Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональный интеллект. вращения; такие пациенты «забыли» все подобные эмоцио­нальные уроки, потому что у них больше нет хода туда






вращения; такие пациенты «забыли» все подобные эмоцио­нальные уроки, потому что у них больше нет хода туда, где они хранятся в миндалевидном теле.

Подобные данные привели д-ра Дамазио к противоинтуи-тивной позиции, сводящейся к тому, что чувства необходимы для принятия рациональных решений, они указывают нам нуж­ное направление, где бесстрастную логику потом можно будет использовать наилучшим образом. В то время как мир зачас­тую ставит нас перед немереным множеством вариантов выбо­ра (Как вложить ваши пенсионные сбережения? На ком вам жениться? За кого выйти замуж?), эмоциональная наука, кото­рую преподала нам жизнь (например, память об обернувшемся катастрофой помещении капитала или мучительном разводе), посылает сигналы, которые упрощают решение, с самого на­чала исключая одни варианты выбора и высвечивая другие. Таким образом, д-р Дамазио утверждает, что эмоциональный мозг участвует в логическом мышлении точно так же, как и ду­мающий мозг.

Следовательно, эмоции важны для нормального мышления. В танце чувства и мысли эмоциональная способность управля­ет нашими моментальными решениями и, действуя сообща с рациональным умом, включает — или выключает — собствен­но мышление. Аналогичным образом и думающий мозг высту­пает в роли управляющего нашими эмоциями, за исключени­ем тех моментов, когда эмоции выходят из-под контроля и эмо­циональный мозг впадает в неистовство.

В известном смысле у нас есть два мозга, два ума — две раз­ные способности мышления: рациональная, которая отправ­ляется от разума, целесообразная и эмоциональная. То, на­сколько мы преуспеваем в жизни, определяется обеими, то есть значение в данном случае имеет не только коэффициент ум­ственного развития, но также и эмоциональная способность мышления. В самом деле, ведь интеллект не способен всегда быть на высоте без эмоционального разума. Обычно принцип дополнения друг друга применительно к лимбической системе и неокортексу, а также миндалевидному телу и предлобным долям означает, что каждый является полноправным партне­ром в ментальной жизни. При успешном взаимодействии этих



Дэниел Гоулллан


партнеров повышается эмоциональная способность мышления, равно как и умственная способность мыслить.

Такой взгляд на проблему совершает полный переворот в прежнем понимании конфликта между разумом и чувством: нам вовсе не требуется отделываться от эмоций и ставить на их ме­сто разум, как говорил Эразм, нам лучше было бы постараться найти разумное равновесие между ними. В старой парадигме разум в идеале свободен от приставаний со стороны эмоций. Новая парадигма побуждает нас установить гармонию между головой и сердцем. Чтобы с успехом реализовать эту систему в нашей жизни, нам прежде всего следует лучше осознать, что значит пользоваться эмоциями с умом.


Часть 2

ПРИРОДА

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА


Глава 3

КОГДА УМНЫЙ ГЛУПЕЕТ

До сих пор продолжаются споры о том, почему учителя физики средней школы, Дэвида Пологруто, пырнул кухонным ножом один из его лучших учеников. Общеизвестные факты таковы:

Джейсон Г., самодовольный круглый отличник средней шко­лы в Корал-Спрингс, штат Флорида, зациклился на идее поступ­ления на медицинский факультет, но не просто в каком-нибудь университете... он мечтал о Гарварде. Но Пологруто, его учитель физики, во время контрольного опроса в классе поставил Джей-сону 80 баллов. Решив, что такая отметка — всего лишь В (то есть четверка) — ставит его мечту под угрозу, Джейсон на следующий день прихватил с собой в школу нож, каким пользуются мясни­ки, и, поспорив с Пологруто в физической лаборатории, всадил учителю нож под ключицу, прежде чем его успели оттащить.

Судья признал Джейсона невиновным, поскольку он в мо­мент инцидента был невменяемым в отношении совершенно­го преступления. Входившие в состав комиссии четыре психо­лога и психиатра утверждали, что во время конфликта у него случился приступ психоза, а сам Джейсон заявил, что намере­вался покончить с собой из-за отметки за контрольную работу и пошел к Пологруто, чтобы сказать ему об этом. Пологруто изложил свою точку зрения: «По-моему, он пытался прикон­чить меня ножом, потому что просто взбесился, узнав, что по­лучил плохую оценку».



Дэниел Гоулман


После перевода в частную школу Джейсон через два года окончил ее первым учеником в классе. Прекрасный уровень подготовки по обычным курсам обеспечил бы ему отличную оценку по всем предметам — в среднем 4,0, но Джейсон про­шел курсы повышенного типа, которых оказалось достаточ­но, чтобы повысить его средний балл до 4,614, намного пре­вышающий оценку «отлично с плюсом». Даже когда Джей­сон окончил школу с высочайшими оценками, его старый учитель физики, Дэвид Пологруто, жаловался, что Джейсон так и не извинился и не понес ответственности за это напа­дение.

Вопрос в том, как очевидно умный человек мог совершить такой безрассудный, такой крайне бессмысленный поступок? Ответ таков: академический ум не имеет совершенно никакого отношения к эмоциональной жизни. Самый способный из нас может прочно сесть на мель необузданных страстей и бурных порывов; люди с высокими коэффициентами умственного раз­вития оказываются ошеломляюще плохими лоцманами своей частной жизни.

Один из разоблаченных секретов психологии заключает­ся в относительной невозможности безошибочно предска­зать, кто преуспеет в жизни, на основании оценок, коэффи­циентов умственного развития или баллов, набранных во время теста академических способностей, несмотря на их гипнотическое воздействие на людей. Разумеется, существует некоторая связь между коэффициентом умственного разви­тия и устройством в жизни для больших групп в целом: мно­гие люди с очень низким коэффициентом умственного раз­вития останавливаются на уровне прислуги, а обладатели высоких коэффициентов стремятся занять высокооплачива­емые должности — но ни в коем случае нельзя сказать, что так бывает всегда.

Широко распространены и исключения из правила, глася­щего, что коэффициент умственного развития предопределяет успех, — исключений гораздо больше, чем совпадений с пра­вилом. В лучшем случае доля этого коэффициента в факторах, определяющих успех в жизни, составляет 20 процентов, тогда


Эмоциональный интеллект



как оставшиеся 80 процентов приходятся на долю других сил. Как отметил один обозреватель, «в огромном большинстве слу­чаев окончательное место, занимаемое человеком в обществе, определяется факторами, не имеющими отношения к коэффи­циенту умственного развития, начиная с классовой принадлеж­ности и кончая везением».

Даже Ричард Геррнштайн и Чарлз Мюррей, в книге ко­торых «Гауссова кривая» первостепенное значение придает­ся коэффициенту умственного развития, признают это, ког­да пишут: «Возможно, первокурснику, набравшему 500 бал­лов по математике во время теста академических способнос­тей, лучше не мечтать стать математиком, а если вместо этого он захочет заниматься собственным бизнесом, стать сенато­ром США или заработать миллион долларов, ему не стоит забывать свои мечты... Связь между оценками, полученны­ми на экзаменах, и такими достижениями заслоняется всей совокупностью других характеристик, которые он привно­сит в жизнь».

Меня интересует определяющий набор этих самых «других характеристик», то есть эмоциональный интеллект: такие спо­собности, как способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на про­валы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетво­рения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться. В отличие от коэффициента умственного развития с его почти столетней историей определения у сотен тысяч людей эмоцио­нальный интеллект представляет собой новое понятие. Пока еще никто не может точно сказать, насколько он изменчив у разных людей на протяжении жизни. Но, как показывают су­ществующие данные, он может быть таким же мощным крите­рием, как коэффициент умственного развития, а иногда и пре­восходить его. И хотя есть и такие, кто утверждает, что ни опыт, ни образование не могут сильно изменить коэффициент ум­ственного развития, я собираюсь доказать в Части 5, что даже детей можно научить пользоваться эмоциями в своих интере­сах, если мы позаботимся об этом.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.