Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие желания: философский и психологический аспекты




Однако что такое желание? Люди испытывают в повседневной жизни множество желаний, но редко задумываются над определением их сути. Можно сказать, что желание – это как раз субъективная сторона потребности, ее явленность нашему внутреннему миру. Существуя в качестве формы выражения потребности, желания также выступают силой (недаром в психоанализе желания выступают как энергетическое начало), толкают человека к уменьшению напряжения, вызванного ситуацией неудовлетворенности.

Впрочем, было бы ошибкой считать желания видом слепого беспокойства, будоражащим человека изнутри. Они являются областью сознания и обладают смыслом, сила и смысл едины в желании. У человека практически не бывает бессмысленных желаний, а наличие смысла означает предпочтение. Об этом хорошо пишет американский психотерапевт Ролло Мей в своей книге «Любовь и воля». То, что привлекает человека и заставляет его стремиться к себе – будь то другая личность, вид деятельности, место жительства или уровень благосостояния - всегда обладает также символическим смыслом. Это относится даже к витальным желаниям, таким как пищевой инстинкт или сексуальное влечение. Человек избирателен, и только в состоянии тяжелой депривации довольствуется, чем придется. Впрочем, и здесь смысловой момент нередко оказывается доминирующим: истинно верующий человек, даже умирая от голода, не станет есть запретную пищу, так как в контексте его смысловых ориентиров запретная пища может плохо повлиять на его загробный путь.

Желание это не только сила плюс смысл, это также проектирование нашего будущего. Цель – образ будущего рождается из желания создать грядущее именно таким, а не иным. В желании будущее видится нам определенным, в этом смысле оно не только «толкает нас сзади», но и движет вперед, включая момент воли, обеспечивающей его исполнение.

Вопрос об исполнении желаний – один из самых острых для повседневной жизни человека. С одной стороны, все хотят, чтобы их желания исполнялись, потому что только так человек мыслит себя счастливым. Сказочные лампы Алладина, волшебные палочки и прочий фантастический инвентарь возник в человеческом воображении потому, что очень хочется исполнения желаний.

С другой стороны, бытует выражение «бойтесь исполнения ваших желаний», оно существует, видимо, потому, что реализация вымечтанного далеко не всегда приносит счастье. Во-первых, как мы уже выяснили в предыдущих главах, люди не всегда способны предвидеть последствия воплощения своих целей. Кажется, что достигнешь заветного рубежа, и мир придет в гармонию, а оказывается, что из всех углов вылезают новые проблемы, куда серьезнее предыдущих. Так порой люди страстно борются за свою любовь, а соединившись, вскоре расходятся. Или некто, желая больших денег, не жалеет ради этого ни сил, ни здоровья, а, приобретя искомое, обнаруживает, что взвалил на себя непосильную ношу и вполне мог бы без этого обойтись. Во-вторых, само состояние желания достаточно привлекательно и обладает своеобразной приятностью, поэтому тот, у кого не осталось желаний (все выполнены!). чувствует себя опустошенным, а жизнь бессмысленной, и вполне способен впасть в тоску и депрессию.

Конечно, читатели могут здесь улыбнуться: «Где это вы видели человека, у которого исполнены все желания? Нам бы на его место, мы бы новых напридумали!» Увы, такие люди бывают. Впрочем, это не останавливает никого из нас: у всех ведь разные судьбы, и гораздо более частой является ситуация, когда на пути желания вырастает множество препятствий, а мы ищем способы их обойти и все же обрести желаемое.

В современных условиях, когда на прилавки магазинов поступает вал самой разной литературы психотерапевтического и эзотерического содержания (что нередко пересекается!), можно купить множество пособий, обещающих помочь в исполнении желаний. Появилась масса техник, которыми можно воспользоваться для реализации своих целей. Я выделила бы среди них две основные линии, хотя обе они в конечном счете основаны на одном тезисе: «Сильное устойчивое желание тяготеет к материализации (воплощению)».

Первая линия, предлагает ищущему очень подробно воображать себе то, чего он хочет достичь. Во всех деталях, с красками, звуками и запахами. Можно в виде картинки, можно в виде фильма. Если будешь на этом концентрироваться, желание исполнится… Правда, можно добавить: если не сойдешь с ума и не начнешь путать фантазию с реальностью.

Вторая линия предлагает в отличие от первой обращаться не к представлению конкретных сцен, а к повторению общих формул-«аффирмаций» (утверждений) типа «Я здоров, я богат, я любим…» Полагается, что в этом случае ты не пытаешься навязывать другим людям свою волю, а предоставляешь высшим силам самим решать, какого тебе прислать любимого или как организовать твое процветание. Думается, в данном случае человек успешно настраивает себя на позитивные изменения в жизни, что, в сущности, совсем не плохо.

Разумеется, и в первом и во втором случае необходимо продолжать вполне реальные практические усилия по реализации своих желаний. Я думаю, что человек вправе прибегать к любым психологическим техникам, которые помогли бы ему успешно плавать в море житейском, в особенности, если реализация его желаний никому не приносит явного вреда.

В истории философской мысли мы можем обнаружить две линии в отношении к желаниям. Первая и очень мощная линия, отрицающая желания, тесно связана с аскетическими взглядами и религиозно-эзотерическими идеями. Чрезвычайно ярко она представлена в буддизме. Согласно буддийским взглядам желания вредны, так как все они тесно сопряжены со страданием: отсутствие удовольствия - плохо, слишком большое удовольствие – тоже плохо, потеря желанного – плохо… Желание выступает связующим элементом в карме, именно оно заставляет человека всеми чувствами и душой привязываться к преходящим земным радостям. Поэтому главная задача истинного буддиста – избавление от желаний. Однако к этой цели можно идти разными путями, можно поститься, истязать плоть, отказываться от сексуальной жизни, носить вериги. Впрочем, Будда предложил своим последователям «срединный путь», когда не нужно покидать мира, но необходимо, живя в миру, быть от него свободным – ни к чему не привязываться. Именно тогда можно, утратив иллюзорное Я, слиться с пустотой-шуньятой. В более раннем индуизме, исповедующим близкие взгляды, адепт в конечном счете растворяется в Абсолюте, который не имеет желаний.

Идея разрушительности и вредности желаний проходит красной нитью и через европейскую философскую и эзотерическую мысль (стоики, Спиноза, авторы - теософы и т.д.). Мы находим ее у всех критиков аффектов от античности до сегодняшнего дня.

В противоположность этому подходу издревле формировалась другая, эвдемонистическая трактовка желаний. Аристотелем и Эпикуром, французскими материалистами и Фейербахом, гуманистическими школами ХХ века желания оцениваются положительно и рассматриваются как движущая сила любой человеческой деятельности. Таково и мнение «простых людей», которые понимают, что без сильного желания ничто серьезное не создается. Современные психологи вообще считают, что противники желаний занимаются самообманом и идут по неверному пути. Они приводят следующие аргументы:

1. Желание «не желать» – тоже желание. Пока человек не достиг духовного совершенства и живет в эмпирическом мире, он не может избавиться от желаний, а лишь трансформирует одни желания в другие, что сопровождается всей гаммой аффектов: тоской, восторгом, разочарованием и др.

2. Отсутствие желаний, согласно опыту психологии и психиатрии, это болезнь, которая выражается в состояниях скуки, тоски, апатии и может приводить к самоубийству. Поэтому депрессию, выраженную в отсутствии желаний, надо лечить.

3. Когда желания хорошо удовлетворяются в соответствии с потребностными ритмами, они доставляют радость и удовольствие, а вовсе не страдание, и потому нет никакой необходимости от них избавляться. Конечно, определенной доли страданий человек не может избежать, но в этом и состоит полнота бытия, главное, чтобы общий баланс радости и счастья перевешивал баланс страданий, а это прежде всего оценивается людьми субъективно и не сводится к наличию большого числа внешних благ (известно по социологическим исследованиям, что самые субъективно счастливые люди живут в бедных странах третьего мира, в то время как богатые европейцы сплошь страдают депрессиями).

Разумеется, желание желанию рознь. Те же психологи отмечают, что над людьми нередко господствуют невротические желания, когда смысл потребностей оказывается извращен. Об этом пишет А.Маслоу. Он говорит о том, что импульсы базовых потребностей могут быть по культурным причинам подавлены, могут получать неверное направление, быть перепутаны с другими или пользоваться неверными средствами. Тогда человек не понимает сам себя: он думает, что хочет творчества, а на самом деле стремится к самоутверждению, полагает, что любит Бога, а сам ведом эротическими желаниями, представляет, что ищет безопасности, а сам стремится к власти над другими.

Иногда люди вообще фальсифицируют собственные желания или наигрывают их. Например, молодой человек старательно ходит со своей девушкой на классические концерты, стараясь ей угодить, и натужно изображает любовь к музыке, каждую минуту рискуя заснуть от скуки.

Вот почему культурному человеку так важно рефлексировать на собственные побуждения, анализировать их. В сущности, желания становятся нехороши, когда тотально завладевают индивидом, господствуют над ним. Однако можно научиться отслеживать свои желания и отчасти получить над ними контроль (я пишу «отчасти», потому что человек, подчиненный абсолютному самоконтролю, это уже машина). Как это можно делать?

1.Можно выяснять для себя, что это – необходимое желание или просто собственный каприз? Порой от каприза стоит сознательно отказаться, хотя в некоторых случаях человек должен позволять себе и капризы.

2. Можно проверить, какое именно это желание. Для этого стоит представить себе «технику» его удовлетворения (в результате чего мне станет легче?) Такая проверка дает возможность избегать подмен и, к примеру, не объедаться конфетами вместо того, чтобы пойти и найти себе собеседника.

3. Желание проходит ряд стадий, если прервать его на стадии образа, не доводя до словесной формулировки, то скорее всего, оно угаснет. Если же мы хотим реализовать свое желание, то необходимо думать о нем, формулировать его и искать средства для его удовлетворения.

В конце нашего небольшого экскурса в проблему желания я хотела бы подчеркнуть, что многие желания людей направлены не на предметы и процессы, а на других людей, и это создает совершенно особую ситуацию. Всякое желание несет в себе элемент насилия и своеволия, тенденцию не считаться с наличным положением дел, стремление изменить его, приспособить его для себя. Именно поэтому в межличностных отношениях желания требуют взаимности, не имея взаимности, они не могут быть удовлетворены. Вот почему между людьми нередко разворачивается борьба за реализацию желаний, за определенный облик личных отношений. Такая борьба имеет множество психологических стратегий, однако это уже совсем другая тема, и ответ на вопросы, связанные с ней читатель может получить в литературе, посвященной межличностной коммуникации.

Вопросы для самопроверки:

1. Каково содержание понятия «потребность»?

2. Что такое «базовые потребности» согласно А. Маслоу? Каковы принципы их взаимосоотнесенности?

3. Нужно ли человеку желать? (приведите разные точки зрения) Что представляет собой «работа с желаниями»?

Дополнительная литература:

1. Маслоу А. Психология бытия М. 1997.

2. Маслоу А. Мотивация и личность Сп-б 1999.

3. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности М. 1991.

4. Человек (философско-энциклопедический словарь) М. 2000

 

Глава 7. Проблемы смысла жизни




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.