Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федоров 33




смертности, сознание утрат. Для Федорова нет созна­ния как самосознания, пустой формы саморефлексии нарциссического «я». У него сознание и первоначаль­ное его содержание, содержание натуралистически-ро­довое, но пронизанное нравственным,— сознаю смерть, сознаю утраты — тождественны. Сознаю, следовательно,существую, по Федорову, может приниматься лишь су­ществом, не желающим знать ничего и никого, кроме самого себя. Сознаю, следовательно, чувствую утраты;сознаю, следовательно, воскрешаю — вот две формулы Федорова, из которых одна выражает первосознанис, тождественное первочувству, а другая —уже высший, «проективный» уровень сознания, мобилизовавшего во­лю и действие.

Сам ход исторической жизни народов подчинен у Федорова этому господствующему, но неосознанному импульсу к воскрешению. Древние переселения наро­дов, по его мнению, были связаны с «исканием страны умерших отцов, рая, которое отчасти и заменяло стрем­ление к воскрешению, видоизменяло его» 1. Он указы­вает на глубинный, архаичный пласт психики народов, откуда шел зов к передвижению по пространству зем­ли, воспринимаемый на уровне сознания как побуж­дение, вызванное более насущными, практическими по­требностями текущей жизни. Недаром настоящий смысл этого зова Федоров находит в народных леген­дах, сказаниях, мифах, запечатлевших в архетипиче­ских образах непроясненные, «психейные» уровни жиз­ни древнего человечества. Глубинное стремление най­ти страну умерших не получило никакого реального удовлетворения. Вместо поисков отцов в пространстве Федоровым ставится задача начать объединенными усилиями всего человечества извлечение их из толщи времени,

Федоров различает историю как факт, которая есть «ограбление или расхищение чрез эксплуатацию и утилизацию всей внешней природы (т. е. земли)... вза­имное истребление, будет ли оно открытым, как во времена варварства, или же скрытым, как при циви­лизации» 2, и историю как проект регуляции и воскре­шения, которая должна, по Федорову, перейти в исто­

Наст, изд., с. 174.

8Наст, изд., с. 202.

рию как акт, т. е. всемирное дело осуществления этого проекта. Смысл истории дает только сознательно по­ставленная высшая цель.

Передовую русскую мысль всегда отличали интерес к истории, стремление понять ее движение, найти ео направление и смысл. Высказывая свой взгляд па исто­рию, Федоров оспаривает некоторые идеи в области философии истории, появившиеся в XIX в. в России. Ему чужда идея божественного провидения, управля­ющего историческими судьбами человечества. Он ука­зывает и на слабые стороны позитивистских теорий про­гресса, столь популярных во второй половине XIX в. Весь раздел первой части «Записки от неученых к уче­ным», посвященный критике «прогресса», построен в форме скрытой полемики с идеями «философии исто­рии» Н. И. Кареева, известного историка-позитивиста.

Как известно, марксистская критика буржуазных концепций «прогресса» выявила всю метафизическую отвлеченность, недиалектическую линейность представ­лений о прогрессе в буржуазной социологии XIX в., ошибочность сведения критериев прогресса к сознанию, в том числе и нравственному совершенствованию чело­века. Подлинным показателем прогресса является раз­витие производительных сил общества и усиление власти человека как над стихийными силами природы, так и над стихийными общественно-историческими процессами.

Федоровская критика буржуазных теорий прогрес­са, осуществленная с позиции «родственно-отеческой» нравственности, имеет свою ценность: проницательный взгляд с необычной точки зрения высветил некоторые скрытые черты рассматриваемых социальных явлений. Сознание превосходства живущих над своими пред­шественниками и младших над старшими, превращае­мыми ими «в подножие» для своего возвышения, для Федорова самое безнравственное из того, что несет в себе такой «прогресс». Федоров вовсе не был ретро­градом, подчеркивая ущербность такого понимания прогресса, когда забывается та несомненная истина, что прошедшие поколения передали нам все, от жизни и до материальной и духовной культуры, когда теряется сознание их человеческой равноценности нам, при всем различии их облика и условий жизни. Ведь любовь и уважепие к своим предшественникам — это «чувства,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.