Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековое Закавказье




глубокие треугольные в плане ниши. Изнутри в этот объём искусно вписа­ны четыре прямоугольных угловых придела и центральное восьмилепестковое пространство, перекрытое куполом. «Лепестки» не равны по ши­рине и глубине, поэтому их венец, окружающий центральное ядро, асимметричен: кажется, что храм живет и дышит, его интерьер дви­жется, перетекает между пластич­ными, упругими стенами, то сжимая, то раздвигая их.

Константинопольские импульсы с трудом доходили до этой далёкой окраины православного мира, а ес­ли и доходили, то преображались почти до неузнаваемости. Некото­рые исследователи полагают, что в основе Звартноца (641—661 гг.) — самого знаменитого армянского храма Святого Григория — лежит образ собора Софии Константино­польской. Это представляется впол­не возможным, поскольку заказ­чиком храма был глава Армянской Церкви католикос Нерсес III — ар­мянин, воспитанный в Греции, вос­принявший византийскую культуру и до принятия духовного сана слу­живший в армии императора. Он принадлежал к халкидонитам — армянам, принявшим постановле­ние Халкидонского собора и ото­шедшим от монофизитства (до вступления на патриарший престол он скрывал свои взгляды). Нерсес добивался того, чтобы Армянская Церковь воссоединилась со Все­ленской Христианской Церковью, тогда ещё не разделившейся на вос­точную и западную, часто бывал в

Константинополе, и его не могли не впечатлить величественные формы главного собора Византийской им­перии. Однако внешне собор Звартноца оказался далёк от прослав­ленного прототипа. Трёхъярусная ротонда (круглая в плане постройка) сложной конструкции, украшенная аркадами, внутри имела прекрасную колоннаду, в плане образовывавшую четырёхлистник. На капителях про­стирали крылья каменные орлы. Нерсес, прозванный Строителем, не собирался возводить копию кон­стантинопольской постройки: просто главе Армянской Церкви — като­ликосу хотелось воплотить дух великого храма, и его мастера бле­стяще справились с этой задачей.

С середины VII в. Армения подпа­ла под власть Арабского халифата, и строительная деятельность в ней замерла до X столетия — времени образования независимых армянских государств. Самым значитель­ным из них было Анийское царство, где утвердилась династия Багратидов. Столицу Ани обнесли мощными укреплениями, её собор выстроил архитектор Трдат, до того просла­вившийся восстановлением Святой Софии Константинопольской. Храм дал трещину после землетрясения. В анийском соборе чувствуется на­слаждение самоценной красотой архитектурной формы, что говорит о свободе зодчего от ограничений, налагаемых материалом, и высо­чайшей степени его мастерства. А в рядовых храмах Ани возродилась традиция «купольной залы».

После кратковременной рестав­рации византийского господства Ани в 1065 г. был завоёван новыми врагами — турками-сельджуками. И хотя государство Сельджукский сул­танат вскоре распалось, в армянское зодчество XII—XIV столетий вторг­лись декоративные и архитектур­ные мотивы ислама: звёздчатый орнамент, так называемая «сельд­жукская цепь», стрельчатые арки, вычурные сталактитовые своды. Од­нако мусульманские мотивы не ис­казили, а, наоборот, обогатили об­лик армянских построек. Тогда были созданы или дополнены такие замечательные ансамбли, как мо­настыри Гегард, Нор-Гетик, Санаин. Армянская архитектура разработа­ла оригинальные типы зданий — караван-сараи (своеобразные гости­ницы), книгохранилища, монастыр­ские трапезные (помещения для совместных обедов). Строительное искусство армянских зодчих про­славилось не только в византий­ском, но и в западном мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.