КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С. Абсолютная идея 1 страница
§ 236 Идея как единство субъективной и объективной идеи есть понятие идеи, для которого идея как таковая есть предмет, объект, объемлющий собой все определения. Это единство есть, следовательно, абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея, и именно мыслящая себя в качестве мыслящей, логической идеи. Прибавление. Абсолютная идея есть прежде всего единство практической и теоретической идеи и, следовательно, вместе с тем единство идеи жизни и идеи познания. В познании перед нами выступала идея в форме различия, и процесс познания, как мы узнали, представляет собой преодоление этого различия и восстановление вышеуказанного единства, которое как таковое и в своей непосредственности есть ближайшим образом идея жизни. Недостаток жизни состоит в том, что она пока есть только в себе сущая идея; познание, напротив, есть столь же односторонне лишь для себя сущая идея. Единство и истина их обоих есть в себе и для себя сущая, следовательно, абсолютная идея. До сих пор мы имели своим предметом идею в ее развитии, в ее прохождении через различные ступени; теперь же идея сама для себя предметна. Это — ^όΤ(3ΐς νοήσεως 72, которое уже Аристотель называл высшей формой идеи. § 237 Абсолютная идея есть для себя, потому что в ней нет нп перехода, ни предпосылок и вообще никакой определенности, которые не были бы текучи и прозрачны; она есть чистая форма понятия, которая созерцает свое содержание как самое себя. Она есть свое собственное
==419 содержание, поскольку она есть идеальное (ideelle) различение самой себя от себя, и одно из этих различенных есть тождество с собой, которое, однако, содержит в себе тотальность форм как систему содержательных определений. Это содержание есть система логического. В качестве формы па долю идеи ничего не остается, кроме метода этого содержания — определенного знания о достоинстве (der Währung) ее моментов.
Прибавление. Когда говорят об абсолютной идее, то можно подумать, что здесь наконец мы услышим настоящее объяснение, что здесь будет непременно дано все. Можно, конечно, растекаться в бессодержательных декламациях об абсолютной идее; истинным содержанием идеи является, однако, не что иное, как вся система, развитие которой мы проследили. Можно также сказать, что абсолютная идея есть всеобщее; но она есть всеобщее не как абстрактная форма, которой особенное содержание противостоит как нечто другое, а как абсолютная форма, в которую возвратились все определения, вся полнота положенного ею содержания. Абсолютную идею можно сравнить в этом отношении со стариком, высказывающим то же самое религиозное содержание, что и ребенок, но для первого оно является смыслом всей его жизни. Если даже ребенок и понимает религиозное содержание, оно все же представляет для него нечто такое, вне которого еще простирается вся жизнь и весь мир. То же самое можно сказать о человеческой жизни вообще и о событиях, составляющих ее содержание. Все старания человека направлены к достижению цели, а когда эта цель достигнута, мы удивляемся, не найдя ничего другого, кроме того, что хотели. Но интерес представляет именно все движение в целом. Когда человек проследит свою жизнь, ее последний этап может казаться ему очень ограниченным, но этот конец есть decursus vitae 73, вмещающий в себя все. Точно так же и содержанием абсолютной идеи является все то обширное содержание, которое развернулось перед нашими глазами. Напоследок мы узнаем, что содержание и интерес есть не что иное, как весь путь развития. Далее, философское понимание состоит в том, что все то, что кажется ограниченным, взятое самостоятельно (für sich), получает свою ценность в силу того, что оно принадлежит целому и составляет момент идеи. Так и здесь. Мы узнали содержание и имеем помимо этого знание, что содержание есть живое развитие идеи, и этот
К оглавлению ==420 простой ретроспективный взгляд содержится в форме. Каждая из рассмотренных до сих пор ступеней есть образ (ein Bild) абсолютного, но вначале абсолютное выступает в этих ступенях лишь ограниченным образом, и поэтому оно гонит себя дальше к целому, раскрытие которого есть то, что мы называем методом. § 238 Моментами спекулятивного метода являются: а) начало, и это начало есть бытие, или непосредственное; оно непосредственно по той простой причине, что оно есть начало. Но, рассматриваемое со стороны спекулятивной идеи, оно есть ее самоопределение, которое как абсолютная отрицательность или движение понятия производит перводеление (urteilt) и полагает себя как отрицание самого себя. Бытие, которое представляется началу как таковому абстрактным утверждением, есть, таким образом, наоборот, отрицание, положенностъ, опосредствованность вообще и предположенность. Но как отрицание понятия, которое в своем инобытии всецело тождественно с самим собой и есть уверенность в самом себе, оно есть понятие, еще не положенное как понятие, или понятие в себе. Это бытие как еще неопределенное, т. е. лишь в себе, или непосредственно определенное понятие, есть столь же и всеобщее. Примечание. Начало в смысле непосредственного бытия заимствуется из созерцания и восприятия; это начало аналитического метода конечного познания; в смысле всеобщности это начало есть начало синтетического метода конечного познания. Но так как логическое есть непосредственно столь же всеобщее, сколь и сущее, столь же предположенное понятием, сколь и непосредственное, то его начало есть столь же синтетическое, сколь и аналитическое начало. Прибавление. Философский метод столь же аналитичен, сколь и синтетичен, но не в смысле только рядоположности или попеременности этих двух моментов конечного познания, а в том смысле, что философский метод содержит их в самом себе как снятые, и соответственно в каждом своем движении он в одно и то же время аналитичен и синтетичен. Философское мышление аналитично, поскольку оно лишь воспринимает свой предмет (идею), предоставляет ему свободу и как бы лишь наблюдает его движение и развитие. Философствование
==421 постольку совершенно пассивно. Но философское мышление точно так же синтетично и обнаруживает себя как деятельность самого понятия. Для этого необходимо усилие, нужно не давать воли собственным затеям и особенным мнениям, которые всегда тут как тут. § 239 β) Поступательное движение есть положенное суждение идеи. Непосредственное всеобщее как понятие в себе есть диалектика, состоящая в том, что оно свою непосредственность и всеобщность низводит в самом себе на степень момента. Таким образом, полагается то, что есть отрицательного в начале или первое в его определенности; оно есть 'для единого, есть отношение различенных — момент рефлексии. Примечание. Это поступательное движение столь же аполитично, сколь и синтетично; аналитично, так как имманентной диалектикой полагается лишь то, что содержится в непосредственном понятии; синтетично, так как в этом понятии это различие еще не было положено. Прибавление. В поступательном движении идеи начало обнаруживает себя тем, что оно есть в себе, а именно как положенное и опосредствованное, а не как сущее и непосредственное. Лишь для того сознания, которое само непосредственно, природа есть первоначальное и непосредственное, а дух — опосредствованное ею. На деле природа есть положенное духом, и сам дух делает природу своей предпосылкой. § 240 Абстрактная форма поступательного движения есть в бытии некое другое и переход в некое другое, в сущности — видимость в противоположном, в понятии — отличие единичного от всеобщности, которая как таковая продолжается в отличное от нее определение и тождественна с этим отличным от нее. § 241 Во второй сфере понятие, которое было вначале сущим в себе, достигло видимости, и, таким образом, оно в себе уже есть идея. Развитие этой сферы становится возвращением в первую сферу, подобно тому как развитие первой сферы есть переход во вторую; лишь благо-
==422 Даря этому двойному движению различию воздается должное, так как каждая из двух различенных сфер, рассмотренная сама по себе, завершается в тотальности и в этой-то завершенной тотальности деятельно приводит себя к единству с отличной от нее сферой. Лишь самоснятие (das Sichaufheben) односторонности обеих е них самих не дает единству стать односторонним. § 242 Вторая сфера развивает отношение различенных в то, что оно есть вначале, в противоречие в самом себе. Это противоречие, которое выступает в виде бесконечного прогресса, разрешается γ) в конечный результат, в котором небезразличное различенное (das Différente) положено как то, что оно есть в понятии. Оно есть отрицание первого, и как тождество с первым оно есть отрицательность самого себя. Оно есть, следовательно, единство, в котором эти оба имеются как идеальные, а моменты как снятые, т. е. вместе с тем как сохраненные. Понятие, которое, таким образом, исходя из своего в-себе-бытия посредством своей дифференции (Differenz) и снятия ее приходит к тому, что смыкается с самим собой, и есть реализованное понятие, т. е. понятие, содержащее положенностъ своих определений в своем для-себя-бытии. Оно есть идея, для которой вместе с тем как для абсолютно первого (в методе) этот конечный результат состоит лишь в исчезновении видимости, что начало есть нечто непосредственное, а она есть некий результат; реализованное понятие есть познание того, что идея есть единая тотальность. § 243 Метод, таким образом, есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания, от которого он отличается лишь постольку, поскольку моменты понятия также и в себе самих приходят в своей определенности к тому, чтобы обнаружиться как тотальность понятия. Тем самым определенность, или содержание, приводит себя вместе с формой обратно к идее, и, таким образом, идея представляет собой систематизированную тотальность, которая есть лишь одна идея, особенные моменты которой столь же суть в себе, сколь и порождают благодаря диалектике понятия простое для-себя-бытие идеи. Наука, таким образом, кончает тем, что понятие постигает самое себя как чистую идею, для которой идея есть ее предмет.
==423 § 244 Идея, сущая для себя, рассматриваемая со стороны этого своего единства с собой, есть созерцание, и созерцающая идея есть природа. Но как созерцание идея положена внешней рефлексией в одностороннем определении непосредственности или отрицания. Но абсолютная свобода идеи состоит в том, что она не только переходит в жизнь и также не только в том, что она как конечное познание позволяет жизни светиться видимостью (scheinen) в себе, а в том, что она в своей абсолютной истине решается свободно произвести из себя момент своей особенности или первого определения и инобытия, непосредственную идею как свою видимость (Widerschein), решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве природы. Прибавление. Мы теперь возвратились к понятию идеи, с которой мы начали. И вместе с тем это возвращение назад есть движение вперед. Мы начали с бытия, с абстрактного бытия. На том этапе нашего пути, на который мы теперь вступили, мы имеем идею как бытие. Но эта идея, обладающая бытием, есть природа.
==424 К оглавлению К тексту
ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ * В настоящем — первом — томе «Энциклопедии философских Перевод Б. Столпнера подвергнут некоторым незначительным Термин Identität переводится словом «тождество» — в соответ- 1 Гегель говорит здесь о логике как «первой части целого», т. е. 2 Речь идет здесь главным образом о критической философии * Составлены Е. П. Ситковским. нии к § 60 «Энциклопедии» и, особенно, в развернутом виде в «Лек- 3 «От злого избавились, но зло осталось» — вольный пересказ 4 Система тождества, или философия тождества — это назва- 5 Гомер. Илиада, песнь 1—401, 11—813, XIV—290, XX— 6...amor generosus—благородная любовь (лат.).—68. 7 «Мне кажется небрежением, если, утвердившись в вере, мы 8...philosophus tentonicus — тевтонский философ (лат.).— 69. 9 Элохим — древнееврейское слоко, одно из имен бога. У Баа- 10...index sui et fais; — показатель себя и лжи (лат.). Согласно 11 «Философия довольствуется немногими судьями и намеренно тот, кто хочет хулить ее, получит одобрение толпы» (лат.).— 73. 12 В другом месте — Гегель, очевидно, имеет в виду опублико- 13 Одна новейшая философская система — философия Фих- 14 Преворстская пророчица — речь идет о названии книги 15 «Дабы он превозмог» — выражение из религиозного псалма. 16 Теория есть высшее благо и высшее добро—см. Аристотель. 17 Здесь на стр. 82 речь идет о «критической философии» 18 Заключительные слова речи Гегеля от 22 октября 1818 года 19 Более полную трактовку этого тезиса о разумности действи- 16). См. об этом тезисе Гегеля замечания Энгельса в работе «Люд- 20 «Искусство сохранения волос согласно философским прин- 21 «Nihil est in sensu, quod non fnerit in intellectu» — «нет ни- 22 Понятие спекулятивное мышление широко применяется Ге- 23 Отношение разумной диалектической «спекулятивной нау- 24 Карл Леонард Рейнгольд (1758—1823) — немецкий философ, 25 Мизология (μΐ3έ-/,^ι',?) —ненависть к науке, отвращение if 0. 26 О непосредственном анаши см. дальше «Третье отношение 27 В § 14 Гегель фиксирует то важнейшее положение, что 28 В немецком языке существуют несколько близких по со- понятием «отчуждение» — Entäußerung, Entfremdung, Entfernung. 29 См. Аристотель. Метафизика. M., 1934, стр. 21, пер. Кубип- 30 На немецком языке игра слов: zugrandegehen. — идти ко Гегель фиксирует здесь часто встречающееся в его сочинениях зоа См. замечание Энгельса: «В введении Вы найдете § 26 и 31 До sensum eminentiorem—до совершеннейшей чувственно- 32 Слова Мефистофеля из «Фауста» Гёте (Гёте. Фауст. М., 33 Гегель имеет в виду свою работу «Отношение скептицизма 34 См. примечание 2. —153. 35...caput mortaum—мертвая голова (лат.). См. также стр. 264 36 Об онтологическом доказательстве бытия божия см. также 37 Положение Спинозы о том, что бог есть то, что может быть 38 Своими приравниваниями философского материализма материализма!!» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 239).— 39 Речь в последующих параграфах «Энциклопедии» идет пре- 40 Слова известного математика Ж.-Ж. Лаланда (1732—1807), 41 «Cogito, ergo sum» — «Я мыслю, следовательно, я сущест- 42...médias terminus — средний термин умозаключения 43...consensus gentium—согласие всех народов (лат.).—195. 44 «Читатель будет более расположен верить, что существует 45...causa sui—причина самой себя (лат.), есть то, «сущность 46 См. примечание 7. — 300. 47...summum jus summa injuria — высшее право — высшее бес- 48 Смысл и правильность гегелевского разделения логики на «таков действительно общий ход всего человеческого познания Ние на то, что Ленин гегелевский термин «понятие» толкует в 49 Это важнейшее место в «Малой логике» является утвержде- 50 Aliud-aliud — одно (нечто) равно другому (нечто) (лат.); см. 51 ϊυυ ετέρου —другое (греч.). Вопрос о сотворении богом 51 а Выражение «как нечто в себе ничтожное— как нечто лишь 62 Слова Зенона приводятся в комментарии Симплиция к «Фи- 53 progressus in infinitum — прогресс в бесконечность (лат.). — 54 См. «Метафизику» Аристотеля, пер. А. Кубицкого. М.,
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |