Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические механизмы вероятностной оценки жизненных событий с позиций безопасности




В теоретических главах настоящей монографии мы уже ссылались на работы М.А.Котика, где шла речь о закономерностях, описывающих возникновение тревоги в зависимости от значимости и вероятности наступления потенциально опасного события. В предпринятых М.А.Котиком экспериментах речь шла о вероятностной оценке событий, которые напрямую касаются жизни и здоровья человека. Однако в нашей реальной жизни происходит множество событий, которые не влекут за собой тяжелых последствий, в то же время негативно сказываются на психологическом благополучии индивида. Возникает проблема, при какой вероятности наступления разных по психологическому содержанию событий человек будет испытывать тревогу и предпринимать необходимые меры. Особый интерес в этом отношении имеет изучение генезиса данного процесса, его специфики на разных возрастных этапах.

Наши исследования были осуществлены на контингенте подросткового возраста (70 человек). И это не случайно. В предыдущем изложении мы уже показали значимость его с точки зрения тех кардинальных перемен, которые происходят в личности, проявляющихся, в том числе, и в оценке факторов окружающей жизни как опасных или безопасных для конкретного индивида. Поэтому выбор именно данного возраста вполне оправдан.

Процедура исследования заключалась в следующем (подробнее см. в приложении). Испытуемых просили на специальной оси отметить вероятность наступления того или иного события, при которой они начнут волноваться и испытывать тревогу. Использовалась 100 балльная шкала. В качестве оцениваемых событий выступили следующие: собственная болезнь; болезнь близких; нападение на улице; ДТП; пожар; утонуть; природные и техногенные катаклизмы; боязнь получить «двойку»; боязнь замечаний и нареканий учителя; боязнь нареканий родителей; конфликты в семье; неприятие сверстниками; позор, конфликты со сверстниками. Как видим, здесь четко выделяется две группы событий: угрозы жизни и здоровью, и угрозы психологическому благополучию.

Обработка результатов проводилась следующим образом. Вероятность от 1% до 25% (из 100%) принималась за низкую вероятность наступления события. Вероятность от 26% до 50% - за среднюю. Вероятность от 51% до 100% - за высокую. Таким образом, одни подростки уже при небольшой вероятности начинают испытывать тревогу, другие будут волноваться только тогда, когда вероятность наступления травмирующего или неприятного события очень высока, то есть, если оно практически неотвратимо. В итоге для каждого испытуемого составлялась матрица, где обозначался вероятностный уровень (низкий, средний и высокий) наступления события, при которой человек будет испытывать тревогу.

Обратимся непосредственно к некоторым результатам исследования. На первом этапе нас интересовал вопрос, насколько вообще подростки способны дифференцировать значимость событий с позиций их опасности или безопасности. Например, если школьник указывает лишь низкую вероятность наступления всех событий, при которой он будет испытывать тревогу и озабоченность, то он не дифференцирует их по значимости. И, наоборот, если отмечается только высокая вероятность, то он также слабо дифференцирует события и обстоятельства жизни как опасные для себя. При этом нами были заданы следующие критерии. Если учащийся все события склонен воспринимать как опасные, и начинает испытывать волнение при незначительной вероятности их наступления, то он явно не дифференцирует их, они все для него равнозначно опасны. Допустимо не более двух событий оценивать на среднем уровне, и ни одного - на высоком. Соответственно, наоборот, если кто-то все события оценивает только с позиций высокой вероятности наступления, то он также не дифференцирует их, явно игнорируя опасности. Здесь также допускается оценка не более двух событий на среднем уровне вероятности, и ни одного – на низком. В результате были получены следующие данные (таблица 5).

Таблица 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.