С Лактанцием заканчивается период апологетики, так же как с Константином заканчивается эпоха нелегального христианства. К каким же итогам пришла мировоззренческая мысль христианства в этот ранний период? Что из апологетического наследия было передано следующей эпохе - эпохе классической патристики, а через ее посредство - эпохе средних веков?
Упомянем только наиболее общие и идеологически важные результаты, к которым относятся следующие:
В лице апологетов христианство имело первых исторически идентифицируемых идеологов, которые своей литературной деятельностью способствовали оформлению и прояснению христианского мировоззрения. Апологеты отчасти поставили это мировоззрение в связь с античной классической традицией, отчасти противопоставили его этой традиции, выделив как элементы общности, так и его специфику.
Апологеты составили круг первых христианских авторитетов в сфере философствования. Их стиль мышления, способы аргументации и целый ряд использованных ими понятий станут исходной базой для представителей классической патристики. Их будут много цитировать и на Востоке, и на Западе, им будут подражать; ссылаясь и не ссылаясь на них, будут развивать поставленные ими проблемы. Средневековье сохранит о них память как о наиболее древних "отцах церкви", сумевших идеологически защитить христианство в наиболее трудные для него времена. Средневековые теологи-философы отвергнут многие из догматических идей апологетов, но они сохранят почти неизменным "апологетическое" отношение к философии, к мудрости, к знанию. Как и апологеты, они разделятся на две большие группы: одна из них будет видеть в философии и научном знании нечто подозрительное, претенциозное и подрывающее устои религии; другая будет пытаться совместить знание и веру, стараясь всеми силами поставить первое на службу последней.
В области теоретической философии ни собственно апологеты, ни даже александрийцы не создали почти ничего оригинального. Но именно они создали на христианской основе тот тон религиозно-философского синкретизма, который будет столь характерен для всей эпохи средних веков и который для этой эпохи будет выполнять ту же мировоззренческую функцию, какую выполняли для античности философский интеллектуализм, а для эпохи Нового времени - рационализм и эмпиризм.
Дополнительная литература по теме:
Арнобий.: Семь книг против язычников. / Перевод на русский язык Н.М. Дроздова. - Киев, 1917.
Лактанций. Творения. / В переводе на русский язык Корнеева. - СПб.,1848.
Дроздов В.М. Древнехристианский писатель Арнобий и его апология христианства. - Киев, 1917.
Максимова И. Интерпретация римской религии у Арнобия и Лактанция (1992).
Садов А.И. Древнехристианский церковный писатель Лактанций. - СПб., 1895
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление