КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дискурсивный подход к языку
Обучение лексике Новые перспективы возникли в связи с обучением лексике как гибкому инструменту речемыслительной деятельности. Все чаще исследуется обучение учащихся тонким различиям в значениях слов с целью обучения более полному владению лексическими средствами общения на изучаемом языке. Например, изучается возможность обучать «близким синонимам», несущим существенные смысловые различия. Проверяется эффективность заданий типа: Group the following synonyms of “hit” under the rubrics “with a noise”, “while moving” and “purposefully”. List of synonyms: to bang, to knock, to crash, to bump, to smash, to punch, to slap. Правильно выполненное задание выглядит следующим образом: With a noise То bang То knock While moving То crash То bump То smash Purposefully To punch To slap Все чаще используются возможности контекста для раскрытия тонких различий в значениях слов. Например, учащимся предлагается определить значение близких синонимов, пользуясь контекстом следующих предложений: “Не thumped on the table in such fury that everything on it jumped...”, “Sam, who was sitting by my side, nudged me with his elbow to prevent me from falling asleep”, “We heard someone crying out for help and pounding on the front door...” [13]. Развиваемый в современной методике подход к обучению лексике напоминает традиции «языковых упражнений». Отличие состоит в том, что слово рассматривается как единица «ментального лексикона», т.е. как инструмент совершения мысли. В этом обнаруживается связь прежних и новых тенденций в обучении словарному составу языка.
В целом язык в коммуникативном аспекте все больше рассматривается как дискурс, т.е. как способ построения текста в определенных ситуативных обстоятельствах в процессе устного или письменного общения. Дискурс также определяется как отрезок устной или письменной коммуникативной деятельности [14]. Дискурс всегда ситуативен. Он может быть построен с учетом ситуации и понят, если участники общения знакомы с ситуативным контекстом. Например, текст диалога “I will do some shopping after work tonight.” – “Oh, it’s Thursday!” можно понять, только зная, что в Англии магазины по четвергам работают позднее обычного.
Анализ общения (conversation analysis) позволяет выявить многие характерные черты. Например, для завершения разговора по телефону недостаточно сказать коротко “Good-bye!”. Обычно ритуал завершения разговора затягивается на несколько фраз типа “OK”, “I’d better go”, “Talk to you later”, “So...”, “Yeah”, “Bye for now”, “Bye”, etc. Эти и некоторые другие фразы используются в различных сочетаниях, иногда повторяются несколько раз до того, как участники диалога по телефону повесят телефонные трубки. Типичный диалог “Asking the Way”, как показывают исследования, обычно не заканчивается фразой “Thank you!”. После того как «местный житель» объяснил, как пройти к нужному месту, и «турист» поблагодарил его, как правило, следуют дополнительные комментарии и объяснения. Например: “Excuse me! Do you know the way to the nearest Post Office?” – “Yeah. Go straight on, take first left and you won’t miss it.” – “Thank you very much!” – “My pleasure! It’s a beautiful gray building. You will see it on your right”, etc. Изучение особенностей естественного дискурса позволяет более эффективно органиизовать процесс обучения языку в целях коммуникации. Данные особенности являются сегодня предметом активных исследований [15].
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |