КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы музыкальной драматургии спектакля
Музыкальной драматургией называется комплекс музыкальных выразительных средств, которые раскрывают идейное содержание спектакля, создают характерные образы действующих лиц, показывают их в драматических ситуациях, в конфликтных столкновениях и в развитии. Основным элементом музыкальной драматургии является музыкальная тема, которая воплощает основные существенные черты художественного образа. Стр. 17 По своим музыкальным особенностям темы чрезвычайно разнообразны, так как зависят от характера воплощенного в них образа. Музыкальная тема может представлять собой обобщенный музыкальный образ действующего лица (или группы персонажей), какой-либо значительной идеи или какого-нибудь понятия. Музыкальные темы могут давать характеристику неодушевленных предметов, фигурирующих в спектакле, если они играют существенную роль в развитии действия. Бывают темы, обрисовывающие обстановку действия, создающие своего рода музыкальный, пейзаж, на фоне которого происходит событие. По ходу действия значительные и наиболее острые драматические ситуации также нередко выделяются особой музыкальной темой. Важнейшим видом музыкальных тем являются темы, выражающие одну из ведущих идей спектакля. Таковы, например, темы, воплощающие идею патриотизма, темы, создающие обобщенные образы драматических сил, противодействующих в спектакле. Музыкальные темы, несущие основную идею, довольно часто бывают связаны с образами и музыкальными характеристиками главных действующих лиц — конкретных носителей этих идей. Музыкальная характеристика может быть выражена любыми вокальными и инструментальными жанрами. Наиболее часто для создания музыкальных образов и характеристик обращаются к инструментальной или оркестровой музыке. Именно инструментальная музыка способна наиболее выразительно раскрыть главную мысль данной драматической сцены или ее подтекст — мысли и чувства героев, не высказанные в словах и в сценическом действии.
С инструментальной музыкой бывает связано проведение или развитие музыкальных тем — воспоминаний и лейтмотивов. Развитие тематического музыкального материала, сопоставление, повторение и видоизменение отдельных тем — средство, при помощи которого можно воплотить драматургическое развитие пьесы. Простейшим видом музыкально-драматургического развития являются так называемые темы-воспоминания, с помощью которых сцена приобретает большую выразительность и глубину, конкретность. Стр. 18 Своего рода разновидностью служат темы музыкальных ассоциаций, то есть темы, которые вызывают в сознании зрителя представление о каком-либо образе, уже знакомом по предыдущим действиям, хотя они не носят характера воспоминаний самого героя. В этом случае отображается или общность мыслей героев, или сходная ситуация, или же просто вызываются* у зрителя воспоминания, ассоциации с ранее происшедшим действием. Большое значение имеют музыкальные темы, которые несколько раз повторяются на протяжении всего спектакля, выражая какую-либо определенную идею, чувство или черту характера героя. Такие темы называются лейттемами или лейтмотивами. Виды лейтмотива довольно разнообразны и зависят от характера воплощаемого образа, от жанровых особенностей драматического произведения. Это могут быть неизменяющиеся лейттемы, в основном портреты действующих лиц, если образ по пьесе статичен и в характере героя больших изменений не происходит. В этом случае лейттемы — это своего рода музыкальные «маски» тех или иных персонажей или звуковых символов отвлеченных идей.
Но не всегда лейтмотив остается неизменным, наоборот, он развивается, видоизменяется в зависимости от конкретных сценических ситуаций и психологического состояния героя в данный момент действия. Видоизменение лейтмотивов, развитие тем-характеристик называют обычно тематическим развитием. Тематическое развитие является одним из важных элементов музыкального оформления спектакля. Довольно часто два противоположных стремления, две каких-либо идеи сталкиваются в пьесе. И в этом столкновении обычно заключается основной драматический конфликт произведения, приводящий к развязке. В этом случае музыка помогает ярко и образно воплотить столкновение противоборствующих сил путем противопоставления двух резко различающихся по своему характеру музыкальных тем, которые воплощают эти противоположные начала. Бывает музыкальное оформление спектакля и без лейтмотивов, и далеко не всегда принцип тематического развития применяется широко и является главным. Нередко композиторы пользуются тематическим развитием в очень ограниченном объеме, либо вовсе от него Стр. 19 отказываются, предпочитая другие средства музыкальной драматургии. Наряду с лейтмотивами в музыкальном оформлении спектакля часто применяются лейтритмы, лейтгармоиии, лейттембры, то есть повторяющиеся ритмические рисунки, имеющие определенное смысловое значение аккорды или связанные с каким-либо действующим лицом звучания отдельных групп инструментов, приобретающие значение конкретных музыкальных характеристик. Большую роль в развитии музыкальной драматургии играют выраженные музыкой живописные картины и изображение разбушевавшихся сил природы (буря, гроза, метель и т. д.). Часто они связаны с переживаниями героев и помогают раскрыть их характеры и чувства. Разнообразие различных музыкальных форм и жанров неисчерпаемо так же, как неисчерпаемы средства музыкальной образности. Знание и глубокое понимание всех возможностей музыкальной драматургии дается постепенно, вместе со слуховым опытом и знанием музыкальной литературы. Каждый раз, когда музыка вводится в ткань спектакля, необходимо оправдать ее, найти «закон включения» в сценическое действие. Подчиняясь этому закону, она перестает жить как самостоятельный род искусства, становится музыкой драмы.
Предусмотреть заранее эти законные случаи невозможно, как невозможны всякие рецепты в творчестве, но одно несомненно: вне этого закона музыка в драматическом спектакле противозаконна. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ МУЗЫКИ Каждая пьеса имеет свои специфические, жанровые черты, требующие различного музыкального разрешения. Некоторые пьесы и спектакли вообще не требуют музыки. И даже в одной и той же пьесе, поставленной в различных театрах, музыка приобретает своеобразные особенности, присущие только данной постановке. Поэтому музыка драматических спектаклей с большим трудом поддается систематизации и классификации. По способу использования- музыки в драматическом спектакле ее можно подразделить на несколько типовых видов: Стр. 20 а) увертюра; б) музыкальные антракты (вступление к действию или картине); в) музыкальный финал акта или спектакля; г) музыкальные номера по ходу сценического действия. Рассмотрим основные задачи каждого из указанных видов музыки. Увертюра — в переводе с французского «открытие». Так обозначаются музыкальные вступления к оперным и драматическим спектаклям. Увертюра звучит в начале спектакля при закрытом занавесе и является первым звеном в контакте зрителя со сценой. Когда-то в давние времена о начале спектакля возвещали призывные фанфары труб. В дальнейшем в качестве увертюры к драматическим произведениям стали использовать оркестровые произведения. В современной постановке нередко в качестве увертюры звучат народные, лирические, эстрадные песни, танцевальные и джазовые пьесы и даже отдельные музыкальные аккорды. В увертюре большей частью бывают сконцентрированы основные мысли режиссера и композитора о предстоящем спектакле: обычно в нее вложена обобщающая идея драматургического произведения в целом. В некоторых случаях увертюра рассказывает слушателю содержание предстоящего действия или вводит его в общую атмосферу спектакля, может быть даже ориентируя зрителя в плане предстоящего знакомства с эпохой, социальной средой и т. д. Музыкальные темы, впервые прозвучавшие в увертюре, могут получить продолжение и развитие в дальнейшей музыке спектакля.
К музыкальному антракту прибегают, когда необходимо время для «перестановки декораций или смены картин. Музыка в этом случае большей частью излагает события, которые совершаются между картинами. Эти события зритель не видит, он их должен вообразить сам. Музыка организует направление, в котором должна работать мысль и фантазия зрителя. Воспринимая «действие» на слух и не видя внешних его признаков, зритель становится как бы соучастником этого действия, развивающегося в музыкальных образах. Музыка антракта является связующим звеном между двумя действиями: она начинается тем настроением, - Стр. 21 которым кончилось предыдущее действие, и кончается на-* строением, с которого новое действие должно начаться. Иногда музыка в антракте является увертюрой к следующему действию, и тогда содержание ее состоит только из мотивов, характеризующих это действие, то есть в этом случае музыка связана со спектаклем лишь стилистически. Если увертюра и музыкальные антракты обычно вводят зрителя в предстоящее действие, предуведомляют его о новых образах и мыслях, то так называемые концовки, или музыкальные финалы, могут, наоборот, завершить подобное восприятие, обобщая уже высказанные в спектакле идеи. Музыка как бы подводит итог мыслям и чувствам, выраженным в словах и подтексте драматического представления, закрепляет те серьезные значительные идеи, которые зритель уносит из театра. Музыка в конце спектакля как бы ставит точку, а при наличии увертюры создает симметричное обрамление всего спектакля. Наиболее многогранна роль музыки, включаемой непосредственно по ходу сценического действия, в том числе и так называемые вставные номера. Драматургический смысл вставного номера заключается в том, что он заполняет паузу, предусмотренную режиссерским замыслом в развертывании действия на сцене. Почти все песни, танцы и другие жанрово-определенные музыкальные фрагменты вызывают задержку или замедление действия. Только что зритель волновался за жизнь героя, интрига развертывалась с невиданной быстротой. Но все обошлось благополучно, и герой, радуясь победе, запел песню. Действие, по сути дела, остановилось, но это не значит, что оно прервалось. Зритель не только успокаивается и отдыхает перед новым драматическим взлетом, но еще глубже проникается определенными чувствами, переживая с героем радость его победы. Но прежде чем говорить о функциях, которые может выполнять такая музыка в драматическом спектакле, следует познакомиться с двумя понятиями. По способу участия музыки в действии ее разделяют на две основные категории. Прежде всего рассмотрим музыку, звучание которой в данной сцене оправдано самой ситуацией, когда ее либо исполняют действующие лица, либо они слушают и как-то реагируют на нее. Сюда относятся и те моменты в развитии сценического действия, когда исполнители поют в сопровождении Стр. 22 музыки или музыка звучит за кулисами, изображая про* исходящее за сценой. Иными словами, помогая раскрыть внутренний смысл сцены, эта музыка проявляется также и во внешней, то есть видимой, стороне действия. Эту музыку называют сценической, а также реальной, оправданной, мотивированной, «музыкой по ходу деист-* вия», «от автора» и т. д. Поскольку такая музыка является частью предлагаемых обстоятельств, то условимся называть ее сюжетной. В качестве сюжетной музыки обычно используют так называемые бытовые музыкальные формы — песни, романсы, частушки, танцевальные пьесы, марши и т. д. Но могут использоваться и оригинальные или классические произведения сложных «академических» музыкальных форм, такие, как симфонии, оратории, арии и т. д. Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении действующих лиц, по радио, с грампластинки, магнитофона, доноситься с предполагаемых поблизости концертной площадки, ресторана и т. д. Примеры использования такой музыки можно найти почти в любом спектакле. Обычно сюжетную музыку в пьесу вводит сам автор, указывая в своих ремарках те места, где она должна звучать. В этом случае от режиссера зависит только точная распланировка в спектакле всех музыкальных моментов и определение способа воспроизведения — то ли с фонограммы, то ли в «живом» исполнении. Однако имеется достаточно много пьес, в которых автор не дает указание на введение музыки. Тем не менее режиссер, руководствуясь идеей пьесы, развитием ее действия, образами действующих лиц, имеет право вводить музыку самостоятельно внутри действия, а также в качестве вступления к спектаклю, антрактов между актами и картинами, в финале. Музыка, вводимая в спектакль режиссером, не связанная непосредственно с действиями исполнителей, относится к другой категории, нежели сюжетная, и отличается от нее тем, что звучит не на месте действия, а как бы вне его. Ее источник физически не находится на сцене и не подразумевается где-то рядом. Ее слышит только зритель, действующие лица о ней «не знают». Но эта музыка также теснейшим образом связана со сценическим действием и является его активным элементом. Ее Стр. 23 главная задача — раскрыть внутренний мир, «подтекст» происходящего. Такая музыка, связанная с основной мыслью пьесы, становясь как бы невидимым действующим лицом, помогает зрителю более глубоко воспринять мысли и образы спектакля, создает насыщенную атмосферу действия. По роли и независимости от места действия такую музыку называют психологической, раскрывающей, обобщающей, эмоциональной, иллюстративной, фоновой и т. д. Иногда ее называют музыкой от режиссера. Каждый из этих терминов, широко распространенных в театре, далеко не полностью раскрывает истинную сущность подобной музыки. Так как она «присутствует» в спектакле как бы условно, будем в дальнейшем называть ее условной (хотя и этот термин, надо признать, не совсем удачный). Вместе с тем существует целый ряд спектаклей, где музыку в сценическом действии нельзя отнести ни к сюжетной, ни к условной, руководствуясь лишь только указанными выше признаками деления. Обычно это музыка, вводимая режиссером для создания эмоционального настроя какой-либо сцены, тем не менее действующие лица реагируют на нее самым активным образом. Примером этому может служить инсценировка романа А. Фадеева «Разгром» на сцене Театра им. Вл. Маяковского. Великолепная музыка А. Николаева убедительно соединилась с пластическим построением всего спектакля: в одних сценах под «условную» музыку партизаны танцуют, в других герои напевают песни, в третьих музыка организует ритм действия. Подобное музыкальное решение можно встретить и во многих других спектаклях. Причем музыка в этих случаях не вступает в противоречие с реальностью на сцене, а, наоборот, помогает поверить в данное действие. Наконец, к этой же условной, театральной музыке можно отнести те песни персонажей спектакля, которые, вырываясь из ткани действия, адресуются непосредственно зрительному залу. Подобный пример типичен для музыкальной комедии, мюзикла, водевиля. Сюжетная музыка, введенная драматургом, обязательна для каждой постановки. Условная музыка, привлеченная театром ради достижения определенных художественных задач, большей частью соответствует лишь данной постановке данного театра. Стр. 24 Условная музыка позволяет более выразительно передать отношение режиссера и композитора к происходящему на сцене, а также воплотить индивидуальное авторское видение. Поэтому иногда сам драматург дает указания на ввод в спектакль не только сюжетной, но и условной музыки. Так, автор «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневский в своих ремарках на протяжении всей пьесы дает или конкретные музыкальные характеристики с образным указанием ритма, музыки: «Буйные ритмы идущего па подвиг полка, щемящая безысходность и грусть прощального вальса, вибрирующие сигналы, «зовущие в ряды», или общие указания на музыкальные темы, которые должен разработать композитор: «Тревожная настороженная тишина. Слабо различимый горизонт. Тучи. Равномерное движение цепи... Музыка передает первые звуки боя, боевой рев постепенно затихает в пространстве. Перед нами прошла ночная атака. Музыка передает удаляющийся бой и наступление утра у моря. Звуки развертываются гармонически чисто, входя в кровь». Все эти указания как бы подготавливают музыкальную программу для композитора. Условной, музыке свойствен подлинный симфонизм как метод обобщения — то высшее качество, которое присуще только музыке и которое подчас незаменимо для передачи глубоких мыслей и сильных чувств. В качестве условной музыки используются не только фрагменты из сонатно-симфонических произведений, но и произведения камерного характера, музыкальные пьесы в исполнении небольших, весьма оригинальных по составу ансамблей или даже одного инструмента. Интересное применение находят в качестве условной музыки различные по характеру песни (лирические, революционные, народные, песни времен Великой Отечественной войны и др.), романсы, эстрадная и джазовая музыка. Место звучания условной музыки выбирается в зависимости от характера сценического действия — за сценой, в зрительном зале или непосредственно на сцене.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 4506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |