Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия как форма мировоззрения




Синкретизм и аморфность мифологии, не отвечающие возросшим возможностям человека, задачам его жизнедеятельности, порождают новую форму мировоззрения – религию.

Религия ( от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, связь) форма мировоззрения, в центре которой находится вера в сверхъестественное и возможность связи с ним. Религия включает в себя не только миропонимание, но и мироощущение, а также поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в сверхъестественное. Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки рационального мышления и возможность отрыва мысли от действительности. В религии общие понятия отделяются от обозначаемого предмета, превращаются в мир «сверхъестественного». Религия дает четкое, логически непротиворечивое объяснение происхождения и устройства мира и места в нем человека на основе действие сверхъестественных сил. В религии главное место занимает вера, иррациональное начало. Религия догматична, требует принятия на веру основных положений – догматов, а также преклонения перед религиозными авторитетами. Религия также нестерпима к альтернативным формам мировоззрения. И, наконец, религия утверждает т. наз. «вечные истины», которые человек не способен постигнуть собственным умом, а получает через Божественное озарение, по «Божьей» благодати. Вместе с развитием человеческого мышления и практики, менялись и формы религии. Ранние формы религии, появившиеся еще в первобытный период (тотемизм – вера в животного или растительного первопредка, анимизм – вера в одушевленность мира, фетишизм – поклонение сверъестественным свойствам священных предметов, явлений, магия – вера в то, что с помощью определенных манипуляций можно изменить ход природных, социальных процессов или судьбу человека, отвечали условиям жизни первобытного человека. С появлением социального расслоения и формированием государственных институтов, формируется политеизм – многобожье, в котором каждый из богов отвечает за свою «сферу деятельности», связанную с природными, социальными явлениями, либо с взаимоотношениями между людьми. В языческих религиях (политеизм) можно выделить несколько уровней богов: боги (духи) природных стихий, боги – предки и боги, отвечающие за определенную сферу деятельности во главе с верховным богом. В процессе дальнейшего социокультурного развития вся совокупность «возможностей» богов переносится на одного Бога. Так возникает монотеизм. Бог является основой мироздания, его началом и концом, хотя при главном и единственном божестве существуют также сверхъестественные сущности, выполняющие его поручения, либо стоящие к нему в оппозиции. На стадиях политеизма и монотеизма религия укрепляет свой социальный статус, становясь элементом государственного механизма, формируя систему религиозных профессиональных организаций. По степени охвата верующих можно также выделить национальные (этнические), национальногосударственные и мировые религии. Для последних не имеет значения ни национальная, ни культурная, ни государственная принадлежность верующего. К монотеистическим религиям, в настоящее время относятся: иудаизм, христианство, ислам. К мировым относятся: буддизм, христианство, ислам. Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов, представление о том, что же есть высшая истинная реальность. Религиозная картина мира представляет мир местом действия фантастических, сверхъестественных сил, определяющих жизнь человека и окружающую действительность. В ранних формах религии – это злые или добрые духи природных явлений и духи предков. В политеистических религиях власть верховного бога дополнена деятельностью других богов в конкретных областях природного мира или социальных сферах (боги рек, деревьев, Солнца, звезд, Луны, Земли, любви, раздора и т. п.), которые дружат или воюют друг с другом, поддерживают людей, или препятствуют им. Вместе они определяют природные процессы, катаклизмы, войны, болезни, эпидемии или процветание обществ. В монотеистических религиях творцом мира, определителем направления и цели его развития является Бог. Все остальные сверхъестественные сущности либо служат ему, либо враждуют с ним. В борьбу светлого и темного (которое было порождено светлым, но отошло от него в оппозицию) начал мира вовлечен человек, который выбирает между добром и злом. Исход борьбы предопределен – победа добра над злом. В результате этого мир земной и небесный сольются, наступит Царствие Божие на Земле. Главные факторы, определяющие развитие мира (природные катаклизмы, жизнь людей) – нравственные факторы, сила веры. В новый светлый мир смогут войти только праведники.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако, в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. Религиозная картина мира предполагает также предопределяет отношения между людьми и обществами, объединяя единоверцев и разделяя людей разных конфессий. В последнее время начинает усиливаться экуменический подход, согласно которому между религиями должен осуществляться диалог с целью объединения людей в единое человечество.

Пространство в религиях удвоено: это пространство обычного эмпирического мира, где живем мы с вами, и пространство запредельное (небо и адские слои). Содержание религиозных концепций мира составляет основу обыденного мировоззрения. Знания о сверхъестественном недоказуемы и неопровержимы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.