Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык и источники истории религии Древнего Египта




Египтяне верили, что изобретателем письма был бог Тот, и свое пи­сьмо они назвали «язык богов». В образе Тота слиты различные древ­ние предания. Значение этого имени (египетское Дегути (Dhwty) неяс­но. Наличие головы ибиса у бога указывает на Дельту как на его роди­ну; 15-й нижнеегипетский ном имеет знак ибиса в качестве эмблемы нома. В историческое время главным местом культа Тота был Гермо-поль. Тот — хозяин луны. Видели ли египтяне в луне сидящего на кор­точках павиана и в клюве ибиса символический намек на серп луны, доказать нельзя. В одном мифе рассказывается, что Тот якобы возник из головы Сета, после того как последний по ошибке проглотил семя Гора. Космический подтекст этой картины ясно выражает египтолог Боннэ: «Посредством силы бога света из Сета, силы тьмы вырывается диск полной луны». Отношение к луне позволяет Тоту стать «хозяином вре­мени» и «счетчиком годов». Отсюда его атрибуты — письменные при­надлежности и пальмовая ветвь. В различное время Тота называли язы­ком или сердцем Ра. Как защитник Озириса, он становится также по­мощником умерших, что вело к его сравнению с Гермесом при переходе к греческой мифологии2.

Название иероглифического письма египтян происходит от грече­ского и связано с убеждением, что этот род пи­сьма употреблялся для священных целей, а материалом для него слу­жил камень: значит «священный», а «высекать (на кам­не)3. Сейчас самым древним памятником религиозной мысли являются «Тексты Пирамид». Эти тесты представляют собой иероглифы, выре­занные на внутренних стенах пирамиды Пятой династии (пирамида Унаса) и четырех пирамид Шестой династии. Датировка этих текстов у разных исследователей колеблется в довольно широком диапазоне (как, впрочем, датировка всего, что касается Древнего Египта), но, вероятно, самые ранние из них вырезаны не позднее 2300 г. до н. э. Однако, по мнению ряда исследователей, даже эти тексты не являются оригинала-

Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989. С. 5.

См.: Лукер М. Египетский символизм. М., 1998. С. 20.

См.: Гельб И. Е. Опыт изучения письма. М, 1982. С. 78.


ми, а являются копиями какого-то более древнего источника. Это мож­но предположить, поскольку их теологический уровень настолько вы­сок, что они не могли быть созданы цивилизацией низкого уровня. Бо­лее поздними источниками являются «Тексты Саркофагов», «Книга мертвых» (Книги Амдуат) и ряд других произведений.

Франсуа Шампольон целиком посвятил себя исследованиям по рас­шифровке египетских надписей, вырезанных на Розеттском камне, «пристально следя за успехами своих соперников — английского физи­ка Томаса Юнга, своего соотечественника Сильвестра де Саси и шведа Иохана Давида Акерблада, также пытавшихся разгадать секрет египет­ских надписей. Каждому из них нужно было ответить на один и тот же вопрос: было ли древнеегипетское письмо идеографическим или фоне­тическим? Другими словами, что обозначал каждый знак: какое-либо понятие или отдельный звук? И вот 14 сентября 1822 г. Шампольона осенила внезапная догадка — египетская письменность была одновре­менно и идеографической, и фонетической1». Коптский язык и был, со­гласно Шампольону, слоговой транскрипцией древнеегипетского фоне­тического письма. Так, иероглифу Тота соответствовала коптская транс­крипция: Dhwty — Дегути.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.