несмотря на ожес-П од готовка к вторже- ТОЧенное сопротивление, японские нию на Японские о-ва войска не смогли удержаться на намеченных рубежах на островах Тихого океана. Ухудшились их позиции и в Юго-Восточной Азии. Стало очевидным, что союзники вскоре выйдут на ближние подступы к метрополии, а затем предпримут вторжение на Японские о-ва.
Кроме того, развитие военных действий на европейском театре ясно показывало, что нацистская Германия доживает последние месяцы. Япония оказалась перед перспективой остаться один на один со всей военной мощью союзников.
Вместе с тем, под властью Японии все еще находилась огромная территория. Японская армия добилась успеха в Китае, где в результате кампании 1944 г. ей удалось установить сообщение по суше с Индокитаем, а через Малайю — с Сингапуром. Это в известной мере компенсировало утрату контроля над морской коммуникацией Сингапур-Япония, по которой в метрополию поступали стратегически важные материалы и сырье из стран Южных морей.
Поэтому японское руководство не расценивало стратегическую обстановку как безнадежную, и собиралось продолжать сопротивление. 20 января 1945 г. японская императорская ставка
Часть 3* Япония на пути военных авантюр
утвердила «Основы оперативного плана императорской армии и военно-морского флота». Новый план исходил из того, что противник попытается высадиться на Японские о-ва, и был направлен на то, чтобы сорвать такую высадку, максимально затянуть войну и избежать безоговорочной капитуляции.
Во исполнение «Основ оперативного плана» в Японии была проведена серия мобилизаций. В итоге к середине августа в метрополии была создана крупная группировка сухопутных войск в составе 58 пехотных, 2 танковых и 8 авиационных дивизий общей численностью почти 2,4 млн. чел. Правда, хотя эти формирования были укомплектованы личным составом, полностью обеспечить их оружием и боевой техникой не удалось.
В 1944 г. японский флот понес настолько большие потери, что восполнить их в обозримые сроки было невозможно. Поэтому в 1945 г. военно-морское командование Японии сделало упор на массовое производство карликовых подводных лодок и специальных катеров, управлявшихся смертниками. Из-за нехватки опыт-, ных летчиков ставка на смертников была сделана и в авиации. Поэтому в Японии была развернута широкая пропагандистская кампания по привлечению молодежи в ряды камикадзэ.
Хотя в начале 1945 г. США и Великобритания считали своей первоочередной задачей завершение разгрома Германии, параллельно они развернули активную подготовку к решительному наступлению на Японию. 29 марта 1945 г. комитет начальников штабов утвердил план под кодовым наименованием «Даунфол», предусматривавший высадку американских войск на Японские о-ва. Ее предполагалось провести в два этапа: сначала, 1 ноября 1945 г., в южной части о-ва Кюсю (операция «Олимпик»), а затем, 1 марта 1946 г., на о-в Хонсіб (операция «Коронет»). Завершение военных действий против Японии планировалось на конец 1946 г.
По расчетам американского командования, для выполнения плана «Даунфол» требовалось не менее 5 млн. чел. Весной 1945 г. США имели для ведения войны против Японии 1385 тыс. солдат и офицеров сухопутных войск и 473 тыс. морских пехотинцев. Поэтому после разгрома Германии Соединенные Штаты немедленно приступили к переброске войск из Европы на Тихий океан. К середине августа 1945 г. американское командование успело довести общую „ численность сухопутных войск под коман- д ffabpryp дованием Макартура, ставшего к тому времени
іал
Глава X Япония в воине на Тихом океане (1941-1945)
главнокомандующим всеми силами армии США на Тихом океане, до 1,8 млн. солдат и офицеров.
Таким образом, в 1945 г., несмотря на объективно безнадежное стратегическое положение Японии, война на Тихом океане продолжилась и вступила в особенно ожесточенную и кровопролитную фазу.
* * *
8 интересах выполнения плана «Даунфол» в начале 1945 г. вооруженные силы США высадились на крупнейший в Филиппинском архипелаге о-в Лусон, на котором расположена столица Филиппин Манила.
Общее командование американскими силами осуществлял генерал Д.Макартур. Всего в операции по захвату Лусона участвовало около 275 тыс. чел., до 2200 самолетов и около 1000 боевых, транспортных и десантных кораблей. Соотношение сил было в пользу американцев: по численности личного состава сухопутных войск — 1,1:1, по авиации — 5,5:1. На море в районе Филиппин японцам было нечего противопоставить американскому флоту.
9 января 1945 г. американские десантные силы начали высадку в заливе Лингаен. Преодолевая сопротивление японских войск, американцы повели наступление на Манилу и 5 февраля достигли столицы Филиппин.
В течение февраля американские войска вели ожесточенные уличные бои в Маниле. Город сильно пострадал, погибло около 100 тыс. мирных жителей. Только 3 марта остатки 17-тысячного японского гарнизона прекратили сопротивление. До начала марта не сдавался и 5-тысячный гарнизон острова-крепости Коррехидор, расположенного у входа в Манильскую бухту.
После взятия Манилы американцы развернули наступление в южных районах Лусона и к 30 июня фактически овладели всем островом. Потери американцев составили 37,8 тыс. убитыми и ранеными. Японцы, по американским данным, потеряли убитыми 205,5 тыс. чел. К концу июня 1945 г. американцы также практически завершили разгром японских войск и на других островах Филиппинского архипелага, где в марте-апреле они высадили 38 десантов, в основном небольших.
5 июля штаб Макартура официально объявил о том, что операции на Филиппинах закончены. Вооруженные силы союзников приобрели новый стратегический плацдарм для дальнейших действий против Японии. С аэродромов и военно-морских баз, созданных на Лусоне, Тавитави и других островах, флот и авиация могли наносить эффективные удары по японским коммуникациям
Часть 3. Япония на пути военных авантюр
в Южно-Китайском море, у берегов Индокитая и Малайи и поддерживать свои войска, действовавшие в юго-западной части Тихого океана.
Еще в ходе боев за Филиппины американское командование наметило захват о-ва Иводзима, входящий в группу о-вов Волкано архипелага Нампо. Такой интерес к небольшому (площадью 20,3 кв. км) острову объяснялся тем, что он расположен на расстоянии 1200 км от Токио и пригоден для базирования авиации. К тому времени американцы совершали налеты на японскую метрополию с Марианских о-вов (Сайпан, Гуам, Тини-ан), которые отстояли от Японии более чем на ™
2,5 тыс. км. Даже для тяжелых бомбардировщи-. " ков Б-29 это был почти предельный радиус дей- 'jL \; ствия, и поэтому они несли неполную бомбовую ·. 'Я А| нагрузку. Кроме того, Б-29 приходилось действо-вать без истребителей сопровождения. С захва- Адмирал том Иводзимы американцы получили бы передо- р.Спрюэнс вые аэродромы, с которых могли более эффективно и с меньшими потерями действовать против Японии.
Для захвата Иводзимы американское командование выделило крупные силы: 111,3 тыс. чел., 1522 самолета и более 680 боевых, транспортных и десантных кораблей. Американские войска имели почти пятикратное превосходство в людях и абсолютное — в са- -молетах и кораблях. Общее руководство десантной операцией осуществлял адмирал Ч.Нимиц, а непосредственное командование—адмирал Р.Спрюэнс.
Утром 19 февраля 1945 г. началась высадка десанта. Организованное сопротивление японцев удалось сломить лишь к 16 марта, но стычки на острове продолжались еще 10 дней. 26 марта 300 японцев предприняли последнюю контратаку, в которой были почти все уничтожены. За 36 дней боев на Иводзиме была взята в плен всего 1 тыс. японских солдат и офицеров, остальные 22 тыс. погибли.
После захвата Иводзимы американцы разместили там истребители дальнего сопровождения П-51 «Мустанг», которые стали прикрывать бомбардировщики во время налетов на Японию.
ф, л Последней и самой крупной десантной
Битва за Окинаву „ г
j J операцией американских вооруженных
сил в ходе второй мировой войны была операция «Айсберг» по захвату о-ва Окинава. По своим масштабам она уступала только операции «Оверлорд» (высадка в Нормандии).
Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945)
Адмирал Ч.Нимиц
Окинава рассматривалась американским командованием как база для развертывания военных действий на территории собственно Японии. Чтобы овладеть довольно большим (1254 кв. км) и населенным (445 тыс. чел.) островом, к тому же расположенным относительно близко (на расстоянии около 600 км) к военно-морским и военно-воздушным базам главных островов Японии, американское командование выделило огромные силы. В общей сложности в боях за Окинаву приняли участие свыше 2400 самолетов, более 1500 боевых кораблей, десантных и вспомогательных судов, в том числе 59 ударных и эскортных авианосцев, 22 линкора, 36 крейсеров и более 140 эскадренных и эскортных миноносцев. Общая численность личного состава сухопутных войск, флота и морской пехоты составляла около 550 тыс. чел., причем непосредственно в состав десанта было включено 183 тыс. Общее руководство операцией осуществлял адмирал Ч.Нимиц.
Этим силам противостояли 77 тыс. солдат и офицеров японской армии и около 10 тыс. военных моряков — личный состав военно-морской базы. Кроме того в ходе боев японское командование пополняло свои силы за счет мобилизации населения. На острове имелось 5 аэродромов, на которых базировалось 250 самолетов. Предполагалось также использовать авиацию с о-ва Тайвань (420 самолетов, из них 220 смертников-/«ши-кадзэ), из метрополии — (550 самолетов, из них 330 камикадзэ) и несколько сот самолетов военно-морского флота. Особые надежды возлагались на камикадзэ, с помощью которых японское командование рассчитывало уничтожить крупные американские корабли и таким образом лишить десант авиационной и артиллерийской поддержки. Из военных кораблей на Окинаве имелись отряд торпедных катеров, группа карликовых подводных лодок и около 700 специальных катеров, управлявшихся смертниками.
Японские взрывающиеся катера
Часть 3. Япония на пути военных авантюр
За несколько дней до высадки американцы провели массированные бомбардировки оборонительных сооружений и аэродромов Окинавы, совершив до начала операции 3 тыс. самолето-вылетов. В результате к 29 марта японская авиация на Окинаве была почти полностью уничтожена. Японцы также потеряли половину специальных катеров.
Утром 1 апреля 1945 г. американские войска начали высадку. Уже через 3 часа были заняты аэродромы Ёнтан и Кадэна. К наступлению темноты на берегу сосредоточилось около 50 тыс. чел. и большое количество танков и артиллерии.
Японское командование попыталось нанести удар по десанту, послав эскадру в составе линкора «Ямато» (самого крупного в мире), легкого крейсера и восьми эсминцев. Корабли следовали без авиационного прикрытия. 6 апреля, уже через 2 часа после выхода с базы Токуяма на о-ве Хонсю, они были обнаружены американскими подводными лодками, и на следующий день их атаковали почти 400 самолетов. В «Ямато» попало 10 торпед и 5 бомб, он опрокинулся и затонул. Были потоплены также крейсер и 4 эсминца. Погибло около 3700 японских моряков (в т.ч. на «Ямато» — 2498). Американцы потеряли 10 самолетов.
Линкор «Ямато»
Гибель «Ямато» фактически означала конец некогда могучего японского флота. После войны бывший командующий Объединенным флотом адмирал Тоё'да Соэму говорил, что у него не было иллюзий относительно судьбы линкора, и поэтому в целях экономии дефицитного горючего «Ямато» был заправлен топливом только в один конец. Все же японцы рассчитывали, что бывший флагман адмирала Ямамото сумеет нанести американскому флоту
Глава 3. Япония в войне на Тихом океане {1941-1945)
тяжелые потери. Однако он даже не сумел дойти до места предполагаемого морского сражения.
К 12 апреля завершилась высадка всех эшелонов десанта, и численность американских войск на острове достигла расчетной цифры (183 тыс. чел.). Но к этому времени американцы достигли главной полосы японской обороны, преодоление которой заняло у них больше месяца. В связи с серьезными потерями американскому командованию пришлось неоднократно проводить пополнение и замену своих частей.
Только в ночь на 14 мая американские войска смогли вклиниться в японскую оборону. В ходе дальнейших боев, с 15 по 31 мая, американцы захватили основные опорные пункты японцев, в том числе столицу Окинавы г. Наха.
Однако боевые действия на острове на этом не закончились. Борьба продолжалась до 22 июня, когда японские войска прекратили организованное сопротивление. 23 июня японский командующий генерал Усидзима Мицуру, не пожелав сдаться в плен, совершил ритуальное самоубийство сэппуку (харакири). 2 июля американское командование официально объявило об окончании боевых действий на о-вах Ркжіо, хотя и после этого отдельные группы японцев еще долгое время не складывали оружия.
Генерал Макартур назвал битву за Окинаву самым тяжелым сражением за всю войну на Тихом океане. Особенно трудной ока-\У залась борьба с камикадзэ. В период боев на Окинаве они, действуя с баз на территории Японии, совершили 10 массированных налетов на корабли американского флота (в одном из них участвовало 355 самолетов). Атаки камикадзэ вызывали страх у американских моряков, и для поддержания морального духа своих войск американское командование долгое время запрещало любые публичные сообщения об их действиях.
Потери американских вооруженных сил составили 49,1 тыс. чел., из них 12,5 тыс. убитыми (погиб и командовавший войсками десанта генерал С.Бакнер). Было потоплено 33 и повреждено 370 кораблей и вспомогательных судов (большинство — в результате атак с воздуха). Авиация потеряла более 1 тыс. самолетов. С японской стороны в ходе боев за Окинаву было убито около 100 тыс. солдат и офицеров и 7,8 тыс. взято в плен, потеряно свыше 4200 самолетов, потоплено 16 кораблей и судов, в том числе линкор, легкий крейсер и 4 эсминца. Меньшие потери японского флота объяснялись его малочисленностью — он был уничтожен практически полностью. Во время боев погибло также примерно 10% населения острова.
Часть 3. Япония на пути военных авантюр
Воздушное наступление на Японию
В результате битвы за Окинаву американское командование добилось своей стратегической цели — был создан плацдарм для вторжения на Японские о-ва. Еще в начале мая 1945 г. на Окинаву и другие острова архипелага Ркжю начала перебазироваться американская авиация, что позволило резко расширить масштабы воздушного наступления против Японии.
В начале войны японское командование было уверено, что массированные воздушные налеты на Японию невозможны, и не уделяло большого внимания организации противовоздушной обороны. И действительно, до осени 1944 г. города Японии не подвергались авиационным ударам, если не считать демонстративной бомбардировки Токио 18 апреля 1942 г. и нескольких налетов на северную часть о-ва Кюсю с американских аэродромов в Центральном и Южном Китае.
Захват американцами Марианских о-вов летом 1944 г. принципиально изменил ситуацию. Япония оказалась в пределах досягаемости американской стратегической авиации. На островах Сайпан, Гуам и Тиниан было построено несколько крупных аэродромов, и удары по Японии стали регулярными.
Весна 1945 г. стала поворотным пунктом в воздушной войне против Японии. Если в 1942-1944 гг. американская авиация провела 76 налетов, в которых приняли участие 2079 самолетов, то только в марте 1945 г. она бомбила японские города 91 раз, а число участвовавших самолетов составило 3509.
Япония оказалась совершенно неподготовленной к отражению налетов американской авиации. Ее противовоздушная оборона не имела достаточного количества зенитных орудий, средств обнаружения и оповещения. Когда число объектов бомбардировок расширилось, служба ПВО вообще оказалась беспомощной. Так, американские самолеты часто вели бомбометание со средних высот (порядка 2 тыс. м), почти не встречая противодействия со ст роны зенитной артиллерии.
Очень слабой была и организация гражданской обороны. В г родах почти полностью отсутствовали бомбоубежища для нас ления. Поэтому единственным средством уменьшения потерь ср ди мирных жителей от бомбардировок стала массовая эвакуаци которая дезорганизовала экономику и транспорт. Число эвакуированных достигло 8,3 млн. чел.
Тем временем американцы стали прибегать к тактике воздушного террора. Если раньше целью воздушных налетов были, как правило, военные объекты, по которым старались нанести при
Глава 3. Япония в войне на Тихом океане (1941-1945)
цельный удар, то с марта 1945 г. бомбардировки все чаще велись по площадям.
Налеты проводились как правило ночью, причем широко использовались зажигательные бомбы. Поскольку японские города плотно застроены деревянными домами (каменные здания составляли не более 10%), то на земле немедленно возникали катастрофические пожары. Результатом было огромное число жертв среди населения. Только во время налета в ночь на 10 марта 1945 г. в Токио погибло свыше 83 тыс. чел.
За время войны в Японии американскими бомбардировками было разрушено 98 городов, причем в 72 из них не было никаких военных объектов. Пожары уничтожили 50% домов в районе Токио-Иокогама, 52% — в Нагоя и 57% — в Осака. Всего было уничтожено 2210 тыс. домов, что составляло 1 /4 жилого фонда страны. Осталось без крова 9,2 млн. чел. (12% населения).
Вместе с тем, американцам не удалось нанести японской военной промышленности смертельный удар с воздуха. Хотя индекс военного производства (1941 г.=100) снизился с 291,9 в январе 1945 г. до 156,6 в июле, главными факторами кризиса военной экономики Японии были не бомбардировки, а нарушение снабжения стратегическим сырьем и топливом из-за морской блокады и недостаток квалифицированной рабочей силы, вызванный мобилизацией в армию.
г g. Зависимость Японии от ввоза стратегиче-
Борьба на морских, г
ского сырья всегда была ее уязвимой сто-коммуникациях „ J. J
ронои. С захватом многочисленных территорий у нее появилась необходимость защищать коммуникации на огромном пространстве от Алеутских о-вов до Новой Гвинеи и Голландской Индии.
Япония производила перевозки войск, военных материалов и стратегического сырья по океанским линиям общей протяженностью свыше 40 тыс. км. Наибольшее значение имели коммуникации с базами в юго-западной части Тихого океана, и линии доставки в метрополию стратегического сырья из Китая, Индокитая, Филиппин, Голландской Индии.
В отличие от союзников, которые, учитывая опыт борьбы в Атлантике, придавали важное значение мерам по защите своих и нарушению вражеских коммуникаций, военно-морское командование Японии полагало, что уничтожение флота противника само по себе позволит достичь этих целей.
Опыт первого года войны, казалось, подтвердил правильность такого подхода: японцам временно удалось завоевать господство
Часть 3. Япония на пути военных авантюр
на море и нанести серьезный ущерб судоходству союзных и нейтральных стран. За первые 13 мес. войны они потопили 665 судов водоизмещением свыше 1,7 млн. ф и потеряли 209 судов водоизмещением 846 тыс. т. С учетом пополнения своего флота Япония фактически стала располагать даже несколько большим торговым тоннажем, чем в начале войны.
Однако уже в 1943 г. стал очевиден сделанный просчет: потери торгового флота Японии составили 1803 тыс. т. Японская судостроительная промышленность смогла восполнить лишь 62% потерь. В 1944 г. положение стало еще хуже — тоннаж вновь построенных транспортов составил около 36% потерянных.
В ноябре 1943 г. в Японии для защиты океанских коммуникаций был создан Объединенный эскортный флот. Несмотря на громкое название, он был весьма слаб и так и не смог обеспечить защиту японского судоходства. Его корабли и самолеты были в основном устаревшими, недостаточно оснащенными гидроакустическими и магнитными приборами для поиска подводных лодок, не имели радиолокаторов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление