Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российские — Матвеева Наталья Юрьевна




Зарубежные — Ахмедова Муслимат Газиевна

Вопросы к семинару

Общая характеристика социологии конца 20 в.

Базисное основание современной социологической теории

Методологические альтернативы современной социологии

Предметно-тематическая проблематика новейших социологических теорий

Противоречия между СТ модерна и теориями постмодерна

Темы для докладов:

Социология как социальная технология

Социология как идеология

Социология как инструмент жизненной

 

Основная литература:

Кукушкина — история социологии

Осипов — история социологии

Кравченко — социология, парадигмы через призму соц воображения

Штомпка — социология социальных изменений

 

 

1. Социология стремится постичь, теоретически познать данное социальное состояние общества, именно на данный момент. Пытается отыскать социальные факторы и причины, которые способствовали становлению данного социального состояния

2. Характер соц теор. Определяется её историческим прошлым. Предметно-содержательное, логическое и методологическое развитие соц теории определяет проблемное поле и предоставляет инструментарий для многообразных конкретных и специализированных исследований социальной реальности.

Взаимодействие двух базисных моментов состоит в том, что данное социальное состояние общества постоянно модифицирует и расширяет общий горизонт, унаследованный соц теорией. Новое социальное состояние общества требует трансформации старых теорий и создания новых.

Современная социология — это, социология, которая исследует социальное настоящее и социология, которая имеет более чем 200-летнюю историю развития. Напяже5ние между требующими взаимодействия новыми соц явлениями, но уже не такими адекватными средствами такого исследования и унаследованными теориями. Это напряжение порождает интенсивные поиски, стимулируют соц и методологическую саморефлексию. В результате это напряжение трансформируется в противоречия между старыми теориями и вновь возникшими новыми теориями. В настоящее время напряжение между историческим наследием социологии и современностью конкретизируется в виде напряжения между социологией, как социологической теорией модерна, и соц теорией постмодерна.

Еще в классический период социологии сформировались 2 основных методологических подхода:

1. Формулирование социологической теории на основании приоритета целого, общества, структуры по отношению к индивиду и его действиям. (Маркс, Спенсер, Конт).Опирался на объективистскую позитивистскую методологию. Объективная наука, выявляющая закономерности соц развития и соц взаимодействия

2. Изучением социологии должно быть единичное, частное, конкретное (Макс Вебер, Георг Зиммель) Подход основывался на методологическом приоритете действия индивида по отношению к структуре, к обществу. (Понимающая социология)Большое значение сыграла неокантианская школа. Опирался на интерпретационную методологию, теорию понимания. Социология — наука о культуре, оперирующая смыслами и значениями.

В 50-60-е годы усиливается радикализация социологии, претензии к социологии на её практическую значимость. Усиливается социально-экономического дохода населения, окончательно складывается система массового потребления, создаётся массовая культура. Эти процессы происходили одновременно как в капиталистических, так и в социалистических странах. Эти процессы обусловили становление технократических теорий (теория конвергенции, теория индустриального общества, теория информационного общества). Все эти теории были в основном саентистского толка, через науку и технику общество решит все свои проблемы.

Органическим компонентом этого процесса было становление социальной критики.(Маркуза, Фромм, Адорно, Хоркхамер)

Оформление соц критики стало своего рода реализацией претензии классической соц на роль научного основания. Франкфуртская школа критиковала социологию, как науку не обозначающую проблемы.

Изначально социология была связана с комплексом идей, определивших её облик. Это прежде всего теория прогресса и теория промышленного общества. В первую очередь речь идёт об идее прогресса (философия просвещения 18в). Социология не просто приняла идею прогресса, а во все свои теории построила на основе принципа прогрессивного исторического развития и рационализация соц структур, порядка, основу которого составляет умножение знаний, свободы и материального богатства. Теория прогресса стала основой не просто теорией соц развития в соц, она вобрала в себя органицистскую модель и стала своего рода социальной космологией. Во второй половине 20в в социологии происходит разочарование в прогрессе (Аарон). Развивается экзистенциональная, психоаналитическая теории.

Теория капиталистического общества (Вебер, Дюркгейм, Тённис, Маркс)

Современная социология во всём её многообразии познавательных средств и подходов во многом отличается от классической, постклассической теорий. Эти отличия обусловлены не только историческими соц трансформациями на исследование которых и ориентированно современная социология, но так же связано с процессами развития самой соц теории, которые определили её современное состояние. Изменения, которые претерпела своременная социология имеют много плановый характер:

1. изменилось самопонимание социологии и её место среди других гуманитарных наук,

2. изменилась социологическая картина мира

3. изменились базисные теоретические основания, на которых строится социологическое знание

4. изменились приоритеты и интересы социального познания

5. сформировались новые методологические подходы и школы, которые определили современное состояние социологии

На протяжении 20 века социология расширялась как в предметном плане, то есть ей исследовались всё новые области социальной жизни, расширялась как в практическом, так и в методологическом плане, создавались новые перспективы, подходы и интерпретации, менялся предмет. В 20 в приоритетное развитие в социологии получили социологические теории ориентированные на концептуализацию индивида, индивидуального социального действия и взаимодействия, сознания.

Интеракционизм, феменологическая соц, психологическая соц, аналитическая, проблемы индивида, проблема смысла в самом широком смысле стали сферой интересов социологов различные системные теории, с трудом удерживали баланс подходов. В социологию внедряются антропологические теории, политология, философия, информационные технологии. Таким образом сфера интересов социологии значительно изменилась. Ведущими темами стали темы проблемы идентичности, жизненной ориентации, сферы семьи, межличностные отношения.

Социология соблюдает строгие научные стандарты, начала сдвигаться, на среднюю между гуманитарными исследованиями и наукой позицию, а её представители по мнению западных социологов стали чем-то средним между академическими учёными и публичными деятелями гуманистической публикаторами. Неопределённость положения современной социологии расценивается некоторыми исследователями как движение новой науки к исторической социальной науке.

Ядро социологии составляет изучение институтов современного общества. На втором месте изучение структуры общества.

Современная социология не ограничивается прошлыми теориями, их заменяют теории глобального общества. Очевиден сдвиг от монополистских теорий к глобализму.

Привело к концептуализации, постмодерну, постиндустриализму.. Теория конца и постмодернизма дополняют друг друга. Анализ современности осуществляется через соотнесение с классическим модерном, с теориями и схемами классической социологии. В настоящее время значительная часть соц проблематики так или иначе связана с глобализмом. Глобализм существует в 2-х вариантах: как теория глобального общества и как методологическая основа социологического исследования; в качестве методологической основы глобализм вытеснил универсализм классической социологии, пространством исследований которой был весь социальный универсум человечества, подчиняющийся всеобщим универсальным законам. Современная социология отличается от универсалистской тем, что она исходит из глобальной связанности, глобальной коммуникации и вместе с тем глобальной вариативности. Глобальная социология означает поворот от национально-государственного образования и европа-центризма к глобально-центральному космосу безотносительно к национально привязанному и неимеющему относительного времени. Глобализация предполагает совершенно новое отношение к пространству и времени. Наиболее полно проблема глобализации разработана такими учёными как Кастегис, Валентайн, Гидденс.

Местные региональные феномены образуются под влиянием за 1000 км происходящих действий от них. Основой этой организации является символическая знаковая система (деньги), а так же экспертная система знаний. Эти символические знаки обмена функционируют безотносительно к специфическим характеристикам индивидов или групп. Результатом становится возникновении сети взаимодействий социальных, экономических, культурных, военных, государственных, научных, информационных, которые как бы изъяты из истории и культуры конкретного пространства и существуют безотносительно к ним. Возникают глобальные пространства взаимодействий организованных системой глобальных институтов и глобального контроля. Таким образом глобализм предстаёт как теория современности, предлагающая тотальную картину мира. В этом своём качестве теория глобального общества противостоит различного рода социологическим теориям конца. Сами теории о конце были сопряжены с концепциями постиндустриализма. В настоящее время теории конца дополненны новыми тезисами: конец социального (Бодрияр). Теории конца отказываются от теорий прогресса и утверждения о наличии универсального порядка в истории универсальности. Теории конца связаны с бессмысленностью жизни, процессом вторжения СМИ, которые создают мир в моделях и символах, и посредством символов делают его абсолютно искусственным. Отношения человека трансформируются самым радикальным образом, теряется связь с миром,пустоты, как квази натуралистической реальности. И отсюда возникают ощущения невозможности достичь систематического знания о социальной организации, а так же адекватно понять и проконтролировать социальные события. В этом состоит суть современности, которая рассматривается как постмодерн, имеет глобальную природу и систематический характер. Этот всеобщий порядок связан с разложением всеобщих основывающихся на разные структуры модерна. В результате чего усиливается объединение структур более низкого порядка, возникают новые политструктуры. Социальный беспорядок затрагивает личность и процесс выработки идентичности на самом глубоком уровне. Человеческое Я в современном мире представляется размытым, неопределённым, расчленённым. Индивиды испытывают беспомощность перед лицом с одной стороны глобализирующих, а с другой стороны фрагментирующих тенденций. Современность, постмодерн воспринимается, как конец индивида и этики. Такое видение и концептуализация современного общества породило постмодернистскую социологию, которая отказывается от рационально научных оснований. Постмодернистская социология отказывается от классификации утверждений с точки зрения их истинности. Постмодернистская социология рассматривает современные соц изменения в эпистимологической (чувственный уровень познания, эмпирика) перспективе и указывает на неадекватность классической теории познания. Указывает на конец познания, на её локально исторический характер.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.