Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление кадроплана, киносценария




Если словесное рисование и иллюстрирование воспроизводят статичные картины, то раскадровка– это воссоздание отдельного эпизода в движении через ряд статичных картин (план в картинках иликадроплан). Отбор и последовательность кадров, смена одного кадра другим и их чередование создают иллюзию движения и требуют от уча­щихся умения логически мыслить. Содержание кадров основывается на работе вообра­жения.

Динамику событий помогает передатьраскадровка, составление киносценария, кадроплана усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого чтения. В ходе выполнения работы ученики убеждаются, что не все можно перевести на экран (неповто­римость художественного слова) Кадроплан может стать основой киносценария. Уместен особенно в тех случаях, когда изучается произведение большой формы и дети начинают уставать от работы над ним. Выбирается такой отрывок, в котором динамизм сюжета сочетается с яркими характерами, глубокими переживаниями.

Кадроплан может быть текстуально-описательный, текстуально-графический, изобразительно-графический и в форме таблицы. Последний вид напоминает киносценарий. Однако основное отличие сценария фильма (спектакля) от кадроплана состоит не в способе их оформления (место действия, смена планов и звук), а в содержании работы, основанной на несколько ином, чем при раскадровке, способе ин­терпретации текста: перевод повествования в диалог в сценарии и воссоздание картин и образов, последовательно сменяющих друг друга, в кадроплане. Со словесным рисова­нием кадроплан сближает одномоментность изображения – воссоздание в наглядном кадре статичной картины; со сценарием, наоборот, – динамика движения, иллюзия ко­торого создаётся благодаря последовательному соединению кадров.

Дляраскадровки, киносценария и сочинения-инсценировки подбираются те­матически законченные небольшие по объёму эпизоды с ограниченным количеством действующих лиц. Если киносценарий или пьеса (по эпическому произведению) строят­ся на основе разных эпизодов, то необходимо найти общий мотив сценария, объеди­няющий эпизоды в одно целое. Желательно подбирать фрагменты текста с прямой речью либо с косвенной, позволяющей перевести повествование в диалог. Длякадроплана используются эпизоды с чередованием кар­тин: как правило, на основе авторского описания либо повествования, не осложнённого диалогом.

Присоставлении сценарияиспользуются элементы словесного рисования: например, в описании декораций, героев и эскизов их костюмов; в авторских ремарках, создающих своеобразную мизансцену; в описательно-повествовательной речи героев. Воссоздание реплик героев и монологов имеет много общего с творческим пересказом.

Кадроплан «Коты играют в волейбол» (К. Г. Паустовский. «Мещерская сторона»)

(пример из книги В.А. Коряушкиной «Урок литературы в средней школе» (Минск, 1985)

Номер кадра План съемки Время и место действия Содержание кадра   Звук  
  Общий   Вечер. Во дворе дома Дом отгорожен от сада высоким забором. Коты (рыжие, чер­ные, белые с подпа­линами) перелезают через частокол: один уже внизу, другие взбираются. Тишина. Шорох травы и листьев.
    Общий   Вечер. Во дворе дома под куканом Коты на задних ла­пах, передними ста­раются зацепить ку­кан, делая стреми­тельные взмахи ла­пами. Другие сильно прижимаются к зем­ле, готовясь к прыж­ку на кукан. Кажет­ся, что коты играют в волейбол Коты мяукают и подвывают  
  Крупный   -"-     Рыжий кот, вцепившись в кукан мертвой хваткой, ви­сит на нем, качается из стороны в сторону и тщетно старается оторвать рыбу   Коты кричат. Рыжый дико урчит....
  Общий   Под ябло­ней   Коты бьют с досады друг друга по усатым мордам Рыжий рас­качивается на кукане Крики котов,урчание, жа­лобное мяу­канье
  Средний   Вечер. Баня, дверь Человек среднего ро­ста с зажженным фо­нарем выходит из ба­ни Шаги, шорох, скрип, крики котов
  Общий   Вечер. Во дворе дома частокол Коты бросаются врассыпную. Бегут к частоколу   Шаги. Испу­ганные вопли котов
  Крупный   Яблоня, кукан   Рыжий делает отча­янный рывок. Мет пул горящий взгляд на человека – и стремглав в глубь двора Урчание. Мяу­канье котов. Восклицание человека: «Ух ты!»
  Средний   Вечер. Двор, частокол Коты не успевают пе­релезть через часто­кол, протискиваются между кольями, за­стревают. Уши при­жаты, глаза закрыты Отчаянные крики о пощаде. Жалобное мяуканье. Голос человека: «Ну-ну, не пи­щать! Храбре­цы...»

Можно добавить графу «Свет, цвет, спецэффекты».

Киновпечатления школьников изменяют характер читательского восприятия, обогащают и углубляют изучение литературных явлений. Увлечение детей кино не надо считать бедствием. Кинематограф близок детскому сознанию. В кино дети признают искусство, родственное природе их видения. Динамизм - неотъемлемый признак киноискусства. Детское мышление конкретно. В кино мысль не может быть передана в объемлемой форме, изобразительность необходима фильму. Детское мышление ассоциативно. В кино ассоциация строит фильм.

Современный школьник часто откладывает недочитанный роман ради новой киноленты. Мы иногда подавляем интерес учеников к кино. И через это развитие, через сопоставление кино и литературы убеждать школьников в том, что виды искусства не могут взаимозаменять друг друга, что есть целые области жизни, подвластные только литературе и выразимые только литературе и выразимые ей.

Создание киносценария – своеобразный прием литературного анализа. В ходе его дети не только учатся понимать язык кино, но глубже и пристальнее всматриваются в литературный текст. Для того чтобы написать киносценарий по литературному произведению, надо пережить его, по-настоящему увидеть его героев. Конечно, на уроке литературы киносценарий не претендует на профессиональную завершенность. Но школьники рады игре, отдаются ей безраздельно, потому что в этой игре - творчество.

Чем полезно составление киносценария для юных читателей? Киносценарий усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого, медленного чтения. Киносценарий оживляет образное видение и помогает видеть деталь в свете целого.

Алгоритм составления киносценария

1. Подготовительная работа: 1) выразительное чтение эпизода; 2) обсуждение вариантов названия киносценария, определение общего мотива сценария;3) определение места, где будут развиваться события фильма, установление количества «киноэпизодов»; 4) определение героев, участников событий, – действующих лиц фильма: главные, второстепенные; 5) составление плана, определение места и роли каждой части киносценария в целом произведении.

2. Работа над киноэпизодами: 1) определение количества кадров киноэпизода; 2) обсуждение содержания нескольких начальных кадров:а) тип плана кадра (крупный, средний, общий); б) описание героев;в) озвучание кадра; г) смена планов;

3. Самостоятельная работа над киноэпизодами.

4.Обсуждение результатов.

Можно организовать работу в группах. Каждая группа работает над одной частью киносценария. В каждую группу целесообразно включить «сценаристов» для написа­ния ремарок, диалогов и монологов, «композитора», «звукооператора», «художника», «художника по костюмам».

На первом этапе работы каждый член группы решает свои задачи. «Сценаристы» отбирают материал для реплик, диалогов и моноло­гов (опора на текст – цитаты, замена косвенной речи прямой), сочиняют ремарки, указывают тип съемок (панорама, общий план, крупный план). «Композитор» определяет общую тональность «звучания» части киносценария, намечает место включения музыки в сценарий и её характер (воз­можно, указывает конкретное музыкальное произведение). «Звукооператор» определяет тон (тихо, громко) и темп (быстро, медленно) звучания музыки, характер до­полнительных звуков (шум дождя, удар падающего предмета, звук –шагов, пение птиц и пр.).«Художник» описывает место действия (пейзаж, интерьер), разрабатывает словесный макет декораций. «Художник по костюмам» описывает костюмы персонажей.

На втором этапе работы все члены группы обсуждают вместе свои материалы, кор­ректируют их и «сводят» в одно целое (ремарки, реплики, музыку и т.д.).

 

Разработка киносценария по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

(пример из книги В.А. Коряушкиной «Урок литературы в средней школе» (Минск, 1985)

Для на­писания киносценария подбирается такой отрывок из по­вести, в котором динамизм сюжета сочетался бы с глу­бокими человеческими переживаниями, сильными чувст­вами и яркими характерами (например, XI гл.). После выразительного чтения текста ребята пред­лагают варианты названий будущего фильма: «Казнь казаков», «Героическая смерть Остапа», «Гибель Остапа». Большинство назвало вторую формулировку, но учитель позволяет по желанию оставить свои названия. Затем составляется план:

1. Место казни.

2. Обращение Остапа к казакам.

3. Смертные муки.

4. Восхищение Тараса сыном.

На следующем этапе в литературных тетрадях появ­ляется запись, например: «Казнь казаков» (по мотивам повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»), и дается харак­теристика действующих лиц.

Главные роли

Остап – высокого роста, сильного и красивого телосложения, темноглазый молодой казак с черными усами, среди всех пленников выделяется тем, что он самый молодой из них; одежда на нем изор­вана, руки в цепях.

Тарас Бульба – казацкий атаман, старый человек, но е,дй сильный, одет в свитку и штаны, как и многие простые горожане.

Пленные казаки — их пятеро, они в разорванной одежде, с длинными чубами и длинными усами, голова у одного перевязана, один из них, с седым чубом, хромает.

Толпа горожан – люди разного возраста, здесь и простой люд, и городская знать.

Военные всадники.

Палачи.

Место действия–улицы города, городская площадь.

Большой интерес вызывает у ребят обсуждение со­держания кадров. Так, они решают, что не нужно пока­зывать процесс казни, его детально не описывает и сам Гоголь, а о том, как выносит Остап пытки, можно судить и по реакции горожан, и по лицу Остапа. Описание вне­шнего вида героев можно взять из других глав повести. Для образца разбирается первый кадр фильма.

Сначала составляется черновой устный сценарий, до­ма ребята выполняют письменную работу. Так как глава XI насыщена событиями, она делится на две части (пер­вая часть от слов «...Площадь, на которой долженство­вала производиться казнь...» до слов «...Палач сдернул с него ветхие лохмотья...»; вторая от слов «...Остап выно­сил терзания и пытки...» и до конца главы), и сценарий ученик пишет по одной из них. На выполнение работы отводится неделя. Вот как справились с заданием ребя­та.

На красном фоне появляются слова: «По повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Звучит грустная и в то же время торжественная мелодия, играет скрипка. Слова сменяются перечислением имен ис­полнителей. Потом появляется название фильма «Казнь казаков». Музыка постепенно стихает. Камера показывает крыши домов. По­том узкие улочки с домами по обе стороны. Торговцы торопливо за­крывают лавки и присоединяются к группам людей, которые спешат на площадь, где должна производиться казнь; слышатся негромкие голоса, быстрый разговор: «Должны успеть. Много народу, наверное, будет».

Средний план. Большая городская площадь, посередине ее вид­неется деревянный помост. Площадь полна народу. Толпа стихает. Слышатся только тяжелые вздохи и неразборчивый шепот. Вдруг люди зашумели, заволновались. Со всех сторон послышались го­лоса: «Ведут... Ведут... Казаки...» Слышится стук, топот коней, скре­жет оружия стражи. Общий план. Появляются всадники, разгоняя людей и прокладывая дорогу.

Казаков показываю крупным планом. Они идут вслед за военны­ми всадниками. Позвякивают цепи на руках. Бороды у казаков не стрижены, одежда сильно изорвана. Идут они не разговаривая меж­ду собой, гордо поглядывая на толпу, в каждом их движении чувст­вуется сила, гордость, они не дрогнули перед врагом, не просят у него прощения. Впереди всех идет Остап.

Средний план. Толпа гудит. Люди повернулись друг к другу. Громко переговариваются. Камера проходит по рядам людей. Но вот она остановилась на одном человеке. Его показываем крупным пла­ном. Камера приближается, чтобы лучше его рассмотреть. Он стоит тихо, ни с кем не разговаривает. Это старый человек, сильного телосложения. Одет в одежду горожанина. Мы присматриваемся и узнаем старого Тараса Бульбу. Его трудно узнать, он бледен, боль и страдания отражены у него на лице. Тарас неотрывно смотрит в сторону пленных казаков. Побледневшие губы судорожно сжима­ются. Звучит грустная украинская мелодия.

Общим планом показываю деревянный помост, группу казаков. Затем испуганные лица людей из толпы. Камера приближается к Остапу. Крупный план. Он стоит высокий, черноглазый, красивый, молодой. Его руки в цепях, из-под разорванной свитки видно бога­тырское тело его. За ним стоят бывалые казаки, опустив головы. Снова показываем Остапа средним планом. Он возвышается на по­мосте. Смелым взглядом он осматривает толпу. На мужественном лице появляется волнение, но тут же исчезает. Глаза его злобно за­сверкали. Крупным планом показываем его сжатые в кулаки руки в цепях. Музыка набирает силу и постепенно стихает. Остап обра­щается к товарищам. Общим планом показывается то он, то толпа. Звучит его твердый, недрогнувший голос: «Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Показываем крупным планом Тараса. Он как завороженный слушает сына. Тарас опускает голову, губы его тихо что-то шепчут. Еле-еле слышен уверенный, но слабый и тихий голос Тараса: «Добре, сынку, добре». Звучит музыка. Взволнованную мелодию играет скрипка. На экране появляется надпись «Конец первой серии».

«Средним планом показывают окровавленное лицо Остапа. Он крепко сжимает зубы, чтобы не закричать и не застонать от боли. Слышится хряск костей.

Средний план. Толпа. Нарядные паненки в кружевных платьях, стоящие в первом ряду, отворачивают лица, закрываясь платочка­ми, чтобы не видеть этого страшного зрелища. Толпа замерла, нигде не слышно разговоров, все как бы ждут, что Остап сейчас не выдер­жит, сдастся. Снова камера показывает крупным планом лицо Остапа. Глаза его закрыты, лицо без кровинки, но ни один мускул не дрогнул.

Камера проходит по толпе, по голубому небу, по крышам при­легающих к площади домов. Слышны слова Тараса: «Добре, сынку, добре!» Голос звучит тихо, хрипло. Крупный план. Тарас стоит по­тупив голову, он не может смотреть на муки Остапа. Вдруг люди зашумели. Остап моляще вглядывается в толпу. Он смотрит сначала с надеждой, но постепенно его лицо становится суровым: кругом чужие, несочувствующие лица, нет рядом никого из близких, никто в последние минуты не поддержит его. Крупный план. Камера по­казывает лица горожан. Одни презрительно смотрят на Остапа, дру­гие — с ужасом, третьи виновато опускают глаза. Звучит грозная «холодная» музыка.

Крупным планом показываю Остапа. Из последних сил произно­сит он: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» В ответ ему звучит силь­ный, громкий голос Тараса: «Слышу!» Остап вздрагивает, глаза его радостно загораются. Камера проходит по толпе, как бы ищет того, кто бы мог это сказать. Средний план. В толпу бросаются всадники, тщательно рассматривая людей. Звучит взволнованная музыка. Играет скрипка. Появляется надпись: «Конец фильма».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 17728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.