Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Удовлетворение его желаний




Развитие личности дошкольника

Именно в дошкольный период происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная, волевая и мотивационная сферы и самосознание.

а) Эмоционально-волевая сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспы­шек и конфликтов по незначительным поводам. Но это не значит, что его жизнь теряет эмоциональную насыщенность. Просто происходит перестройка побуждений, теперь ребенок имеет желания (мотивы) не только связанные с непосредственными ситуацией и предметами, а и с представляемыми предметами, желаниями в «идеальном» плане.

ð эмоции + представления = предвосхищение действий ребенка,

Это механизм эмоционального предвосхищения (А.В. Запорожец), который ложится в основу эмоциональной регуляции действий ребенка. Ещё благодаря этому механизму можно формировать поведение ребенка, одобряемое, полезное (вызвать положительные эмоции результатом действия). В этом возрасте аффект смещается с конца деятельности к началу.

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Меняется и структура эмоциональных процессов. Если в раннем возрасте – это только вегетативные и моторные реакции, то теперь + сложные формы восприятия, образное мышления, воображения. Переживания становятся сложнее, глубже. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.

Расширяется круг эмоций, появляется сочувствие, сопереживание (что важно для совместной деятельности). Формиру­ются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Все, во что включается дошкольник, любая деятельность является эмоционально насыщенной, но эмоциональные процессы становятся более уравнове­шенными.

б) Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирую­щимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мо­тивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и за­тем последовательно развивается. Именно с этими измене­ниями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

В раннем возрасте все желания были одинаково сильны и напряженны. Эти желания становились мотивами, которые побуждали и направляли поведение, определяли поведение цепь развертывающихся немедленно действий.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравни­тельно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привле­кательный предмет (побудить непосредственное побуждение). Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограни­чителей». Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Тре­бовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вред­но, так как они не выполняются, а ряд неисполненных за­верений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым ока­зывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие на­дежды.

Регулировать свое поведение дошкольнику помогает об­раз другого человека (взрослого, других детей).

Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, конт­ролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития пла­на представлений, он начинает сдерживаться при вообража­емом контроле.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые си­стемы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирую­щейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успе­ха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с ус­ваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мо­тивация достижения.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка – мотивы, присущие ребенку приобретают от­носительную устойчивость, среди них выделяются домини­рующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Но эта система, иерархия нестабильна, устойчивость происходит в школьном, подростковом возрасте.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, при­нятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зре­ния норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, появляются этические переживания. ð произвольность поведения. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступ­ки — других детей или литературных героев, не умея оце­нить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отноше­ния к разным персонажам, глобально оценивает их как хо­роших или плохих. Постепенно эмоциональное отношение и этическая оцен­ка начинают дифференцироваться.

в) Развитие самосознанияи самооценки. Самосознание формируется к концу дошкольного возра­ста благодаря интенсивному интеллектуальному и личнос­тному развитию, оно обычно считается центральным ново­образованием дошкольного детства. В целом самооценка дошкольника очень высока, но это помогает ему осваивать новые виды деятельности, без страха и сомнения включаться в занятия.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Самооценка практически всегда совпадает с внешней оценкой (оценкой близких людей).

5 лет – оценивая практические умения, ребенок преувеличивает свои достижения;

6 лет – сохраняется завышенная самооценка (но уже хвалят себя не так открыто, обосновано);

7 лет – самооценка умений становится более адекватной: «я не умею кататься на велосипеде». Развивается способность мотивировать самооценку. К концу дошкольного возраста складывается пра­вильная дифференцированная самооценка, самокритич­ность. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оце­нивать самого себя.

Развитие самооценки и самосознания зависит от особенностей семейного воспитания:

- родители уделяют много времени ребенку à точные представления о себе;

- требование послушания, отрицательная оценка ребенка à низкая самооценка;

- гиперопека ребенка, захваливание, дарение подарков à завышенная самооценка.

О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не впи­сывается в систему этих отношений. Его самооценка поэто­му практически всегда совпадает с внешней оценкой, преж­де всего — оценкой близких взрослых.

Усвоение норм предполагает:

а) ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;

б) у ребенка в практике общения с другими людьми вы­рабатываются привычки поведения;

в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

Появляется осознание себя во времени, личное сознание (к 6-7 годам).

Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы. Происходит половая идентификация: стиль поведения, специфические игры.


Приложение 1

Корней Чуковский «От двух до пяти»

ОТ АВТОРА Это было давно. Я жил на даче у самого моря. Перед моими окнами нагорячем песке Сестрорецкого пляжа копошилось несметное количество малыхдетей под надзором бабушек и нянек. Я только что оправился после долгойболезни и по предписанию врача был обречен на безделье. Слоняясь с утра довечера по чудесному пляжу, я вскоре сблизился со всей детворой, да и онапривыкла ко мне. Мы строили из песка неприступные крепости, спускали наводу бумажные флоты. Вокруг меня, ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. Напервых порах она просто забавляла меня, но мало-помалу я пришел кубеждению, что, прекрасная сама по себе, она имеет высокую научнуюценность, так как, исследуя ее, мы тем самым вскрываем причудливыезакономерности детского мышления, детской психики. С тех пор прошло лет сорок - даже больше. В течение всего этогодолгого срока я ни разу не расставался с детьми: сначала мне представиласьвозможность наблюдать духовное развитие своих собственных малолетних детей,а потом - своих внуков и - многочисленных правнуков. И все же я не мог бы написать эту книгу, если бы не дружная помощьчитателей. Уже много лет из недели в неделю, из месяца в месяц почтальоныприносят мне множество писем, где бабки, матери, деды, отцы малышейсообщают свои наблюдения над ними, над их поступками, играми, разговорами,песнями. Пишут домашние хозяйки, пенсионеры, спортсмены, рабочие, инвалиды,военные, актеры, дипломаты, художники, инженеры, зоотехники, воспитателидетских садов, - и можно себе представить, с каким интересом (и с какойблагодарностью!) я вчитываюсь в эти драгоценные письма. Если бы я могобнародовать весь имеющийся у меня материал, собранный в течение сорока счем-то лет, получилось бы по крайней мере десять - двенадцать томов. Как и всякий фольклорист-собиратель, заинтересованный в научнойдостоверности своего материала, я считаю себя обязанным документироватькаждое детское слово, каждую детскую фразу, сообщенную мне в этих письмах,и очень жалею, что отсутствие места не дает мне возможности назвать поименам всех друзей моей книги, делящихся со мною своими наблюдениями,мыслями, сведениями. Но я бережно сохраняю все письма, так что почти у каждого речениядетей, приводимого мною на этих страницах, есть паспорт... Широкие читательские массы отнеслись к моей книге с горячимсочувствием. Достаточно сказать, что в одном только 1958 году книга вышла вдвух разных издательствах в количестве 400 000 экземпляров и в течениенескольких дней разошлась вся без остатка: так жадно стремятся советскиелюди изучить и осмыслить все еще мало изученную психику своих Игорей,Володей, Наташ и Светлан. Это налагает на меня большую ответственность. Поэтому для каждогонового издания книги я перечитываю снова и снова весь текст, всякий разисправляя и дополняя его. Глава первая ДЕТСКИЙ ЯЗЫК...Но всех чудес прекрасных на земле Чудесней слово первое ребенка. Петр Семынин I. ПРИСЛУШИВАЮСЬ Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее вшутку: - Ты хотела бы быть моей дочкой? Она ответила ему величаво: - Я мамина и больше никовойная. Однажды мы гуляли с ней по взморью, и она впервые в жизни увиделавдали пароход. - Мама, мама, паровоз купается! - пылко закричала она. Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться. С большимудовольствием подслушал я такой диалог: - Мне сам папа сказал... - Мне сама мама сказала... - Но ведь папа самее мамы... Папа гораздо самее. Было приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что отмятных лепешек во рту сквознячок, что женщина-дворник - дворняжка. И весело мне было услышать, как трехлетняя спящая девочка внезапнопробормотала во сне: - Мама, закрой мою заднюю ногу! И очень забавляли меня такие, например, детские речения и возгласы,подслушанные в разное время: - Папа, смотри, как твои брюки нахмурились! - Бабушка! Ты моя лучшая любовница! - Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги! - Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились. - Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять. - Бабушка, ты умрешь? - Умру. - Тебя в яму закопают? - Закопают. - Глубоко? - Глубоко. - Вот когда я буду твою швейную машину вертеть! Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам. - Зачем ты это сделал? - Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее. Старуха рассказала четырехлетнему внуку о страданиях Иисуса Христа:прибили боженьку гвоздями к кресту, а боженька, несмотря на гвозди, воскреси вознесся. - Надо было винтиками! - посочувствовал внук. Дедушка признался, что не умеет пеленать новорожденных. - А как же ты пеленал бабушку, когда она была маленькая? Девочке четырех с половиною лет прочли "Сказку о рыбаке и рыбке". - Вот глупый старик, - возмутилась она, - просил у рыбки то новый дом,то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху. - Как ты смеешь драться? - Ах, мамочка, что же мне делать, если драка так и лезет из меня! - Няня, что это за рай за такой? - А это где яблоки, груши, апельсины, черешни... - Понимаю: рай - это компот. - Тетя, вы за тысячу рублей съели бы дохлую кошку? Басом: - Баба мылом морду моет! - У бабы не морда, у бабы лицо. Пошла поглядела опять. - Нет, все-таки немножечко морда. - Мама, я такая распутница! И показала веревочку, которую удалось ей распутать. - Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона. - Ой, мама, какая прелестная гадость! - Ну, Нюра, довольно, не плачь! - Я плачу не тебе, а тете Симе. - Вы и шишку польете? - Да. - Чтобы выросли шишенята? Окончание "ята" мы, взрослые, присваиваем только живым существам:ягнята, поросята и проч. Но так как для детей и неживое живо, онипользуются этим окончанием чаще, чем мы, и от них всегда можно слышать: - Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие! Сережа двух с половиною лет впервые увидел костер, прыщущий яркимиискрами, захлопал в ладоши и крикнул: - Огонь и огонята! Огонь и огонята! Увидел картину с изображением мадонны: - Мадонна с мадоненком. - Ой, дедуля, киска чихнула! - Почему же ты, Леночка, не сказала кошке: на здоровье? - А кто мне скажет спасибо? Философия искусства: - Я так много пою, что комната делается большая, красивая... - В Анапе жарко, как сесть на примус. - Ты же видишь: я вся босая! - Я встану так рано, что еще поздно будет. - Не туши огонь, а то спать не видать! Мурка: - Послушай, папа, фантазительный рассказ: жила-была лошадь, ее звалилягавая... Но потом ее переназвали, потому что она никого не лягала... Рисует цветы, а вокруг три десятка точек. - Что это? Мухи? - Нет, запах от цветов. - Обо что ты оцарапался? - Об кошку. Ночью будит усталую мать: - Мама, мама, если добрый лев встретит знакомую жирафу, он ее съестили нет? - Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато! Лялечку побрызгали духами: Я вся такая пахлая, Я вся такая духлая. И вертится у зеркала. - Я, мамочка, красавлюсь! - Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы - и сейчас же за книгу.А мама - барыня какая! - сразу стирать начала. Все семейство поджидало почтальона. И вот он появился у самой калитки.Варя, двух с половиной лет, первая заметила его. - Почтаник, почтаник идет! - радостно возвестила она. Хвастают, сидя рядом на стульчиках: - Моя бабушка ругается все: черт, черт, черт, черт. - А моя бабушка все ругается: гошподи, гошподи, гошподи, гошподи! Юра с гордостью думал, что у него самая толстая няня. Вдруг напрогулке в парке он встретил еще более толстую. - Эта тетя заднее тебя, - укоризненно сказал он своей няне. Замечательное детское слово услышал я когда-то на даче под Питером водин пасмурный майский день. Я зажег для детей костер. Издали солидноподползла двухлетняя соседская девочка: - Это всехный огонь? - Всехный, всехный! Подходи, не бойся! Слово показалось мне таким выразительным, что в первую минуту я,помнится, был готов пожалеть, почему оно не сделалось "всехным", не вошлово "всехный" обиход и не вытеснило нашего "взрослого" слова "всеобщий". Я как вижу уличный плакат: ВСЕХНАЯ РАБОТА НА ВСЕХНОЙ ЗЕМЛЕ ВО ИМЯ ВСЕХНОГО СЧАСТЬЯ! Так же велика выразительность детского слова сердитки. ТрехлетняяТаня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала: - Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки! И что может быть экспрессивнее отличного детского слова смеяние,означающего многократный и длительный смех. - Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния. Трехлетняя Ната: - Спой мне, мама, баюльную песню! "Баюльная песня" (от глагола "баюкать") - превосходное, звучное слово,более понятное детям, чем "колыбельная песня", так как в современном бытуколыбели давно уже сделались редкостью. Повторяю: вначале эти речения детей казались мне просто забавными, номало-помалу для меня, благодаря им, уяснились многие высокие качествадетского разума.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.