КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Парижский клуб кредиторов и его деятельность
Парижский и Лондонский клубы и их роль в регулировании финансово-кредитных отношений Система мировых финансовых институтов не ограничивается Международными межправительственными организациями (ММПО): МВФ, Всемирным банком и региональными банками развития. Она включает в себя две неформальные организации — Парижский и Лондонский клубы, играющие ведущую роль в урегулировании проблем внешней задолженности, с которыми сталкивается значительная часть развивающихся стран, а в связи с созданием рыночной модели экономики и страны Центральной и Восточной Европы. Парижский клуб (Paris Club) — неформальная организация правительств экономически развитых стран, выступающих в качестве кредиторов, для согласования действий в том случае, если страны-заемщицы не в состоянии соблюсти первоначально утвержденные условия выплаты внешних займов. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда Аргентина предприняла меры по консолидации займов на сумму 350 млн долл. США. Для согласования этого вопроса в Париж на переговоры были приглашены представители 12 западноевропейских стран — кредиторов Аргентины для переговоров по двухсторонним клиринговым счетам1. И хотя своим названием Парижский клуб обязан журналистам, которые окрестили его так за любовь руководителей финансовых ведомств этих стран к парижскому отелю «Ritz», однако в настоящее вре- 1 Финансово-кредитный словарь: в 3 т. Т. 2 / под ред. В. Ф. Гарбузова. М., 1986. С. 390. 15-6465 226 Глава 3. Международные финансовые организации мя название символизирует не столько место проведения переговоров, сколько традиционные процедуры, сложившиеся в ходе прошедших, без малого, пятидесяти лет.
Неформальное объединение Парижского клуба сложилось вокруг вполне формального ядра — комитета десяти стран, которые являются крупнейшими кредиторами МВФ (табл. 3.14). В настоящее время основными членами Парижского клуба являются следующие развитые страны: Австрия, Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия. Российская Федерация, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция. Таблица 3.14. Главные кредиторы Парижского клуба
Парижский клуб не имеет жесткой организационной структуры. У него нет штаб-квартиры, Устава. Клуб не имеет юридического статуса. В то же время членом Клуба могут быть любые страны, которые являются кредиторами, принимают практику его работы и являются держателями обязательств по долгам. Работа Клуба строится на определенных правилах, которые согласованы и приняты всеми участниками Парижского клуба. Решения по обращениям стран принимаются на основе фактов и доказательств, согласованности, обусловленности, солидарности, сопоставимости. Страны-кредиторы встречаются 10—11 раз в году для переговоров или обсуждения ситуации внешней задолженности стран-дебиторов и других вопросов. Встречи проходят в Париже. Председателем Парижского клуба традиционно является высокопоставленный чиновник министерства финансов Франции. Небольшой секретариат размещается во французском казначействе. Пятнадцать человек из Министерства финансов Франции оказывают поддержку секретариату и часть своего времени 3.5. Парижский и Лондонский клубы работают в Парижском клубе. Поскольку организация неформальная, то это дает возможность работать с ограниченным числом персонала и подвижной структурой.
. Главной функцией Клуба является проведение многосторонних переговоров с крупнейшими должниками и урегулирование их внешней задолженности (государственной или гарантированной государством). Порядок решения проблемы реструктуризации долга начинается с переговоров с должниками на многосторонней основе. Членами Парижского клуба подписывается Согласованный протокол (Agreed Minutes) реструктуризации долга, который содержит: условия о консолидации платежей по обслуживанию долга и просроченных платежей; дату, по состоянию на которую подписанные соглашения о кредитах попадают под реструктуризацию; консолидационный период, в течение которого должна произойти реструктуризация долга; доля долга, подлежащая реструктуризации; условия первого взноса по реструктуризованной задолженности и график платежей. Условия согласованного протокола вступают в силу только после того, как страна-кредитор и страна-должник договорятся на двусторонней основе по списку кредитов, подлежащих реструктуризации'. Парижский клуб проводит политику конфиденциальности. Кредиторы не раскрывают своей информации о экономическом финансовом положении должников, масштабов предоставляемых им льгот по погашению долгов. Только сам должник может предоставлять такую информацию третьим странам. За прошедшие 48 лет существования Клуба он стал главной фигурой в проведении международной стратегии в области обеспечения погашения задолжности стран. В основе стратегии Парижского клуба лежат два принципа: проведение страной-должником внутренней реформы и структурной перестройки экономики. Проведение страной-должником этих мер обеспечивает им получение внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения прежних долгов. В отношении стран-должников могут приниматься следующие решения: • консолидация кредита, т.е. замена еще не погашенных кредитов или частей кредитов на новые займы на новых условиях, выполнение которых более реально; • изменение плана погашения, т.е. продление сроков выплаты; • преобразование государственных займов в не подлежащие выплате субсидии;
http://www.clubdeparis.org. ■15* Глава 3. Международные финансовые организации • преобразование гарантированных государством частных кредитов в государственные займы на более выгодных для страны-должника условиях1. Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны, а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поэтому последние почти всегда участвуют в работе Парижского клуба. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе. Многосторонний подход является наиболее эффективным и облегчает работу Клуба в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности. Кроме того, кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств другими кредиторами2. Парижский клуб пересматривает старые условия погашения кредита, если существует непосредственная угроза прекращения должником своих выплат, которым наступил срок выплат. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может-проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год3. Вопрос реструктуризации долга согласно правилам Парижского клуба предполагает определенные обязательства, которые должен взять на себя должник.
У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задол- 1 Финансово-кредитный словарь: в 3 т. Т. 2/подред. В.'Ф. Гарбузова. С.129. 2 Каратаев, С. В. Деятельность Парижского и Лондонского клубов кредиторов и 3 Саркисянц, А. Д. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 108—109. 3.5. Парижский и Лондонский клубы женности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами. Для решения проблемы Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. План преобразований включает в себя следующие требования: • ограничение роста денежной массы; • сокращение дефицита государственного бюджета; • контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации); • устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса; • ограничение вмешательства государства в экономику. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн долл., или 10% общей суммы требований к данной стране-кредитору (в зависимости от того, что больше). Если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает в рамках Парижского клуба необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертов для оценки реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 г. в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы — страны, не являющейся членом МВФ. Кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия, так как в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ1. Каратаев, С. В. Указ. соч. 230 Глава 3. Международные финансовые организации Позиция кредиторов Парижского клуба опирается на следующие правила: при распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, необходимо действовать сообща, координировать свои требования и действия. Данное правило называют принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения. Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условий для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условий для различных категорий кредиторов». Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но.иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю Клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик1. Главная функция Парижского клуба — реструктуризация долга. Реструктуризация долга — это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по Процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о Саркисянц, А. Д. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 111. 3.5. Парижский и Лондонский клубы новом графике таких платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском клубе реструктурируются правительственные или гарантированные правительством долги. В рамках Парижского клуба реструктуризируется задолженность в основном для беднейших стран. Парижский клуб в своей деятельности учитывает уровень развития и состояния национальной экономики должников. В связи с этим всё страны подразделяются на следующие категории: • беднейшие страны; • беднейшие страны со средним уровнем дохода; • страны со средним уровнем дохода. Для каждой категории стран применяют свои условия реструктуризации долга. У развивающихся стран с большим внешним долгом существуют проблемы платежеспособности. Они испытывают постоянно растущую потребность в отсрочке платежей по прежним соглашениям. Пересмотр условий погашения ранее реструктурированных долгов усугубляет непосильное бремя внешней задолженности, так как растут проценты, начисляемые в период приостановки выплат. На совещании глав государств «большой семерки» в июне 1988 г. в Торонто были приняты рекомендации относительно совершенствования условий пересмотра внешних долгов беднейших стран с самыми большими объемами внешней задолженности с целью предотвращения их дальнейшего роста. Руководители государств «большой семерки» предложили кредиторам предоставить данной категории должников льготные условия погашения кредитов. Были разработаны три варианта льготных условий, которые могли быть предоставлены кредиторами странам-должникам. В сентябре 1988 г. Парижский клуб заявил о своем согласии с этими вариантами, которые и стали известны как Торонтские условия (рис. 3.6). Первыми странами получившими отсрочку погашения долга на Торонтских условиях, стали Республика Мали, Мадагаскар, Нигер и Танзания. Торонтские условия применялись при пересмотре долгов африканских стран, расположенных к югу от Сахары; в то же время отсрочки по погашению долгов в соответствии с этими условиями были предоставлены и некоторым странам Центральной и Южной Америки. В период 1988—1990 гг. Парижским клубом было заключено 26 соглашений о пересмотре долгов на основе Торонтских условий на общую сумму 5,8 млрд долл. 232 Глава 3. Международные финансовые организации
Рис. 3.6. Условия пересмотра внешних долгов беднейших стран 3.5. Парижский и Лондонский клубы В сравнении с обычными условиями применение Торонтских условий привело к сокращению примерно на 20% выплат по погашению процентов за период приостановки выплат по основной сумме1. Торонтские условия считаются исключением из обычных правил пересмотра условий погашения долгов. Такие условия применяются лишь в отношении стран с низким доходом на душу населения и хроническими проблемами платежного баланса, имеющими наибольший объем внешнего долга. Под воздействием роста процентных ставок в 1999 г. Торонтские условия претерпели значительные изменения, не сыграв существенной роли в уменьшении бремени внешних долгов. В 1990 г. на совещании министров финансов стран Британского содружества в Тринидаде Джон Мейджор, бывший тогда министр финансов Великобритании, предложил аннулировать 2/3 суммы долга беднейших стран и стран с наибольшими суммами внешнего долга. Эти предложения известны сегодня как Тринидадские условия, согласно которым должнику значительно продлевают сроки погашения кредитов и льготные периоды, но не уменьшают суммы долга. Тринидадские условия не были приняты в полном объеме. Однако С января 1995 г. действуют Лионские, Неапольские условия и «Инициатива HIPC», а с 1997 г. для стран с низким уровнем развития и чрезмерной задолженностью принята программа МВФ и Всемирного 1 UNCTAD. Trade and Development Report 1989. NY.: United Nations, 1989. 2 UNCTAD. Trade and Development Report 1991. NY.: United Nations, 1991. 3 UNCTAD. Trade and Development Report 1994. NY.: United Nations, 1994. 234 Глава 3. Международные финансовые организации банка, являющаяся своего рода дополнением к Лионским условиям и предполагающая снижение платежей в МВФ. Впервые это было применено в 1997 г. в Уганде, Боливии и Буркина-Фасо. В соответствии с данной программой соотношения «долг — экспорт» первых двух стран были снижены в 1998 г. до 20,2 и 20,5% соответственно, а аналогичный коэффициент Буркина-Фасо было намечено снизить до 22,5% к апрелю 2000 г. Проект под названием «Инициатива Н1РС» предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развивающихся стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Банком и МВФ. Уникальность данной программы состоит в том, что это первый случай, когда Банк и Фонд согласились не на реструктуризацию, а именно на списание части задолженности бедных стран. Реализация «Инициатива HIPC» основана на использовании механизмов, существующих в Парижском клубе. К концу трехлетнего периода оценивается возможность применения к стране-задолжнику стандартной операции по реорганизации долга. Для этого проводится специальный анализ, направленный на выяснение достаточности стандартной операции для достижения устойчивости внешнего долга в последующие три года. В зависимости от результатов анализа возможны два варианта снижения бремени долгов: 1) страны, которым обычный механизм Парижского клуба не позволит стабилизировать ситуацию, получают расширенную поддержку; 2) страны, в отношении которых неясно, можно ли выправить ситуацию с внешним долгом при помощи обычных операций, получают возможность использовать реорганизацию долга в соответствии с процедурами Парижского клуба или специальные меры в рамках Инициативы по своему выбору. Страны, которые могут достигнуть устойчивости своего внешнего долга в течение трех лет с использованием обычной процедуры Парижского клуба, не смогут рассчитывать на дополнительную помощь в рамках Инициативы. Участие в «Инициативе НIPC» предполагает проведение реформы в области макроэкономической, структурной и социальной политик под контролем МВФ и Всемирного банка. Развивающиеся страны со средним уровнем дохода могут рассчитывать на пересмотр своих долгов лишь на обычных условиях. В эту группу входят страны, имеющие право на получение кредитов MAP и 3.5. Парижский и Лондонский клубы МБРР. В связи с тем что некоторые из этих стран в 80-е гг. долгое время испытывали серьезные проблемы платежного баланса, на совещании стран «большой семерки» в 1990 г. в Хьюстоне было принято решение усовершенствовать условия погашения кредитов для этих стран-должников на условиях, получивших название Хьюстонские, разработанные представителями США и Франции (рис. 3.7). Условия погашения кредитов беднейших стран со средним уровнем дохода
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |