Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Досуговая деятельность французских детей и подростков




Бюллетень научно-исследовательского отдела перспективного развития министерства культуры и СМИ Франции «Девелопман кюльтюрель» опубликовал результаты социологического исследования досуговой деятельности детей и подростков в возрасте от 8 до 19 лет. Исследование было проведено в четыре этапа исследовательским центром «Медиаметри» с октября 1996 по апрель 1997 года. В выборке участвовали 4907 детей и подростков.

Согласно данным исследования, во Франции насчитывается 9,2 млн. детей и подростков в возрасте от 8 до 19 лет. Число девочек незначительно превышает число мальчиков. Каждый десятый ребенок проживает в семье с одним родителем (9% детей – с матерью и только 1% – с отцом). Практически все дети и подростки учатся (26% опрошенных – в начальной школе, 37% – в коллежах, 24% – в лицеях, 5% – на каких-либо краткосрочных курсах, 6% – в университетах). Лишь 2% респондентов закончили учебу и начали самостоятельную жизнь.

Как показали опросы, у детей и подростков данных возрастных групп три любимых досуговых занятия: «потребление» аудиовизуальной продукции в домашних условиях, общение с друзьями, досуговая деятельность вне дома (например, посещение дискотек и молодежных клубов).

Практически каждый французский ребенок имеет дома телевизор и видеомагнитофон, а каждый четвертый из опрошенных -более трех телевизоров в доме. Предполагается, что в последнем случае один из трех телевизоров находится в полном распоряжении ребенка или подростка. Каждый седьмой респондент пользуется кабельным телевидением. Неслучайно, поэтому, просмотр телепередач, видеокассет ставится подростками на первое место в перечне любимых досуговых занятий.

Больше всего карманных денег подростки тратят на покупку музыкальных дисков. Для совершения подобных покупок деньги специально откладываются.

Несмотря на большой интерес к просмотру видеопродукции в домашних условиях, французские дети и подростки охотно посещают кинотеатры. 8 из 10 опрошенных предпочитают смотреть художественные фильмы в кинотеатрах, а не дома.

Иная ситуация характерна для прослушивания музыкальных записей. Музыку предпочитают слушать, как правило, дома. Лишь каждый четвертый из опрошенных посещает концерты современных музыкантов, а каждый десятый – концерты классической музыки.

Практически все опрошенные заявили, что в их жизни важную роль играет общение с ровесниками. 8 из 10 респондентов интересуют проблемы других подростков. Обсуждение своих дел со сверстниками, разговоры по душам и получение дружеского совета считают чрезвычайно важными 3 из 4 опрошенных.

Значительную часть своего досуга французские дети и подростки уделяют спорту. Любимым видом спорта является плавание. Им занимается 50% опрошенных. Второе место в списке спортивных предпочтений занимает баскетбол. Во французской школе хорошо развиты коллективные виды спорта, такие, как баскетбол, волейбол, футбол, гандбол, а также спортивная гимнастика и легкая атлетика. Теннисом, различными видами борьбы и велоспортом, как правило, занимаются в клубах.

Менее 50% опрошенных заявляют, что любят чтение (в основном речь идет о книгах, газетах, иллюстрированных журналах и комиксах).

Французские дети и подростки, по их собственному признанию, читают для того, чтобы получать удовольствие. 8 из 10 опрошенных считают, что чтение помогает им расслабиться. Для 85% респондентов чтение – это прежде всего возможность познания мира, получения новых знаний. Однако каждый пятый опрошенный считает, что чтение обязательной школьной литературы вызывает чувство скуки, потери времени.

6 из 10 подростков в выборе книги придерживаются советов родителей, преподавателей и своих друзей. Более 50% подростков посещают библиотеки, при этом каждый четвертый из них ходит туда 2-3 раза в месяц.

По мнению французских подростков, пресса является лучшим информационным источником по сравнению с радио и телевидением.

Посещение музеев инициируется, по мнению респондентов, либо родителями (так считают 25% опрошенных), либо школой (20% опрошенных). На посещаемость театральных постановок в большей степени влияет школа, чем семья. Так считают 25% против 14% опрошенных. 9% респондентов считают, что влияние семьи и школы в этом вопросе одинаково.

50% французских детей и подростков используют персональный компьютер в школе и дома как в развлекательных целях, так и для обучения. Однако, согласно данным опросов, лишь у 20% опрошенных есть персональные компьютеры дома. Именно эти семьи становятся своеобразными очагами социализации подростков. Здесь они встречаются для общения и совместных занятий на компьютере.

Исследование показало, что не всякое широко распространенное у детей и подростков досуговое времяпрепровождение (просмотр телепередач, общение со сверстниками и прослушивание радио) высоко котируется и является «любимым». Статус этих занятий определяется как «банальный», «традиционный».

Важную роль в досуговой практике детей и подростков играет фактор возраста. Специалисты условно выделяют четыре возрастные группы у детей и подростков. Период «осознанного детства» – возраст от 8 до 10 лет. В этот период более 70% детей занимаются спортом, посещают кинотеатры, смотрят телепередачи, катаются на велосипедах, используют компьютер в игровых целях. От 50 до 70% детей тратят досуговое время на прогулки, общение с друзьями, увлекаются видеоиграми, используют компьютер в целях обучения, читают книги и комиксы, играют в карты. От 40 до 50% респондентов увлекаются рисованием, лепкой, различными видами рукоделия, посещают концерты современной музыки. Менее 40% этой возрастной категории читают газеты и журналы, ходят по магазинам, слушают радио.

Вторая возрастная группа – 11-13-летние. В этот период главным увлечением становится прослушивание музыкальных дисков, причем более 40% подростков сами покупают музыкальные диски, расходуя на это свои карманные деньги. Свыше 70% респондентов этой возрастной группы помимо прослушивания музыкальных дисков занимаются спортом и походами в кинотеатр. От 50 до 70% респондентов общаются с друзьями, смотрят телепередачи, катаются на велосипеде, используют компьютер в игровых целях, отдыхают на открытом воздухе, посещают концерты современных музыкантов, слушают радио, увлекаются чтением комиксов. От 40 до 50% респондентов этой возрастной группы играют в различные игры, в том числе карты, читают газеты, журналы. Менее 40% респондентов занимаются рисованием, лепкой, различными видами рукоделия, макетируют.

Чтение книг у этой возрастной группы пользуется меньшей популярностью по сравнению с чтением газет и журналов, являющихся, по их мнению, более информативными. Падение интереса к книге происходит потому, что она перестает быть объектом удовольствия. Ее читают, исходя из нужд обучения, задач социализации. Прочитанная книга во все меньшей степени обсуждается подростками и родителями. Книгу и чтение в широком смысле слова постепенно заменяет компьютер. В этом возрасте подростки уже значительно меньше общаются со своими родителями, при этом каждый пятый опрошенный считает, что родители подавляют его «Я». Преобладает общение со сверстниками (8 из 10 подростков регулярно общаются со своими друзьями).

Третья возрастная группа – подростки 14-16 лет уже во многом ощущают себя взрослыми. В этом возрасте их контакты с родителями значительно ослабевают по сравнению с предыдущей возрастной группой. 8 из 10 опрошенных подростков заявляют, что предпочитают в основном общаться со своими сверстниками, избегая советов и дружеской поддержки взрослых. Однако родители, как показывает исследование, считают необходимым осуществление контроля за своими детьми (об этом свидетельствуют 8 из 10 опрошенных). В этом возрасте, по мнению 25% подростков, занятия в школе отнимают у них слишком много времени. Еще 15% респондентов категорически уверены в бесполезности занятий. У этой возрастной группы относительно ослабевает ранее значительный интерес к компьютеру, происходит смена прежних ориентиров в области досуга.

Опросы показали, что число подростков в возрасте 14-16 лет, увлекающихся игрой на музыкальных инструментах, сократилось на 10% по сравнению с числом детей и подростков в предыдущих возрастных группах. Аналогичная ситуация характерна и для детей и подростков, занимающихся пластическими видами искусства и искусством театра (сокращение на 5%).

Более 70% подростков в возрасте 14-16 лет увлекаются прослушиванием музыкальных дисков, общением со сверстниками, походами в кино, прослушиванием радиопередач.

От 50 до 40% подростков этой возрастной группы регулярно смотрят телепередачи, занимаются спортом, посещают концерты музыкальных групп и исполнителей. Результаты опросов показали, что желания подростков посещать концерты музыкальных групп и певцов в 50% случаев не удовлетворяются.

От 40 до 50% подростков в возрасте от 14 до 16 лет проводят свое свободное время, гуляя на свежем воздухе, читая газеты и журналы, используя компьютер в образовательных целях.

Менее 40% опрошенных подростков этой возрастной группы заполняют свой досуг, увлекаясь видеоиграми, чтением комиксов и книг, играми на свежем воздухе, рисованием и лепкой, игрой в карты, макетированием, различными видами ремесленничества.

Последняя изучаемая возрастная группа – 17-19-летние подростки, стоящие на пороге взрослой жизни. Их главным досуговым пристрастием по-прежнему остается аудиовизуальная продукция. Самым любимым СМИ становится радио, поскольку оно удовлетворяет возрастающие потребности молодых в прослушивании музыкальных записей, а также является своеобразным окном в огромный информационный мир.

В возрасте 17-19 лет общение со сверстниками приобретает особую значимость, поскольку дает возможность высказываться по интересующим их вопросам, обмениваться мнениями. В этом возрасте продолжает ослабевать родительское влияние на жизнь подростков. Опросы показали, что 8 из 10 опрошенных подростков этой возрастной группы считают себя достаточно свободными от родительской опеки. Это достигается благодаря относительной экономической независимости подростков, располагающих личными карманными деньгами, позволяющими им самостоятельно оплачивать походы в кино и на дискотеки. Более 70% подростков в возрасте от 17 до 19 лет самостоятельно оплачивают походы в кино, 60% – посещение дискотек, более 50% опрошенных – походы на концерты музыкальных групп и исполнителей. Для сравнения: эти показатели в возрастной группе 14-16 летних подростков соответственно 50, 22 и 25%.

Более 70% опрошенных в возрасте от 17 до 19 лет увлекаются прослушиванием музыкальных дисков, общаются с друзьями. От 50 до 70% подростков этой возрастной группы проводят свой досуг, посещая кинотеатры, смотря телепередачи, слушая радио, занимаясь спортом, гуляя на свежем воздухе, посещая концерты музыкальных групп и исполнителей.

От 40 до 50% опрошенных используют компьютер в игровых целях, увлекаются велосипедным спортом.

Менее 40% респондентов этой возрастной группы заполняют свое досуговое время чтением книг, занятиями на компьютере в учебных целях, играми на открытом воздухе, чтением комиксов, игрой в карты, рисованием, лепкой, макетированием, различными видами ремесленничества.

На содержание досуговой практики влияет половой признак. Девочки являются большими, по сравнению с мальчиками, поклонницами аудиовизуальной продукции. 46% девушек против 33% юношей увлекаются просмотром видеоклипов, демонстрируемых по телевидению. Они также большие любительницы музыки. Каждая четвертая из 10 девушек говорит, что не может обойтись без прослушивания музыкальных записей. Музыкальные предпочтения зависят от полового фактора. Девочки в основном слушают музыку, звучащую в варьете, мальчики – рэп, рок, тяжелый рок. Большее внимание представительницы прекрасного пола уделяют общению со сверстниками. Подростки мужского пола в основном занимаются техническими новинками, занятиями спортом и досуговыми мероприятиями вне дома. Девушки значительно менее ориентированы на занятия спортом.

Половой фактор влияет и на выбор того или иного вида спорта. Подростки мужского пола увлекаются футболом (каждый второй опрошенный играет в эту игру), баскетболом, настольным теннисом, велоспортом, плаванием. Девушки посещают занятия танцами, катаются на роликах, плавают.

Значительные отличия по половому фактору проявляются в сфере чтения. Представительницы женского пола более охотно читают книги (юмористическую литературу и романы, «достоверно рассказывающие о жизни») и газеты, в то время как подростки мужского пола в свое свободное время читают в основном фантастику и литературу по различным областям знаний.

Девушки чаще, чем подростки мужского пола являются абонентами библиотек (51,5% против 44%) и остаются ими более длительный период (как правило, до 16 лет). Мальчики перестают активно посещать библиотеки в возрасте 12 лет.

Половые ролевые различия проявляются и в том, что мальчики увлекаются различными видами ремесленничества, занятиями на компьютере и видеоиграми, в то время как девочки с удовольствием ходят по магазинам и занимаются кулинарией.

Developpement culturel (Франция). – 1999. – №131. – Р. 1-8.

Е.П.Яценко

 

3. Мировое культурное наследие: понятие, проблемы сохранения

В 1998 году во Франции вышла книга «Мировое культурное наследие», в которой раскрывается данное понятие, очерчивается круг проблем, связанных с сохранением мирового культурного наследия и его передачей от поколения к поколению. Неслучайно, поэтому, значительное внимание в книге уделено рассмотрению законодательных актов, регулирующих сохранение мирового культурного наследия и подписанных многими странами мира. Книгу написали Доминик Одрери, адвокат Верховного суда, доктор права, преподаватель университета Монтескье в Бордо-IV, Рафаэль Сушье, антрополог, и Люк Вилар, адвокат Верховного суда.

Появление понятия «культурное наследие» является результатом длительной эволюции международных отношений. Идея создания международного движения по защите памятников истории и культуры родилась после Первой мировой войны. Но потребовались десятилетия, чтобы мировое сообщество приняло правила, общие для всех государств. Само понятие «культурное наследие» прошло длительный путь эволюции. Появившееся в различные моменты существования наций, понятие «культурное наследие» предполагает сохранение и передачу от поколения к поколению значимых культурных ценностей. Культурное наследие играет также роль экономического вектора развития.

В 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Международная конвенция по защите мирового культурного наследия, предполагающая как защиту культурного ландшафта, так и отдельных природных мест. Проект Международной конвенции по защите культурного наследия был создан при участии Международного Совета памятников и культурного ландшафта (ICOMOS). Конвенцию подписали 153 страны, что свидетельствует о финансовой и интеллектуальной защите мирового культурного наследия.

Центр мирового культурного наследия был создан в 1992 году генеральным директором ЮНЕСКО для проведения в жизнь Конвенции по защите мирового культурного и природного наследия.

Комитет мирового культурного наследия отвечает за осуществление Международной конвенции по защите культурного наследия. Именно он решает вопросы о занесении того или иного культурного памятника в Список объектов мирового культурного достояния. Комитет также контролирует деятельность по защите культурных ландшафтов. Он ежегодно собирается в декабре месяце, объединяя представителей 21 страны, подписавших Международную конвенцию. Члены Комитета избираются на заседаниях Генеральной ассамблеи стран-участниц, подписавших Конвенцию, сроком на шесть лет. Каждые два года он обновляется на треть от своего состава. Бюро мирового культурного наследия – исполнительный орган, отвечающий за подготовку рабочих планов Комитета.

Финансирование мероприятий осуществляет Фонд мирового культурного наследия, созданный в 1972 году согласно решению Международной конвенции. Фонд состоит из депозитных фондов. Основные средства в Фонд поступают в виде обязательных или добровольных взносов стран, подписавших Международную конвенцию, а также взносов, даров и завещанного имущества других стран и организаций, входящих в ООН, а также частных лиц. Размер налогов составляет 1% от взносов в бюджет ЮНЕСКО. Налоги выплачиваются каждые два года. Бюджет всех международных программ составляет 1,5 млрд. долларов США, сумму значительную, но явно недостаточную для решения всего комплекса проблем по сохранению мирового культурного наследия. В этом плане мобилизация частного сектора остается первоочередной задачей.

Половина всего охраняемого культурного достояния из 552 культурных объектов находится в Европе и Северной Америке. В Африке таких культурных объектов насчитывается только 9%, в арабских странах – 10%, в странах Азии и Тихого океана – 20%, в Латинской Америке – 13%. За исключением Новой Зеландии ни один остров в Тихом Океане не имеет культурного объекта, занесенного в Список объектов мирового культурного достояния.

Следует отметить тот факт, что занесение объекта в Список объектов мирового культурного достояния не является своеобразной гарантией его сохранения. Необходимо выделение средств на его консервацию в течение длительного времени. Многие страны используют лишь 30% средств, предназначенных на изыскание объектов, достойных внесения в Список объектов мирового культурного достояния. Необходимо расширение критериев отбора объектов культурного достояния, поскольку сама культура является «живой, изменяющейся тканью». Африканские страны выступают за включение природных объектов в Список объектов мирового культурного достояния. Там, где проводится четкая разграничительная линия между объектами природного и культурного достояния, возникают неразрешимые проблемы. Так, например, в африканских странах природное наследие является базовой основой культурного наследия.

В 1980-1990-е годы особое внимание было обращено на проблему сохранения устных традиций фольклора, ремесел, обычаев и нравов, то есть традиционной и народной культуры в условиях современного мира. По инициативе ЮНЕСКО в 1996 году была создана программа сохранения «живых гуманитарных сокровищ» на основе японского опыта.

Новая категория мирового культурного наследия – это культурный пейзаж. В качестве примера могут служить сады д'Арангуэз в Испании, Центральный парк в Нью-Йорке. Культурный пейзаж – это природа, возделанная руками человека. Культурный пейзаж, по мнению экспертов ЮНЕСКО, не в меньшей степени нуждается в сохранении, чем объекты культурного достояния или природный ландшафт. Основная роль в защите и сохранении культурного достояния должна принадлежать странам, на территории которых находятся объекты, представляющие культурную ценность. ЮНЕСКО берет на себя обязанность по осуществлению юридической защиты этих объектов, оказанию экспертной оценки и информационной поддержки, а также материальной помощи. Состояние охраняемых объектов значительно лучше в промышленно развитых странах. В странах, испытывающих значительные экономические трудности или находящихся в состоянии военных конфликтов, объекты культурного достояния незащищены.

Сегодня Международная конвенция 1972 года нуждается в определенной корректировке и дополнениях. Прежде всего необходимо расширить само понятие «мировое культурное наследие», подчеркнув его культурную и природную составляющие.

Решение проблемы защиты как природных памятников, так и памятников истории и культуры практически невозможно без учета глобализационных процессов, происходящих в современном мире. Не следует недооценивать роль рынка в деле сохранения мирового культурного достояния. Природные и культурные памятники подвержены воздействию природных катаклизмов (пожарам, наводнениям, землетрясениям и т.д.), экологических и экономических проблем (промышленное загрязнение окружающей среды, массовый туризм). Если в 1950 году было 25 млн. посещений зарубежных стран в качестве туристов, то в 1996 году эта цифра уже составила 600 млн. Предполагается, что в 2010 году она превысит 937 млн. посещений. Внутренний туризм, то есть туристические поездки внутри страны, как правило, превышают в 10 раз внешний туризм. Ежегодно число туристических поездок возрастает на 10%. В 1995 году доходы от туризма в развивающихся странах превысили в два раза сумму поступлений от финансовых организаций на их развитие. С одной стороны, массовый характер современного туризма вредит состоянию памятников культуры, с другой стороны, воспитывает в людях более бережное к ним отношение.

Сегодня Список объектов культурного достояния насчитывает 600 наименований. Через несколько десятилетий предполагается, что он расширится до 1000-1500 наименований. С каждым годом объекты отбираются с все большей тщательностью. Критерии отбора выработаны Комитетом мирового культурного достояния.

С целью сохранения объектов культурного достояния ЮНЕСКО организует международные культурные проекты, цель которых – популяризация памятников истории и культуры. Одним из таких проектов стал проект «Мир майя», знакомящий с культурой и цивилизацией майя.

Е.Яценко

4. Охрана культурного наследия: международный опыт

В 1999 году представители 100 стран подписали Протокол Гаагской конвенции, в котором особое внимание уделяется защите культурного наследия от стихийных бедствий. Все 100 стран обязались провести инвентаризацию культурных объектов, составить предварительный детальный план и определить необходимые средства борьбы со стихией. Кроме того, должны быть названы конкретные властные структуры, на которые возлагается ответственность за сохранность культурного наследия в момент катастрофы.

Во II Протоколе Гаагской конвенции подробно описан алгоритм обращения с памятниками культуры в зоне военных действий.

1) Решение об атаке на памятник культуры в каждом конкретном случае принимает офицер рангом не ниже командира батальона.

2) На оккупированных территориях запрещается незаконное перемещение предметов культурного наследия или их вывоз.

3) Администрация оккупирующего государства несет ответственность за состояние и сохранение культурного наследия.

Вводится обязательный список объектов, которые должны особенно тщательно охраняться, составляемый специальным органом – Комитетом охраны культурных ценностей. Подписавшие Конвенцию и ее II Протокол стороны берут на себя ответственность в соответствии с национальным законодательством преследовать и карать нарушителей Конвенции. В случае если государство не предпринимает подобных действий по отношению к нарушителю, оно обязано применить к нему процедуру экстрадиции.

Многочисленные природные катаклизмы, пожары, акты вандализма в 1980-е годы принципиально изменили подход к проблеме сохранения культурного наследия. Под патронажем ООН была создана специальная организация – International Decade for Natural Disaster Reduction (1990-2000 годы; IDNDR). Ее целью является мониторинг и разработка программ помощи, в том числе и в деле спасения памятников культуры, которым угрожает опасность. Особое внимание уделяется стратегическому планированию спасательных работ на территориях, где чаще всего случаются природные катастрофы. IDNDR стремится наладить контакты между различными международными и национальными организациями и службами, позволяющие обеспечить максимально эффективное взаимодействие. Землетрясение в Армении, пожары в английских замках Хэмптон Корт и Виндзор и венском Ходэбурге показали организационную беспомощность и отсутствие специально подготовленных служб, которые могли бы немедленно включиться в проведение спасательных работ, а также полную несостоятельность уже существующих структур. За последние 10 лет в мире было проведено множество семинаров и конференций по проблеме охраны культурного наследия. В результате специалисты пришли к выводу, что для спасения объектов культуры необходимы не просто совместные усилия пожарных, организаций гражданской обороны, полиции, местного самоуправления, общественных организаций, но их осознанное взаимодействие. Было предложено сформировать из представителей вышеперечисленных организаций и служб особые подразделения спасателей. Реставраторы, сотрудники музеев, архивов, библиотек в США, Канаде и многих европейских странах уже активно сотрудничают с пожарными, полицейскими, отрядами гражданской обороны.

В США Federal Emergency Management Agency (FEMA), отвечающее за подготовку к природным катаклизмам и ликвидацию их последствий, инициировало (в 1995 году) создание National Task Force on Emergency Response. Эта организация, сотрудничающая с федеральными агентствами и национальными службами, представляет собой специализированный центр по сбору информации, разработке и осуществлению обучающих программ. В частности, одним из ее партнеров является Institute for Conservation of Historic and Artistic Works (AIC) – самое большое в стране учреждение, занимающееся реставрацией памятников истории и культуры. Результатом совместной работы стала разработка стандартного формуляра, определяющего степень опасности для каждого конкретного объекта, поврежденного в результате катастрофы, а также известного во всем мире документа – «Emergency Response & Salvage Wheel», в доступной форме поясняющего, что следует делать с памятниками, подвергшимися воздействию разрушительных сил. Но самым важным итогом их сотрудничества можно считать совместные ученья пожарных команд и сотрудников музеев, проходящие в условиях, приближенных к реальным. Это может быть, например, эвакуация предметов разной величины и веса из темного, задымленного помещения. Другой вариант учений – заброшенный дом, куда предварительно вносится мебель, ковры, картины и т.п., поджигают, затем огонь тушат пожарные. После этого музейные работники эвакуируют «спасенные» предметы, описывают их в соответствии со стандартом и осуществляют первичные реставрационные работы.

Несколько иначе к рассматриваемой проблеме подошли в Канаде, где в 1993 году была создана организация Disaster Central Organization (DCO), призванная осуществлять всестороннюю помощь во время стихийных бедствий. Она, в частности, сформулировала основные положения, включающие мероприятия по охране объектов культуры, а также конкретные процедуры, в соответствии с которыми должны действовать члены специальных отрядов Response Action Team. DCO поддерживает постоянные контакты с организациями, ответственными за охрану культурного наследия как на локальном, так и на международном уровне.

В 1996 году в Квебеке прошла конференция, на которой обсуждалась степень готовности национальных служб к решительным действиям по спасению объектов культуры в условиях стихийного бедствия. В итоге была создана специальная межведомственная комиссия – Interdepartamental Committee on Risk Preparedness, объединившая главные национальные институты, задачей которых является пожарная охрана, обеспечение безопасности и т.п.

DCO разработала также стандарты обеспечения безопасности музейных экспонатов, архивных материалов, библиотечных собраний.

Актуальность комплексного подхода к проблеме охраны культурного наследия обсуждалась на международном конгрессе «Cultural Heritage at Risk», организованном в 1999 году под эгидой ЮНЕСКО.

В принятой на нем резолюции государства-члены ЮНИСЕФ призывались:

• активно включиться в работу по защите памятников истории и культуры от последствий стихийных действий, как на национальном, так и на международном уровне;

• внести поправки в национальное законодательство в соответствии с Гаагской конвенцией и ее Протоколом.

Для усиления координации работы стран-членов ЮНИСЕФ при этой организации был создан рабочий комитет «Культурное наследие в опасности», первое заседание которого состоялось в феврале 2000 года.

Говоря об изменениях в международной системе охраны культурных ценностей, нельзя не вспомнить о деятельности столь значительной организации, какой является ICCROM, расположенная в Риме. Сюда уже много лет стекается со всего мира информация об уничтоженных или находящихся в опасности памятниках культуры. Прежде всего, эта организация занимается проблемой компенсации ущерба, нанесенного землетрясениями. Квинтэссенцией опыта, накопленного ICCROM, является книга Герберта Стовела (Herbert Stovel) «Risk Preparedness: Manual for World Cultural Heritage». Трагедии в Умбрии и Ассизи подвигли итальянских ученых на создание компьютерной карты территорий, которым угрожают землетрясения, оползни, наводнения. На конференции, проведенной в Ассизи в 1998 году по инициативе ICOMOS, была принята декларация, многие положения которой могут рассматриваться как руководство к действию по спасению памятников культуры в период стихийных бедствий.

Осмысление проблемы в глобальных категориях подтолкнуло международные организации (ICA, ICOMOS, ICOM, IFLA) к созданию Международного комитета «Голубой щит».

Его задачей является формирование национальных комитетов, которые объединяли бы специалистов в области охраны и реставрации памятников культуры, готовых в любой момент прийти на помощь пострадавшим объектам, как в собственной стране, так и за ее пределами. Кроме того, «Голубой щит» должен выполнять функции методического центра, аккумулирующего и популяризирующего международный опыт. Однако пока этот комитет находится в стадии становления и не может работать в полную силу.

Ochrona zabytkow (Польша). – 2000. – №4. – S. 355-359.

Н.Гусейнова




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.