КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности процесса воспитания в средней профессиональной школе 3 страница
— терпимостью к чужому мнению, другим людям; — расширением границ субъективной свободы; — приоритетом организационных воздействий над дисциплинарными; — преобладанием активных форм реагирования над реактивными; — приоритетом позитивных форм оценивания; — способностью педагога подключить воспитанников к целям воспитателя и, наоборот, умением его подключиться к целям воспитанника; — наличием умений конструктивной критики, для реализации цели и задач педагогики ненасилия необходимо соблюсти ряд условий. К ним отноеятся: а) ориентированность преподавателей на личностную модель взаимодействия со студентами; б) создание серии специфических предпосылок для организации жизнедеятельности воспитанников на ненасильственной основе и формирование у них на разных этапах онтологического развития позиции ненасилия. Данные условия выполнимы, если воспитанникам предоставляется свобода выбора, когда все виды деятельности имеют ненасильственное содержание, отдается приоритет позитивной оценочной доминанте, если родители воспитанников активно привлекаются к проблемам развития у студентов способности к ненасильственному взаимодействию. Концепция системного построения процесса воспитания (В. А. Ка-раковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова). Воспитание понимается как целенаправленное управление процессом развития личности. Цель воспитания — всестороннее гармоничное развитие личности. Цель осуществляется путем решения следующих задач воспитания: 1) формирование у воспитанников целостной и научно обоснованной картины мира; 2) формирование гражданского самосознания личности; 3) приобщение студентов к общечеловеческим ценностям;
4) развитие у воспитанника креативности; 5) формирование самосознания и осознание личностью собственного «Я», помощь воспитаннику в самореализации. Реализация обозначенных целей и задач требует создания гуманистической системы воспитания, содержанием которой становятся общечеловеческие ценности, такие, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Системно-ролевая теория формирования личности (Н.М.Та-ланчук). Воспитание — это процесс человековедения, протекающий как регулирование освоения личностью системы социальных Ролей. Человековедение — это ведение к человеческому идеалу. Цель воспитания — формирование гармонично развитой личности, готовой и способной полноценно осваивать систему соци-эльных ролей. Социальные роли человек осваивает при вхождении в состав определенного сообщества людей, когда ему приходится проявлять активность при наследовании и приумножении социальных Ценностей. Осваивая эту роль, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Так, человек объективно становится семьянином и выполняет свой супружеский, сыновне-дочерний долг или профессионалом, способным мастерски выполнять свою работу; гражданином страны, обладающим высокой нравственной, эстетической, правовой, экологической культурой, и т.д. Для процесса воспитания главным является создание педагогически целесообразных условий для усвоения растущим человеком знаний, идеалов, норм поведения, отношений между людьми в различных сферах жизнедеятельности. Образовательные учреждения и другие социальные институты должны целенаправленно готовить своих воспитанников к выполнению различных социальных ролей. Воспитание как педагогический компонент социализации (М. И. Рожков). Воспитание понимается как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека.
Цели воспитания разделены на две группы: идеальная — идеал гармонично развитого человека; реальная, конкретизируемая в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития. Результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивное изменение в его взглядах, мотивах, реальных действиях. Воспитание должно обеспечить усвоение воспитанниками системы гуманистических ценностей, развитие всех существующих сфер человека: интеллектуальной, мотиваци-онной, эмоциональной, предметно-практической, экзистенцио-нальной, волевой, сферы саморегуляции. Воспитание ребенка как человека культуры (Е. В. Бондаревская). Воспитание понимается как процесс педагогической помощи воспитаннику в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Цель воспитания — это целостный человек культуры. Человек культуры — это: а) личность гуманная, духовная, творческая и адаптивная; • б) гражданин; в) нравственный человек; г) человек с развитой потребностью поиска смысла жизни, с выраженной направленностью на созидательную деятельность. Исходное положение этой концепции — воспитание выполняет в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: — сохранения, воспроизводства и развития культуры; — обслуживания исторического процесса смены поколений; — свободного развития личности как субъекта культуры, его собственного развития и жизнетворчества. Идеология воспитания представлена в виде совокупности положений, выражающих интересы детей, молодежи, нуждающихся в социальной защите, обретении прав человека и гражданина на бразование и приобщение к ценностям человеческой культуры, на творческое развитие и самоопределение. Воспитание осуществляется в рамках личностно ориентированного образования, представляющего собой часть культуры, которая с одной стороны, питается ею, а с другой — влияет на ее сохранение и развитие через человека. Восхождению человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры способствуют культурные функции образования.
Важнейшая из них — гуманитарная. Ее суть — сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности. Для этого нужно показать личности механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества, диалога, а также осуществить защиту и педагогическую поддержку индивидуальности воспитанника, выявляя совместно с воспитанником его жизненные проблемы. Общая педагогическая поддержка всех воспитанников создает эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, а индивидуально-личностная обеспечивает диагностику развития, обучения, воспитанности каждого из них. Кулыпуросозидателъная, или культурообразующая, функция способствует сохранению, воспроизводству и развитию культуры средствами образования. Для реализации данной функции необходимо осуществить отбор культуросообразного содержания и воссоздать в образовательных структурах культурные образцы и нормы, проектирующие зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры — в образование. Функция социализации проявляет себя в процессе совместной Деятельности и общения в определенной культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие отношения индивида к миру, социальную позицию, самосознание, Ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из социального опыта и сколько берет и как ее психика эти приобретения качественно перерабатывает, Какое придает им значение. Чтобы социализация совершалась без значительных потерь для личности, образование должно заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выжи-вания, сохранения своей индивидуальности. Концепция формирования образа жизни, достойного Человека (Н.Е. Щуркова). Воспитание понимается как целенаправленное, °Рганизованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества как развитие способности жить в нем и созидательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Воспитание рассматривается как фактор вхождения российского общества в контекст мировой культуры. В связи с этим: — воспитание необходимо рассматривать с позиций культуры; — слагаемыми воспитания являются освоение, усвоение и присвоение мира ребенком на уровне современной культуры; — содержание воспитания рассматривается как система отношений к ценностям достойной жизни достойного Человека, а знаний и умений — как средства проживания ценностных отношений человека к миру и с миром; — поле воспитательного процесса распространяется на всю жизнедеятельность воспитанника; — представление о содержании жизни достойного Человека предстает как бесконечная цепь вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, а ставит ряд новых, из того следует, что воспитание есть приручение к самостоятельному выбору жизненного пути, образа жизни и ответственности за свой выбор. Воспитание направлено на приобщение к ценностям культуры в следующей последовательности: жизнь Природы, жизнь Человека, жизнь Общества, образ жизни, достойной Человека, внутренний мир человека. Воспитание в контексте культуры — это апелляция к аккумуляторам культуры: науке, искусству, морали, персоналиям, материальным предметам, — выбор которых определяется трехсторонним подходом: «ЗНАЮ, УМЕЮ, ЛЮБЛЮ». Воспитательный процесс — это целенаправленный, двусторонний, информационно-деятельностный, коллективно-творческий, коммуникативный, управляемый процесс, обращенный к духовному миру личности. Основу концепции составляет личностно ориентированный подход. Концепция самоорганизуемой педагогической деятельности (С. В. Кульневич). Эта концепция имеет особое значение для проектирования воспитательной системы колледжа или вуза. Воспитание понимается как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, востребующих определенной внешней инициации. Ведущей идеей концепции является идея о формировании личностных структур сознания студентов и преподавателей как источника и механизма самоорганизуемого педагогического творчества. Оно отличается от «творческих заданий» тем, что педагог может принимать педагогические решения, руководствуясь подказками особым образом развитого сознания. Идея о приоритетов роли личностных структур сознания и формировании опыта амоорганизации базируется на синергетической трактовке феномена самореализации, который состоит в способности системы самопреобразованию в новое качество, т.е. к саморазвитию. В качестве системы может выступать и сознание педагога, и образование. Одним из важнейших условий актуализации данной способности являются состояния неустойчивости (кризисности) ситуации. Переход в новое состояние сопровождается переживаниями, осознанием самой ситуации и своего места в ней. Это приводит к возникновению личностной позиции двух видов: социальной мимикрии, т.е. полного подчинения условиям среды с неизбежной ассимиляцией и деградацией личности, или активной творческой деятельности по преобразованию ситуации. Среди законов самоорганизации важнейшее место занимает закон развития самоорганизующихся систем. Его суть состоит в том, что становление более сильной новой системы происходит в условиях ее открытости, пребывания в кризисном состоянии, характеризующемся неустойчивостью, неравновесностью, нелинейностью. Чтобы достигнуть должной устойчивости, новая структура в процессе эволюции и сопровождающих ее отклонений и случайностей должна самостоятельно «выжить». Методологически значимыми для разработки педагогических аспектов самоорганизации являются следующие положения: — система личности или система образования сама формирует свою границу; — развитие личностной системы не однолинейно, неравновесно, альтернативно и хаотично; — концепции самоорганизации — это своеобразное противоядие против доктринальной идеологии в образовании; — концепции самоорганизации открывают новое измерение в изучении стихийных процессов, внося в них элементы мягкого и тонкого регулирования. В качестве одного из элементов такого регулирования выступает процесс профессиональной подготовки будущего педагога; — управление данным процессом должно быть настроено на то, чтобы «запустить» механизмы самоорганизации, потенциально заложенные в личностной системе индивида; — регулирование должно учитывать деликатность механизма самоорганизации: управляющие воздействия должны отвечать его гуманной сущности, в противном случае они разрушат самоорганизацию. Самоорганизация — свойство любой системы к саморазвитию посредством надстраивания, «выращивания» из себя новых, более Жизнестойких структур. Педагогическая самоорганизация — способность педагога к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов — личностных структур сознания, придающих гуманный смысл его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определенной внешней инициативы. В самоорганизующихся системах оси новной фактор развития — внутренний. Внутренние ресурсы -* это личностные структуры сознания: критичность, мотивирсм вание, рефлексия, коллизийность, опосредование, автономности и др. Они формируют личностный опыт сознания собственной картины мира. Феномен самоорганизации сознания опосредуется процессами осмысления, переосмысления и определенной дискредитации как традиционного содержания педагогической деятельности, так и осмысления ее новых ориентиров. Воспитательная деятельность современного педагога характеризуется понимающим и сопереживающим соучастием, оказанием педагогической поддержки воспитанникам. Поэтому будущий педагог должен обладать навыками проектирования социально-культурной среды, построения психолого-педагогических условий нормального развития человека на основных этапах онтогенеза. Происходит изменение требований к работе педагога: от умений транслировать и формировать программный объем знаний — к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание воспитанника, развивать его способности к самореализации. В связи с этим будущий педагог в большей степени должен стать не предметником и методистом, а феноменологом нового типа воспитания. Определим смысл и содержание феноменологической деятельности. Феноменология представляет собой: 1) учение о путях и способах развития человеческого сознания, понимаемое как саморазвитие нравственной (духовной) стороны личности; 2) учение о феноменах, т. е. необычных, парадоксальных явлениях, которые даны нам не только в чувственном восприятии, но и в смысловом значении; 3) смыслопоисковый способ углубленного познания внутренних источников, связей, механизмов развития, смысла явлений; 4) путь гуманной организации познающего сознания. Феномены выбора, свободы, нравственности, самореализации — это не только результат влияния внешних факторов, таких, как среда, условия существования, этнические образцы поведения, но и внутренних факторов, в первую очередь — сознания и его внутреннего содержания — личностных структур в виде рефлексии, критичности, мотивирования. Внутренние факторы и определяют целеустремленность, интерес, волю к самореализации и самоутверждению личности. С феноменологической точки зрения механизм познания ценностей «запускается» при использовании следующих принципов: 1) принципа самоформирования проблемного мышления, позволяющего человеку осознать смысл и содержание общечеловеческих ценностей, путей осуществления их в жизни посредством самостоятельного целеполагания. Проблемное мышление помогает человеку решить для себя вопрос о его положении между действительностью и идеальным требованием; 2) принципа очеловечивания ценностей — только через человека ценности воздействуют на мир, предоставляя ему власть над вещами, позволяющую вмешиваться в естественный ход событий и изменять его, руководствуясь категорическим (нравственным) императивом. Для этого ценности должны быть приняты на уровне личного смысла, т.е. быть поняты и приняты как имеющие значение для личности; 3) принципа переживания содержания ценностей. Феноменология предлагает личности выбирающего исследовать факты с их внутренней, явно не обозначенной, но всегда определяющей стороны. Такой взгляд в первую очередь обращается к тому, что переживает сознание, т.е. к ценностям, составляющим его содержание; 4) принципа феноменологической редукции. Редукция как возвращение, упрощение, очищение позволяет свести в одну точку, сосредоточить «рассеянные» в пространстве и времени понятия ценностей. Из феноменологических смыслопорождающих факторов, которые сознание вводит в схему жизни через человека, наибольший интерес с позиций феноменологии воспитания представляют факторы интеллигибельного и морального чувства. Интеллигибельное чувство устанавливает «объективирующую» ось сферы существования. Интеллект использует это чувство для изыскания смыслов во всех проявлениях естественной жизни и разработке проектов ее бесконечного расширения. Интеллект объективен потому, что находится перед нами и привносит в наше восприятие проверку, оценку, удовольствие, преобразования в соответствии с порядком, изобретенным нами и призванным править этим миром. Моральное чувство водит субъективирующую ось человеческих значений, через которую человек развивается как самоорганизующееся существо. Через моральное чувство вводится обращенная на себя линия индивидуального поведения. Моральные чувства — забота о наших личных и общественных интересах — позволяют человеку оценить его положение в единстве всего живого. Моральные чувства определяют социальную сферу) в которой участники считаются с интересами, склонностями и чувствами других. Личность может найти опору для построения себя в нравственных ценностях, соответствующих ее субъективному опыту нравственности. Обозначим сложности в реализации концепций воспитания и их разработки: — отсутствие общетеоретического подхода к воспитанию как к непрерывному процессу от дошкольника до студента профессиональной школы; — многообразие трактовок самого понятия «воспитание»; — разброс мнений в определении предмета воспитания: это и чувства, и система социальных ролей, и духовность, и направленность на успех; — отсутствие общероссийских, общенародных совокупностей жизненных ценностей, формулируемых на пересечении трех основных осей: индивидуализм — коллективизм; прагматизм — духовность; атеизм — вера; — налицо социальная стратификация российского общества. На современном этапе есть опасность заметного его расслоения по категории доходов, которая сейчас существует лишь в крупных мегаполисах. Данная тенденция создает реальную угрозу созданию единой стратегии воспитания; — иерархизация ценностей общественного сознания. Существуют три плана ценностей: бытийные (жизнь, бытие, созидание); нравственные: добро, вера, красота, истина, свобода: моральные (достоинство, честь, долг, ответственность, толерантность). При разработке стратегии воспитания в образовательной системе следует учесть, что процесс реализации складывается из таких стратегий: 1) стратегии сохранения (того, что актуально существует); 2) стратегии изменения (того, что изменяется или должно быть изменено); 3) стратегии развития (того, что развивается);. 4) стратегии предотвращения. ■*• При разработке конкретной концепции нужно определить доминанту одной из них. Таким образом, все существующие на сегодняшний день подходы и концепции отражают три направления воспитательного взаимодействия всех его участников: — в воспитательной системе образовательного учреждения, где в совокупности функционируют все системы и направлены они на развитие каждого воспитанника; — воспитательной системе учебной группы, где реализуется вся активная деятельность и взаимодействие воспитанников; i — системе индивидуального развития и поддержки каждого) воспитанника. Все они ориентируют воспитание на формирование целостной: личности, ядром которой являются Человек, Культура, Мир, Природа, Отечество, — личности профессионала, транслирующей культурные ценности. 13.3. Воспитание как процесс формирования личности будущего профессионала Вопросы формирования личности будущего профессионала играют существенную роль в подготовке специалиста со средним профессиональным образованием. Ведь именно ценностные ориентации, отношения, убеждения, социально и профессионально значимые качества личности оказывают влияние на модель профессиональной деятельности и те способы, с помощью которых молодой специалист должен транслировать социокультурные нормы своим воспитанникам. Основной ориентир профессионального воспитания — профессиональное становление специалиста в соответствии с объективными требованиями общества. Выпускник колледжа должен осознавать общественный смысл выбранной профессии, определять личностную значимость профессионального труда, творчески относиться к профессиональной деятельности, владеть навыками профессионального поведения на основе принятия правил профессиональной этики. В качестве условий, способствующих эффективности профессионального воспитания, выделяют следующие: — создание ситуации выбора на каждом этапе профессионального воспитания; — дифференциацию целей, задач, содержания профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей студентов; — направленность образовательного процесса на решение задач профессионального воспитания, на построение системы профессиональных отношений; — построение системы профессионального воспитания на основе ведущей роли в нем программы самореализации личности будущего специалиста; — организацию сотрудничества на основе взаимного доверия, Диалога, установления субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами; — ориентации студентов в ценностях будущей профессиональной деятельности; — построение содержания учебных дисциплин в направлении самопознания, самоанализа, саморазвития личности студента как "УДущего специалиста. В связи с этим стоит остановиться более подробно на механизмах профессионального развития и становления личности студента. Из психологии известно, что развитие — это основной способ существования личности, благодаря которому происходит накопление, обновление ее количественных и качественных изменений Профессионально-личностное развитие студента колледжа мож-но определить как единство общекультурного и профессионально-обусловленного в личности, индивидуально личностную окрашенность педагогической деятельности. По ходу развития личности постепенно происходит ее профессиональное становление. Поскольку в психолого-педагогической литературе наблюдается разнообразие трактовок понятия «становление», за основную примем такую. Становление — приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию. Профессиональное становление студента средней профессиональной школы — это процесс профессионального самоопределения, адаптации к профессии, образовательному учреждению, овладения специальностью, положительного отношения к выбранной профессии, проявления желания работать или продолжать образование по избранной специальности после получения диплома о среднем профессиональном образовании. Становление студента как специалиста предполагает: 1) появление новых психических качеств личности, которые раньше или полностью отсутствовали, или были, но в другом виде; 2) возникновение различных видов профессиональной деятельности. Процесс профессионального становления детерминируется рядом факторов, среди которых выделяются окружающая и внутренняя среда, жизненный опыт студента, активность личности. В основе профессионального становления находится профессиональная направленность личности как системное качество личности, определяющее ее отношение к профессии, потребность и готовность к профессиональной деятельности. Выделяют несколько составляющих профессиональной направленности: а) профессиональная позиция как методологическое основание направленности в виде профессиональных мотивов, ориентации, принципов; б) ценностные ориентации как относительно устойчивые социально обусловленные оценки значимых сторон профессиональной деятельности; в) профессиональное самоопределение как сложный процесс поиска личностью своего места в профессии, отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности, приобретение определенного профессионального статуса; г) профессиональная компетентность как опыт, знания, умения, навыки и привычки, реализуемые в профессиональной деятельности. Профессиональное