Н а основе идеи теста корректурной пробы и символов, имеющихся в операционной системе Windows-2000, был создан цикл занятий для учащихся 1–6-х классов. За сравнительно небольшой промежуток учебного времени — минут семь — тренируются (развиваются) одновременно несколько важных для данного возраста качеств. А относительно быстро обработать полученные данные может учитель или воспитатель, хотя первый и последний срез может обрабатывать и психолог. Полифункциональность игры: развитие внимания, оперативной памяти, пространственного мышления, умения сравнивать — дифференцировать знаки, умение работать с партнером. Развитие навыка самоконтроля, самооценивания: систематическое опрашивание мнений ученика о трудности — легкости, понравилось — не понравилось задание; доволен — не доволен собой. Диагностические параметры: внимательность, работоспособность, установка на скорость или качество, утомляемость, адекватность самооценки, коммуникативность (лидерство). Последовательность в определении результатов, то есть стадии оценивания: • на первом этапе — специалист делает для ученика образец: выделяет зеленым цветом по заданному правилу пропущенный и подчеркивает неправильно зачеркнутый знак; • в середине игры (только зеленые пометки на полях об ошибках после проверки учителем) — самопроверка и самооценка; • последняя треть игры — взаимооценка (работа в паре с соседом: обмен своими бланками или совместная поэтапная проверка по половине каждой строчки методом сравнения); • на заключительном этапе: а) отзыв педагога (письменный и устный) по индивидуальным и командным (девочки — мальчики; класс — параллель) результатам, их динамике; б) отзыв ученика (устный или письменный) о процессе игры и полученных им результатах. Первый и последний текст-бланк в данной игре должны быть одинаковыми, а все последующие задания выбирает учитель, исходя из трудности их выполнения и интереса детей к определенного вида заданиям. Для удобства обработки в большинстве текстов строчки пронумерованы.
Инструкция для педагога Детям предъявляется бланк с различными знаками, буквами, изображениями. Ученики должны в каждом ряду вычеркивать такой же знак (или изображение), как тот, что стоит первым в строчке. Работа проводится всегда на время с требованием максимальной точности. Общее время выполнения основной работы — 4 минуты. При этом через каждую минуту производится фиксация проверенного. Методика может применяться как в группе, так и индивидуально. Выполнению задания предшествует уяснение инструкции и выполнение тренировочного упражнения (две строчки примерно за 1 минуту — показать, попробовать). Надо ответить на вопросы учащихся и начать основной опыт, который, повторяю, длится ровно 4 минуты. Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация — по количеству сделанных ошибок, самооценка — по знакам «плюс», «волна», «минус», которые дети проставляют в тексте (см. далее), и общему итогу работы; коммуникативные навыки — по согласованной «бесшумной» плодотворной работе в паре, лидерство — по частой «руководящей» роли ребенка в паре. Результаты могут быть представлены графически: изменение скорости работы (количество просмотренных букв за единицу времени) — изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени). Это позволяет в динамике проследить наличие у каждого испытуемого утомляемости, характер устойчивости — неустойчивости его внимания. По количеству правильно зачеркнутых (обведенных) букв устанавливается степень устойчивости внимания, а распределение ошибок по всему листу указывает на колебание внимания: если ошибки нарастают к концу опыта, это говорит об общем ослаблении внимания и снижении работоспособности. Уменьшение времени на выполнение задания и отсутствие ошибок свидетельствуют о врабатываемости и достаточной устойчивости уровня активного внимания. При оглашении результатов каждой игры или после выяснения: кто больше всего проверил строчек (Стриж), не сделал ни одной ошибки (Орел), сумел много проверить и все без ошибок (Сокол), — звучат аплодисменты (педагог каждый раз подает пример позитивной поддержки). Можно составить особую таблицу с фамилиями всех участников, в которую самозаписью вносятся проверенные итоги серии игр, т.е. все ученики имеют возможность добровольно, после получения своих проверенных работ, самостоятельно зафиксировать собственные результаты в подготовленной педагогом специальной таблице (вписать «орел, стриж, сокол» в 1–2-м классе, а в 3–6-м — указывать количественные данные, хотя с помощью определенного цвета тоже возможно указание на характеристику «полета»). Для дополнительной тренировки, для домашней работы, а также в целях экономии распечатанных бланков во всех заданиях можно также использовать и второй знак в строчке. Однако в этом случае проводится уже не зачеркивание (одной чертой или двумя — «крест-накрест») по заданному образцу, а заключение знака в «кружок» или в «квадрат». Через несколько игр, после усвоения учащимися правил, эти правила могут видоизменяться в сторону усложнения: в четной и нечетной строчке по-разному обводить искомые знаки или через каждую минуту менять способ выделения, согласно введенному учителем правилу (сначала заранее письменно на доске, затем — устно по ходу игры). Игра проводится на уроках литературы (чтения), русского языка (письмо), математики или вне уроков. Знаки могут быть связаны с данными предметами. Мы проводили эту игру в течение одной четверти два раза в неделю, по два раза в день для достижения/закрепления особого состояния концентрации (внимательности). Предваряющие игру команды необходимо повторять в одном алгоритме и с одинаковым акцентированием отдельных слов, особенно ключевого слова: вни-ма-ние. Поскольку данная игра выполняется на уроках, то должны быть непривычные для обычного урока способы действий, чтобы игра отличалась от учебных школьных упражнений. Это достигается как нестандартным содержанием, так и самим процессом. Ученики выполняют задание цветными карандашами или фломастерами любого цвета.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление