КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 21 страницаморфизма от сенсорного сигнала к сигналу перцептивному совер- шается в направлении роста коэффициента константности, кото- рый на уровне интегрального метрического инварианта, отвечаю- щего максимально развернутой перцептивной структуре, достигает равенства единице. На этой верхней границе перцептивного уровня общий фон сенсорного пространства, составляющий универсальную <сцену> для отдельных объектов и событий, наполняется макси- мально индивидуализированным содержанием, которое реализует изображение конкретных объектов-участников перцептивного <спектакля> в предельно реалистическом жанре, доведенном до конгруэнтности. Произведенный анализ приводит к выводу, что сенсорно-пер- цептивная граница представляет собой не жесткую демаркацион- ную линию, а многоуровневую полосу иерархического информаци- онного спектра частных форм изоморфизма. Этот вывод относится, однако, к процессу поэтапного преобразования сенсорного сигна- ла в перцептивный входе актуального перцептогенеза, т. е. в ди- намике становления каждого отдельного акта восприятия. Дальнейший анализ структурных взаимоотношений между ощу- щением и восприятием и тех границ, которые одновременно и раз- деляют и соединяют эти соседние формы первичных образов, тре- бует соотнести выявленную закономерность поэтапной динамики перцептогенеза с закономерностью онтогенеза сенсорно-перцептив- ных процессов. Такое соотнесение может выявить меру общности сделанного вывода. Поскольку иерархия уровней изоморфизма как общего прин- ципа организации сигналов является главным фактором, детерми- нирующим фазовое становление отдельного перцепта, есть основа- ния ожидать, что стадиальная динамика онтогенетического разви- тия пространственных компонентов восприятия также, по крайней мере в ее основных чертах, должна определяться теми же иерар- хическими отношениями внутри информационного спектра.
Результаты обширного и длительного экспериментального исследования онто- генеза пространственных восприятии и представлений, произведенного Ж. Пиаже, дают возможность произвести прямое сопоставление фаз динамики перцепто- генеза с выявленной динамикой онтогенеза пространственного восприятия и по- лучить достаточно четкий ответ на вопрос об их соотношении. Констатируя тот.факт, что исторически процесс развития математических знаний о пространстве продвигался от метрической геометрии через геометрию проективную к топологии, и указывая, что логический порядок отношений общ- ности пространственных свойств является обратным (т. е. топологические свой- ства пространства как наиболее общие лежат в основании всех остальных,
а метрические свойства являются самыми частными), Пиаже ставит вопрос о том, какой из этих двух последовательностей соответствует онтогенетический порядок формирования соответствующих компонентов восприятия. Результаты исследований, предпринятых для получения ответа на этот вопрос, вполне опре- деленно свидетельствуют, что онтогенетическая стадиальность развития простран- ственных компонентов восприятия отвечает не исторической последовательности развития геометрических знаний, а логической иерархии отношений общности пространственных свойств. Так, эксперименты показали, что в возрасте около 3-4 лет ребенок разли- чает предметы на базе топологических признаков, дифференцируя замкнутую фи- гуру от открытой, предмет, обладающий отверстием, от предмета сплошного. Отличить же криволинейные фигуры от прямолинейных и разные фигуры каж- дого из этих типов ребенок в этом возрасте, как правило, не может." Тот са- мый ребенок, который легко отличает открытый круг от замкнутого, не способен отличить замкнутый круг от замкнутых же, но прямолинейных фигур, например квадратов или ромбов. Бросается в глаза структурная общность этой стадии онтогенеза пространст- венного восприятия с той фазой перцептогенеза, которая характеризуется неопре- деленностью (аморфностью) формы и ее мерцанием, когда круг, квадрат, ромб и другие замкнутые фигуры переходят друг в друга. Поскольку круг, квадрат и ромб - топологически инвариантные фигуры, а частные формы топологических инвариантов как на рассматриваемой стадии онтогенеза, так и на соответствующей ей фазе перцептогенеза адекватно не воспроизводятся в образе, есть, по-видимому, достаточные основания заклю- чить, что феноменологическое структурно-пространственное родство эквивалент- ных друг другу этапов онтогенеза восприятия и перцептогенеза детерминируется их совместной принадлежностью к уровню топологического изоморфизма. Отсутствующая на этой стадии онтогенеза способность четко отличать прямо- линейные фигуры от криволинейных проявляется значительно позднее - в возрас- те примерно после 7 лет. Экспериментальные данные Пиаже показывают, что до перехода на эту стадию ребенок не может выполнить такого, казалось бы, про- стого задания, как расстановка вертикально стоящих столбиков в виде линии те- леграфных столбов, стоящих вдоль прямой дороти. Появляющееся на послетопологической стадии онтогенеза инвариантное вос- произведение прямолинейности, как и дифференциация резких сдвигов кривизны и выделение прямых линий на соответствующей фазе перцептогенеза, обнаружи- вая структурную эквивалентность. по самому составу пространственных пара- метров, адекватно отражаемых в образах, также, по-видимому, детерминируется их принадлежностью к уровню проективного изоморфизма. Хотя Пиаже, указывая на постепенность и стадиальность развития форм пространственных восприятий и представлений, не определяет четких временных границ между проекционной стадией онтогенеза и его дальнейшими, более част- ными этапами, самый ход его экспериментального анализа и полученный фак- тический материал выявляют глубокое родство между стадиями онтогенеза и фа- зами перцептогенеза и на следующих этапах обоих процессов, имеющих общую логику развития, но различный масштаб временной развернутости. Так, вслед за экспериментальным анализом перцептивного отображения про- ективных отношений, наиболее полно выраженного в восприятии ребенком пер- спективы, Пиаже переходит к исследованию той стадии пространственно-перцеп- тивного развития, на которой в восприятии сохраняются отношения параллель- ности линий при изменениях их длин и углов между ними. В этих "эксперимен- тах ребенку предъявлялось устройство, представляющее собой совокупность взаимосвязанных ромбов, форма которых меняется при раздвигании концов кон- струкции (по типу ножниц), но параллельность сторон которых сохраняется. Испытуемый должен фиксировать пространственно-структурные изменения этой конструкции по мере раздвижения концов, т. е. воспроизвести сохранность па- раллельности сторон- ромбов при изменении углов между ними. Эту стадию вос-
" См.: Ф л е и в ел л Д. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967, с. 428. См. там же, с. 430. " См. там же.
приятия Пиаже описывает как промежуточную между проективной и метриче- ской и рассматривает ее как проявление аффинного преобразования. На следующем этапе исследования ребенок решал перцептивную задачу по- строения четырехугольников и треугольников, имеющих ту же форму, что и предъявляемая ему модель, но разных по размерам. Этот уровень восприя- тия Пиаже, естественно, относит к геометрическому подобию. В результате исследования этих двух форм Пиаже приходит к выводу, что воспроизведение параллельности, углов и форм постепенно приобретается в среднем, детском воз- расте. Поскольку Пиаже, опираясь на логику геометрических отношений, прямо относит эти две стадии к уровням аффинных преобразований и преобразований подобия, легко видеть, насколько близко эти стадии онтогенеза восприятия про- странства соответствуют описанным выше фазам перцептогенеза, реализующим сначала грубое воспроизведение общей формы при возможных нарушениях углов и пропорций (аффинный уровень), а затем и адекватное воспроизведение формы (уровень изоморфизма подобия). И наконец, последний этап исследований Пиаже относится к той стадии он- тогенеза восприятия, на которой осуществляется перцептивное сохранение длин, площадей, объемов. Поскольку во всех этих вариантах требуется воспроизведе- ние расстояний, это есть уровень сохранения метрических отношений, которые у Пиаже фигурируют под термином <евклидова геометрия>." Анализируя и обобщая результаты своих исследований, Пиаже многократно подчеркивает, что вопреки непосредственному впечатлению об исходном харак- тере отражения таких, как бы лежащих на поверхности и поэтому <знакомых> пространственных свойств, как углы, форма, совокупность расстояний между ее отдельными элементами, инвариантное воспроизведение этих свойств является не начальным, а заключительным пунктом онтогенеза знаний о пространстве.
Таким образом, экспериментальный анализ онтогенеза прост- ранственных компонентов перцепции, произведенный Пиаже со- вершенно безотносительно к психологической задаче соотнесения с фазовой динамикой перцептогенеза и к общетеоретической задаче соотнесения с иерархией форм изоморфизма, привел к выявлению стадиальности, продвигающейся от топологии через проективные и аффинные свойства к отношениям подобия и метрическим отно- шениям. Такое совпадение независимо друг от друга полученных экс- периментальных результатов, обнаруживающее единую направлен- ность становления пространственных компонентов в фазах акту- ального перцептогенеза и в стадиях онтогенеза, дает надежное основание для заключительного вывода о том, что обе эмпириче- ские закономерности генезиса восприятия (и в отдельном его акте, и в онтогенезе) имеют единую детерминацию- Ее сущность состоит в том, что переход от сенсорных сигналов к сигналам перцептив- ным и пограничные линии между отдельными этапами этого пере- хода как в стадиях онтогенеза, так и в фазах перцептогенеза опре- деляются иерархическими отношениями пространственных компо- нентов в информационном спектре частных форм изоморфизма как
" Этот термин Пиаже здесь употребляет неудачно, поскольку уровни подо- бия, аффинный, проективный и топологический уже в исходном случае отно- сятся к пространству с нулевой кривизной, т. е. основаны на евклидовой гео- метрии. " См.: Флейвелл Д. Указ. соч., с. 432.
общего принципа упорядоченности сигнала относительно его ис- точника. В обоих генетических рядах совершается поэтапное продви- жение от структуры сенсорного сигнала как парциального метри- ческого инварианта, сохраняющего лишь внешнюю метрику (т. е. метрику пространственного фона), через всю многоуровневую матрицу форм изоморфизма, которые определяют стадиальность развертывания внутренней метрики, вплоть до максимально адек- ватной собственно перцептивной структуры, представляющей инте- гральный метрический инвариант. Однако все промежуточные этапы этого сенсорно-перцептив- ного перехода, как и заключительный этап интегральной метриче- ской инвариантности, проанализированы в обоих генетических ря- дах лишь частично. Как фазы перцептогенеза, так и стадии онто- генеза пространственных компонентов восприятия представлены в этом анализе не как самостоятельные и специальные объекты рассмотрения, которые требуют учета всего перечня основных па- раметров и их взаимосвязей на каждой из стадий, а лишь как эта- пы развертывания образа. Исходя из этого, каждая фаза охарак- теризована по существу именно как этап развития, и в ней выде- лены из общего перечня параметров только те, которые воплощают ее специфику и переход от предшествующего этапа к последую- щему. Дальнейший анализ требует тщательно рассмотреть каждый из этапов в отдельности. Для такого анализа необходимо выделить критерии полноты набора основных характеристик каждой из ста- дий. Однако нестабильность, вытекающая именно из переходного характера промежуточных этапов сенсорно-перцептивного генезиса, вызывает трудности в определении таких критериев. Стабильность, определяемая максимальной инвариантностью, достигается на заключительном этапе становления перцепта. Устойчивость доведена здесь <до упора> самим фактом полной конгруэнтности интегрального метрического инварианта своему объекту. Но интегральность инвариантного воспроизведения струк- туры объекта содержит в себе вместе с тем искомые критерии пол- ноты набора основных эмпирических параметров перцепта: соот- ношение всех основных параметров образа на каждой из стадий его генезиса и характеристики пограничных линий сенсорно-перцеп- тивного перехода смогут выступить в своей полноте, взятые не только со стороны их отношения к нижнему, сенсорному уровню, но и ко всей структуре того верхнего, собственно перцептивного уровня, на котором развертывание образа достигает максимальной завершенности. Заключительный этап генезиса дает ключ к понима- нию его промежуточных стадий, подобно тому как, согласно К. Марксу, ключ к анатомии обезьяны-в анатомии человека. Исходя из этой логики произведенный анализ переходных форм сенсорно-перцептивного диапазона составляет необходимую пред- посылку рассмотрения собственно перцептивных первичных обра- зов. Однако более полно переходные этапы и пограничные линии
между ними могут быть рассмотрены после того, как будет про- анализирована структура максимально точной, адекватной объ- екту формы восприятия, заведомо находящейся выше сенсорно-пер- цептивной границы. Эмпирическое описание и теоретический ана- лиз перцептивного образа внутри диапазона метрической инвари- антности составляет содержание следующего этапа анализа.
ГЛАВА IV
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ОБРАЗЫ В ДИАПАЗОНЕ ИХ МАКСИМАЛЬНОЙ АДЕКВАТНОСТИ
1. Основные эмпирические характеристики перцеп- тивного образа в диапазоне его максимальной адекватности.
Исходным пунктом анализа максимально адекватных образов восприятия, заведомо относящихся к собственно перцептивной сто- роне сенсорно-перцептивной границы, как и при рассмотрении всех более элементарных видов сигналов, является составление перечня их основных эмпирических характеристик. Из-за отсутствия единой теории перцептивных процессов свой- ства и параметры восприятия до недавнего времени исследовались в экспериментальной психологии под углом зрения самых разных теоретических и прикладных задач. Поэтому имеющийся в этой области обширный фактический материал очень фрагментарен и разрознен. Систематизировать этот материал и выделить в нем фундаментальные, определяющие характеристики очень трудно, так как нет чётких критериев отбора искомых основных феноменов и параметров. В контексте настоящего исследования образы восприятия, отно- сящиеся к диапазону максимальной полноты и адекватности, рас- генеза сенсорно-перцептивных актов. Поскольку проанализирован- ные в предшествующей главе этапы и структурные уровни этого генеза являются в собственном смысле переходными, сопоставление с ними не может обеспечить определенности и надежности крите- риев отбора основных характеристик стабильных и предельно аде- кватных перцептивных образов. Поэтому составление исходного перечня основных свойств и параметров образов, относящихся кэто- му диапазону, целесообразно произвести на основе сопоставления с характеристиками элементарных сенсорных образов, которые в силу их расположения у границы, отделяющей сигналы с мини- мумом психической организации от нервных сигналов, обладают достаточной структурной определенностью. Такое сопоставление, опускающее все промежуточные формы, именно в силу расположе- ния сравниваемых форм у противоположных краев сенсорно-пер-
цептивного диапазона, обещает, по-видимому, выделение четких критериев в различении структурных характеристик исходных сен- сорных и собственно перцептивных форм первичных образов. Во второй главе данной части был приведен перечень основных эмпирических характеристик простейших сигналов-ощущений (см. схему 3). Поскольку элементарные ощущения входят как компо- ненты в структуру интегральных перцептивных образов, описанные во второй главе пространственно-временные, модальные и интен- сивностные характеристики сохраняются в качестве базальных и в наборе основных свойств образов восприятия. -Составляя перечень основных эмпирических характеристик перцептивного образа, нужно -выяснить, какими характеристиками необходимо дополнить исходный перечень, чтобы получить набор свойств, достаточно полно описывающих перцептивные образы в диапазоне их максимальной адекватности объекту. Решение это- го вопроса отчетливо разбивается на два этапа. Первый из них - необходимые уточнения и дополнения тех характеристик, которые уже содержатся в списке основных свойств ощущений. Второй - выяснение тех свойств и параметров, которые не входили в список - основных характеристик ощущения, но, будучи исследованными именно в связи со спецификой перцептивных образов, должны быть введены в составляемый перечень на данном этапе анализа.
Пространственно-временная структура восприятия
Первой суммарной характеристикой ощущения, как было по- казано,.является его простр.анственно-временная структура, кото- рая, будучи наиболее общим -свойством любого сигнала, сохраняет свое исходное месТой в настоящем перечне. На уровне ощущений эта структуравключаёт в качестве своего корневого единого про- странственно-временного компонента воспроизведение перемещения (изменейГия координаты объекта с течением времени). В ее собст- венно пространственную ветку входит отображение стабильной ко- ординаты, расстояния и направления (проекция), а в ее собственно временную ветку входит отображение одновременности, последо- вательности и длительности (см. схему 2). При анализе характеристик элементарного ощущения было показано, что адекватное воспроизведение меняющейся во време- ни и, в частном случае, стабильной координаты воспринимаемого объекта представляет собой инвариантное отображение его внеш- ней метрики, т. е. метрики того трехмерного пространственного фо- на или поля, в котором данный объект занимает определенное по- ложение. На уровне элементарного, лишь выступающего над поро- гом сенсорного сигнала его объект-источник представлен в адек- ватно воспроизведенным трехмерном пространстве по существу как материальная точка, имеющая в этом поле в пределе одну общую координату. Тем самым на простейшем сенсорном уровне <прост- ранственность> ощущения, как ее называл П. Мюллер, поскольку
она не затрагивает внутренней метрики объекта, не воспроизводит и его собственной трехмерности. Весь процесс стадиального перехода от сенсорного образа к пер- цептивному, как было показано в главе третьей данной части, пред- ставляет собой поэтапное развертывание образа внутренней струк- туры объекта, которое на собственно перцептивном уровне дово- дится, по-видимому, до максимальной адекватности. Исходя из этого, естественно ожидать, что экспериментальный материал исследований максимально адекватных перцептивных образов содержит факты, характеризующие воспроизведение соб- ственной пространственной трехмерности воспринимаемого объек- та. Такие факты в экспериментальной психологии обоих основных видов собственно перцепции-зрения и осязания-действительно имеются. Поскольку отображение трехмерной внутренней струк- туры воспринимаемого объекта непосредственно примыкает к вос- произведению трехмерности внешнего пространства, представляя его продолжение и более частную форму, целесообразно привести ее характеристики как первое дополнение к приведенному перечню компонентов пространственно-временной структуры в качестве вто- рого параметра его пространственной ветви. В области зрительной перцепции таким хорошо известным фе- номеном, воплощающим в себе воспроизведение в образе трехмер- ной пространственной структуры видимого объекта или его релье- фа, является стереоэффект. Обобщая большой экспериментальный материал исследований пространственных характеристик зрения, А, И. Коган прямо указывает, что кроме восприятия удаленности данного объекта относительно других <стереоэффект включает ощу- щение объемности предмета>. В экспериментальной психофизио- логий описаны как монокулярный (менее известный), так и широ- ко известный бинокулярный стереоэффекты. При анализе пространственной структуры ощущений мы пыта- лись показать, что пространственная схема сенсорного поля, ото- бражающая внешнюю метрику объекта, является производной по отношению к отражению движения, воспроизведение траектории которого неизбежно включает и образ пространства. Поскольку образ рельефа, или трехмерности самого объекта, представляет собой частную форму трехмерности всего пространственного поля, естественно ожидать, что и эмпирическая феноменология стерео- эффекта содержит факты, характеризующие эту первичную роль отображения движения. Действительно, при монокулярном стереоэффекте <основным фактором восприятия относительной удаленности считается парал- лакс движения (монокулярный параллакс в отличие от диспарант- ности--бинокулярного параллакса)>. Феномен этот состоит в том,
Коган А.
Коган А. И. Бинокулярная система и восприятие трехмерного прост- ранства.- В кн.: Физиология сенсорных систем. 1. Физиология зрения. Л., 1971. с 983 с. 294. (Курсив наш.-Л. В.)
1971, с. 283. " Там же,
что при перемещении объектов относительно наблюдателя воспри- нимаемые смещения точек, расположенных ближе и дальше фик- сируемой, противоположны по направлениям. Тем самым относи- тельная удаленность разных точек, формирующая образ объемно- сти, оказывается производной по отношению к образу направления перемещения. Такая же исходная роль восприятия движения в формирова- нии монокулярного сгереообраза отчетливо проявляется в так на- зываемом кинетическом эффекте глубины, который после Метцгера воспроизведен Уоллахом и 0Коннелом. Поскольку феномен этот состоит в переходе двухмерного восприятия теневых фигур при их мгновенном изображении к отображению их трехмерности при их вращении с определенной скоростью, в данном случае мы явно име- ем дело с тем частным случаем стереоэффекта, который относится к восприятию трехмерности не общей структуры пространствен- ного фона, а именно внутренней структуры объекта, относительной удаленности разных его компоненгов. Бинокулярный стереоэффект определяется диспаратностью, или пространственным рассогласованием, обоих сетчаточных изо- бражений. Определяющая роль бинокулярной диспаратности в стереоскопическом зрении привела классическую психофизиоло- гию зрения к выводу о первичности этого фактора и замаскировала исходную роль двигательных и временных компонентов в построе- нии образа объемности или рельефности объекта. Между тем, как показывают данные П. Колерса, эффект глубины или рельефности объекта формируется и при замене бинокулярного пространствен- ного рассогласования сетчаточных изображений их монокулярным временным рассогласованием. Последовательная смена временных компонентов раздражения приводит здесь к структурированию та- кого заведомо пространственного компонента образа, как отобра- жение рельефности. Этот эффект по существу аналогичен кинети- ческому эффекту глубины Уоллаха и 0Коннела, поскольку в обо- их случаях имеет место последовательная <змена изображений. Во всяком случае кинетический эффект глубины и эффект временной диспаратности, взаимно подкрепляя друг друга, ясно свидетель- ствуют о факте преобразования двигательно-временных компонен- тов образа в его собственно пространственную характерно гику, воспроизводящую трехмерную структуру воспринимаемого объ- екта. Если к этому добавить, что, по данным Огле, в восприятии движения главную роль играют монокулярные факторы, а в них, как об этом свидетельствуют приведенные выше феномены, опре- деляющее значение имеют двигательные и временные компоненты,
э Wallach Н., OConnel D. N. The kinetic depth effect-J. Exp. Psy- chology, 1953, No 45. Колере П. Некоторые психологические аспекты распознавания обра- зов.-В кн.: Распознавание образов. М., 1970. ° Ogle К. N. Researches in binocular vision. Philadelphia, 1950.
то производный характер рассматриваемой собственно пространст- венной характеристики образа-отражения трехмерной внутренней метрики объекта, как и внешней метрики трехмерного фона, при- обретает серьезную эмпирическую обоснованность.
Существенной характеристикой стереоэффекта являются его пороговые ве- личины. По данным Огле, зависимость линейного порога стереоэффекта опре- деляется соотношением:
20 / Ь-Ь --
где 2а - межзрачковое расстояние; 6 - расстояние до точки фиксации; Д6 - линейный порог стереовосприятия; е - угол конвергенции; г\ - диспаратность, Несколько преобразуя эту формулу Огле, легко установить, что дистальный линейный порог стереоэффекта быстро растет с увеличением расстояния от точ- ки фиксации." Из этой зависимости порога от расстояния прямо следует, что на . больших дистанциях, соответствующих начальным фазам перцептогенеза, прост- ранственное рассогласование сетчаточных изображений становится подпороговым, и трехмерность, как и другие характеристики собственной пространственной структуры объекта, оказывается за пределами внутреннего стереоэффекта, в то время как внешний стереоэффект - <пространственность> и проекция, т. е. от- несенность объекта как <материальной точки> к определенной координате трех- мерного сенсорного фона, уже здесь имеют место. И лишь вхождение образа в надпороговую фазу, а затем и в зону максимально развернутого отображения внутренней метрики объекта приводит к адекватному воспроизведению рельефа, завершая этим постепенный переход от точки к двухмерной и далее к трехмер- ной внутрнпредметной пространственной структуре перцепта. Важным фактическим указанием на связь собственно пространйтвенной ха- рактристики стереоэффекта с временно-двигательными компонентами построе- ния образа является зависимость порога стереовосприятия от времени экс- позиции: если при экспозиции 3-4 сек этот порог является постоянным, то с уменьшением экспозиции от 3 до 0,1 сек он быстро растет и перестает из- меняться при экспозиции менее 0,1 сек (Огле). С точки зрения анализируемой в данной работе взаимосвязи информационных и энергетических компонентов психических сигналов существенно подчеркнуть и факт зависимости порогов стереовосприятия от энергетических характеристик стимула: порог стереоэффекта снижается с увеличением яркости экспонируемого объекта.
Таковы самые основные характерно гики зрительного восприя- тия трехмерности внутренней пространственной структуры объекта.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |