Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ibid. P. 44. 192





ловую структуру понятия о numen'e, ибо воля бога выступает в религи­озном сознании в качестве принудительной силы. В этом смысле nu-men — могущественная божественная сила, властно распоряжающаяся человеческой судьбой.

Тексты Овидия, Помпония Мелы и ряда других авторов свидетель­ствуют о происходящем в конце республиканского периода и в начале периода империи семантическом сдвиге: представление, обозначенное словом numen, сближается с понятием божества, numen становится обо­значением не только волеизъявления божества, но и обозначением са­мого божества. В таком значении слово numen входит в широкое упо­требление и применяется как к божествам древнеримского пантеона, так и к статуям богов, к духам полей, рощ, пещер, других выделенных религиозным сознанием мест, к духам покойных родственников, кото­рых римляне почитали за богов.

Таким образом, нет веских оснований отождествлять римское пред­ставление, обозначенное словом numen, с теми идеями, которые были вложены сторонниками теорий «динамизма» и преанимизма в понятие mana. Несомненно, в римском религиозном сознании на архаической ступени существовали такие верования в магическую силу, которые предполагали неопределенность, неантропоморфичность, слабую инди-видуализированность субъекта силы. Однако к понятию, выраженному словом numen, они не имели прямого отношения. В архаической рим­ской религии теистическая идея доминирует над магическими пред­ставлениями.

Римское представление о божестве сохранило прямую связь с древ­ней индоевропейской основой. Латинские слова deus «бог», diuus «бо­жественный» восходят к индоевропейской основе deiwos «бог», «бог неба». Главное божество римского пантеона Юпитер (Iupiter) наследует индоевропейскому «небесному богу-отцу» (dyaus pitar), ему родствен­ны греческий Зевс , древнеиндийский Дьяус пита «бог Не-ба-отец» (Dyaus pita) и некоторые другие верховные боги индоевропей­цев, развившиеся из общего праобраза.

Римский Юпитер — верховное божество, «царь (rex) неба», «отец богов и людей» в то же время является «громовержцем», «блистающим молнией»1. Как верховный бог Юпитер концентрировал множество функций — военную (Юпитер Виктор, Победитель), хозяйственную (Юпитер Дапалис), хранителя границ (Юпитер Термин) и другие. Ряд функций был вменен Юпитеру в ходе присоединения к Риму новых на­родов и слияния их культов с римскими. Такая практика совмещения исконноримских и чужестранных богов в синкретические образы была

Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Часть И. Тбилиси, 1985. С. 797.

13-3404 193


для Рима, особенно позднего, обычным делом. В государственной рели­гии Юпитер почитался прежде всего как верховный покровитель Рима, олицетворение его военного могущества и величия, гарант Fides. Сим­волами Юпитера выступали молния, кремень и скипетр.

Юпитер возглавлял архаическую римскую триаду главных богов. Кроме Юпитера, небесного (уранического) бога, в нее входили также Марс и Квирин. Марс в «древнем италийском пантеоне выступает как бог войны, связанный с конем, бог переселений и покровитель сельско­го хозяйства»1. Связь с силами плодородия указывает на изначальную хтоническую природу этого божества. Марсу приписывалось обладание магической силой очищения и защиты, к которой римляне обращались при отправлении сельских культов, обеспечивавших процветание хозяй­ства. Атрибутом Марса было копье. В процессе эллинизации пантеона Юпитер и Марс были отождествлены соответственно с Зевсом и Аре-сом.

Квирин, первоначально бог сабинян, вошел в римский пантеон в процессе образования единой гражданской общины римлян. Очевидно, он закрепился в архаическом пантеоне как бог народного собрания, бог «квиритов» — той части римской общины, что была занята мирным трудом. Поэтому Квирин порой воспринимался римлянами как «мир­ный Марс», покровительствовавший и плебеям, и патрициям. «Выделе­ние этого культа как главного должно было укрепить единство форми­ровавшейся римской общины, по инициативе ли Нумы или нескольких царей»2. Однако Квирин не удержался во главе римского пантеона, бо­лее того, культ этого бога уже в конце царского периода стал отходить на задний план.

Последнему царю Тарквинию предания приписывали реформирова­ние триады главных богов: царем был выстроен на Капитолийском хол­ме храм, посвященный Юпитеру, Юноне и Минерве. Юнона, древнее женское божество латинов и фалисков, покровительница плодородия и

Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Часть II. Тбилиси, 1985. С. 797. Подтверждая наличие двух последних, менее известных функций Марса, обычно изображаемого богом войны, исследователи пишут: «Марс считался по­кровителем юношей, которые, согласно обету uer sacrum «весна священная», должны были переселяться по достижении совершеннолетия с обжитых мест на новые террито­рии. Дюмезиль возводит этот обычай к индоевропейскому, заставлявшему индоевропей­цев двигаться все дальше от своей первоначальной территории» {Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Часть II. С. 797). «К богу Марсу в Древнем Риме обращались с молитвой о сельскохозяйственном изобилии и плодородии. В молитве, приводимой Катоном, обращаются к Марсу-отцу (Mars pater) с просьбой защи­тить от болезней, отвратить недород и голод, послать рост и благоденствие злакам, хлебу, лозам и посадкам, сохранить здравыми «пастухов и скот» (pastores pecuaque)» (Гамкре­лидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Часть II. С. 797—798).

Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987. С. 69.

 


материнства, в составе Капитолийской троицы становится супругой Юпитера. Римляне чтили Юнону прежде всего как богиню женщин, ро­довспоможения, покровительницу супружества. Минерва, имевшая эт­русское соответствие в образе богини Менервы, почиталась как покро­вительница ремесленников, учителей, врачей, актеров, музыкантов, пи­сателей. Юнона была отождествлена с греческой Герой, а Минерва с Афиной.

Учреждение культа Капитолийской троицы и другие, более поздние действия римских властей по упорядочению пантеона не сопровожда­лись мерами по разработке официальной религиозной доктрины. Ни се­нат, ни римское жречество при всей склонности римской ментальности к регламентации никогда не радели об общеобязательной доктрине. Да­льше попыток построения иерархий богов и разделения богов на «оте­чественных» (dii indigetes) и «новых» (dii novensides, боги-новоседы) официальное жречество почти не продвинулась, при этом право вольно толковать о природе богов оставалось за гражданином. Набожных «от­цов» города и жречество заботили больше правила богопочитания, ис­кусство определения воли богов по явным и тайным знакам, наконец, строгость соблюдения обетов, принятых перед богами при критических или триумфальных обстоятельствах. Разработке единой доктрины силь­но препятствовала неоднородность гражданской общины, разделенной на патрициев и плебс, на профессиональные, родственные, земляческие и другие сообщества — каждое по своим «уставом», своими праздника­ми, обрядами и, конечно, богами.

Наряду с Капитолийской троицей, культом прежде всего патрициев, в Риме на долгий срок утверждается плебейская триада — Церера, Ли-бер и Либера. В V в. до н. э. этим богам был посвящен особый храм, ставший опорой плебса в его борьбе с «отцами» города (здесь храни­лась казна и архив плебса). Церера — древнейшее женское хтоническое божество, покровительница плодородия, животворящих сил и материн­ства, владычица подземного мира. В ходе грецизации италийско-рим-ских религий Церера была отождествлена с Деметрой. Либер и его жен­ская параллель Либера — хтонические божества плодородия и виногра­дарства; в честь Либера как бога животворящих сил в ходе праздников либералий в сельской местности отправлялись фаллические культы. Эл­линизация пантеона поставила Либера в тесное родство с Вакхом-Дио­нисом, а Либеру — с Ариадной.

Боги фамилий, этнических, профессиональных, земляческих сооб­ществ, присоединенных к Риму городов и народов образовывали огром­ный пантеон древнеримской религии. Римляне делили их на три катего­рии — небесных, земных и подземных (Тит Ливии, «История Рима...» I, 32, 10). К числу древнейших хтонических, помимо названных, принад­лежали Конс, бог собранного урожая, хранитель зерна, Oпс, богиня по-

195


севов и урожая, Теллус (Tellus Mater) «мать-земля», богиня плодородя-щих сил и подземного мира; возможно, Сатурн в первичном образе бога урожая и некоторые другие. К архаическим земным (ойкумениче-ским) божествам принадлежали Янус, бог входов и выходов, всяких на­чинаний и союзов, мифический первый италийский царь, Сатурн в наи­более известном образе царя римского «золотого века». Янус и Сатурн восприняли некоторые черты мифологических культурных геро­ев — Янус будто бы научил людей кораблестроению и земледелию, Са­турн привил навыки виноградарства и общественной жизни. Некоторые черты Януса указывают на то, что в своих истоках его образ восходит к образу демиурга, бога-творца и мироустроителя, возможно, в глубокой архаике Янус был наиболее почитаемым богом, «богом богов».

К ойкуменическим богам, богам населенной людьми земли, принад­лежала Веста — древнейшая богиня очага домашней или городской об­щины, олицетворявшая чистоту и верность. Ее образ был связан в своем происхождении с мифологией и культом священного домашнего огня — «когда из этого мифа священного огня возникла великая Веста, она стала богиней-девственницей; Веста не олицетворяла собой в мире ни плодородия, ни могущества; она стала порядком; но не строгим, аб­страктным математическим порядком, непреложным и фатальным зако­ном... который издавна был замечен среди явлений физической приро­ды. Она стала порядком нравственным»1. Образ Весты генетически и типологически тождественен греческой Гестии.

В республиканский и императорский периоды происходит сущест­венная трансформация архаического пантеона. Древние римские боги совмещаются с инкорпорированными новыми. Так, широкое распро­странение получает прежде локализованный в основном на Сицилии культ Венеры, богини садов и любви, в которой начинают видеть мать Энея, прародительницу римлян; позднее культ Венеры сращивается с восточными культами Исиды и Астарты. В культах плодородия замет­ную роль начинает играть Приап, божество садов и родников, а также изобилующей сексуальности. В среде военных возникает почитание из­начально иранского бога Митры, культ которого быстро набирает силу в эпоху Империи; образ Митры сближается с Юпитером и Зевсом. Как солнечное божество, символизирующее могущество и силу, Митра ста­новится объектом почитания римских императоров Нерона и Коммода.

Характерной чертой древнеримской религии была склонность к обожествлению общих понятий. Выше уже шла речь о fides и pietas. Кроме них в римском пантеоне пребывало множество других деифици-рованных сущностей: Конкордия персонифицировала согласие между гражданами, она была олицетворена в образе матроны, держащей рог

Fustel de Coulanges. La cite antique. Paris, 1893. P. 29.


изобилия и оливковую ветвь; Клементия персонифицировала кротость, культ этой обожествленной добродетели получает распространение по­сле смерти Юлия Цезаря; Виктория — олицетворение победы; Либер-тас — олицетворение свободы; и т. д.

Деификация людей была столь же типичным явлением римской ре­лигии. Об обожествлении императоров уже упоминалось. Этой практи­ке предшествовала традиция уподобления царей и полководцев Юпите­ру. Согласно древнеримским воззрениям, римский царь своей силой и функциями был подобен небесному царю — Юпитеру1. Полковод­цы-триумфаторы доимперских времен подражали божественности Юпитера и царей: «Они проезжали по городу в колеснице, влекомой четверкой увенчанных лаврами лошадей, в то время как все другие шли пешком; носили пурпурное одеяние, вышитое или украшенное золоты­ми блестками; в правой руке они держали лавровую ветвь, а в ле­вой— увенчанный орлом скипетр из слоновой кости; чело их венчал лавровый венок, а лицо было выкрашено киноварью; над их головой раб держал массивную золотую корону, которой была придана форма дубовых листьев. Уподобление человека богу символизирует в этом об­лачении прежде всего увенчанный орлом скипетр, корона из дубовых листьев и выкрашенное в красный цвет лицо. Орел был птицей Юпите­ра, дуб его священным деревом, а лицо статуи бога, стоявшей на Капи­толии на запряженной четверкой колеснице, перед празднествами регу­лярно окрашивалось в красный цвет»2. Тит Ливии увидел в одной из та­ких церемоний прямое покусительство на богоподобие. Триумфатор «не походил не только на гражданина, но даже на смертного. Эти кони как бы приравнивали диктатора к Юпитеру и Солнцу, что делало цере­монию кощунственной» («История Рима...», V, 23). Римская практика богоуподобления создавала благоприятные предпосылки для деифика-ции императоров. Для римлян «новая форма государственной власти, формировавшейся при империи, должна была представляться силой устрашающей, хотя и необходимой в сложившихся условиях, а носи­тель и главный представитель этой власти — таким же обладателем бо­жественной, неподвластной людям силы — numen, как Юпитер и дру­гие боги»3. На первых порах решение об обожествлении выносилось государственным органом — сенатом. Затем деификация стала элемен­том церемонии провозглашения императора.

См. подробнее: Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. М, 1998. С. 162.

Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. С. 162.

Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. С. 177.


На протяжении всей истории римской религии действенной остава­лась идея перехода умерших родителей в разряд богов. Плутарх, разби­рая особенности римской набожности, указывает, что «сыновья должны почитать отца как бога», поэтому они «гробницы отцов чтут, как храмы богов, и над погребальным пепелищем, подняв первую кость, объявля­ют, что покойник сделался богом» («Римские вопросы», 14). Равным образом чтилась и мать. Вместе умершие предки составляли особую ка­тегорию богов — dii parentum, «богов родителей». Многие знатные роды выводили свою генеалогию из браков их предков с богами, что позволяло претендовать на божественное происхождение. Тертуллиан, христианский апологет (160—220 гг.), попрекал римлян по поводу практики обожествления умерших: «У вас мертвецам открыто небо, вы постоянно гоните их по дороге от преисподней к звездам» («К язычни­кам», II, И)1. В этом полемическом по форме замечании заключено точ­ное наблюдение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.