Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Греческая цивилизация




Генеалогия западной цивилизации

 

Западная цивилизация имеет древнее происхождение. Ее основы были заложены в Древней Греции и Риме, тысячи лет тому назад. Все, что есть сегодня подлинного в западном взгляде на жизнь и этику, идет непосредственно от старых Греческой и Римской цивилизаций.

Западные нации продолжали развивать дух, философию, науки, литературу и идеи греческой и римской культур до 19-го столетия, когда они надели новое облачение. Можно обмануться великолепием нового наряда, но остается фактом, что он скроен и сшит из греческих и римских материалов.

Греческая цивилизация была первым ясным проявлением западного ума. Это была первая цивилизация, построенная исключительно на западных интеллектуальных и этических идеях и стремлениях.

 

 

Подлинные интеллектуальные основы греческой цивилизации могут быть резюмированы следующим образом:

(I) Игнорирование трансцендентальных истин;

(II) Отсутствие религиозного чувства и духовности;

(III) Пояснение материальному комфорту, и

(IV) Преувеличенный патриотизм.

Короче говоря, греческая цивилизация была чисто материалистической. Чтобы постигнуть Бога, они обязательно должны были придавать Ему физические формы и обличия, делать изображения Его Проявлений и помещать их в храмах, чтобы придать своему поклонению зримый характер. У них был бог пропитания, бог милосердия, бог ярости и т.п. Этим богам приписывались все атрибуты физического существования. Даже абстрактные идеи, такие, как красота и любовь, тоже символизировались отдельными божествами. Логические перечни десяти типов предикации и девяти небес в “Категориях” Аристотеля тоже были не чем иным, как плодом материалистической рациональности, от влияния которой греки никогда не могли освободиться.

Блестящую интерпретацию древней греческой цивилизации дал немецкий ученый д-р Хаас в трех лекциях, которые он несколько лет тому назад прочитал в Женеве на тему: “Что такое европейская цивилизация?” Он считал, что первая стадия европейской цивилизации была представлена Древней Грецией, где “целью было гармоничное развитие человека. Высшей меркой было прекрасное тело. Оно придавало выразительность чувствам. Физическое обучение — игры и танцы — и умственное обучение — поэзия, музыка, драма, философия, даже науки — находились в такой пропорции, чтобы развить ум, но не в ущерб телу. В их религии не было ни духовности, ни теологии, ни мистицизма” [164].

Многие западные писатели также обращали внимание на духовную невыразительность религии и отсутствие морального энтузиазма и достоинства в религиозных обрядах и празднествах греков. Леки, например, говорит: “Греческий дух был в основном рациональным и эклектичным; египетский дух был в основном мистическим и религиозным... “Египетским божествам, — заметил Апулей, — поклонялись, главным образом, плача, а греческим божествам — танцуя”... Истинность последней части этого очень содержательного замечания подтверждается каждой страницей греческой истории. Ни у какого народа не было большего разнообразия игр и празднеств, возникших из его религиозной системы; нигде легкие, спортивные и часто вольные фантазии не играли более бесстрашно с распространенными верованиями, нигде религиозный терроризм не встречался реже. Божество редко рассматривалось как нечто более священное, чем человек, и надлежащее соблюдение определённых ритуалов и церемоний считалось вполне достаточной данью, которую следовало воздавать ему[165].

С уверенностью можно сказать, что в этом, достойном сожаления положении вещей не было ничего странного. Дело в том, что не говоря уже об общей западной концепции жизни, как чисто утилитарной проблемы, основная структура теологической метафизики греков очень мало способствовала развитию духа религиозного благоговения и трепета. Отрицание Проявлений Аллаха и Его личного контроля над вселенной и замена Его в качестве Творца и Хранителя миров, предполагаемым Активным Разумом, могла привести только к разрушению духовного энтузиазма. Почему человек станет поклонятся Богу телом и душой и обращать к Нему свои моления и просьбы, если у него нет веры в Его Милосердную Заботу и Руководство?

Таким образом, греческая цивилизация была полностью агностической — не открыто, конечно, но по сути. Греки не отвергали полностью Бога, но для Него не было места в их практической схеме вещей. Они полагали, что Он, создав Активный Разум, после этого удалится от дел. Вполне естественно, что они считали Божество “чем-то более священным, чем человек”. Мы читаем в истории о множестве изобретателей, но разве они вызывают у нас чувство благоговения?

Поклонение идолам, преувеличенное внимание к материальному комфорту, увлечение идолами и картинами, музыкой и другими видами искусств, нелепое представление о личной свободе и чрезмерная приверженность к играм, спорту и празднествам оказали самое пагубное воздействие на ум и нервы греков. Отвратительные излишества противоестественных вожделений и бесконечные протесты и мятежи против всех форм власти постепенно стали у них обычным явлением; грубость стала дозволенной, а жадность распространилась повсеместно. Описание демократического молодого человека, сделанного Платоном, не очень отличается от того, что существует в наше время. Он пишет:

“... он не воспримет и не признает истинными рассуждения того, кто утверждает, что некоторые удовольствия проистекают из добрых и благородных желаний, а другие — из дурных, и что первые следует поощрять и одобрять, а последние — сдерживать и подавлять.

На все подобные замечания он качает головой и говорит, что все одинаковы и заслуживают одинаковой чести.”

“... День за днем он предается разным удовольствиям — то плывет по пути наслаждения вином, то предается трезвости и охоте; один день он усердно охотится, следующий проводит в безделье и лени, а на третий изображает философа. Часто он хватается за политику, вскакивает на ноги и делает или говорит все, что ему придет в голову; или он начинает восхищаться военными людьми и склоняться к их образу жизни; или же он завистливо смотрит на делового человека и берется за его ремесло. Короче говоря, он считает эту жизнь приятной, свободной и благословенной, и так проводит свою жизнь до самого конца” [166].

Другая основная характеристика западного духа — это его узкий национализм. Национализм гораздо сильнее развит в Европе, чем в Азии. Частично это вызвано географическими причинами. В Азии природные регионы обширны, их физические, климатические и этнологические характеристики меняются в широких пределах. Они более плодородны и располагают лучшими условиями для жизни. Поэтому там всегда существовала склонность к образованию больших многонациональных государств. Самые обширные империи в мире были основаны на этом континенте. Европа, наоборот, расчленена на множество мелких территориальных единиц, отделенных друг от друга трудно преодолимыми естественными барьерами, такими, как высокие горы и глубокие реки. Плотность населения в этих районах высока, земля подвергается сильному давлению и средства к жизни скудны. Борьба за существование очень остра. Все эти факторы повлияли на возникновение там сильного национального чувства, особенно в Центральной и Западной Европе, где даже в древние времена идея политической общины не распространялась за пределы города-государства.

Вся цивилизация греков была построена вокруг их городов-государств. Леки говорит, что государство господствовало в умах греков и добродетель была неразрывно связана с патриотизмом. Космополитизм Сократа и Анаксагора не оказал большого влияния на эллинов. Система этики Аристотеля была основана на различии между греками и негреками. Согласно ему, греки имеют по отношению к варварам (то есть иностранцам) небольшие обязанности, чем по отношению к диким зверям. Фактически, если философ заявлял, что его симпатии распространяются за пределы его собственного государства и охватывают все население Греции, это вызывало большое удивление среди его сограждан.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.