Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ю. И. Визбора. Лирический герой в военных произведениях

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В ВОЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

КОНЕЦ

Переводы сайта http://best-otherside.ru/

Научный руководитель:

д. фил. н., проф. Кулагин Анатолий Валентинович

(ученая степень, ученое звание//должность Ф.И.О.)

Рецензент:

_____________________

(ученая степень, ученое звание//должность Ф.И.О.)

 

Коломна

Русская литература – один из ярчайших пластов как русского, так и всемирного культурного наследия человечества. На протяжении уже большого количества времени интерес к русской литературе не только не иссякает, но и преумножается. На смену 19-му веку, «золотому веку» в истории русской литературы, приходит достойный не меньшего внимания век 20-й. Максим Горький, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Михаил Булгаков, Марина Цветаева, Михаил Шолохов, Александр Твардовский, Анна Ахматова, Владимир Высоцкий, Александр Солженицын, Булат Окуджава, Александр Башлачёв… Перечисляя эти имена, нельзя не остановиться на фигуре Юрия Иосифовича Визбора, поэта, автора-исполнителя песен, прозаика, публициста, журналиста, актёра, одного из основоположников нового жанра в русской культуре – бардовской песни.

Юрий Иосифович Визбор родился в Москве в 1934 году в семье офицера Красной армии. После репрессирования отца в 1937 году вместе с матерью жил в Хабаровске, после этого снова вернулся в Москву. Ещё с детства в равной степени увлекался спортом и авиацией, но по иронии судьбы, окончив школу, поступил в МГПИ на специальность «Русский язык и литература», где и начал писать свои первые песни, одна из которых сейчас является гимном этого института. По окончании института Визбор был призван в ряды Советской армии, уволившись из которой в запас, начал свою журналистскую деятельность, известную в той же степени, как и его деятельность автора-исполнителя. Путешествия, туристические походы, командировки в разные уголки страны – всё это накладывало отпечаток на творчество Визбора. Кроме того, Юрий Иосифович активно участвовал в создании кино, как художественного, так и документального. В 1984 году Юрий Визбор скончался от рака печени.

Художественный мир произведений Юрия Визбора, как и его яркая, насыщенная жизнь, широк и многогранен. Здесь и произведения о людях героических профессий, и любовная лирика, и пейзажные лирические зарисовки, и так называемые «студенческие» и «туристские» песни, прослеживаются традиции фольклора, крестьянской поэзии. Не стоит забывать и о новаторстве Юрия Иосифовича – жанре «песня-репортаж», который появился в основном благодаря многочисленным путешествиям поэта по просторам своей страны. Как писал Визбор в своей краткой, но ироничной автобиографии, датированной 1981 годом: «Потом были – институт-песни, походы-песни, армия на Севере, возвращение, дети, работа, поездки, горы, море и вообще – жизнь. Но обо всем этом – уже в песнях» [1:12]. В данной курсовой работе мы остановимся на такой стороне творчества Юрия Визбора, как проблема лирического героя в военных произведениях.

Для начала следует определиться с тем, что принято понимать под термином «лирический герой» в литературоведении.

Понятие «лирический герой» впервые было сформулировано Ю.Н. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А.А. Блока. Такому авторскому образу сопутствует лиричность, искренность, самонаблюдение, исповедальность. Не случайно в читательском сознании образ лирического героя чаще всего ассоциируется с реальной поэтической личностью.

В 1964 году известный литературовед Б.О. Корман в свом труде «Лирика Н.А. Некрасова», обращаясь к понятию «лирический герой Некрасова», указывает, что «было бы несправедливо делать вывод об идентичности биографического Некрасова и его лирического героя, как, впрочем, нельзя отождествлять эмпирический облик любого поэта с его лирическим обликом». Вместе с тем автор отмечает, что «собственная жизнь, биография, внутренний мир служат для лирического поэта исходным материалом, который должен подвергнуться обработке, чтобы приобрести общее значение и стать поэзией: одно в процессе переработки опускается, другое сглаживается, третье резче выделяется, и в результате возникает художественный образ, который и похож и не похож на реальный биографический образ поэта». Кроме того, исследователь указывает, что сопоставление эмпирического и лирического начала автора необходимо «лишь в том случае, если мы, не ограничиваясь простой констатацией сходства или несходства, идём дальше – к установлению закономерностей претворения эмпирического, жизненного – в художественное, лирическое» [8:92].

Продолжая и развивая свою мысль в 1969 году в статье «О соотношении понятий “автор”, “характер” и “основной эмоциональный фон”», Б.О. Корман отмечает: «Когда мы говорим “автор в лирике Пушкина” или “лирический герой Лермонтова”, то это означает, что во всех лирических стихотворениях Пушкина или Лермонтова изображен какой-то один человек и что этот человек отличается от биографического Пушкина или Лермонтова, не совпадает с ним. Иными словами, понятия эти обозначают единство личности, изображаемой лирическими стихотворениями поэта. Кроме того, они позволяют отграничить художественный образ, создаваемый лирикой, от того образа, который возникает из писем, воспоминаний, свидетельств современников, работ биографов и историков» [7:41]. Он же в своём труде 1981 года «Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов» расшифровывает понятие «лирический герой»: «Лирический герой — один из субъектов сознания, характерных для лирики. Он является и субъектом, и объектом в прямо-оценочной точке зрения». Здесь же историк литературы отмечает, что «…нельзя судить о лирическом герое по одному стихотворению: его прямо-оценочная зона представлена либо во всем творчестве поэта (лирической системе), либо в каком-то цикле» [7:179].

В 1981 году появляется созданная под редакцией В.А. Мануйлова «Лермонтовская энциклопедия», первая персональная литературная энциклопедия на русском языке. Рассматривая термин «лирический герой Лермонтова», один из авторов «Энциклопедии» И.Б. Роднянская отмечает, что «лирический герой … образ поэта в лирике, объективация реального авторского «Я» в лирическом творчестве». Ссылаясь на исследования таких литературоведов как Г.А. Гуковский, Л.Я. Гинзбург, Д.Е. Максимов, известных своими исследованиями поэтического творчества русских романтиков, И.Б. Роднянская указывает, что «лирический герой – своего рода художественный двойник автора-поэта…<…> понимаемый таким образом лирический герой явился открытием великих романтических поэтов, открытием, широко унаследованным поэзией последующих десятилетий и иных направлений» [11].

И.Б. Роднянская развивает эту мысль в своей статье о лирическом герое в «Литературном энциклопедическом словаре». Здесь она дополнительно отмечает, что этот «термин широко вошёл в литературоведение, но его содержание и границы остаются спорными». Исследователь подчёркивает, что «отношение между биографической личностью поэта и его лирическим героем подобно отношению между житейским прототипом и художественным типом… Вместе с тем такому авторскому образу сопутствует особая искренность и “документальность” лирического излияния, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом; значит, не ошибается и непосредственное читательское чувство, уверенное в реальном человеческом бытии лирического героя» [9:326].

В современном литературоведении проблема лирического героя также не остаётся без внимания. В вышедшем в 2005 году «Словаре литературоведческих терминов» С.П. Белокуровой в отношении данного термина говорится следующее: «Лирический герой – наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении». Отмечается также, что лирический герой «как особая форма "легализации" авторского сознания порожден романтизмом. Применительно к классицизму и сентиментализму термин не употребляется, т.к. классицизм не знает индивидуализации, а в рамках сентиментализма правомочно говорить лишь о лирическом субъекте». Новый же для нас термин «лирический субъект» С.П. Белокурова объясняет следующим образом: «Лирический субъект – это любое проявление авторского "Я" в стихотворении, степень присутствия в нем автора, по сути, воплощенный в стихотворении взгляд на окружающий мир самого поэта, его система ценностей, отраженная в языке, образах». Автор объясняет различие между указанными выше терминами, которое «заключается в разной степени дистанцированности автора от образа в стихотворении» [12].

Исследуя термин «лирический субъект» литературовед С.Н. Бройтман в труде «Поэтика – словарь актуальных терминов и понятий», вышедшем под редакцией Н.Д. Тамарченко, тем не менее не может обойти стороной и понятие «лирический герой». Ссылаясь на уже рассмотренную нами в этом контексте научную деятельность Б.О. Кормана и Ю.Н. Тынянова, учёный отмечает, что «не совпадая непосредственно с биографическим автором, он, тем не менее, является образом, намеренно отсылающим к внелитературной личности поэта». Им же указывается, что эта форма лирики наиболее характерна для таких русских поэтов как М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин и других. Также С.Н. Бройтман отмечает, что «не совпадая непосредственно с биографическим автором, он (лирический герой), тем не менее, является образом, намеренно отсылающим к внелитературной личности поэта». Ссылаясь на исследования М.М. Бахтина, литературовед указывает, что «лирический герой не образ-характер, а образ-личность» [10:112-113].

Итак:

1. Впервые интересующий нас термин «лирический герой» был упомянут относительно недавно, меньше ста лет назад, в 1921 году известным в литературном мире учёным Ю.Н. Тыняновым.

2. Согласно исследованиям Б.О. Кормана не рекомендуется отождествлять реальную личность поэта и лирического героя его произведений, но в то же время нельзя отрицать, что собственная жизнь автора, его жизненный опыт через призму творчества наделяют создаваемый им художественный образ определёнными сходствами с самой личностью автора.

3. И.Б. Роднянская отмечает, что лирический герой есть открытие великих поэтов эпохи романтизма (Дж. Байрон, Г. Гейне, М.Ю. Лермонтов).

4. Опираясь на исследования литературоведов прошлых десятилетий, современные учёные в своих исследованиях наравне с термином «лирический герой» выделяют понятие «лирический субъект», различие между которыми заключается в разной степени дистанцированности автора от образа в стихотворении.

Рассмотрев термин «лирический герой», мы постараемся увидеть его в призме творчества Ю.И. Визбора, а точнее, его военной лирики. Военные песни Визбор начал писать ещё во время прохождения службы в Советской армии, в войсках связи на севере страны. Одной из первых таких песен стала написанная им в соавторстве с лучшим другом, однокашником и боевым товарищем Владимиром Красновским «Песня связистов» – своеобразный гимн своей военной профессии:

 

По горам, горам лесистым,

По полям родной земли

Мы, военные связисты,

Много трудных верст прошли.

 

Связисты не уронят честь свою –

Она добыта в яростном бою,

Ее добыли смелые сердца,

Она ведет к победе до конца. [4]

 

Лирические герои здесь – современники Визбора, его однополчане, коллеги по ратному делу. Рефреном по всей песне проходит припев: «Связисты не уронят честь свою…», который напоминает, что, несмотря на то, что среди военных служба связи считается одной из самых лёгких, смелость и целеустремлённость для связистов – основополагающий момент деятельности. Эта песня предваряет собой целую серию песен Ю.И. Визбора о людях героических профессий, которые он напишет потом, после увольнения в запас, постоянно разъезжая по стране как корреспондент и турист и встречаясь с разными интересными для него людьми. Вместе с тем следует отметить, что песня написана в духе официального советского искусства. В дальнейшем мы увидим, что в таком стиле на военные темы Ю.И. Визбор будет писать отнюдь не всегда.

Далее мы предлагаем рассмотреть песню Ю.И. Визбора «Спокойно, дружище, спокойно…», созданную им в 1962 году. Возможно, это произведение не самый яркий пример именно военной лирики поэта, но тем не менее оно интересно нам с точки зрения рассмотрения лирического героя. Сама песня построена как монолог. Мы можем предположить, что этот монолог лирического героя относится не к конкретному собеседнику, а к целому поколению, поколению, переживших одну войну, поколению, которому «ещё в предстоящие войны <…> предстоит уцелеть». Очень интересна и последняя строфа этого произведения:

 

Уже и рассветы проснулись,

Что к жизни тебя возвратят,

Уже изготовлены пули,

Что мимо тебя просвистят. [1:75]

 

Эта строфа перекликается со строфой из другого произведения Ю.И. Визбора – песни 1957 года «Сделана в дымных больших городах…»:

 

Сделана в дымных, больших городах

И охраняется в темных складах

Пуля, которая в первом бою

С треском шинель продырявит мою. [5]

 

Это созвучие строф в буквальном смысле говорит нам о том, что пуля, которая должна лишить лирического героя жизни в произведении 1957 года, спустя всего несколько лет уже не будет представлять собой никакой опасности для поколения современников лирического героя. С чем связано такое изменение нам неизвестно. Возможно, с надеждой «шестидесятников» на безвоенное будущее, основанное на весьма популярной тогда литературе «потерянного поколения» Эриха Марии Ремарка, Эрнеста Хэмингуэя и Ричарда Олдингтона. Возможно, с тем, что песня 1957 года была написана Ю.И. Визбором еще в его бытность сержантом Советской армии, стоящей на страже своей страны и готовой всегда принять на себя первый удар вражеских сил («Пуля, которая в первом бою / С треском шинель продырявит мою»). Ведь лирический герой песни «Сделана в дымных, больших городах…» – это собирательный образ могучего стража рубежей Родины, против которого и пули, и взрывы, и стальные суда, и десант… Этот страж и примет на себя те пули, что должны просвистеть мимо последующих поколений.

Ещё немного о песне «Спокойно, дружище, спокойно…». Исследователь Н.А. Богомолов в статье «Заметки о песнях Юрия Визбора» выражает мнение о том, что в этой песне «Визбор <…> опирается на одно из самых знаменитых стихотворений Н. Гумилёва ― “Рабочий”» [6:126]. Но также можно предположить, что поэт опирается на это стихотворение признанного классика «Серебряного века» ещё в произведении 1957 года. Но если у Н.С. Гумилёва пулю, убивающую лирического героя «сделал в блузе светло-серой / Невысокий старый человек» [2:215-216], то лирического героя Ю.И. Визбора убьёт «… сработан рабочим седым / Взрыв, заключённый в осколки и дым». Не один и тот же ли этот образ? В любом случае можно предположить, что с творчеством запрещённого поэта (и офицера, человека военного дела) Ю.И. Визбор был хорошо знаком.

Песня «Рассказ ветерана (Виталий Палыч)», написанная в 1972 году, представляет нам лирического героя как очевидца событий, о которых он рассказывает. Это рассказ о двух военных, которые в неравном бою сразились с превосходящими их силами противника:

 

Мы это дело разом увидали,

Как роты две поднялись из земли,

И рукава по локоть закатали,

И к нам с Виталий Палычем пошли. [1:172]

 

Рефреном через всю песню проходят слова: «И солнце жарит, чтоб оно пропало, / Но нет уже судьбы у нас другой…». Действительно, другой судьбы у героев не было – их священный долг состоял в том, чтобы любой ценой остановить наступление неприятеля. И, подпустив поближе врага, наш лирический герой со своим сослуживцем, к которому он относится с большим уважением («Виталий Палыч»), вступают с ним в неравный бой. Сам бой автором не описывается, но по последним строкам песни мы догадываемся, что друг лирического героя в этом сражении погиб. И в строках «Прости, Виталий Палыч, / Прости мне, что я выжил, дорогой» отчётливо видна не заглушаемая годами боль лирического героя, которого можно соотнести со всей страной-победительницей, за утраты войны, за тех людей, которые полегли на полях в битвах за свою Родину.

Здесь же необходимо отметить некоторые художественные особенности текста произведения. Мы видим обыденную, совсем не героическую сторону войны, которая достигается такими средствами, как нарочитая просторечность («Виталий Палыч», а не Павлович; просторечная характеристика солнца – «Чтоб оно пропало»; «окопчик наш»; «давай на всю катушку, дорогой!»). Этот приём не употреблялся в официальной доктрине художественного описания Великой Отечественной войны. Для сравнения можно вспомнить уже упоминавшуюся нами «Песню связистов», которая, повторимся, была явно выдержана в духе советского официального искусства.

Лирическая композиция «Военные фотографии» была написана Ю.И. Визбором в 1979 году. Здесь, как и в предыдущем случае, лирическим героем является ветеран, даже можно сказать ветераны, на что указывает употребление автором личных местоимений множественного числа. Эта песня – дань памяти о военных годах, сохранившихся на фотографиях. Лирический герой с теплотой относится к этой памяти о своих боевых товарищах, лёгкая грусть также проходит через всё содержание песни:

 

Встань, фотограф, в серединку

И сними нас всех в обнимку:

Может быть, на этом снимке

Вместе мы в последний раз.

 

В последнем куплете песни лирический герой выражает надежду, что, несмотря на отдаление по исторической параллели войны от потомков, её герои не будут забыты, и сохранят эти воспоминания именно военные фотографии:

 

Кто-нибудь потом вглядится

В наши судьбы, в наши лица,

В ту военную страницу,

Что уходит за кормой... [1:178]

 

Тему памяти о военных годах продолжает написанное в 1980 году произведение «Воспоминания о пехоте». Здесь лирический герой вместе со своим товарищем, израненные, покалеченные, держат путь в санитарную часть:

 

Нас везут в медсанбат,

Двух почти что калек,

Выполнявших приказ не совсем осторожно… [1:266]

 

Несмотря на тяжёлые ранения, сложные условия дороги, плохое состояние товарища, лирический герой всё равно надеется «ещё протянуть пару лет» с упованием на «чутких врачей». Он верит, что сможет вернуться к жизни, но просит читателя об одном: «Я хочу, чтобы вы не забыли меня, / Если это, конечно, в природе возможно». Не забыли его и его подвиг, во время которого лирический герой получил травмы, позволяющие ему назвать себя «почти что калекой» (снова просторечные мотивы в лирике).

Завершить рассмотрение темы лирического героя в нашей курсовой работе нам хотелось бы произведением Ю.И. Визбора «Ночь летнего солнцестояния». В композиции этой песни мы видим мирное, спокойное описание природы летней ночи, совершенно тихую пасторальную картину: речка, костерок, мальчишки-рыбаки… Это последняя спокойная ночь перед началом страшной войны, величайшей войны 20-го века. И в уста своего лирического героя Ю.И. Визбор вкладывает слова, под которыми может подписаться всё человечество:

 

И не важно, милый друг,

Все, что было накануне,

Все, что с нами совершат

Тишина и высота.

Только было бы всегда

Двадцать первое июня,

Только б следующий день

Никогда бы не настал. [1:170]

 

Спустя год после написания этой песни, в 1982 году у начинающего барда Олега Митяева, которого исследователь авторской песни И.Б. Ничипоров называет «новым Визбором» [13], в песне «Кино» будут следующие строки, перекликающиеся с «Ночью летнего солнцестояния»:

 

Я не видел войны, я смотрел только фильм,

Но я сделаю все непременно,

Чтобы весь этот мир оставался таким

И не звался потом довоенным. [3:24]

 

И в строках Визбора, и в строках его последователя Митяева мы видим общую мысль, характерную для нашей страны – не допустить повторения страшных ошибок прошлого, приведших нас к войне. В 1970 году Ю.И. Визбор написал песню «Помни войну», которую можно считать лейтмотивом всего его военного творчества:

 

Помни войну, пусть далёка она и туманна.

Годы идут, командиры уходят в запас.

Помни войну! Это, право же, вовсе не странно —

Помнить все то, что когда-то касалось всех нас. [1:170]

Рассмотрев лирические произведения Ю.И. Визбора, можно сделать определённые выводы нашей курсовой работы:

1. Лирический герой автора – это простой человек, обычный солдат, «герой из окопа», такой, как множество людей, своими усилиями принесших своей Родине победу в самой страшной войне двадцатого века.

2. В произведениях Ю.И. Визбора явно происходит так называемая «дегероизация», основанная на литературе «потерянного поколения», популярной у «шестидесятников». Это идёт, мягко говоря, «не в ногу» с официальным советским искусственным описанием войны.

3. Достигается это различие благодаря художественным особенностям лирики автора, в которой в существенной мере присутствует разговорная речь. Просторечные составляющие, специально введенные Ю.И. Визбором, дают понять, что одержали победу в Великой Отечественной войне простые люди, со своими простыми словами, не всегда похожими на плакатную лозунговость официальных произведений о войне.

4. Одной из главных задач своих военных произведений автор видел сохранение памяти человечества о подвиге русских солдат, остановивших развитие фашизма во всём мире.

 

Список используемой литературы

Художественная литература:

  1. Визбор, Ю.И. Ты у меня одна / Ю.И. Визбор /сост. Р. Шипов. – М.: Эксмо, 2009
  2. Гумилев, Н.С. Сочинения: в 3 т. М., 1991. Т. 1.
  3. Митяев, О. Светлое прошлое: Стихи и песни с нотным приложением / Сост. Р. Шипов; дизайн И. Мидова. – М.: Локид-Пресс, 2001

Интернет-ресурсы:

  1. http://geo.web.ru/bards/Vizbor/part341.htm
  2. http://geo.web.ru/bards/Vizbor/part198.htm

 

Научная литература:

  1. Голоса: сборник статей к 60-летию Андрея Крылова / Сост. А. В. Кулагин. ― М.: Булат, 2015.
  2. Корман, Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы / Предисл. и составл. В.И. Чулкова. Ижевск: изд-во Удм. ун-та, 1992
  3. Корман, Б.О. Лирика Н.А. Некрасова / Б.О. Корман; Воронеж: изд-во Воронежского ин-та, 1964
  4. Литературный энциклопедический словарь / под. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., 1987
  5. Поэтика – словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: изд-во Кулагиной, Intrada, 2008.

Интернет-ресурсы

  1. http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc/
  2. http://gramma.ru/LIT/?id=3.0

13. http://www.bards.ru/press/press_show.php?id=1208

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Погружаясь в глубину 13 страница | Сущность и феномены групповой динамики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.