становление личности как непрерывный процесс формирования и проектирования личности специалиста имеет свои стадии. На первой — стадии формирования профессиональных намере-ии — происходит отбор способов получения профессионального "бразования в соответствии с выбранной профессией. На второй — стадии получения профессионального образова-иЯ — происходит адаптация к учебному заведению, к новой роли студента, освоение системы профессиональных ЗУН, формирование профессионально значимых качеств личности и положительного отношения к профессии. На третьей — стадии профессионализации — происходит вхождение в профессию, приобретение профессионального опыта, дальнейшее развитие личностно-профессиональных качеств, нужных для квалифицированного выполнения профессиональной работы. На четвертой — стадии мастерства — происходит качественное выполнение профессиональной деятельности на основе творчества, интеграции сформированных профессиональных ЗУН в индивидуальный стиль деятельности. Современная социокультурная обстановка требует обращать внимание на формирование личностно-психологической и социально-профессиональной успешности индивида. В связи с этим в профессиональном воспитании акцент смещается в сторону реализации модели личности, способной к самостоятельной и контекстной выработке средств адаптации, обеспечивающей в конечном итоге ее жизнеспособность. Личность должна: — владеть минимально необходимым и максимально возможным объемом знаний, обеспечивающих адаптацию в среде и успешную реализацию личностных целей; — иметь сформированные интеллектуальные навыки, позволяющие самостоятельно принимать решения в ситуациях учебного, социального, гражданского выбора, нести ответственность за результат, обеспечивать готовность личности к освоению и использованию наиболее эффективных интеллектуальных стратегий; — владеть основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения, учебной, трудовой деятельности, выполнения профессиональных, гражданских или семейных обязанностей; — владеть социально необходимым уровнем общей, технологической, валеологической, профессиональной культуры; — иметь такие личностные качества, которые позволяют человеку продуктивно реализовать свои цели, соотносимые с целями и потребностями окружающих людей, государства, общества в Целом; — обладать физическими, психофизиологическими, духовными, интеллектуальными и другими жизненными ресурсами, обеспечивающими жизнеспособность, саморазвитие конкретного человека вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменять их, применяя социально приемлемые формы поведения. Обозначенная модель личности требует обратить внимание на формирование системы свойств личности в процессе профессионального воспитания. Свойства личности как основа конкретного ее существования, как относительно устойчивые и постоянные отношения человека к самому себе, окружающим и природе, к материальным и духовным ценностям выражают единство согласованности человека с обществом и самим собой. Это проявляется во внутреннем равновесии, стабильности и единстве всех составляющих ее свойств. Поэтому говорят о «самоактуализирующейся» и «самоуничижающейся» личности. Свойствами личности становятся такие качества, как восприятие действительности, такой, какая она есть; признание себя, других людей, природы; доброжелательность по отношению к другим людям; чувство юмора; открытость для опыта; эмпатия; потребность оценки своих действий; способность действовать независимо от других; доверие; творчество и т.д. Одним из ведущих свойств развивающейся личности является «здоровое самоуважение», выраженное в реальной оценке собственных возможностей, самопринятие, самоуважение, автономия, умение быть в компании и наедине с собой. Человек, обладающий чертами «здорового самоуважения», проявляет открытость в общении; у него довольно большой поведенческий репертуар, активная спонтанность; способность радоваться и получать удовольствие; включенность в настоящее. Он обладает набором следующих умений и навыков: коммуникативных, позволяющих гармонизовать личные отношения с другими людьми, создающих умение общаться, трудиться в коллективе; профессиональных, определяющих готовность специалиста пересмотреть свою социально-профессиональную ориентацию, приобрести новую профессию, установить эффективные связи; технологических, проявляющихся как умение решать теоретические и практические проблемы на основе анализа и с использованием научных знаний;
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |