КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На многосторонней основе
К регулированию международных отношений Теоретические источники и концептуальные подходы Введение Объективные сдвиги в сферах производства, коммуникаций, торговли, зарубежного инвестирования и финансов превращают мировую экономику в целостный глобальный организм, спаянный уже не просто международным разделением труда, но и гигантскими, по своим масштабам, порой всемирными производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и планетарной информационной сетью. Глобальная ориентация транснациональных компаний и банков и других ведущих макроэкономических субъектов закономерно уменьшает для них значение национальных экономик, центр тяжести их предпринимательской стратегии перемешается с национального на наднациональный уровень. На современном этапе существенно возрастает роль международных экономических организаций как инструмента макроэкономического регулирования экономики стран. С середины 1940-х гг. до настоящего времени возникло около трех тысяч межправительственных организаций, регулирующих самые различные сферы экономики, политики, экологии, культуры и т.д. Их дополняют почти двадцать тысяч разнообразных неправительственных международных организаций, из которых примерно две тысячи имеют статус наблюдателя при ООН. Необходимость написания данного учебного пособия продиктована недостаточностью имеющейся научной, справочной и учебной литературы по данной проблеме. Особенность издания состоит в рассмотрении объективных при
Авторы выражают глубокую признательность за оказанную консультативную поддержку при написании данного пособия заведующе- 8 Введение му кафедрой управления внешнеэкономической деятельностью предприятий Уральского технического университета, доктору экономических наук, профессору Л. Е. Стровскому, а также заведующей кафедрой иностранных языков Самарского института (филиала) РГТЭУ, кандидату филологических наук, доценту И. Н. Никитиной. Глава 1. Роль международных экономических организаций в системе мирохозяйственных связей Международные отношения интересовали ученых еще в глубокой древности. Одним из первых письменных источников, содержащих научный анализ международных отношений, является написанная более двух тысяч лет назад работа Фукидида «История Пелопоннесской войны в восьми книгах», посвященная анализу отношений между суверенными политическими единицами. Выявляя истинные причины этой войны, Фукидид говорит не только о господстве силы в отношениях между странами, но и о приоритете интересов государства над интересами отдельной личности1. Взгляды Фукидида легли в основу научных теорий продолженных в трудах Н. Макиавелли (1469—1527 гг.), Т. Гоббса (1588—1679 гг.) и наиболее законченную форму обрели в работе немецкого генерала Карла фон Клаузевица (1780—1831 гг.). Данное направление известно в науке как классическое. В центре внимания его исследователей находились военно-политические отноше-, ния стран. Классические теории международных отношений исходили из того, что человек по своей природе — существо эгоистичное. В нем скрыто не проходящее желание власти, а так как люди от природы в своих способностях не равны, то они соперничают, обнаруживают взаимное недоверие, стремление к обладанию материальными благами, престижем или славой, а это ведет к постоянной войне всех против всех и каждого против каждого. Понимание пагубных последствий подобной войны привело людей к необходимости заключения общественного договора, результатом которого становится государство — своеобразный инструмент регулирования внутренних общественных отношений. Люди добровольно передают государству в обмен на гарантии общественного порядка, мира и безопасности свои права и сво-
1 Фукидид. История Пелопоннесской войны в восьми книгах / пер. Ф. Г. Мищенко. М., 1987. Т. 1. С. 24; Т. 2. С. 60. 10 Глава 1. Роль международных экономических организаций боды. Отныне интересы государства начинают господствовать над интересами индивидов: С помощью государства отношения между людьми вводятся в искусственное русло гражданского состояния. Но государства, являясь независимыми, не связаны никакими ограничениями. Поэтому международные политические отношения продолжают оставаться враждебными. Их регулятором является сила, а содержание выражается «формулой»: каждое государство присваивает то, что способно захватить и удержать. Сами международные отношения строятся по принципу: сильный делает то, что хочет, слабый — то, что может. Уровень межстранового взаимодействия — региональный. Состояние международных отношений можно охарактеризовать как состояние войны, сменяющееся непродолжительным миром. Дальнейшее развитие классическое направление получило в теории политического равновесия, разработанной в трудах Б. Спинозы (1632—1677 ги), Дэвида Юма (1711 — 1776 гг.), Эмера де Ваттеля (1714—1767 гг.). Анализируя политическую обстановку, Эмер де Ват-тель отмечает, что мир изменился. Внимание правителей к происходящему, обмен послами и переговоры формируют в Европе политическую систему «некоторое целое, в котором все связано с отношениями и различными интересами наций, живущих в этой части света» и где наряду с национальными у независимых европейских государств формируются и общие интересы поддержания порядка и свободы в Европе. «Именно это, — пишет де Ваттель, — породило знаменитую идею политического равновесия, равновесия власти. Под этим понимают такой порядок вещей, при котором ни одна держава не в состоянии абсолютно преобладать над другими и устанавливать для них законы»1. Вместе с тем в соответствии с существовавшей классической традицией представители теории политического равновесия считали, что превентивная война лротив опасного соседа законна и справедлива. В случае если сосед сильней, следует прибегнуть к образованию коалиций, которые смогут противостоять самому могущественному государству и воспрепятствовать ему диктовать свою силу2. Таким образом, была впервые высказана идея регулирования международных политических отношений с помощью такого инструмента, как коалиция.
В XVIII в. рекомендациями этой теории охотно воспользовались суверены Европы, создавая коалиции для ведения войн. В определенном смысле коалицию можно считать прообразом международных ор- 1 Эмер де Ваттель. Право народов, или Принципы естественного права, приме 2 Там. же. 1.1. Источники и подходы к регулированию международных отношений 11 ганизаций, регулирующих международные воєнно-политические отношения. Параллельно с классическим и теорией политического равновесия возникло идеалистическое (утопическое) направление, связанное с философией стоиков, развитием христианства, взглядами испанского теолога Франциско де Виттория (XVI в.), голландца Гуго Гроция (XVII в.), Иммануила Канта (XIX в.) и др. В основу идеалистической концепции была положена идея о моральном, политическом и экономическом единстве человеческого рода и естественных правах человека на безопасность существования и передвижения. Она была пронизана убежденностью возможности достижения вечного мира между людьми путем правового и морального регулирования международных отношений либо какими-то иными средствами, связанными с самореализацией исторической необходимости. Так, И. Кант считал, что как внутри государства неизбежно формируется правовое общество, так и отношения между государствами в будущем меняются состоянием вечного гармонически регулируемого мира1.
Идеалисты были убеждены в необходимости регулирования международных отношений, так как только эта мера была способна обеспечить людям реализацию их естественной потребности в безопасности и свободе передвижения., В XIX в. идеализм возродился в теориях либерализма и пацифизма. В период между двумя мировыми войнами между идеалистами и реалистами возникла научная дискуссия по проблемам организационной формы и инструментов урегулирования международных политических отношений. Сторонники идеализма убеждали в необходимости прекращения мировых войн и вооруженных конфликтов путем многостороннего правового регулирования и демократизации международных отношений с помощью международных организаций и роста их числа. В политической практике идеализм был воплощен в разработанной после Первой мировой войны американским президентом Вудро Вильсоном Программе создания Лиги Наций (1920 г.)2, которая стала одной из первых организаций, регулирующих на многосторонней основе международные отношения. Несмотря на то что Лига Наций как практическая реализация идеалистических взглядов потерпела крах вследствие нарастания напряженности в Европе в 30-х гг. и агрессивной политики фашизма, идея 1 См.: Философия Канта и современность. Гл. 7. М., 1979. 2 См.: Международные отношения как объект изучения / под ред. П. А. Цыганко Глава 1. Роль международных экономических организаций необходимости регулирования международных отношений на многосторонней основе с помощью международных организаций, заложенная в идеалистической концепции, продолжает жить. Ее влияние после Второй мировой войны значительно возросло и вновь стало основой практических шагов, которые предприняло мировое сообщество для формирования нового, сознательно регулируемого мирового порядка, отвечающего общим интересам всего человечества. В отличие от международных политических отношений в экономических теориях международные экономические отношения (МЭО) и их регулирование исследовались на разных уровнях их объективного развития, под разными углами зрения, но всегда через призму потребностей развития национальной экономики (меркантилисты, сторонники классической и неоклассической школы, Кейнс и «неокейнси-анство» и другие школы экономической мысли). В основе рекомендаций по регулированию МЭО находились прежде всего национальные интересы. Сами отношения между странами длительное время регулировались на двусторонней основе. И хотя еще в 1883 г. ряд стран подписали Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности, а в 1919 г. входе заключения Версальского договора была создана Международная организация труда (МОТ) и Международная торговая палата (МТП), широкой потребности в универсальном многостороннем регулировании МЭО страны не испытывали. Даже в Уставе Лиги Наций, одной из функций которой являлось информирование об экономическом положении стран-членов и создание условий для обсуждения актуальных экономических проблем, вопросы компетенции в сфере экономики не были разработаны. Объектом пристального внимания МЭО становятся в связи с необходимостью переосмысления тезиса неоклассической теории о способности рыночной экономики к саморегулированию. В 1929 г. разразился мировой экономический кризис перепроизводства, который продолжался вплоть до 1933 г. Сильнее всех он поразил США, ведущее и наиболее благополучное государство мира. Недостаточная покупательная способность населения страны привела к тому, что произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. Был нарушен процесс воспроизводства. В результате к 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%'. Великая депрессия 30-х гг., оставив глубокий отпечаток во всех областях экономической мысли, разрушила теорию саморегулирующейся экономики и послужила основой для возникновения новой кейнси- Всемирная история. М.: Социздат, 1962. Т. IX. С. 178. 1.1. Источники и подходы к регулированию международных отношений 13 анской доктрины государственного регулирования экономики. Ее центральной идеей стала необходимость государственного вмешательства в воспроизводственный процесс. Кейнс, а позже неокейнсианцы, развивая идею государственного вмешательства в экономику, считали, что государство должно проводить меры, направленные на повышение совокупного спроса, предъявляемого рынком. Рост совокупного спроса в свою очередь будет способствовать развитию экономики, избавит от экономического кризиса и его последствий — инфляции и безработицы. Теория узаконила вмешательство государства в воспроизводственный процесс и наполнила функции государства во внешнеэкономической сфере новым, более значительным содержанием. Долгие годы основными субъектами в международных экономических отношениях выступали, как правило, те или иные частнокапиталистические монополии, концерны и тресты, теперь наряду с ними эти функции все чаще берет на себя непосредственно государство. Мировой кризис подтолкнул страны к поиску новых форм регулирования МЭО, разработке согласованной экономической стратегии. Традиционное согласование экономической политики на двусторонней основе перестало быть действенным инструментом регулирования МЭО. Вторая мировая война не позволила решить эту проблему. Однако уже летом 1944 г. 28 стран в Бреттон-Вудсе (США) подписали соглашения, которые заложили основы новой международной валютно-фи-нансовой системы. Были установлены правила, стимулирующие развитие международной торговли, позволяющие покрыть внешнеторговый дефицит и обеспечить стабильность обменных курсов национальных валют. Подписание Бреттон-Вудских соглашений означало реализацию потребности стран в международном регулировании международных экономических и валютно-финансовых отношений на многосторонней основе. В рамках этих соглашений были созданы две международных организации: Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), и подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Международная экономическая организация — это, с одной стороны, институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованные цели, компетенцию и свои постоянные органы, а с другой — это организационная форма экономического и политического сотрудничества стран. Процесс создания международных экономических организаций активизировался во второй половине прошлого века. После окончания Второй мировой войны произошло четкое осознание необходимости 14 Глава 1. Роль международных экономических организаций обсуждения насущных политических и экономических проблем в рамках всего мирового сообщества, а также того, что основой международного сотрудничества должен стать новый мировой порядок, базирующийся на либерализме, сотрудничестве, открытости и диалоге, свободном от какой бы то ни было конфронтации. «Создание международных организаций явилось результатом поиска эффективных мер для разрешения чрезвычайных или кризисных ситуаций в жизни государств»1. В этот период активизируется развитие экономических связей стран, углубляется международное разделение труда. И как следствие этого в 1950-е гг. развиваются интеграционные процессы в Западной Европе. Они нашли свое отражение в создании сети международных государственно-монополистических объединений типа Общего рынка, Евратома, Европейского объединения угля и стали и др. Участники этих объединений проводили согласованные действия, направленные на стимулирование взаимного экономического обмена, миграцию капиталов и рабочей силы, стремились осуществлять общую экономическую политику. Динамично развиваются различные формы МЭО. Об этом свидетельствуют следующие данные. Если накануне Второй мировой войны, в 1938 г., общий объем мировой торговли составлял около 49 млрд долл., то в 1967 г. он достиг почти 440 млрд долл.2 Лишь за период 1959—1966 гг. размер международных платежей по лицензионным соглашениям увеличился примерно в три раза3. Ежегодная международная миграция рабочей силы к середине 60-х гг. возросла до 4 млн человек4. Объем международных морских перевозок за 1938—1966 гг. увеличился в 3,7 раза, железнодорожных — в 3,4 раза, воздушных (только за последние десять лет) — в 3 раза5. Значительно возросли масштабы иностранных инвестиций капиталистических стран. По сравнению с 1938 г., когда они составляли около 50 млрд долл., их общий объем к 1968 г., по приблизительным оценкам, возросло 225—230 млрд долл.6 Важнейшим фактором, предопределяющим возросшую роль международных экономических отношений и одновременно составляющим новую черту, новое явление в их развитии, является универсализация этих отношений, расширение сферы их действия. Если раньше 1 Шреплер,Х.-А. Международные экономические организации: справочник. М.: 2 UN. Yearbook of International Trade Statistics 1966. N.-Y., 1968. P. 12-13; 3 См.: БИКИ. 1968. Приложение № 2. С. 132. 4 UN. Demographic Yearbook 1966. N.-Y., 1967. P. 641-670. 5 UN. Statistical Yearbook 1967. N.-Y., 1968. P. 77. ° По оценкам Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. 1.1. Источники и подходы к регулированию международных отношений 15 международные экономические связи осуществлялись в основном в виде товарообмена, то теперь они охватывают самые разные сферы общественного воспроизводства — область научных исследований, технику и технологию, самые различные отрасли промышленности, сельское хозяйство, транспорт, связь, сферу обслуживания и потребления. Международный обмен товарами сопровождается торговлей патентами и лицензиями, международным сотрудничеством в проектировании и строительстве сооружений, обменом учеными и специалистами, международной миграцией рабочей силы, продажей различных видов услуг. Сотрудничество капиталистических государств в валютно-кре-дитной сфере как на двусторонней, так и на многосторонней основе достигло небывалого размаха. Таким образом, факты свидетельствуют о бурном росте международных экономических связей, оказывающих все возрастающее воздействие на экономику государств, развитие производительных сил. Однако в конце 60-х гг. XX в. экономика стран Запада вновь подверглась жестким инфляционным процессам и в 70-е гг. вновь разразился всеобщий экономический кризис, при этом циклический кризис переплетался с мировыми сырьевым, энергетическим и структурным кризисами, сопровождался валютным кризисом и усилением инфляции. Это означало кризис сложившейся модели государственного и межгосударственного регулирования экономического развития. Не выдержала проверки и сложившаяся система международного регулирования валютно-финансовых отношений. В противовес кейнсианским и неокейнсианским доктринам появился целый набор новых экономических учений: теория повышенной производительности, монетаризм, теория предложения, теория планирующей системы и др., заложивших новые концептуальные основы перемен в экономической политике и в ее регулировании. Эволюция теории межгосударственного регулирования международных экономических отношений выразилась в переосмыслении роли государства как основного субъекта международных отношений, степени взаимозависимости стран, значения национального интереса для понимания сути происходящего в мировом хозяйстве. Эти проблемы стояли в центре исследования теорий транснационализма (Роберт О. Коохейн, Джозеф Най), теории интеграции (Дэвид Митрани) и теории взаимозависимости (Эрнет Хоас, Дэвид Моурс). В конце 60-х — начале 70-х гг. в ходе дискуссии была выдвинута новая идея о том, что международные отношения выходят далеко за рамки межгосударственных взаимодействий, основанных на национальных интересах и силовом противоборстве. Государство как международный участник лишается своей монополии. Помимо него в междуна- 16 Глава 1. Роль международных экономических организаций родных, в том числе и экономических, отношениях принимают участие индивиды, предприятия, организации, негосударственные объединения. Многообразие участников, видов (культурное и научное сотрудничество, экономические обмены и проч.), «каналов» взаимодействия (партнерские связи между университетами, религиозными организациями, ассоциациями и т.п.) между ними вытесняют государство из центра международного общения. Общение трансформируется из межгосударственного (интернационального) в общение помимо и без участия государства. Большое число участников взаимодействия на международном уровне означает и появление множества интересов, в том числе экономических, которые могут не совпадать с интересами государства, что чревато возникновением различных групп противоречий между участниками внешнеэкономической деятельности, которые государство уже не может регулировать. Увеличивающаяся открытость экономик также способна порождать новые противоречия и опасности макроэкономического характера. Национальные хозяйства, все более интегрируясь в мировую экономику, становятся легко уязвимыми для всяких неожиданностей, исходящих извне. В создавшихся условиях национальные государства столкнулись с принципиально новой ситуацией — потерей возможности эффективно использовать такие традиционные рычаги макроэкономического регулирования, как импортные ограничения и экспортные субсидии, изменение курса национальной валюты и ставки рефинансирования центрального банка. Некоторые процессы, особенно в валютно-финансовой сфере, приобрели масштабный характер. Они не поддаются регулирующим действиям отдельных государств. Международные экономические и политические процессы переросли из межнациональных во вненациональные, глобальные. Эффективность экономического регулирования на национальном уровне снизилась и сделала неизбежным возникновение масштабных наднациональных форм регулирования. Революционные изменения в технологии средств связи и транспорта, трансформация и значение транснациональных корпораций (ТНК) стимулировали возникновение новых тенденций на мировой арене. Преобладающими среди них становятся: • опережающий рост мировой торговли по сравнению с мировым производством; • проникновение процессов модернизации, урбанизации и развития средств коммуникации в развивающиеся страны; • усиление международной роли малых государств и частных субъектов; 1.1. Источники и подходы к регулированию международных отношений 17 • сокращение возможностей великих держав контролировать состояние окружающей среды и т.п. Обобщающим последствием и выражением всех этих процессов является формирование устойчивой тенденции к возрастанию взаимозависимости мира1. Формируется все более взаимосвязанный мировой хозяйственный организм. Идея о нарастающей целостности и взаимозависимости мирового сообщества поддержана представителями неомарксизма (Пол Баран, Пол Сузи, Самир Амин, Иммануил Воллерстайн и др.) — течения столь же неоднородного, как и транснационализм. Основой концептуальных построений неомарксистов выступает мысль о некоторой несимметричности, взаимосвязи современного мира и наличии реальной зависимости экономически слаборазвитых стран, находящихся на периферии мирового хозяйства, от индустриальных держав. Зависимость проявляется в неравенстве экономических обменов и неравномерном развитии. «Центр», в рамках которого осуществляется около 80% всех мировых экономических сделок, зависит от сырья и ресурсов «периферии»2. Страны «периферии», являясь потребителями различного вида продукции, производимой вне их, попадают в большую зависимость от «центра», становятся жертвами неравного экономического обмена (цены на сырье ниже, чем на продукты переработки) и экономической помощи со стороны индустриально развитых государств. Концептуальные положения теории неомарксизма, взятые на вооружение правительствами развивающихся стран, позволили им поставить перед ООН вопрос об установлении нового мирового порядка. Проблема потребовала разработки единой стратегии социально-экономического развития для развивающихся стран. Генеральная Ассамблея ООН в апреле 1974 г. принимает соответствующую программу действий, а в декабре того же года — Хартию об экономических правах и обязанностях государств, а в рамках Международного банка реконструкции и развития создает два института — Международную финансовую корпорацию— МФК (1956 г.) в целях содействия экономическому росту в развивающихся странах и Международную ассоциацию развития — MAP (1960 г.) в целях предоставления особо льготных кредитов беднейшим развивающимся странам. Таким образом, эволюция исследований и концептуальных основ МЭО, отражая определенные аспекты экономической и политической реальности, находит свое проявление в создании системы междуна- 1 См.: Най,Дж. С. (мл.) Взаимосвязь и изменяющаяся международная политика// 2 Amin, S. Ledeveloppement Inegal. Paris, 1973. 2 - 6465 18 Глава 1. Роль международных экономических организаций родных экономических организаций — института межгосударственного регулирования международных отношений. В нынешнем столетии формирование многоярусного механизма регулирования мировой экономики пойдет еще быстрее, чем до сих пор, не только потому, что возрастает давление глобальных проблем, но и благодаря тому, что информационная революция значительно облегчает формирование и функционирование такого механизма.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |