Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третичные зоны и организация символических («квазипространственных») синтезов




Больные с поражением теменно-затылочных отделов доминантного – левого полушария испытывают затруднения в анализе не только наглядных, но и символических отношений.

Больной наряду с «конструктивной апраксией» обнаруживает заметные трудности в припоминании названий пальцев рук (при инструкции показать указательный палец, средний, безымянный и т.д.) Этот синдром, включающий пространственные расстройства, конструктивную апраксию и невозможность словесного обозначения пальцев получил название Герстмановского синдрома – и стал одним из диагностических признаков поражений теменно-затылочной области левого полушария.

Больной с повреждением теменно-затылочной области понимает обращенную к нему бытовую речь, но затрудняется в понимании относительно сложных логико-грамматических структур (Он, она ушли в кино, дома осталась няня, - понимают, но не понимают – В школу, где училась Катя, с фабрики пришла девушка, сделать доклад» или «На ветке дерева гнездо птицы»)

Основные «модели» сложных синтаксических структур недоступные для таких больных – обозначаются как «коммуникации отношений», в отличие от простой повествовательной речи – «коммуникации событий». «Коммуникации отношений» - это грамматические структуры», возникшие наиболее поздно в истории языка и выражающиеся с помощью окончаний (выражающих падежные отношения), предлогов (выражающих отношения пространства, последовательности) или более сложных логических фигур.

Общим для них является то, что ни одну из них нельзя выразить в наглядном образе, они все кодируются не наглядными, а логическими отношениями.

Пример: «Брат отца», Хозяин собаки», в отличие от простых «кусок хлеба», первые выражают отвлеченные отношения между объектами.

Пример с предлогом, выражающим отношения пространств: «квадрат под кругом» или оношения времени «весна перед летом». Сюда относятся и конструкции смысл которых меняется при изменении порядка слов: «платье задело весло» - «весло задело платье».

Хорошо понимая значение отдельных слов больной не в состоянии уловить значение конструкции в целом или кажется, что конструкции, включающие одинаковые слова означают одно и тоже («брат отца2 и «отец брата»).

Нарушение внутренних «квазипространственных синтезов» у этих больных выражается также и в распаде счётных операций. Счётные операции в начале овладения носят развернутый характер, а позднее опираются на внутренние пространственные схемы.

Оперирование с многозначными числами. Здесь значение цифры определяется её местом (разрядом) и операции счисления возможны лишь при условии сохранения в оперативной памяти числовых схем и направления производимой операции.

Пример: 31-7 (мы округляем уменьшаемое – 30-7=23, прибавляем единицу, откладывая её вправо от мыслительного ряда 23+1=24. Более сложный характер носят операции, требующие двойного «перехода через десяток» и удержания двойной системы элементов – «51-17».

Именно эти операции нарушаются у больных с поражением теменно-затылочной области левого полушария – «30-7=23»(см. Выше) – они не знают куда именно – вправо или влево надо откладывать оставшуюся единицу.

Во всех случаях целенаправленный характер счётной операции остается сохранным: задача и общий смысл не нарушается, а распадается лишь исполнительная часть. Требующая сохранения дифференцированных «квазипространственных» синтезов.

Нарушение симультанных («квазипространственных») синтезов на мнестическом и речевом (символическом) уровнях приводит к существенному нарушению познавательных операций и наглядных мыслительных процессов. Возникают затруднения не только в формулировании мысли, но и в осуществлении интеллектуальных действий. Мышление как деятельность в основном остается сохранным: сохраняются мотивы интеллектуальной деятельности, удерживается задача, целенаправленность действий и иногда даже общая схема решения.

Трудности возникают лишь при выполнении соответствующих операций: понимая общий смысл предложенной задачи, они затрудняются перед грамматической формулировкой отдельных условий. Не могут понять, что означает – «на столько-то больше». «во столько-то раз больше», «было столько. Из них потратили столько-то» и т.д..

Диссоциация между сохранностью интеллектуальной деятельности и нарушением интеллектуальных операций, между сохранностью общего смысла и нарушением конкретных значений и составляет специфику синдрома у больных правшей с повреждением теменно-затылочных отделов левого полушария.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.