Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Минск БГУ 2004 7 страница




4 апреля— создание в городе Кошице первого правительства Национального фронта чехов и словаков.

5 апреля— провозглашение правительством Кошицкой программы.

5 мая — вооруженное восстание в Праге.

9 мая — освобождение Праги Советской Армией.

10 мая — прибытие в Прагу чехословацкого правительства.

29 июня— подписание договора между правительствами СССР и Чехословакии о выходе Закарпатской Украины из состава Чехословакии и воссоединении ее с Советской Украиной.


Вопросы к промежуточному зачету
по истории Чехословакии (1914—1945 гг.).

1. Экономическое развитие чешских и словацких земель в составе Австро-Венгрии в начале ХХ в.

2. Общественно-политическое движение в Чехии и Словакии в начале ХХ в.

3. Усиление борьбы славянских народов Австро-Венгрии за национальную независимость в годы Первой мировой войны.

4. Условия и конкретные обстоятельства создания Чехословацкого государства.

5. Новое государство на карте Европы.

6. Международные договоры о Чехословацком государстве.

7. Национальный вопрос в Чехословацкой республике в межвоенный период.

8. Социально-экономические реформы 1918—1920 гг.

9. Послевоенный революционный подъем. Создание Коммунистической партии Чехословакии.

10. Словацкая советская республика.

11. Внешняя политика Чехословацкого государства в 1920-е гг.

12. Русская эмиграция в Чехословакии.

13. Чехословакия и Малая Антанта.

14. Внутренняя политика буржуазного государства в 1920-е гг.

15. Экономический подъем 1924—1929 гг.

16. Аграрная партия и ее влияние на экономическую и политическую жизнь страны.

17. Мировой экономический кризис рубежа 1930-х гг. и его особенности в Чехословакии.

18. Нарастание волны политических забастовок в первой половине 1930-х гг.

19. Чрезвычайные законы первой половины 1930-х гг.

20. Внешняя политика и международное положение Чехословацкого государства в первой половине 1930-х гг.

21. Активизация реакционных сил страны в середине 1930-х гг.

22. Внутриполитическое положение Словакии в первой половине 1930-х гг.

23. Проблемы взаимоотношений с немецким национальным меньшинством в Чехословацком государстве.

24. Судето-немецкая партия К. Генлейна и ее деятельность.

25. Внешняя политика и международное положение Чехословацкого государства в середине 30-х гг.

26. Усиление антифашистской борьбы во второй половине 30-х гг.

27. События в Судетской области во второй половине 30-х гг.

28. Политика Словацкой народной партии А. Глинки в Словакии во второй половине 30-х гг.

29. Внутренняя и внешняя политика правящих кругов Чехословакии во второй половине 1930-х гг.

30. Позиция КПЧ накануне Мюнхенского соглашения.

31. Мюнхенское соглашение и его последствия для Чехословакии.

32. Протекторат Богемии и Моравии.

33. Словацкое «независимое государство».

34. Два центра чехословацкой эмиграции в годы Второй мировой войны, их программа и деятельность.

35. Возникновение и деятельность движения Сопротивления на территории протектората Богемии и Моравии.

36. Борьба за создание чехословацкого национального фронта в годы Второй мировой войны.

37. Советско-чехословацкие отношения в годы Второй мировой войны.

38. Антифашистская борьба в Словакии в годы немецкой оккупации.

39. Чехословацкие вооруженные формирования на территории СССР.

40. Создание и деятельность Словацкого национального совета и его программа.

41. Словацкое национальное восстание в 1944 г.

42. Создание Национального фронта чехов и словаков.

43. Кошицкая программа и ее основные решения.

44. Антифашистское восстание в мае 1945 г.

45. Освобождение Чехословакии от немецко-фашистских захватчиков.

Вопросы к промежуточному зачету
по истории Польши (1914—1945 гг.).

1. Экономическое и политическое положение польских земель в составе России, Германии и Австро-Венгрии накануне Первой мировой войны.

2. Национально-освободительное движение на польских землях в годы Первой мировой войны.

3. Подъем революционного движения на польских землях накануне и в годы Первой мировой войны.

4. Условия и конкретные обстоятельства возрождения независимого Польского государства.

5. «Польский вопрос» на Парижской мирной конференции.

6. Польско-советские отношения в 1918—1920 гг.

7. Польско-советская война 1920 г.

8. Установление восточных границ Польского государства.

9. Проблемы в Верхней Силезии и установление западных границ Польского государства.

10. Внешняя политика Польского государства в первой половине 1920-х гг.

11. Экономика Польши в первой половине 1920-х гг.

12. Первые законы Польской республики (1918—1926).

13. Общественно-политическая борьба в Польше в первой половине 1920-х гг.

14. Суть государственного переворота в мае 1926 г.

15. Основные черты режима «санации».

16. Международное положение и внешняя политика Польского государства во второй половине 1920-х гг.

17. Мировой экономический кризис рубежа 1920—1930-х гг. и его особенности в Польше.

18. Внутриполитическое положение Польши в первой половине 1930-х гг.

19. Принятие конституции Польши 1935 г. и ее основные черты (в сравнении с конституцией 1921 г.)

20. Внешняя политика Польши в первой половине 1930-х гг.

21. Внутриполитическая нестабильность Польши в последние годы режима «санации».

22. Внешняя политика Польши во второй половине 1930-х гг.

23. Политика Польского государства по отношению к национальным меньшинствам в 1920—30-е гг.

24. Борьба национальных меньшинств за сохранение своей национальной самобытности.

25. Документальные материалы о внешней политике и международном положении Польши в межвоенный период.

26. Документальные материалы о революционном движении в буржуазной Польше в 1920—1930-е гг.

27. Дипломатические акции по польскому вопросу летом и осенью 1939 г.

28. Нападение и оккупация фашистской Германией польских территорий.

29. Оккупация СССР территории Западной Белоруссии и Западной Украины 17 сентября 1939 г.

30. Советско-германские отношения 1939—1941 гг.

31. Оккупационный режим на территории Польши.

32. Деятельность Лондонского эмигрантского правительства.

33. Начало движения Сопротивления на территории Польши.

34. Создание АК и ее деятельность.

35. Формирование леворадикального течения в польском движении Сопротивления.

36. Помощь Советского Союза в активизации польского движения Сопротивления.

37. Взаимоотношения СССР и польского эмигрантского правительства в Лондоне.

38. Создание ППР и ее деятельность в годы оккупации.

39. Создание и деятельность Гвардии Людовой.

40. Участие поляков в европейском движении Сопротивления.

41. Создание Крайовой Рады Народовой и ее деятельность.

42. Польский комитет национального освобождения и его деятельность.

43. Варшавское восстание.

44. Освобождение польской территории от немецко-фашистских захватчиков.

45. «Польский вопрос» на Ялтинской и Потсдамской конференциях.


Модуль 2. ИСТОРИЯ ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН 1945 — НАЧАЛО ХХI в.

Конспект лекций

Тема 1. Чехословакия после Второй
мировой войны. 1945—1948 гг.

Чехословакия после окончания Второй мировой войны. После освобождения страны от оккупантов весной 1945 г. была воссоздана Чехословацкая республика. По соглашению от 29 июня 1945 г. между СССР и ЧСР Закарпатье было присоединено к Украинской ССР. На основе решений Потсдамской международной конференции немецкое население западных и северо-западных областей было выселено за пределы страны. Чехословакия стала в основном двухнациональным государством, где чехи и словаки составляли 95 % населения. Согласно переписи в чешских землях в 1947 г. проживало 8,7 млн человек, а в Словакии — 3,4 млн. Обе части страны продолжали отличаться по экономическому и социальному развитию. В сельском хозяйстве Чехии в этот период было занято менее 20 % населения, а в Словакии — 45 %. Весьма многочисленно было городское население: чиновники, интеллигенция, ремесленники, торговцы.

Государственно-политическая система Чехословакии. Государственно-политическая система Чехословакии включала в себя как традиционные, так и вновь созданные институты власти. В Национальный фронт чехов и словаков входили четыре чешские и две словацкие партии: чехословацкая социал-демократическая (ЧСДП), чехословацкая национально-социалистическая (ЧНСП), коммунистическая партия Чехословакии (КПЧ), народная, демократическая и коммунистическая партия Словакии (КПС). Правительство Национального фронта возглавил левый социалист З. Фирлингер. Координационные местные комитеты строились по принципу равного представительства партий. Решения принимались лишь в том случае, если представители всех партий были «за». Составной частью Национального фронта стали массовые общественные организации, такие как Революционное профсоюзное движение, Единый союз чешских землевладельцев и Единый союз словацких крестьян, союзы молодежи, женские объединения и т. д. На местах власть была в руках национальных комитетов, в которых до осени 1945 г. преобладали коммунисты, а затем комитеты были реорганизованы на принципах равного представительства всех партий. Широкими полномочиями, в том числе и законодательными, пользовался вновь избранный президент Э. Бенеш. Временное национальное собрание было однопалатным и состояло из представителей всех политических партий — 200 делегатов от чешских земель и 100 — от Словакии.

Правовой статус Словакии. В первое время после освобождения высшая власть в Словакии оставалась у Словацкого национального совета (СНС) и его исполнительного органа — Корпуса уполномоченных. В мае 1945 г. Словацкий национальный совет предложил проект федеративного государственного устройства, который однако не был принят. Отношения центральных и словацких государственных органов регулировались специальными соглашениями, которые ограничивали полномочия словацкого руководства в вопросах обороны, внешней политики, торговли, финансов и т. д.

Экономическое положение Чехословакии. Экономическое положение Чехословакии сразу после освобождения было сложным. Материальный ущерб, нанесенный стране войной, равнялся национальному доходу довоенной Чехословакии за шесть лет. Производство промышленной продукции составляло лишь половину довоенного. Сельское хозяйство было разорено. Существовали трудности с обеспечением населения продовольствием. Части Красной Армии, находившиеся в ЧСР до осени 1945 г., снабжали население продуктами, помогали транспортными средствами. Большая часть трофейных заводов и оборудования была передана Советским Союзом чехословацкому правительству. Между двумя странами стали осуществляться активные торговые операции.

Социально-экономические реформы. Согласно Кошицкой программе, в мае 1945 г. был подписан декрет о введении национального управления на предприятиях оккупантов и коллаборационистов. В целом в стране национальное управление вводилось на большинстве промышленных предприятий, а также в значительной части ремесленных и сельских хозяйств. Коммунисты ставили вопрос о национализации всей крупной промышленности. Почти полностью были национализированы горная, металлургическая промышленность и энергетика. Одновременно были национализированы банки и страховые компании. Началось поэтапное проведение аграрной реформы. На первом этапе подлежала конфискации земля немецких, венгерских собственников и лиц, сотрудничавших с оккупантами. Участки до 13 га передавались за небольшую плату малоземельным и безземельным крестьянам. Перераспределением земли занимались крестьянские комиссии из заинтересованных лиц. Против такой практики выступили национальные социалисты и народная партия. Они считали необходимым увеличить наделы до 30 га, повысить плату за землю, выступали против насильственных методов проведения земельной реформы. Первый этап реформы в чешских землях был завершен быстро, за счет конфискации земель на северо-западе, откуда выселялись немцы. В Словакии реформа шла медленнее. Фонд перераспределяемой земли здесь был невелик по сравнению с множеством малоземельных крестьян. Осенью 1945 г. была проведена денежная реформа и введен прогрессивный подоходный налог. К концу 1945 г. Кошицкая программа была в основном выполнена.

Политическая борьба накануне парламентских выборов 1946 г. Предвыборная кампания весной 1946 г. проходила в условиях острой политической борьбы. КПЧ был взят курс на революционные социалистические преобразования. Другие политические партии, критикуя позиции коммунистов, выступали в защиту свободы, демократии, религии, гуманности, частной собственности. В Словакии накануне выборов наблюдалось резкое усиление позиций Демократической партии и рост ее численности, особенно после апрельского соглашения ее руководства с клерикальными кругами, имевшими большое влияние в массах.

Выборы в законодательное собрание ЧСР состоялись в мае 1946 г. В них участвовало 95 % населения. Накануне выборов коммунистам удалось настоять на изменениях в избирательной системе: право голоса получили солдаты срочной службы и рядовые органов государственной безопасности, возрастной ценз был снижен до 18 лет, отменен ценз оседлости, лишены права голоса коллаборационисты. В результате выборов коммунисты в целом по стране получили 38 % голосов, больше, чем другие партии. Крупного успеха в Словакии добилась Демократическая партия, за которую проголосовало 62 % словацких избирателей. За КПС было отдано лишь треть голосов. В результате выборов коммунисты получили в Национальном собрании 114 мест. Однако вместе с социал-демократами они имели 151 из 300 мест. Такая расстановка сил вынуждала коммунистов идти на компромисс со своими политическими оппонентами.

Правительство К. Готвальда и его программа. После выборов руководство Национального фронта выступило против изменений в государственных органах власти в Словакии согласно результатам выборов и вынудило Демократическую партию пойти на ряд уступок. Были ограничены права словацких национальных органов в решении вопросов руководства экономикой, а также в кадровых вопросах. Новое чехословацкое правительство возглавил К. Готвальд. Из 26 постов министров 9 заняли коммунисты. Новая правительственная программа предусматривала разработку новой конституции, осуществление двухлетнего плана развития экономики, сохранение внешнеполитической ориентации ЧСР на Советский Союз. Курс коммунистов на расширение национализированного сектора встретил сопротивление партии национальных социалистов, поддержанных Народной и Демократической партиями. В результате в программе правительства было зафиксировано положение о равноправии всех видов собственности.

Борьба между политическими партиями за выбор дальнейших путей развития страны продолжалась. Необходимо отметить, что до 1947 г. руководство компартии стремилось двигаться в русле коалиционной политики, хотя курс на реализацию антикапиталистических аспектов программы КПЧ постепенно наталкивался на противодействие других партий в парламенте и правительстве. Поведение партнеров по фронту не только ставило под угрозу влияние партии в массах, но и увеличивало зависимость реализации намеченного курса от советской помощи. Это было также опасно, так как могло быть использовано противниками для дискредитации КПЧ как несамостоятельной, зависимой от внешней помощи силы.

Путь к восстановлению политической монополии руководство компартии видело в организации давления снизу на партнеров по Национальному фронту. Коммунистов подталкивали к борьбе те социалистические силы общества, которые страдали от нестабильного экономического положения, разгула спекуляции, «черного рынка» и могли поддержать требования коммунистов, неприемлемые для других партий фронта. Рассчитывая на поддержку наиболее бедных слоев населения, КПЧ развернула в парламенте и правительстве с помощью прессы кампанию под лозунгом защиты интересов трудового большинства нации.

В этот период Министерство сельского хозяйства, которым руководил представитель КПЧ, разработало ряд законов о преобразованиях в сельском хозяйстве. Намечалось ограничение земельной собственности до 50 га сельскохозяйственных угодий. Несмотря на сопротивление оппозиции, к лету 1947 г. все эти законы удалось утвердить в Национальном собрании. Однако коммунисты не смогли законодательным путем ликвидировать крупное землевладение, так как по закону земельный максимум устанавливался в 150 га пахотной и 250 га всей площади земли.

Одновременно с обсуждением законов об изменениях в сельском хозяйстве на повестку дня был поставлен вопрос о возврате первоначально национализированного имущества. Министерство юстиции, во главе которого стоял национальный социалист П. Дртина, попыталось организовать передачу уже конфискованных предприятий их бывшим владельцам, так как вскоре стало ясно, что национализированные предприятия нерентабельны и убыточны. Борьба за возвращение «конфискатов» велась вплоть до весны 1948 г.

Чехословакия и план Маршалла. Летом 1947 г. в Чехословакии разгорелась борьба вокруг вопроса о принятии американской экономической помощи по «плану Маршалла». Политическая оппозиция в Чехословакии рассчитывала, что участие в осуществлении плана поможет укрепить связи с Западом, ослабить ориентацию на СССР, затормозить национализацию промышленности и раздел земли. За принятие помощи высказался и президент ЧСР Э. Бенеш. Коммунисты резко возражали против участия в «плане Маршалла». В июле 1947 г. правительственная делегация во главе с К. Готвальдом посетила Советский Союз, где провела переговоры с И. Сталиным и В. Молотовым. Советское руководство заняло однозначно отрицательную позицию по отношению к принятию американской помощи. Стремясь не допустить выхода Чехословакии из-под своего влияния, оно, игнорируя бедственное экономическое положение населения СССР, связанное с неурожаем и засухой 1947 г., взяло на себя обязательство поставить в Чехословакию 400 тыс. тонн зерна (реально поставило 600 тыс. тонн) и значительное количество сырья для промышленности. И это в то время, когда в Молдавии, на Украине и юге России от голода гибли тысячи людей. Чехословацкие коммунисты искали выход из тяжелого экономического положения за счет «внутренних ресурсов»: был принят чрезвычайный налог на миллионеров.

Положение в Словакии. Очень напряженной оставалась обстановка в Словакии. Осенью 1947 г. было объявлено о раскрытии антигосударственного заговора словацких сепаратистов, в котором якобы был замешан и председатель СНС Й. Леттрих. Служба безопасности провела в Словакии чистку государственного аппарата, в ходе которой было арестовано около 500 человек. В ноябре было сформировано новое правительство во главе с коммунистом Г. Гусаком. В нем представители Демократической партии получили вместо 9 лишь 6 министерских портфелей. События в Словакии ускорили поляризацию политических сил в республике. Этому способствовало и проведение судебного процесса над бывшим президентом Словацкой республики Й. Тисо. В его защиту выступила Демократическая партия, однако попытки ее руководства повлиять на ход судебного процесса не увенчались успехом. Осенью 1947 г. Й. Тисо был казнен.

Февральский политический кризис 1948 г. Поводом к правительственному кризису февраля 1948 г. послужили распоряжения и кадровые перестановки, проведенные министром внутренних дел коммунистом В. Носеком. Эти действия были расценены оппозицией как акты произвола. 20 февраля 1948 г. национальные социалисты, демократы, а затем и представители Народной партии в правительстве подали президенту прошение об отставке. 12 из 26 министров правительства Национального фронта отказались выполнять свои обязанности. Они надеялись, что их отставка повлечет за собой смену правительства Готвальда и назначение нового кабинета. Тогда можно было бы изолировать коммунистов и оттеснить их от власти.

В условиях кризиса руководство КПЧ решило добиваться сохранения правительственного кабинета и недопущения возврата в него министров-оппозиционеров. В Праге и других городах коммунистами были организованы митинги и демонстрации в поддержку правительства Готвальда, стали создаваться комитеты действия. По призыву КПЧ 24 февраля в стране прошла одночасовая забастовка, началось создание народной милиции. Газеты оппозиции были запрещены. Республика находилась на грани гражданской войны. 25 февраля 1948 г. Э. Бенеш был вынужден дать согласие на отставку министров, и сохранение правительства в обновленном составе. Новое правительство Готвальда состояло из 24 министров, 11 из которых были коммунистами. В Братиславе был создан Центральный комитет действия словацкого Национального фронта. Г. Гусак получил указание начать переговоры с представителями политических партий о пополнении Корпуса уполномоченных новыми членами. В новом словацком правительстве коммунисты занимали 8 из 14 министерских постов. Эти перемены в высших государственных органах были антиконституционными и не соответствовали результатам выборов. Таким образом правительственный кризис фактически завершился коммунистическим переворотом, который затем будет характеризоваться как “победа социалистической революции” в Чехословакии.

Изменения в стране после политического кризиса. 10 марта 1948 г. К. Готвальд огласил программу нового правительства. В стране началась «чистка» госаппарата от оппозиционных коммунистам деятелей. Осуществляли ее комитеты действия.

Весной 1948 г. был утвержден закон об изъятии и разделе земельных угодий сверх 50 га. Национализировались промышленные предприятия с числом рабочих свыше 50. На предприятиях, оставшихся в частной собственности, было занято всего лишь 5 % рабочих.

Конституция 1948 г. В мае 1948 г. Национальное собрание одобрило новую конституцию ЧСР. В ней были законодательно закреплены итоги коммунистического переворота. Декларировалось равноправие чехов и словаков, но вместе с тем фиксировались ограничения в правомочиях словацких национальных органов. Высшим законодательным органом становилось Национальное собрание. Оно избирало главу государства — президента — на срок 7 лет. Высшим исполнительным органом являлось правительство. В конституции была зафиксирована цель страны — построение социализма. Президент Э. Бенеш выразил свое несогласие с текстом новой конституции и, отказавшись подписать ее, ушел в отставку. Президентом Чехословакии стал К. Готвальд. А. Запотоцкий, ранее возглавлявший профсоюзы, стал председателем правительства.

Изменения в политической жизни страны. В 1948 г. на основе бывшей национально-социалистической партии была создана социалистическая партия. Тогда же была реорганизована и Народная партия. В Словакии Демократическая партия распалась, а на ее основе возникли Словацкая партия свободы и Словацкая партия возрождения. Все эти партии признали руководящую роль КПЧ и согласились с ее курсом на строительство социализма. В июне 1948 г. социал-демократическая партия объединилась с КПЧ. Компартия Словакии также стала составной частью КПЧ. Эти партии вместе с профсоюзами, молодежными и другими организациями вошли в состав Национального фронта чехов и словаков, который стал работать под руководством КПЧ. Те партии и общественные организации, которые не согласились поддержать курс КПЧ, были лишены возможности легальной деятельности. Таким образом, формально в Чехословакии была сохранена многопартийная система, хотя монополией на власть обладала только КПЧ. Происходившие в конце 40-х гг. общественно-политические и экономические изменения в Чехословакии свидетельствовали о принятии сталинской модели развития социализма.

Тема 2. Экономическое и политическое развитие
Чехословакии в конце 1940-х — конце 1960-х гг.

Сразу после февральского переворота КПЧ взяла курс на строительство социализма. Международная обстановка была весьма сложной: началась «холодная война» между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком. В 1949 г. Чехословакия вместе с СССР и другими социалистическими странами стала членом Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и должна была переориентировать свои традиционные внешнеэкономические связи. Доля социалистических стран в товарообороте Чехословакии (в силу политико-идеологических, а не экономических причин) возросла с 14 % в 1947 г. до 55 % в 1949 г.

Экономические преобразования в стране. К концу 1948 г. в основном было завершено восстановление чехословацкой экономики. Национальный доход приблизился к уровню 1937 г. На 1,5 % возрос объем промышленной продукции по сравнению с довоенным уровнем. Но пищевая, текстильная, деревообрабатывающая, стекольная и другие отрасли легкой промышленности были восстановлены еще не полностью. В Словакии шла интенсивная индустриализация: промышленное производство вдвое превзошло довоенное, во многом за счет перемещения сюда заводов и фабрик из чешских пограничных районов, откуда выселялись немцы. Сельскохозяйственная продукция Словакии составляла всего 3/4 уровня 1937 г. Увеличивалась роль государственного сектора, в котором к концу 1948 г. было занято 46 % работоспособного населения и производилось 70 % национального дохода. В промышленности государственный сектор составил 95 %. Полагаясь на опыт экономических преобразований в СССР, КПЧ начала разработку пятилетних планов. Важной задачей считалась индустриализация Словакии, подход к которой был весьма упрощенным: стремились в кратчайшие сроки «подтянуть» Словакию до уровня чешских земель.

Начало 50-х годов было отмечено широкомасштабным строительством промышленных предприятий, гидросооружений, железных дорог. Большие средства вкладывались в оборонную промышленность. Специализация в рамках СЭВ требовала от Чехословакии в первую очередь развития тяжелого машиностроения, энергетики и металлургии. Чехословакия начала производить много новых видов промышленной продукции, что с экономической точки зрения было для нее не всегда выгодно.

В 1949 г. началось кооперирование сельского хозяйства. Кооперативы возникали в основном в пограничных районах, которые осваивались переселенцами, и вблизи промышленных центров. Возникло четыре типа кооперативов. В кооперативах первого типа совместно только обрабатывали землю. Межи между участками не распахивались. Каждый крестьянин собирал урожай со своего участка. В кооперативах второго типа межи распахивались. Посев, уход за посевами и уборка урожая проводились совместно. Собранный урожай крестьяне делили между собой в зависимости от размера внесенного в кооператив участка, затраченного труда и использованной частной сельскохозяйственной техники. В кооперативах третьего типа совместно велось не только полеводство, но и животноводство. Примерно 80—90 % доходов здесь распределялись по трудодням, а 10—20 % составляла оплата за земельный пай. В кооперативах четвертого типа обобществлялись все основные средства производства. Распределение доходов в них шло только по трудодням. Кооперативы третьего и четвертого типов считались социалистическими, а первого и второго — переходными. Последние были призваны готовить крестьян к вступлению в высшие типы кооперативов.

Итоги экономических преобразований. Руководство экономикой осуществлялось на принципах централизма. Недостаточное внимание к сельскому хозяйству вело к проявлению диспропорций в народном хозяйстве. С конца 1950 г. из-за отсутствия достаточного количества продуктов в стране опять были введены карточки. Чехословацкие партийно-хозяйственные деятели видели выход из создавшегося положения в массовом кооперировании крестьян, создании крупного общественного сельскохозяйственного производства. 1952 год был определен как год массового перехода к кооперированию. Путем административного нажима создавались коллективные хозяйства, куда не допускались зажиточные крестьяне. Искусственно завышенные темпы кооперирования привели к тому, что вскоре многие кооперативы оказались нежизнеспособными и стали распадаться. Этот процесс продолжался до середины 50-х гг., когда число их членов сократилось на 1/3.

Изменение социальной структуры общества. Индустриализация, особенно интенсивная в Словакии и Южной Чехии, кооперация крестьян, создание производственных ремесленных кооперативов, присоединение мелких частных предприятий к национализированным и коммунальным, эмиграция части интеллигенции и появление новой «народной» интеллигенции привели к резким изменениям в социальном составе общества. Усиленное строительство промышленных объектов способствовало значительному увеличению городского населения за счет сельского. «Раскулачивание», выселение из родных мест зажиточных, а зачастую и средних хозяев меняло лицо чешской и словацкой деревни.

Жизненный уровень в послевоенные годы поднялся в основном за счет роста общественных фондов потребления (в области образования, культуры, здравоохранения, социального и жилищного обеспечения и др.). Что касается личного потребления, то к середине 50-х годов в результате ошибок планирования, администрирования в области экономики, инфляции у некоторых групп населения оно снизилось. Денежная реформа лета 1953 г. была проведена из расчета 50:1. Денежный объем сократился в 50 раз, а покупательская способность кроны возросла лишь в пять раз. Реформа, с одной стороны, препятствовала росту инфляции, но с другой — вела к ухудшению положения многих групп населения. Лишь со второй половины 50-х гг. наметилась тенденция к повышению жизненного уровня, расширилось производство товаров массового потребления, снизились цены, была усовершенствована система заработной платы и пенсионного обеспечения, активизировалось жилищное строительство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.