Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозная ситуация в Московском царстве во второй половине XVII в

Состояние РПЦ в конце XVII в.: необходимость реформ. Во второй половине XVII в. в Российском государстве происходили процессы, постепенно усиливавшие централизацию управления и единодержавную власть царя. Государство видело православной в церкви своего политического и идеологического союзника. Православная церковь была разветвленной организацией. Она охватывала всю территорию страны. Основными ее ячейками были церкви и монастыри. В стране в 80-х гг. XVII в. насчитывалось около 15 тыс. церквей. В большинстве это были приходские церкви, в меньшей степени – соборы (200), домовые церкви феодалов. Монастырей насчитывалось около 650. Освоение Сибири, возвращение в середине XVII в. Смоленской области, воссоединение Украины с Россией и крещение нерусских народностей повлекло за собой увеличение числа епархий. В 70-х гг. их насчитывалось 19–20, в их число входили патриаршая область, пять митрополий (с Киевской, которая до 1682 г. была в ведении константинопольского патриарха). В итоге реформы 1681–1682 гг. число епархий возросло до 24, в том числе митрополий – до 12[1]. Церковь возглавлялась патриархом. Число духовенства и членов их семей мужского пола в последней четверти XVII в. около 100–110 тыс[2]. Православие начинает утверждаться государством как господствующая и исповедуемая всем населением страны религия. Для достижения этой цели на духовенство возлагалось ведение служб и обрядов в соответствии с церковными правилами, контроль за поведением верующих, за их исполнением религиозных обязанностей. Задаче усиления православия была подчинена культура, контролируемая церковью (иконописание, книгопечатание, образование). В России книгопечатание, в отличие от Европы, было монополией государства. Патриарх определял перечень книг для печатания на московском печатном дворе. Комиссия справщиков из монахов, назначенных патриархом, занималась редактированием рукописей и чтением корректуры. Всего за XVII в. было издано 483 книги. Из них 85 % составили богослужебные книги, так как церковная власть стремилась обеспечить духовенство единообразной литературой. 14 % – небогослужебные книги религиозного содержания, 1% – нерелигиозная учебная литература по грамматике, счету и военному искусству. Образование оставалось религиозным. Наиболее известными стали созданные в 40–70-х гг. школы Чудова (патриарший дом), Андреевского (боярин Ф.М. Ртищев) и Заиконоспасского (Посольский приказ) монастырей. Круг учащихся был узок (в Заиконоспасской – 3 ученика). Начинает складываться карательное законодательство. В Соборное уложение 1649 г. были введены статьи «о богохульниках и о церковных мятежниках». За «хулу» Иисуса Христа, святых и за срыв литургии виновным грозила смертная казнь. Однако все усилия государства и церкви не могли сдержать процессов «обмирщения» культуры в XVII в., которые были обусловлены новые явлениями в социально-экономической жизни, особенно в городах. В духовной жизни посада снизилось почитание икон, происходило злоупотребление церковными клятвами, целованием креста и икон. В среде крестьянства росло недовольство церковным «стяжательством». Родственной нестяжателям XV в. стала капитоновщина – учение монаха Капитона. Он требовал от монахов в своих пустынях жить только своим трудом, соблюдать строжайшие посты (даже в субботу). Монастыри же, патриарший и архиерейские дома были крупными феодалами. В 70-х гг. в европейской части страны в их вотчинах находилось до 16 % крестьян[3]. Государство было заинтересовано в ограничении церковного землевладении. Это отразилось в Соборном уложении 1649 г. Патриарху, архиереям и монастырям запрещалось покупать, брать в заклад или за помин души вотчины. Были ликвидированы в ходе посадской реформы 1649–1652 гг. «белые» церковные слободы. Рост церковных земель продолжался за счет пожалований царя, но темпы его упали. В 1648–1649 гг. церковь лишилась важных судебных и административных привилегий. В 1650 г. был создан Монастырский приказ, который ведал церковными землями и судом над духовенством по недуховным делам. Возглавили приказ судьи из светских феодалов. Эти реформы отражали усиление централизации управления государства и светской власти, шли в разрез с интересами церкви. Позже патриарх Никон назвал Соборное уложение 1649 г. «бесовской книгой». Расхождения интересов царской и церковной властей обнаружили необходимость перемен в церкви, которые усилили бы ее влияние в духовной жизни общества.

Для этого прежде всего нужно было преодолеть разногласия в церковной жизни. К их числу относятся отсутствие единообразного богослужебного чина (службы и обряды совершались по-разному, не было единообразных богослужебных текстов), русский чин отличался от чина константинопольской и антиохийской церквей. Нарушения в чине возникли и в результате нежелания верующих отбывать многочисленные и длительные церковные службы. По церковным правилам нужно было соблюдать «единогласие» – порядок, когда установленные для каждой службы тексты читали по очереди священник, дьякон и дьячок. В свое время пел хор. В XVI в. появляется новый порядок – «многогласие», когда все делалось одновременно: священник, дьякон и дьячок читали и хор пел. В церкви стоял шум, ничего понять было не возможно. В целях сокращения службы в начале XVII в. из нее исключили «часы» – специальные богослужения, приуроченные к различным часам дня, посвященные важным евангельским событиям. Часы должны были переплетаться с утреней, обедней и вечерней. Еще одним нарушением было совмещение «часов» утренней и вечерней служб. Обычными для XVII в. стали жалобы на поведение духовенства: пьянство, разврат, чревоугодие, стяжательство. Власти были обеспокоены состоянием церкви и неспособностью церковных властей, возглавляемых патриархами Иоасафом (1634–1640) и Иосифом (1642–1652) устранить негативные явления (разрешили «многогласие»).

Обеспокоенность положением выразили высшие круги светских и церковных властей. На рубеже 40–50-х гг. возникает кружок ревнителей благочестия. Его главой стал протопоп Благовещенского собора в Кремле Стефан Вонифатьев, духовник царя Алексея Михайловича. В него вошли царь, его постельничий Ф.М. Ртищев, архимандрит Новоспасского монастыря Никон, из провинции – священники Иван Неронов, Аввакум петров, Даниил, Лазарь, Логгин и др. Члены кружка добивались устранения нарушений богослужебного чина: многогласия, введение проповедей, устранения разночтений и разногласия в церковных чинах, повышения нравственного уровня духовенства. Царь, понимавший необходимость реформ в церкви, проводит ряд назначений, способствовавших этому. В 1648 г. Никон становится митрополитом псковским и новгородским, Иван Неронов назначается протопопом Казанского собора в Москве, Аввакум – протопопом в собор Юрьевеца-Поволжского, Даниил – протопопом в Кострому и т.д. Но деятельность протопопов в провинциальных городах не встретила поддержки мирян и приходского духовенства. Аввакум, вводивший единогласие жесткими мерами был даже побит и бежал в Москву. Среди членов кружка ревнителей благочестия не было единства в оценке расхождений в богословской системе и обрядовой практике между русской и греческой церквами. Провинциальные ревнители – протопопы Иван Неронов, Аввакум, Даниил, Никон (с начала) и др. считали, что отличие греческого обряда (троеперстие) является показателем утраты греками истинной православной веры в следствие завоевания Византии турками и связи с католической церковью в результате Флорентийской унии. Они считали, что в результате реформы Петра Могилы (киевский митрополит с 1632 по 1647 гг.) истинную веру утратила и украинская церковь. Вторую группу составили царь, Ф.М. Ртищев, Стефан Вонифатьев и другие столичные члены. По политическим мотивам они отказались от негативной оценки греческой церкви. Сделано это было накануне воссоединения Украины и России. Царь приглашает из Киева для исправления богослужебных книг по греческим образцам ученых монахов, хорошо знавших греческий язык. В 1649 г. приезжают Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский, в 1650 г. – Дамаскин Птицкий. Вмешательство царя вовнутрицерковные дела в 1648–1651 гг. осложнило взаимоотношения между ним и церковными властями, которые не желали проводить реформы. На соборе 1649, созванном по распоряжению царя, патриарх и архиереи, возмущенные его нажимом, утвердили умеренное «многогласие». Царь был не доволен собором и поведением патриарха. В связи с этим был созван собор в 1651 гг., утвердивший единогласие. В апреле 1652 г. умирает патриарх Иосиф. Положение оставалось неопределенным: существовало и единогласие и многогласие в церквах, результаты исправления богослужебных книг не внедрялись в практику, так как не было их одобрения патриархом. Царь осознал, что провести церковную реформу можно только в союзе с церковной властью. Это могла осуществить только сильная патриаршая власть, обладавшая самостоятельностью и высоким политическим авторитетом. Выбор царя пал на Никона, бывшего новгородским митрополитом. Никон (нижегородский крестьянин Никита Минов) отличался энергией, умом, образованностью, честолюбием. Он ввел в Новгороде единогласные церковные службы, произносил перед народом проповеди и поучения, строил богадельни, решительно выступил за подавление восстания горожан в 1650 г., чем повысил свой авторитет в глазах царя. Никон организовал в 1652 г. перенос в Москву мощей канонизированного митрополита Филиппа Колычева, убитого по распоряжению Ивана Грозного. Никон при этом добился от Алексея Михайловича принесения «молебной» царской грамоты, в которой царь признал вина своего предка Ивана Грозного и молил о прощении. Никон был избран на соборе патриархом 25 июля 1652 г. и начинает деятельно проводить реформы.

Реформы патриарха Никона. Первым шагом стало распоряжение творить поклоны в церкви не метаниями на колени, а поясными поклонами, вместо двуперстия использовать при крещении троеперстие. Это единоличное решение патриарха затрагивало наиболее привычные обряды для духовенства и мирян, которые считались показателями истинности православной веры. нововведение вызвало недоумение и протест. Протопопы Аввакум и Даниил подготовили челобитную царю, но тот передал ее Никону. враждебность реформе подрывала авторитет патриарха. Поэтому Никон, проявлявший все большее властолюбие и нетерпимость решительно пресек протесты. Иван Неронов сослан в Спасокаменный монастырь в Вологодском уезде, Аввакум – в Сибирь, Даниил – в Астрахань. Кружок ревнителей благочестия прекратил свое существование. Последующие решения Никона были более обдуманными и подкреплялись авторитетом церковного собора и иерархов греческой церкви. Такой характер имели решения о порядке исправления в церковных чинах и обрядах, утвержденные весной 1654 г. собором. Никон и его современники не имели верного представления о происхождении различий между русской и греческой церковными традициями. Лишь историки церкви XIX–XX вв. установили, что церковные чины и обряды русской церкви были заимствованы у греческой в IX–XI вв. В XII–XV вв. в чинах греческой церкви произошли изменения, что и сделало их непохожими на русские. Результаты этих изменений нашли отражение в богослужебных книгах XII–XV вв. Советники Никона, киевские монахи, сравнивая эти книги с русскими богослужебными книгами, напечатанными в Москве в конце XVI–XVII вв., пришли к заключению, что русские чины и обряды, отличавшиеся от греческих – нововведения. Это мнение и стало убеждением Никона. Он выступил на соборе 1654 г. с призывом исправить богослужебные книги, устранить «нововведения». Решения об изменениях обрядового характера (троеперстия, замены восьмиконечного креста на четырехконечный и т.д.) были утверждены соборами в марте 1655 г. и апреле 1656 г. Они ликвидировали различие в обрядовой практике между русской и константинопольской церквами. В 1653–1656 гг. проводилось исправление богослужебных книг. Справщики Печатного двора за основу взяли текст перевода на церковнославянский язык греческого служебника XVII в., восходившего к тексту богослужебных книг XII–XV вв. В славянские рукописи вносились изменения. В итоге в новом служебнике одни псалмы сократились, другие – удлинились, появилось троение «аллилуйи» вместо двоения, написание имени Христа Иисус вместо Исус и т.д. Новый служебник был одобрен собором в 1656 г. и опубликован. Исправления проводились и позже. Тексты служебников, изданных в 1658 и 1665 гг. отличались от служебника 1656 г. На проведение церковных реформ оказала влияние распря между Никоном и царем в 1658–1666 гг. Никон отстаивал идею превосходства «священства» над царской властью, что не нравилось царю. В июле 1658 г. Никон отказался от патриаршества и уехал из Москвы. Это событие усилило брожение в русском обществе. Фактически руководство церковью перешло к светской власти. перед ней стояли две задачи: закрепить результаты реформы и преодолеть кризис в церковном управлении. Решая эти задачи, государство начинает сыск раскольников и их наказание как еретиков, на церковные посты назначаются сторонники реформ, царь пытался примирить церковную оппозицию в лице Аввакума и др. (вызов их в Москву) с официальной церковью. Никон на соборе 1660 г. был признан виновным в самовольном оставлении патриаршей кафедры, невыполнении пастырских обязанностей и постановил избрать нового патриарха. Однако новое поставление должен был совершить сам Никон, на что тот не соглашался, желая сам вернуться на патриаршую кафедру. В 1666 г. проходило 2 собора: в апреле-июле собор подтвердил реформы и призывал оппозицию к согласию с церковью. Основная часть их покаялась и примирилась с церковью. Непреклонными остались протопопы Аввакум, Лазарь, дьякон Федор Иванов. Они были сосланы в Пустозерский острог на Печоре. Дело патриарха Никона решилось на соборе в декабре 1666 – январе 1667 гг. Главным обвинителем на суде выступил царь. Он обвинил Никона в самовольном оставлении патриаршей кафедры, в оскорблении царской власти, русской церкви и всех верующих. Никон был лишен сана и отвезен под стражей в Ферапонтов монастырь. Новым патриархом был избран архимандрит Троице-Сергиева монастыря Иоасаф. Собор еще раз подтвердил правильность реформ. По требованию восточных патриархов старые обряды были осуждены, отменены постановления Стоглавого собора 1551 г. об обрядах. Приверженцев старых обрядов причисляли к еретикам; их было приказано отлучать от церкви и гражданским властям судить как противников церкви. Решения собора способствовали закреплению в русском обществе раскола.

Раскол. Результат реформ был двояким: русская церковь сблизилась с греческой и латинской, но это же дало основание духовенству и мирянам воспринять реформу как ввод новой веры. Реформы отвергали московскую церковную традицию, по которой жили русские святые. Сельское духовенство, малограмотное не могло переучиваться вести службу по новым книгам. Изменения казались кощунством. В русском обществе начинается социально-религиозное движение, многогранное по своему социальному составу и разнообразное по идеологии – раскол. Под термином «раскол» XVII в. понимается вся совокупность религиозных движений, связанных между собой лишь общностью протеста против церковных реформ и усиления крепостнического государства. под знамя борьбы за старую веру стали те слои, которые протестовали против усиления единодержавной власти царя и патриарха: духовенство, остатки боярства, стрельцы, казачество, посадские люди и крестьянство. Практически все социальные движения второй половины XVII в. носили религиозную окраску борьбы за веру. Регионом старообрядчества становится Поволжье. В 1661 г. в Царицыне были пойманы дьячки Сильвестр, Алешка и чернец Иосиф, которые списывали раскольнические письма для гулящих людей. В войске Степана Разина (1670–1671) было не мало сторонников старой веры. В Саратове 15 августа 1670 г. духовенство его встретило восторженно. Игумен Богородицкого монастыря встречал его в праздничном облачении как защитника веры. Наиболее сильным и длительным сопротивлением реформе была осада Соловецкого монастыря 1668–1676 гг. В монастырь еще после собора 1656 г. были сосланы 100 учеников Аввакума. Игумен Илия и братья их спрятали и продолжали служить по старым книгам. Игумен Варфоломей, назначенный в монастырь не смог ввести здесь новые книги, не смог этого сделать и архимандрит Сергий в 1667 г. Монахи во главе с архимандритом Саввино-Сторожевского монастыря Никанором объявили их ересью. В монастырь стекались гонимые ревнители старой веры из крестьян и казаков. Царь, видя непослушание, реквизировал у монастыря все его вотчины и промыслы. Но монахи не признали указа. Тогда в Соловки был послан сильный отряд стрельцов с предписанием взять монастырь блокадой. Осада продолжалась 7 лет. Власть из рук монахов перешла к мирянам, исповедавшим радикальные взгляды: они не признавали священников, перестали исповедаться и причащаться, умерших хоронили без отпевания. Многие из монахов покинули монастырь, а в 1676 г. благодаря измене монаха Феоктиста стрельцы проникли в монастырь. Никанор и некоторые другие вожаки были казнены.

Приверженцами старой веры было старое московское боярство, особенно женщины. Горячими сторонницами Аввакума были Феодосья Прокопьевна Морозова, ее сестра княгиня Евдокия Урусова, жена стрелецкого полковника Мария Данилова. Овдовевшая в 1662 г. боярыня Морозова покинула свет, держала приют для сторонников старообрядчества. Сама боярыня Морозова ходила облаченная в рубище по богадельням и тюрьмам, была популярна и в простом народе, и среди знати, где было много знакомых и родственников. Боярыни Морозова, Урусова, Данилова были сосланы в Пафнутьевский монастырь в Боровске южнее Москвы, где в 1672 г. были уморены голодом. Однако агитация раскола не прекращалась. В 1654 г. прошла моровая язва, 1655–1656 гг. были голодными. Проповедники старообрядчества утверждали, что причина голода – антихрист Никон. Архимандрит Новоспасского монастыря Спиридон (Потемкин) в 1569 г. объявил годом конца света называл 1666 г. Поддержал эти идеи и Аввакум, из ссылки рассылавший свои послания, в которых называл антихристом Никона, царя, не отменившего его реформы, предсказывал скорый конец света. На крестьянство идеи близости конца мира оказали двоякое действие. Во-первых, зарождается антицерковное направление в крестьянской среде. В 80-х гг. в Воронежском уезде появился пророк Василий Желтовский, который отрицал молитву в храме, потому что бог не в храме, а на небе, отрицал таинства, крещение в церкви называл печатью антихриста, ее нужно смыть новым крещением, отвергалось таинство брака. большая часть этих требований объяснялась отрицанием антихристова мира и ожиданием конца света. Во-вторых, начинаются массовые самосожжения крестьян. Первые самосожжения начинаются в 1672 г. Основной идеей была идея возможности спасения в загробном мире после очищения от следов злого царства «огненным крещением». Число жертв самосожжений к концу XVII в. достигло 20 тыс.[4] Правительство, чтобы пресечь антицерковную и антиправительственную агитацию Аввакума, решается на расправу с ним. 1 апреля 1681 г. Аввакум, Лазарь, Федор и Епифаний были сожжены в деревянном срубе. Аввакум был канонизирован старообрядцами. После смерти бездетного царя Федора Алексеевича (1676–1682) московское старообрядчество надеялось на отмену реформ. Требование старой веры стало одним из основных в стрелецком бунте в Москве в 1682 г. под руководством князя Хованского, сторонника раскола. Во главе раскольников встал суздальский протопоп Никита Добрынин (Пустосвят). Была сделана попытка открыть дискуссию. На ней присутствовали представители раскола, патриарх Иоаким, царица Наталья Кирилловна, цари Петр и Иоанн, царевна Софья. Но встреча закончилась трагически: Никита напал на противника Афанасия, архиепископа Холмогорского. Старообрядцы были удалены, а позже 5 июля 1682 г. Никита и его соратники казнены. Многие стрельцы-старообрядцы были высланы из Москвы нести службу на границу – в Поволжье. Казнь Хованского также предопределила провал попытки отмены реформ. Расправы со староверами дали толчок к их бегству на окраины государства и за границу. В России прибежищем старообрядцев стали Керженские леса (Нижегородский край), Стародубские леса (Черниговщина), леса Поморья (р. Выга), Сибирь, Алтай и на Дон и Терек. За границу староверы ушли в Лифляндию, Эстляндию (Швеция), в Литву, Польшу (р. Ветка), Австрию (Буковина, Белая Криница), в Пруссию, Турцию, Крым и Кавказ.

На территории Войска Донского первые старообрядцы появились в середине 50-х гг. Они основывали пустыни на Медведице, Хопре, Чире. В 1674 г. в верховьях Медведицы возник раскольничий городок. Новая волна старообрядцев на Дон начинается в 80-х гг., после казней и собора 1682 г. Среди казаков в 1673 г. были популярны проповеди о скором конце света Кузьмы Ларионова (Косого). Для пресечения антиправительственных выступлений издается карательное законодательство. Указ 1684 г. требовал раскольников выявлять, пытать, и если они не откажутся от старой веры – сжигать. За вторичное отпадение в раскол – казнить. Казнь грозила за укрывательство раскольников. Весной 1687 г. деятельность раскольников усилилась настолько, что Круг постановил выдать Москве Косого и вождя медведицких раскольников И. Семенова. Москва потребовала выдачи и других раскольников, но казаки ответили отказом. Среди казаков, недовольных политикой Москвы, ограничением вольностей Дона, выделяется группа, выступавшая за «старую веру». Среди старшин выделялся Кирей Матвеев, писавший терским и яицким казакам письма с призывом «стать за веру». Однако в результате предательства промосковской партии казаков Матвеева и других казаков-раскольников в Москве схватили в марте 1688 г. и казнены. Выполняя требование Москвы, войсковые власти направили картельный отряд на Медведицу. Осада Заполянского городка длилась 5 месяцев. 300 мужчин и 600 женщин в апреле 1689 г. было истреблено. Преследования староверов на Дону, Хопре вынудили их уйти на Кубань, реки Маныч, Куму.

Деятельность патриарха Иоакима. Патриарх Иоаким (1674–1690) был сторонником превосходства «священства» над царской властью. Ему удалось подчинить украинскую церковь московскому патриархату. На это дали согласие гетман Иван Самойлович и константинопольский патриарх. Особым условием было сохранение автономии киевской митрополии. дав это обещание, Иоаким нарушил его, подчинив себе черниговскую епархию и ряд монастырей Украины. Иоаким активно боролся с западным влиянием, «латинским» влиянием в иконописании, требовал удаления католических ксендзов, прибывших в составе посольства Священной Римской империи в Москву в 1684 г., выступал против разрешения Софьей строительства каменных кирх в Немецкой слободе, требовал изгнания из армии офицеров-иноземцев. Под лозунгом защиты православия церковная власть добивалась изоляции России, становилась серьезным тормозом дальнейшего социально-экономического развития страны. Правительство не пошло на уступки, но и выступления патриарха остались безнаказанными со стороны светских властей. Тем не менее, усиление церковной власти было временным и сыграло отрицательную роль в дальнейшей истории русской церкви, так как на эти годы пришлось малолетство Петра I, который в последствие видел в патриархе лишь противника своего единодержавия и защитника отсталости русской старины. Последним патриархом стал Адриан (1690–1700). При нем уже церковь была вынуждена отказаться от прежних притязаний на соперничество с царской властью и смириться с положением части государственного аппарата Российской империи.

Церковный раскол, приведший к разрыву с церковью значительного числа верующих и окончательному подчинению церкви государственной власти, нанес российскому православию огромный ущерб. С этого времени берет начало российская традиция отпадения от церкви наиболее религиозно и социально активных людей, их уход в оппозицию не только церкви, но и государству, церковь подчинившему.


[1] Православие: вехи истории. М, 1989. С. 158.

[2] Там же. С. 160.

[3] Там же. С. 164.

[4] Карташев А.В. Очерки истории Русской церкви. С.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Освоение побережья Тихого океана | Раскрашиваем контурное изображение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.