КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для расчета ПДВ
Подраздел "2.9. Расчет платы за выбросы" может быть представлен в виде табл.3.
Графы 1 и 2 - то же, что в табл.1. Графа 3 принимается в соответствии с [11], нормативы платы приведены в приложении 5. Валовый выброс ЗВ (графа 4) принимается по табл.1 на существующее положение или равным ПДВ. Графа 5 заполняется путем перемножения соответствующих строчек граф 3 и 4. В конце таблицы находится сумма по графе 5 и умножается на районный коэффициент, определяемый на основании [11] по приложению б, и на коэффициент, учитывающий инфляцию по отношению к базовым ценам платы за выбросы из графы 3 (в 1998 г. этот коэффициент был равен 42).
Табл.3 носит оценочный характер, т.к. плата за выбросы осуществляется за предшествующий год по экологическому паспорту для фактического валового выброса ЗВ, который, как правило, меньше ПДВ. Если у предприятия отсутствует инвентаризация и утвержденный проект ПДВ или не получено разрешение на выброс ЗВ на текущий год, вводится дополнительный штрафной коэффициент 5. В подразделе "3.1. Расчеты и анализ уровня загрязнения атмосферы на существующее положение и на перспективу" указывается компьютерная программа, по которой производится расчет рассеивания ЗВ в атмосфере, согласованная с ГГО им.Воейкова и имеющая лицензию Госкомэкологии РФ. Наибольшее распространение получила программа "Эколог" фирмы "Интеграл" (г.Санкт-Петербург). Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания, приводятся в виде табл.4. Значения величин проставлены для г.Пензы. Таблица 4 Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере города
Все данные могут быть приняты по справке ЦГМ о фоновых концентрациях и климатических характеристиках. Расчеты выполняются для невыгодного с позиций рассеивания теплого периода года по отдельным веществам и группам суммаций с учетом фоновых концентраций. Наличие на предприятии отопительной котельной или другого оборудования, массовый выброс ЗВ от которых в холодный период больше, чем в теплый, обуславливает необходимость проведения расчетов рассеивания этих ЗВ и соответствующих групп суммаций для холодного периода. Учет одновременности работы оборудования и соответствующих им ИЗА требует расчета всех вариантов (сочетаний) их возможной работы. Неправильно принимать во внимание только один вариант работы ИЗА с наибольшими массовыми выбросами, так как на условия рассеивания влияют геометрические размеры ИЗА, параметры газовоздушной среды в устье ИЗА, а также взаимное расположение ИЗА по отношению к СЗЗ и друг другу. При определении максимальных концентраций в жилой зоне и на границеСЗЗ (табл.5) учитываются все варианты расчета. Даже для одного и того же вещества максимальная концентрация в жилой зоне может быть принята по одному варианту, а на границе СЗЗ - по другому. Численные значения с, мг/м3, и с/ПДК в требуемых точках берутся непосредственно из компьютерного расчета рассеивания путем предварительного задания координат на карте-схеме - так называемые расчетные точки. Перечень ИЗА, дающих наибольшие вклады по отдельным веществам и группам суммации, представляется в виде табл.5. Таблица 5 Перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы
В графе 1 указывается наименование вещества или группы суммации, по которым был произведен расчет рассеивания. Вещества, у которых максимальная приземная концентрация см / ПДК<0,05 и при этом компьютер выдает сообщение, что "расчет нецелесообразен", в данную таблицу не заносятся.
Графы 2 и 3 заполняются по компьютерному расчету. Рекомендуется [1] заполнять эти графы в мг/м3. Однако авторы данного пособия считают, что их удобнее заполнять в долях ПДК – с / ПДК (безразмерная концентрация), т.к. сразу же наглядно видно выполнение условий (1) и (2). Уточнения [2] допускают объединять графы 2 и 3, указывая максимальную приземную концентрацию на границе или за пределами СЗЗ. Графы 4 и 5 также заполняются по компьютерному расчету. Графа 6 заполняется в соответствии с табл.2. Табл.5 заполняется сначала на существующее положение, а затем на перспективу для рассчитываемых при этом веществ и групп суммаций. Пути достижения условий (1) или (2) для веществ и групп, у которых на существующее положение (или с учетом перспективы развития производства) они не выполняются, приведены в следующем подразделе и при работе с программой "Эколог". В конце этого подраздела делается вывод о выполнении условий (1) и (2) по каждому веществу и группе. Возможна ситуация, когда фоновые концентрации Сф / ПДК>1, тогда для вновь строящихся предприятий выбросы данного вещества или группы в идеале должны отсутствовать, а для существующих - существенно ограничиваться. В Пензенском областном комитете Госкомэкологии РФ сложилась следующая практика: расчетная приземная концентрация с / ПДК не должна превышать 10...20% от сф / ПДК в зависимости от мощности предприятия. Подраздел "3.2. План мероприятий по снижению выбросов ЗВ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ" представляется в виде табл.6. Графы 1,2 и 7 заполняются только для тех ИЗА, по которым необходимо достижение условий (1) или (2). таблица 6 ПЛАН мероприятий по снижению выбросов ЗВ в атмосферу города на предприятии с целю достижения нормативов ПДВ
Наименования мероприятий (графа 3) зависят от многих факторов и могут быть самыми разнообразными. Приведем некоторые из них: - уменьшение массовых выбросов вещества, г/с, путем установки новых или наладки существующих пылегазоулавливающих установок (ПГУ); - увеличение высоты Н, м, существующих ИЗА, если она не соответствует требованиям СНиП [13] или другим нормативным документам; - увеличение расхода Ь, м3/с, и скорости выхода газовоздушной смеси И^о, м/с, из устья ИЗА до проектной величины (для существующих систем вентиляции и пневмотранспорта); - преобразование линейных, плоских и неорганизованных ИЗА в точечные организованные; - гидрообеспыливание для открытых складов и узлов пересыпки (песок, щебень, гравий и др.); - корректировка размеров СЗЗ в соответствии с результатами расчетов рассеивания; - перенос ИЗА в глубь территории предприятия; - уменьшение одновременности работы оборудования при его неполной загрузке, распределение разовых технологических операций по определенному графику; - определение массовых выбросов, г /с, инструментальными замерами в случае, если в инвентаризации они были получены расчетными методами, т.к. последние часто завышены, например, при деревообработке [14] или для бетоносмесительных отделений (БСО) заводов ЖБИ [15]. При исчерпании всех возможных мероприятий необходима смена технологического процесса или ликвидация ИЗА. Сроки выполнения мероприятий (графы 4 и 5) должны быть реальными и равномерно разбитыми на пять последующих лет. Наименования и сроки выполнения мероприятий отдельно согласуются с отделом охраны атмосферного воздуха при утверждении проекта ПДВ отделом нормирования выбросов областного комитета. По уточнениям [2] сроки мероприятий могут указываться без распределения по кварталам. Затраты на реализацию мероприятий (графа 6) при отсутствии проекта на реконструкцию носят оценочный характер. Величины выбросов до мероприятий (графы 8 и 9) принимаю-на существующее положение по инвентаризации и табл.2; после мероприятий массовые выбросы, г/с (графа 10), - из компьютерного расчета рассеивания на перспективу, а валовые выбросы (графа 11) - по расчетным формулам [10]. Разработанный план мероприятий утверждается отдельно руководителем предприятия и держится на контроле отделом охраны атмосферного воздуха комитета. Разрешение на выброс 3В в атмосферу на каждый последующий год выдается при условии выполнения мероприятий за предыдущий год. Подраздел "3.3. Предложения по нормативам ПДВ" выполняется в виде табл.7 с использованием табл.6. Уточнениями [2] эта таблица отменена, однако комитет требует ее заполнять. Хотя это и прибавляет работы разработчикам проекта ПДВ, но облегчает проверку экспертам комитета по охране окружающей среды и упрощает заполнение таблицы (приложение 9) для получения предприятием разрешения на выброс 3В в атмосферу.
таблица 7 предложения по нормативам ПДВ
Вещества, выбросы по которым не изменяются по годам, для упрощения и наглядности целесообразно вынести в отдельную табл. 7а.
таблица 7а нормативы выбросов по веществам, для которых ПДВ достигнут при существующем положении (1998 г) и остается постоянным до 2003 г.
Так же, как и в табл.7, для каждого вещества сначала приводятся организованные источники, затем - неорганизованные, а в конце - их сумма. Сумма массовых выбросов, г/с, принимается с учетом одновременности работы ИЗА и может быть меньше их общей арифметической суммы. Сумма выбросов каждого вещества по годам заносится в табл.1. Если для текущего года по какому-либо веществу не достигнут ПДВ, то по нему устанавливается временно-согласованный выброс (ВСВ). Подраздел "3.4. Определение размеров санитарно-защитной зоны" осуществляют на основе [2,5,16,17,18] (см. раздел 5).
В разделе 5. "Контроль за соблюдением нормативов ПДВ" приводится порядок осуществления ведомственного контроля за выбросами ИЗА лабораторией этого предприятия или другой привлекаемой для этой цели. Контроль за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии осуществляется непосредственно на ИЗА и на контрольных точках (постах) на границе СЗЗ (или в селитебной зоне района города) установленных предприятием по согласованию с Центром госсанэпиднадзора и комитетом по охране природы.
Периодичность контроля (графа 4), как отмечалось, должна быть не реже 4 раз в год, а в периоды НМУ (графа 5) - 1 раз в сутки. Контроль за соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на выбранных контрольных точках (постах) рекомендуется для крупных предприятий первой категории по классификации [16] с большим количеством неорганизованных ИЗА. По рекомендациям [1] данные сводятся в табл.8 приложения, а обобщенные данные - в табл.9. Все данные для приложения 8 принимаются из компьютерного расчета. Фактически в комитете по охране природы сложилась практика обозначать на карте-схеме 1-2 контрольные точки на границе СЗЗ и жилой зоны, что вполне достаточно. В конце данного раздела следует отметить принципиальное различие производственного и государственного контроля. Для последнего перечень ИЗА и выбрасываемых ими 3В включает [20]: - основные 3В (СО, NOx, SO2, пыль); - вещества первой категории опасности, а при их отсутствии -вещества второй категории; - вещества, для которых по данным наблюдений на контролируемой территории зарегистрирована концентрация более 5 ПДК. В приложение проекта ПДВ включается справка центра по гидрометеорологии о фоновых концентрациях 3В и метеорологических характеристиках местности. Ее образец приведен в приложении 10. В справку о расходе материалов и выпускаемой продукции включается только то сырье, которое прямым или косвенным образом участвует в расчетах выбросов. Справка о характеристиках материалов содержит дополнительные сведения о материалах, необходимые для расчетов, например влажность, крупность и т.п. Данная справка может быть объединена с предыдущей. В справке о перспективе развития предприятия указывается предполагаемая реконструкция или расширение предприятия на ближайшие 5 лет. В этом случае выполняется расчет рассеивания на перспективу в соответствии с проектом на реконструкцию предприятия. В противном случае в справке указывается, что реконструкция и увеличение мощности предприятия на ближайшие 5 лет не предусматриваются. Разработанный проект ПДВ согласовывается в городском или областном центре санэпиднадзора. Здесь проверяют, в первую очередь, правильность выбора ПДК для загрязняющих веществ и размеров СЗЗ в соответствии с [4,5,16,18]. После согласования в центре санэпиднадзора проекта ПДВ передается на рассмотрение и утверждение в областной (городской) комитет. Эксперты отдела нормирования выбросов тщательно проверяют выполнение всех разделов, сверяют исходные данные с инвентаризацией. Особое внимание уделяется компьютерным расчетам рассеивания выбросов, учету фонового загрязнения и группам веществ, обладающих эффектом суммации. План мероприятий по снижению выбросов 3В в атмосферу (табл.6 проекта ПДВ) отдельно согласовывается с отделом инспекции атмосферного воздуха на предмет реальности и сроков выполнения заложенных мероприятий. План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках (табл.9 проекта ПДВ) сдается в двух экземплярах в лабораторию комитета с целью проверки его выполнения и составления графика государственного контроля за выбросами в атмосферу в соответствии с [20,21]. По результатам экспертизы выдается заключение комитета по проекту ПДВ. Он может быть утвержден или отправлен на доработку в соответствии с приведенными экспертами замечаниями. В случае утверждения проекта ПДВ предприятие обязано получить Разрешение на выброс 3В в атмосферу на 1 год (может быть и больше) по форме, приведенной в приложении 9. Разрешение на каждый последующий год (из 5 лет) выдается в случае выполнения плана мероприятий по снижению выбросов за предыдущий год.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |