Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переход народного хозяйства на мирный путь развития. Восстановление разрушенного войной хозяйства

План.

6.

5.

4.

3.

1.

Формирование информационного общества.

Неолиберализм и неоконсерватизм.

Экономический кризис 1974-1975 гг. и его значение.

Послевоенное восстановление экономик стран Запада.

3. «Государства благоденствия».

Основные тенденции развития стран Запада после Второй Мировой войны:

1) США становится абсолютным мировым лидером; доллар становится основной международной валютой;

2) появление международных организаций (ООН), а также международный банк реконструкции и развития, международный валютный фонд и др. Ведущая роль в них - США. Создавались по инициативе США;

3) в тяжелом положении находились страны западной Европы и СССР, пострадавшие от войны;

4) образовались 2 Германии: ФРГ и ГДР, сокращались территории Германии, Германия должна была выплачивать репарацию для покрытия убытков во время войны;

5) в следствие начала холодной войны в 1946 г. были образованы соц. лагерь и кап. лагерь - образование двух систем;

6) после второй мировой войны: кризис колониальных систем - страны Африки и другие станут независимыми.

2.

Перед всеми государствами, участвующими в войне, остро встали задачи демобилизации многомиллионных армий, трудоустройства демобилизованных, перевода промышленности на выпуск продукции мирного времени, восстановления военных разрушений.

Больше всего пострадала экономика побежденных стран, особенно Германии и Японии. В большинстве европейских стран сохранялась карточная система распределения, ощущался острый недостаток продовольствия, жилья, промышленных товаров. Только в 1949 г. промышленное и сельскохозяйственное производство капиталистической Европы восстановило довоенный уровень.

Гораздо более быстрыми темпами развивалась экономика США и Канады, а также некоторых стран Латинской Америки, не пострадавших от войны.

По темпам развития и объему промышленной продукции далеко опережали все остальные капиталистические страны Соединенные Штаты. В 1948 г. объем американского промышленного производства на 78 % превысил довоенный уровень. Соединенные Штаты производили тогда более 55 % промышленной продукции всего капиталистического мира и сосредоточили в своих руках почти 75 % мировых запасов золота. Продукты американской промышленности проникали на рынки, где ранее преобладали товары Германии, Японии или союзников США – Англии и Франции.

Второе место в капиталистическом мире занимала Великобритания, за ней следовали Франция и другие страны.

Превосходство США было закреплено новой системой международных валютно-финансовых отношений. В 1944 г. на конференции ООН по валютным и финансовым вопросам в г. Бреттон-Вудс (США) было решено создать Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые стали межправительственными учреждениями, регулирующими валютно-кредитные отношения между входящими в них капиталистическими государствами. Участники конференции условились установить фиксированное золотое содержание доллара, на который ориентировались курсы иных валют.

Международный банк реконструкции и развития, в котором преобладали США, предоставлял членам МВФ займы и кредиты для развития экономики и поддержания равновесия платежных балансов.

Важной мерой стабилизации хозяйственной жизни послевоенной Европы стал «план Маршалла» (по имени госсекретаря США) – оказание США помощи странам Запада для экономического восстановления. За 1948–1952 гг. эта помощь составила 13 млрд долларов.

К началу 1950-х гг. страны Западной Европы и Япония в основном преодолели последствия войны. Их экономическое развитие ускорилось. Начался быстрый экономический подъем. Восстановили свое хозяйство и стали обгонять соперников ФРГ и Япония. Стремительные темпы их развития стали называть экономическим чудом.

В некоторых странах Европы была проведена частичная национализация промышленности и банков. На этом настаивали широкие народные массы, стремившиеся таким образом открыть путь социальному прогрессу. За национализацию выступали и некоторые круги буржуазии, считавшие, что государственное регулирование экономики сможет укрепить позиции буржуазии, избавить их страны от экономических кризисов и социальных потрясений.

В первые послевоенные годы в большинстве стран Европы и США усилилось государственное регулирование социальных отношений. Было обновлено и расширено социальное законодательство, усилена государственная регламентация отношений между трудом и капиталом, восстановлены платные отпуска, увеличены различные социальные пособия, в том числе пособия по безработице, инвалидности и т. д. Так была создана разветвленная социальная инфраструктура. Государство стало играть решающую роль в развитии науки, образования и здравоохранения, в строительстве школ, больниц и т. п. В результате капитализм приобрел некоторые новые черты, материальное положение трудящихся улучшилось.

Серьезные изменения произошли в идеологии правящих классов капиталистических стран. Ведущую роль теперь стали играть сторонники государственного регулирования экономики, вдохновлявшиеся идеями Дж. Кейнса и стремившиеся приспособить их к новым условиям.

Концепция «государства благоденствия» наибольший расцвет получила в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Согласно этой концепции в странах Запада осуществлялось такое регулирование экономического развития, которое привело к стабилизации социальных отношений. В результате в странах Запада сложилось новое общество, особенностями которого стало достижение высокого уровня жизни, определяемого массовым потреблением и социальной защищенностью. В этом обществе большое внимание стало уделяться развитию образования, здравоохранения, в целом социальной сферы.

Теорию регулирования рыночных отношений разработал английский экономист Д. М. Кейнс еще в 1930-е гг. (теория «эффективного спроса»). Но только после Второй мировой войны правительства стран Запада и Северной Америки сумели применить кейнсианскую теорию. Расширение совокупного спроса создало массового потребителя товаров длительного пользования. Именно благодаря структурным переменам в системе «производство – потребление», произошедшим в 1950—1960-е гг., создалась возможность относительно длительного периода экономического подъема и высоких темпов роста, сокращения безработицы до уровня полной занятости в странах Запада.

Символом этого экономического подъема стал автомобиль, который стал доступным для личного пользования миллионов жителей стран Запада. Широко доступными становились холодильники, телевизоры, радиоаппаратура, стиральные машины и т. п. С точки зрения длительной перспективы состояние рынка товаров длительного пользования приближалось к середине 1970-х гг. к черте насыщения.

Глубокие перемены произошли и в сельскохозяйственной сфере стран Западной Европы. Мощное развитие биотехнологии, сельскохозяйственного машиностроения позволило завершить в послевоенное десятилетие механизацию и химизацию сельского хозяйства. В результате к середине 1960-х гг. Западная Европа не только полностью стала обеспечивать себя продуктами питания, но и превратилась в крупного экспортера продовольствия. Интенсификация сельскохозяйственного производства приводила к сокращению занятости. Важной сферой поглощения освобождающейся рабочей силы стала сфера услуг, включающая также образование, здравоохранение и систему социального обеспечения.

Пик социального реформаторства в странах Запада пришелся на 1960-е гг. Крупные социальные преобразования, осуществленные в это время, хотя и существенно видоизменили облик западного общества, в то же время обозначили границы возможностей либерального этатизма.

Бурное развитие научно-технической революции, пришедшейся также на 1960– гг., вселяло надежду на устойчивый дальнейший экономический рост. НТР способствовала росту потребностей, вела к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, что накладывало отпечаток на всю сферу производства, диктовало ему свои условия. Все эти факторы воздействовали не только на материальное производство, но и культуру общества. 1960-е гг. были отмечены бурным всплеском «массовой культуры», влиявшей на весь стиль жизни.

Средства на обеспечение стабильного экономического роста получали в основном за счет налогов, государственных займов и денежной эмиссии. Это вело к образованию бюджетного дефицита, но в нем тогда не видели особой опасности. Дефицитное государственное финансирование многочисленных социальных программ должно было расширить спрос, а это повышало деловую активность и, как полагали политики и экономисты, гарантировало социальную стабильность. Но в этих теоретических построениях были и свои изъяны. Дефицитному финансированию неизбежно сопутствовал рост инфляции. Эти негативные моменты стали сказываться позднее, в 1970-е гг., когда началась массированная критика кейнсианства.

К концу 1960-х гг. стало очевидным, что сам по себе экономический рост не избавляет общество от потрясений. К рубежу 1960—1970-х гг. стало очевидным, что проведение социальных реформ не гарантирует устойчивого общественного прогресса. Оказалось, что у них есть немало уязвимых мест, и этим в 1970-е гг. воспользовались консерваторы.

 

В ряду послевоенных экономических потрясений особое место принадлежит кризису 1974—75 гг. Он охватил практически все развитые стран Запада и Японию.

Кризис привел к стагнации традиционных отраслей хозяйства данных стран, к нарушениям в кредитно-финансовой сфере, к резкому падению темпов роста.

Применение антикризисных мер по рецептам неокейнсианства, включавших рост государственных расходов, снижение налогов и удешевление кредита только усиливало инфляцию. Применение обратных мер (сокращение государственных расходов, ужесточение налоговой и кредитной политики) вело к углублению спада и росту безработицы. Своеобразие ситуации состояло в том, что ни та, ни другая система антикризисных мер не вели к преодолению экономического потрясения.

Новые условия требовали свежих концептуальных решений, касающихся выработки адекватных потребностям дня методов регулирования социально-экономических процессов. Прежняя кейнсианская методика решения этих проблем перестала устраивать правящую элиту ведущих стран Запада. Критика кейнсианства в середине 1970-х гг. приобрела фронтальный характер. Постепенно складывалась новая консервативная концепция регулирования экономики, наиболее яркими представителями которой на политическом уровне стали Маргарет Тэтчер, возглавившая британское правительство в 1979 г., и Рональд Рейган, избранный в 1980 г. на пост президента США.

В области экономической политики неоконсерваторов вдохновляли идеологи свободного рынка (М. Фридмен) и сторонники «теории предложения» (А. Лэффер). Важнейшим отличием новых политэкономических рецептов от кейнсианства явилась иная направленность государственных расходов. Ставка была сделана на уменьшение государственных расходов на социальную политику. Проводилось также снижение налогов с целью активизировать приток инвестиций в производство. Если неокейсианство исходило из стимулирования спроса как предпосылки роста производства, то неоконсерваторы, напротив, держали курс на стимулирование факторов, обеспечивающих рост предложения товаров. Отсюда их формула: не спрос определяет предложение, а предложение определяет спрос.

В области кредитно-денежной политики неоконсервативный курс опирался на монетаристские рецепты жесткой политики контроля над денежным обращением с целью ограничения прежде всего инфляции.

Сторонники неоконсерватизма по-иному определяли и соотношение государственного регулирования и рыночного механизма. Приоритетное значение они придавали конкуренции, рынку, а также частномонополистическим методам регулирования. «Государство для рынка» – таков был важнейший принцип нового консерватизма.

Согласно рекомендациям идеологов неоконсерватизма в государствах Западной Европы и США, Канады проводились однотипные мероприятия: снижение налогов на корпорации при росте косвенных налогов, уменьшение взносов предпринимателей в фонды социального страхования, свертывание ряда программ социальной политики, проведение денационализации или приватизации государственной собственности.

Экономические неурядицы 1970-х гг. проходили на фоне набиравшей все больший размах НТР. Основным содержанием новой фазы ее развития стало массовое внедрение компьютеров в сферы производства и управления. Это дало толчок к началу процесса структурной перестройки экономики и постепенному переходу западной цивилизации в новую фазу, которую стали называть постиндустриальным, или информационным, обществом. Внедрение новейших технологий способствовало значительному скачку в повышении производительности труда. И это стало приносить отдачу и привело к выходу из кризиса и очередному экономическому подъему.

Правда, основные издержки структурной перестройки экономики легли на основную часть населения западных стран, но это не привело к социальным катаклизмам. Правящим элитам удалось сохранить контроль над ситуацией и придать новый импульс экономическим процессам. Постепенно «консервативная волна» пошла на спад. Но это не означало смену вех в развитии западной цивилизации.

Кризис модели социально ориентированной рыночной экономики, утрата доверия избирателей к государству, обеспечивающему «всеобщее благоденствие», стимулировали поиск новых идей и моделей общественного развития. Ими станут неолиберализм и неоконсерватизм.

В рамках неолиберализма, идейно-политического течения, господствовавшего в евроатлантических странах первые послевоенные десятилетия, новые подходы уже не могли зародиться.
«Общество благоденствия», в котором государство гарантировало постоянный рост благосостояния населения, а увеличивающийся потребительский спрос создавал стимулы росту производства, рассматривалось неолибералами как вершина прогресса.
Экономической основой неолиберализма выступали идеи Кейнса, Гэлбрейта и других сторонников расширенного вмешательства государства в сферу социально-экономических отношений. Согласно этим идеям, повышение роли государства «всеобщего благоденствия» не только не угрожает свободе, но, напротив, укрепляет гарантии прав и свобод граждан. Угрозу свободе неолибералы видели в существовании массовых групп, движений, особенно радикальных. Они считали, что их члены противопоставляют узкие, корпоративные интересы общественным.
Как считал американский политолог Б. Гросс, подобная эволюция неолиберализма способна трансформировать его в идеологию нового тоталитаризма, «фашизма с человеческим лицом», где государство установит тотальный контроль над гражданами, ограничит их свободы, считая, что это нужно во имя их же блага.

Противовесом и неолиберализму и радикализму стал неоконсерватизм, течение, объединившее различные направления. Неоконсерваторы назывались «новыми правыми», радикальными консерваторами. Главный акцент они делали на сохранении традиционных ценностей, т.е. идей классического либерализма XIX века, ставших для развитых стран основой их политической традиции.

Неоконсерваторы позаимствовали у «новых левых» оценку государства «всеобщего благоденствия» как бюрократического монстра, опекающего граждан и тем самым ограничивающего их свободу, вытесняющего дух предпринимательства и предприимчивости. С точки зрения идеологии неоконсерватизма, слишком высокая степень социальной защищенности развращает человека, порождает у него иждивенческие настроения. И одновременно ставит его в полную зависимость от чиновников и их решений. Неоконсерваторы призывали людей опираться на собственные силы, проявлять инициативу и ответственность, солидарность друг с другом. Они считали, что человек реализует свою свободу, участвуя в деятельности различных неправительственных организаций (политических, религиозных, этнических, профессиональных и иных), отражающих его интересы.

Основоположником экономической теории неоконсерватизма принято считать М. Фридмана. Государство, согласно этой теории, должно поддерживать не потребителя, а производителя: обеспечивать стабильность курса валюты, сокращать налоги на прибыль, на добавленную стоимость. Рост производства, удешевление его продукции, по мнению неоконсерваторов, ведут к повышению уровня жизни. Иначе говоря, вопрос ставился так: обращать внимание не только на перераспределение произведенного ВНП, а на то, чтобы обеспечивать его постоянный рост.

Неоконсервативные идеи были взяты на вооружение правоцентристскими политическими партиями. В Великобритании неоконсерватизм ассоциируется с лидером Консервативной партии, ставшей в 1979 г. премьер-министром Великобритании, М. Тэтчер и сменившим ее на этом посту в 1992 г. Д. Мэйджором. В США — с республиканцем Р. Рейганом, ставшим президентом США в 1980 г. В ФРГ — с Г. Колем, лидером христианских демократов, канцлером ФРГ в 1982—1998 гг.
Неоконсерваторы выступали за возрождение авторитета таких социальных институтов, как семья, школа, церковь, апеллируя к идее демократического капитализма. Она предполагала уважение закона и порядка, дисциплинированность, сдержанность, патриотизм. Неоконсерваторы получили поддержку самых широких слоев общества. К их аргументам прислушивались предприниматели и представители «среднего класса», заинтересованные в снижении налогового бремени, малоимущие, считающие социальные программы недостаточно эффективными, интеллектуалы, озабоченные вытеснением духовности рационализмом и прагматизмом.

Социально-экономическая политика неоконсерватизма в США и Западной Европе. Неоконсервативные правительства приняли меры по повышению эффективности экономики за счет сокращения налогов на производство, более рационального использования бюджетных средств. Особенно льготный налоговый режим устанавливался для тех корпораций, которые модернизировали производство. Важным стимулом к разработке и внедрению передовых технологий стало расширение военных заказов в странах НАТО в 1980-е гг., особенно связанных с проектом стратегической оборонной инициативы (СОИ). Экономия бюджетных средств осуществлялась на различных уровнях государственного управления. Была проведена децентрализация социальных программ, многие из них стали осуществляться за счет бюджетов субъектов федераций, местных органов власти. Часть средств, ранее выплачивавшаяся в виде пособий нуждающимся, стала выдаваться им же, но не как пособие, а как льготный кредит для открытия своего дела в сфере малого бизнеса. Это позволило занять значительную часть бывших безработных преимущественно в сфере обслуживания. Мелкие магазинчики, кафе, ремонтные мастерские, бензоколонки не составляли конкуренции крупным корпорациям, хотя их удельный вес в производстве национального, дохода оказался весомым.

Экономии на государственных расходах способствовало освобождение государства от лишней собственности. Построенное за счет государства и муниципалитетов жилье для граждан с низким и средним достатком, требующее ремонта и не приносящее дохода, было передано в собственность квартиросъемщиков, т.е. приватизировано. Принадлежавшие государству и выживавшие с помощью субсидий предприятия, которые утратили рентабельность, закрывались или приватизировались. Их модернизация осуществлялась частным капиталом. Сокращение роли государства в экономике несколько уменьшило численность армии чиновников и расходы на содержание государственного аппарата.

Неоконсервативная политика не привела к отказу от государственного регулирования экономики. Напротив, его масштабы даже возросли. В США с 1980 по 1995 г. доля ВВП, перераспределяемая государством, возросла с 19,3% до 19,8%. В Великобритании — с 40,4% до 45,3%, во Франции — с 48,9% до 49,6%. Удельный вес бюджетных средств государства в покрытии расходов на социальные программы (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.) в США с 1980 по 1995 г. возрос с 54,2% до 55%, в Великобритании — с 48,2% до 54,5%. Небольшое сокращение доли государственных расходов на эти цели произошло во Франции, Швеции, других странах.

Неоконсервативная революция не разрушила, а укрепила основы «общества благоденствия». Активная социальная политика поддерживала высокий уровень благосостояния населения.
Неоконсервативная революция пересмотрела методы государственного вмешательства в экономику, изменила структуру налогов, скорректировала социальные программы.
Интересы модернизации экономики требовали закрытия нерентабельных предприятий, автоматизации и роботизации многих производственных комплексов. Это подразумевало сокращение численности рабочей силы, что вызывало сопротивление профсоюзов. Однако широко распространившееся в обществе осознание необходимости модернизации лишило те профсоюзы, члены которых подлежали сокращению, общественной поддержки. Политика неоконсерваторов не ставила цель разгрома профсоюзного движения. Репрессии использовались лишь в тех случаях, когда профсоюзы пытались проводить забастовочные акции, наносящие ущерб гражданам и экономике в целом. Так, руководство профсоюза авиадиспетчеров в США было привлечено к ответственности за незаконную забастовку, а на место бастующих членов профсоюза встали военные диспетчеры.

Неоконсервативные правительства стремились создать социальную базу политики модернизации. В тех странах Западной Европы, где большая часть трудящихся была организована в профсоюзы, их представители включались в административные органы управления предприятий, наблюдательные советы корпораций, им обеспечили доступ к информации о планах реорганизации. Там, где роль профсоюзов была меньшей (в 1990-е гг. в Швеции, Норвегии, Дании в профсоюзах состояло от 70% до 80% наемных работников, в то время как в США — лишь 16%; в среднем же в развитых странах профсоюзы охватывали 26% занятых), использовались иные формы рабочего участия в модернизации. При модернизации американской корпорации «Дженерал моторе», связанной с переходом к роботизированной, модульной схеме организации производства, 80% высококвалифицированных работников корпорация гарантировала сохранение рабочего места и долю в прибылях. Вводились элементы рабочего самоуправления: каждая бригада сама определяла ритм, порядок и продолжительность работы, отвечая лишь за конечный результат.

Меры, осуществленные в рамках неоконсервативной революции, связанные с модернизацией производства, были решающим фактором формирования общества, которое все чаще определяется как информационное.

Все предыдущие технические усовершенствования увеличивали, главным образом, физическую силу человека. Массовое, конвейерное производство превратило работников в придатки машины, выполняющие простейшие функции. Автоматизация, компьютеризация и роботизация производства позволили свести до минимума участие человека в производственном процессе, оставив за ним преимущественно контрольные и творческие функции.
Увеличился спрос на труд инженеров, техников, программистов. Гораздо большее значение, чем когда-либо в прошлом, начали играть центры производства знаний — лаборатории и университеты.
По мере того как трудовая деятельность становилась все более творческой и интеллектуальной, возрастающее значение приобретала заинтересованность работников в труде, его результатах. Производительность труда в секторах производства знаний, обработки и обобщения информации не может определяться скоростью движения конвейера, диктоваться работодателем. Практика работы крупных корпораций последних десятилетий показала, что наилучших результатов добиваются те из них, где работники творческого труда непосредственно заинтересованы в результатах своей работы. Это обеспечивается за счет высоких зарплат, расширения круга совладельцев акций, введения индивидуальных графиков труда и отдыха.
Интеллектуализация трудовой деятельности позволяет преодолеть жесткие барьеры субординации между управляющими и управляемыми, что содействует развитию отношении социального партнерства.
Важнейшим капиталом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал. Интересы его развития, в частности за счет переквалификации наемных работников физического труда, в 1980-е гг. оказались в центре внимания и государства, и корпораций, и общественных, благотворительных организаций.

Это определяет особое внимание к развитию сферы образования. В 1960—1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США и Японии возросла в 3,5 раза, в Германии — в 6 раз, в Великобритании — в 7 раз. Средний уровень образовательной подготовки всех занятых достиг 14 лет.

Качественно новое состояние экономики, достигнутое за счет внедрения высоких технологий, обеспечило длительный период бескризисного развития стран Западной Европы и Северной Америки.

Во-первых, новые технологии позволили перейти к энерго- и ресурсосберегающему производству, обеспечивающему выпуск все больших объемов продукции при сокращении затрат сырья и энергоносителей. Это привело к падению мировых цен на них, создало преимущества на мировом рынке для стран, выпускающих высокотехнологическую продукцию.
Во-вторых, овладение высокими технологиями позволяет постоянно обновлять ассортимент выпускаемой продукции за счет товаров, обладающих качественно новыми потребительскими свойствами. Это исключает затоваривание рынка одним видом продукции.
В-третьих, сами высокие технологии, знания стали важнейшим товаром на мировых рынках. Стоимость их продаж в 1980-е гг. достигла стоимости продажи нефти, газа и иных энергоносителей. Производство высоких технологий стало самым выгодным бизнесом. Знаний не может быть произведено больше, чем нужно. Кроме того, знания могут потребляться многократно разными потребителями. Производство знаний в тех странах, где для этого сложилась соответствующая инфраструктура лабораторий и научных центров, оказывается самой прибыльной и рентабельной сферой вложения капиталов. Важнейшим источником американского мирового лидерства стало завоевание США ведущих позиций в разработке технологических новшеств.
Спад неоконсервативной волны произошел в 1990-е гг. Политические партии и лидеры, придерживающиеся неоконсервативной ориентации, стояли у власти в развитых индустриальных странах более десятилетия (в США — 12 лет, в Великобритании — 18 лет). Поскольку методы политики неоконсерваторов оказались эффективными для решения проблем модернизации общества, их взяли на вооружение в 1980-е гг. почти все политические партии, стоящие у власти в развитых странах. В Испании модернизацию, осуществляемую по неоконсервативным рецептам, проводило правительство, возглавлявшееся лидером социалистов (Социалистической рабочей партии) Ф. Гонсалесом, в Италии — коалиционное правительство, возглавляемое социалистом Б. Кракси, во Франции неоконсервативный курс проводился при президенте-социалисте Ф. Миттеране.
Спад неоконсервативной волны в развитых странах был связан с тем, что основные задачи в области модернизации экономики нашли свое решение. С завершением «холодной войны» изменилась ситуация на международной арене. Резко упало влияние леворадикальных сил. Соответственно, акцент на защите традиционных ценностей демократии, присущий неоконсерватизму, утратил привлекательность в глазах избирателей. На первый план выступили конкретные проблемы социальных, этнических отношений, утверждения нового миропорядка, к решению которых неоконсервативные лидеры оказались не готовы. В США на президентских выборах 1992 г. победу одержал лидер Демократической партии Б. Клинтон. В Великобритании в 1997 г. премьер-министром стал лидер лейбористов Т, Блэр. В Германии в 1998 г. социал-демократы завоевали большинство мест в бундестаге. Наметился рост влияния социалистических и социал-демократических партий и в других развитых странах. Однако система ценностных ориентации и политических ориентиров этих партий за последнее десятилетие существенно изменилась.
Основные идеи и достижения неоконсерватизма, связанные с модернизацией экономики, поддержкой частного предпринимательства, ограничением бюрократических тенденций центрального аппарата власти государства, не ставились под сомнение.
В развитых странах было достигнуто согласие основных политических сил по принципиальным вопросам стратегии общественного развития. Различия в идейно-теоретических и философских взглядах политических лидеров и теоретиков имеют меньшее значение, чем в прошлом. Это дало основание в апреле 1998 г. Т. Блэру предложить распустить Социалистический Интернационал и заменить его союзом нового типа, включающим неолиберальные партии (типа Демократической партии США), разделяющие цели социально ориентированной политики. Эта идея не была поддержана французскими социалистами, но вызвала одобрение у лидера СДПГ Г. Шредера, также выступающего за создание широкого союза партий с общими идеалами.

Задания к теме:

1. Должны знать понятия: репарации, демобилизация, план Маршалла, экономическое чудо, национализация, социальная инфраструктура, кейнсианство, либеральный этатизм, неоконсерватизм, неолиберализм, НТР, массовая культура, монетаризм, постиндустриальное общество, средний класс, НАТО, автоматизация производства.

2. Назовите основные тенденции развития Запада после Второй мировой войны.

3. Как происходило восстановление экономик после войны? Назовите страны-лидеры.

4. Назовите основные идеи «государства всеобщего благоденствия».

5. Назовите итоги экономического кризиса 1974-1975 гг. Что позволило его преодолеть?

6. Почему в 80-е гг. в государствах «всеобщего благоденствия» возникли новые, альтернативные идеи развития общества?

7. Раскройте основные различия взглядов и политики неолиберализма и неоконсерватизма с помощью таблицы. Сформулируйте выводы о сути установленных различий.

  Неолиберализм Неоконсерватизм
На какие экономические идеи опиралась политика?    
Как определить роль государства?    
Отношение к свободам граждан    
Взгляды на роль общества    

8. Что объединяет имена таких политических и государственных деятелей, как М. Тэтчер, Р. Рейган и Г. Коль? Как вы думаете, почему в 80-е гг. XX века возобладали идеи неоконсерватизма?

9. Назовите меры, которые предприняли неоконсерваторы для модернизации экономики в странах Запада. Как они отразились на роли государства? Почему эту политику называют неоконсервативной революцией?

10. Раскройте основные черты, характеризующие информационное общество в развитых странах. С какими достижениями научно-технического прогресса связано его становление?

11. Что такое высокие технологии, какие изменения в обществе происходят при их применении?

12. Чем объясняется спад неоконсервативной волны в развитых странах в 90-е гг.? Кто и почему сменил неоконсерваторов?

Тема 51: «СССР в 1945 – 1953 гг.»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные тенденции развития | Проблемы развития сельского хозяйства в послевоенное время
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.