КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Формы проявления девиантного поведения
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Алкоголизм – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей деградацией личности. Причин алкоголизма довольно много: стремление избавиться от чувства тревожности, самоконтроля, застенчивости и зависимости от взрослых. Важную роль играют стремление к экспериментированию, желание казаться взрослым и, естественно, отрицательный пример родителей. Алкоголизм в первую очередь отрицательно влияет на физическое здоровье ребенка, способствует нарушению связей ребенка с положительной микросредой, благоприятствует вовлечению его в среду с высоким уровнем алкоголизации и появлению зависимости от жестких групповых норм данной среды. Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. Помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает вовлечение детей в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать все боле серьезные правонарушения. Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения детей. Детская агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей. Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имеющие возможность свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жесткость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки. Обычно акты жестокости совершаются в группе, когда роль каждого при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется.
Суицидальный синдром, психические расстройства особенно часто и активно начинают проявляться в подростковый период, когда ребенок сталкивается со множеством проблем, которые он не в силах решить. Период полового развития провоцирует выявлению ранее скрытой патологии, подросток становится более восприимчивым, эмоциональным, да и сам пуберат может стать причиной патогенных изменений в психическом состоянии ребенка.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии. Можно выделить основные факторы, обуславливающие девиантное поведение несовершеннолетних: 1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. 2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера. 3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в социализации ребенка с накоплением негативного опыта. 4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство. 5. Морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества. Итак, девиантное поведение – нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался и в то же время язык общения с социумом, когда другие способы общения исчерпали себя или недоступны.
Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Совпадают и способствующие девиантному поведению факторы (школьные трудности, травматические жизненные ситуации, влияние девиантной личности или группы). Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными являются локус контроля и уровень самоуважения. Связь девиантного поведения и пониженного самоуважения самая прямая. Люди, страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Связь всех форм девиантного поведения и пониженного самоуважения объясняется: девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлеченный в него индивид невольно разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам; участвуя в антисоциальных группах подросток пытается повысить свой статус среди свестников, найти уважение; при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует его повышению; на самоуважение оказывают влияние и другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется. У большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными и с возрастом самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение. Однако у некоторых детей этого не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками. Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения. Девиантное поведение всегда вначале бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам он не может этого сделать. Это отражается на его самосознании и толкает на поиск в других направлениях. Важнейший фактор такого развития – девиантные сверстники. Наличие девиантной группы: 1) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; 2) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; 3) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.
Роль родителей и педагогов в жизни ребенка велика. Их главной задачей является предотвращение девиантного поведения ребенка. С этой целью практике распространены две технологии работы с детьми: профилактическая и реабилитационная. IV. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения. Под профилактикой в педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: предотвращение физических, психологических и социокультурных обстоятельств; сохранение, поддержание нормального уровня жизни и здоровья ребенка; содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. В профилактических технологиях можно выделить: информационный подход – информирование несовершеннолетних о их правах и обязанностях, предъявляемых государством и обществом, через средства СМИ. социально-профилактический подход – выявление, устранение и нейтрализация причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. медико-биологический подход – предупреждение возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями. социально-педагогический подход - восстановление или коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности. Реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Следует различать следующие виды реабилитации: медицинская, направленная на восстановление утраченной функции организма; психологическая, которая имеет своей целью преодоление в сознании ребенка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности; профессиональная предусматривает обучение подростка доступным для него формам труда;
бытовая имеет в виду предоставление нормальных условий жизни ребенку; социальная – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде; социально-экономическая – комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его прав. социально-педагогическая – система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка. Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется в специализированных учреждениях, называемых реабилитационными центрами. Вопросы для самоконтроля и задания:
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |