КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Частный жилой дом в Мирамаре. Ф. Салинас, Р. Ромеро. 1958Памятник Хосе Марти в Центральном парке. X. Вильальта. 1905 Фрагмент застройки города. В центре — Музей революции. Ф. Маури. 1920 В ровной сетке улиц Ведадо перпендикулярно к берегу океана были выделены две широкие магистрали-бульвары: авенида Президентов и Пасео. Вдоль берега океана, или, как здесь чаще говорят, Мексиканского залива, от Гаванской бухты до устья реки Альмендарес пролегла многополосная набережная Малекон. Важное градостроительное значение в Ведадо приобрела 23-я Авенида, точнее ее небольшой отрезок, круто спускающийся к набережной, названный Рампой. В 1940-х годах Рампа стала превращаться в но- 1600-1750 гг. |
вый крупный центр столицы, притягивая к себе объекты обслуживания и туризма. Кроме западного направления, расширение города шло на юг и юго-восток. Здесь структуру главных магистралей можно сравнить с раскрытым веером, вершина которого лежит у Старой Гаваны. Эта часть города развивалась хаотичнее. Жилые районы (репарто) с односемейными домами размещались между основными магистралями случайно. Их возникновение зависело от места и границ приобретенного куска земли. Купленную территорию прямоугольной сеткой улиц разбивали на строительные участки для спекулятивной перепродажи их застройщикам. Зачастую участки продавали с уже построенными домами. Этим занимались крупные подрядчики и банки. Размеры участков и типы домов обусловливались имущественным положением тех, на кого они были рассчитаны,— среднюю и мелкую буржуазию, и даже на высококвалифицированных хорошо оплачиваемых рабочих. Основная же масса трудящихся, семьи малоквалифицированных рабочих, безработные, которым дома в репарто были недоступны,— ютились в трущобных поселках. После окончания экономического кризиса 1929—1933 годов, и особенно с началом второй мировой войны, экономика Кубы вновь активизируется. Строительная деятельность заметно оживляется в 1950-х годах. Новые промышленные объекты этого периода, нуждавшиеся в связи с портом, с Центральной железной дорогой, с Центральным шоссе, оседали на юге от бухты и вдоль авениды Ранчо-Бойерос. Владельцы в целях саморекламы стремились сделать постройки интересными и их проектирование поручали способным архитекторам. Современного гостя Гаваны при въезде в столицу со стороны международного аэропорта встречает ряд небольших промышленных зданий, вы-
полненных на хорошем профессиональном уровне. Их отличает оригинальность разработки объемов и деталей. В декоре использованы живопись и скульптура, а в отделке применены дорогие строительные материалы. Удачное озеленение и благоустройство площадки перед главным фасадом дополняют общую композицию здания. Быстрый рост Гаваны, фрагментарный характер размещения ее новой застройки, нашествие автомобиля — все это наталкивало на идею создания генерального плана развития города. Первые такие попытки были предприняты в период буржуазной республики. В начале века предложения о путях развития столицы сделали кубинские архитекторы во главе с Р. Отеро. В 1920-х годах с интересными предложениями по той же теме выступил известный прогрессивный гаванский градостроитель П. М. Инклан. Из иностранных специалистов для Гаваны работали француз X. Н. Фо-рестьер и испанский урбанист X. Л. Серт. Однако все эти градостроительные предложения остались на бумаге, поскольку при капиталистическом пути развития города главными стимулами строительства были прибыль и нажива. На стилевую направленность гаванской архитектуры в первой четверти XX века сильное влияние оказало увлечение европейскими образцами. Кубинская олигархия под эгидой статуса «независимой» республики хотела рядиться в одежды европейской моды, быть похожей на европейскую буржуазию во всем, в том числе и в архитектуре. Однако господство на острове янки привело к тому, что начиная с 1930-х годов архитектура Гаваны все больше подпадает под североамериканское влияние. Большинство кубинских архитекторов профессиональное образование получали за рубежом, так как собственная, национальная школа архитектуры возникла в Гаванском университете лишь в 1902 году (совместно с инженерами-строителями, а с 1915 года — как самостоятельная). И хотя архитекторов того периода «лихорадило» в поисках стиля, им присущи общая архитектурная грамотность и хороший вкус. Среди лучших мастеров можно назвать Леонардо Моралеса, Рауля Отеро, Педро Мартинеса Инклана, Хоакина Вейса. Постройки были добротно выполнены. При отсутствии развитой промышленности и тяжелой безработице профессия строителя ценилась. За нее держались, ею гордились. Высокое мастерство переходило от отца к сыну. В конце 1940-х годов в Гаване развивается движение «новой архитектуры», возникшее одновременно с распространением железобетона. Используя положительные достижения современных архитектурных школ конструктивизма и функционализма, изучая работы Ш. Ле Корбюзье, Ф. Райта, О. Ни-мейера, кубинские архитекторы внесли в архитектуру национальный характер. Рационалистический подход к решению функциональных задач они сочетали со стремлением к единению конструктивных структур из железобетона с пластической лепкой из него художественной формы, которой на Кубе всегда придавали первостепенное значение. Сначала «новая архитектура» дала робкие ростки в облике некоторых особняков Марианао, затем мощно проявилась в комплексе Радиоцентра на Рампе и, наконец, в 1950-е годы вышла на широкую дорогу небоскребами Ведадо, жилыми резиденциями, зданиями кабаре и аристократических клубов, новыми церквами и производственными сооружениями. Лучшие постройки нового стиля сумели обеспечить высокие комфортные условия. В них по-новому были переработаны традиционные принципы улавливания ветров, побуждения движения воздуха, защиты от яркого знойного солнца — и путем новой планировочной организации внутренних помещений, и применением большого выноса кровельных покрытий, обходных галерей, глубоких веранд-лоджий, террас. По-иному были использованы цветные стекла, персианы (жалюзи) и целый ряд других традиционных средств. Однако поскольку это направление возникло в период активного проникновения на Кубу капитала США (крупные постройки финансировались и возводились американскими компаниями, зачастую с привлечением американских архитекторов), то часть сооружений «новой архитектуры» Гаваны оказалась во власти сознательного стремления североамериканского бизнеса разрушить национальную культуру Кубы, «янкизировать» ее, что рьяно подхватывалось кубинской компрадорской буржуазией. В стилевых характеристиках это выразилось в некоторой не свойственной кубинской архитектурной школе сухости и прагматизме, как, например, в комплексе зданий посольства США на Малеконе. Произошли потери и в умении учитывать природные особенности Кубы: ее неимоверно жаркое антиль-ское солнце летом, ураганы осенью, холодные порывы северного ветра в зимние месяцы. В богатых репарто Гаваны появились коттеджи, шале, бунгало, построенные на американский манер, кричащие о верноподданничестве их обитателей Рубио, «северному богу», но плохо приспособленные к местному климату. В некоторых небоскребах на остекленные окна пришлось наклеивать матерчатые полоски, чтобы на проходящих внизу пешеходов смертоносным грузом не обрушивались стекла, вылетающие при сильных порывах ветра. На лоджиях и балконах для защиты от временами холодного ветра появились самодельные завесы из деревянных планок или, что еще хуже, стеклянные стенки И несмотря на все это, в таких зданиях не удалось создать комфортных условий' К счастью, процесс «янкизирования» кубинской архитектуры не успел разрастись, прерванный революцией 1959 года. Своеобразие кубинского строительства 1950-х годов заключалось в соединении технических возможностей самой мощной капиталистической державы мира со зрелой артистичностью кубинской архитектурной мысли. Среди прогрессивных мастеров этого направления, которые приветствовали революцию 1959 года и остались верны своему народу, следует назвать талантливых
архитекторов Антонио Кинтану, Фернандо Салинаса, Рауля Ромеро, Марио Хирону, Арх'имедеса Поведу, Эмилио Эскобара. К достижению нового направления архитектуры Гаваны, безусловно, относится куст небоскребов Ведадо, обогативших силуэт города. Группа башен, дополненных мощным объемом жилого дома Фоксы, выполненного в виде развернутой книги, возникла на почтительном расстоянии от живописных вертикалей старого центра столицы, сформированного около Капитолия и президентского дворца. Старый центр не был подавлен, а наоборот, выиграл, поддержанный на расстоянии фортиссимо вертикалей Ведадо. Небоскребы в 20—30 этажей, хотя и возникли в определенной степени хаотично, в зависимости от расположения купленного земельного участка, были выполнены с достаточно внимательным учетом архитектуры рядом расположенных зданий, создав пластически богатую группу сооружений, взаимно поддерживающих и дополняющих друг друга. Мощным пучком крупных объемов, видимых издалека при приближении к городу и с моря, и по суше, и с воздуха, они хорошо акцентировали зарождавшийся центр около Рампы. По функциональному назначению это были жилые дома, гостиницы, центры различных обществ. Их характерной особенностью являются многофункциональность и тщательная проработка объемно-планировочных решений, особое отношение к акцентированию входов в каждую часть здания, отмечен- ных дорогой отделкой, а также высокое качество всех строительных и отделочных работ. Идя навстречу интересам американских монополий, вознамерившихся использовать красоту Кубы, богатства ее природы, пляжей, выразительность ее национального искусства в целях превращения ее в «увеселительный остров», в тропическое дополнение к Майами и Лас-Вегасу, диктатор Батиста подписал ряд законов, которые открыли дорогу на Кубу грязному бизнесу «индустрии развлечений», отдали страну во власть гангстерских игровых трестов, входивших в организацию «Коза ностра». Был разработан комплексный план развития этой индустрии, который включил в ее сферу деятельности Гавану и расположенный в 100 километрах восточнее курорт Варадеро. Для их соединения проложили туристскую автостраду Виа-Бланка, вдоль которой начали благоустраивать пляжи, возводить рестораны, отели, паркинги. В Гаване лихорадочно растут гостиницы, аристократические клубы, рестораны, кабаре, казино, бары, притоны самого низкого пошиба. Накануне революции 1959 года под проливом и под рекой Альмендарес прокладывают туннели. На восточном берегу бухты, в Гаване-дель-Эсте и в Аламаре, идет подготовка к строительству самых дорогих жилых домов, оффисов, гостиниц и т. д. В конце 1950-х годов на холме Тадино началось сооружение еще одного центра столицы. На вершине холма был размещен крупный монумент Хосе Марти и разбита большая площадь. Вокруг нее стали расти здания министерств и ведомств, театр и национальная библиотека, автовокзал и другие общественные постройки. Начало возведения монумента относилось к 1957 году, но заканчивалось строительство уже после революции. Теперь мемориал Хосе Марти — главное сооружение на площади Революции, возвышающееся на фоне Дворца революции, где размещаются ЦК КПК и Совет Министров социалистической Республики Куба. В конце 1958 года Гавана занимала 47,8 тыс. гектаров и имела население 1,361 млн. жителей, что составляло 20,5% от всего населения страны, насчитывавшего 6,548 млн. человек. Выражая классовую структуру капиталистического города, где социальное расслоение достигло вопиющего контраста, Гавана представляла резкую противоположность утопающих в зелени парков аристократических кварталов и трущобных поселков обездоленных, благоустроенных домов средней буржуазии и невероятной скученности хижин рабочих.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |