Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод сходства




По методу сходства сравнивают несколько слу­чаев, в каждом из которых исследуемое явление насту­пает; при этом все случаи сходны в одном и различны во всех других обстоятельствах.

Метод сходства называют методом нахождения об­щего в различном, поскольку все случаи заметно отличают­ся друг от друга, кроме одного обстоятельства.

Рассмотрим пример рассуждения по методу сходства. Медицинским пунктом одного из поселков в летний период были зафиксированы за короткое время три случая заболева­ния дизентерией (d). При выяснении источника заболевания главное внимание обращалось на следующие виды пищи, которые чаще других могут служить причиной кишечных забо­леваний в летнее время:

А — питьевая вода из колодцев;

М — вода из реки;

В — молоко;

С — овощи;

F — фрукты.

Информация об условиях питания пациентов представ­лена в таблице (рис. 53).

 

Случаи (пациенты)   Предшествующие обстоятельства   Результат  
вода из колодца А   вода из реки М   молоко B   овощи C   фрукты F   (заболе­вание) d  
№1   + - + + - +
№2   - + + - + +
№3   - + + + - +

 

Рис. 53

Приведенные обстоятельства послужили санитарной инспекции основой для заключения о том, что распростране­ние дизентерии связано, по-видимому, с употреблением мо­лока (В). В дальнейшем этот правдоподобный вывод получил подтверждение: продававшая молоко женщина оказалась бациллоносителем дизентерии.

Схема рассуждения по методу сходства имеет следую­щий вид:

 

Логический механизм индуктивного вывода по методу сходства предполагает ряд познавательных предпосылок.

(1) Требуется общее знание о возможных причинах исследуемого явления. В приведенной схеме эту роль выпол­няют обстоятельства А, М, В, С, F, каждое из которых пред­шествует d и может выступать его самостоятельной причиной. Такое знание принимает форму дизъюнктивного суждения:

«А либо М, либо В, либо С, либо F вызывают d».

 

(2) Из предшествующих должны быть исключены (элиминированы) все обстоятельства, не являющиеся необходимыми для исследуемого действия и тем самым не удовлетворяющие основному свойству причинной связи. Так, в приведенных случаях d появляется при отсутствии F и М в первом случае, при отсутствии А и С — во втором, при от­сутствии А и F — в третьем. Тем самым обстоятельства А, С, F и М элиминируются, ибо отсутствующее не может быть при­чиной появляющегося. Результат исключения выражается в отрицательном суждении.

«Ни А, ни С, ни F, ни М не являются причиной d».

Метод элиминации в этом случае выполняет функцию формирования негативного знания, т.е. знания о том, чем не было вызвано исследуемое явление d. Тем самым сужает­ся круг возможных его причин. -

(3) Среди множества предшествующих обстоятельств выделяют сходное и повторяющееся в каждом из рассмот­ренных случаев, которое и будет вероятной причиной явле­ния. В приведенной схеме в каждом из трех случаев повторя­ется обстоятельство В. Значит, позитивно подтверждается заключение о том, что В является причиной d.

В общем виде логический механизм индуктивного ме­тода сходства принимает форму дедуктивного рассуждения по модусу tollendo ponens разделительно-категорического умоза­ключения. Схема рассуждения имеет следующий вид:

 

Обоснованность полученного с помощью метода сход­ства заключения зависит от числа рассмотренных случаев и разнообразия условий наблюдения. Чем больше случаев ис­следовано и чем разнообразнее обстоятельства, среди кото­рых встречается сходное, тем основательнее индуктивный вывод и тем выше степень вероятности заключения. Харак­терная для неполной индукции незаконченность опыта прояв­ляется в том, что наблюдение и эксперимент не гарантируют точного и полного знания предшествующих обстоятельств, среди которых идет поиск возможной причины.

В приведенной схеме в качестве предшествующих выступают обстоятельства А, М, В, С, F, которые не представляют собою закрытое дизъюнктивное множество — <А v М v В v С v F>. Тем самым не исключается существова­ние некоего обстоятельства X, которое остается до сих пор неизвестным и является реальной причиной d. Повторяю­щееся же обстоятельство В может оказаться лишь сопут­ствующим. При этом в каждом из трех случаев В могло вза­имодействовать с другими обстоятельствами, например, в первом случае — с А и С, во втором — с F и М, в третьем — с М и С. Не исключается также, что В представляет собой сложное явление, одно из составляющих которого является подлинной причиной d.

Несмотря на проблематичность заключения, метод сходства выполняет в процессе познания важную эвристи­ческую функцию: он способствует построению плодотворных гипотез, проверка которых приводит к открытию новых истин в науке.

Достоверное заключение может быть получено по методу сходства лишь в том случае, если исследователю точ­но известны все предшествующие обстоятельства, ко­торые составляют закрытое множество возможных причин, а также известно, что каждое из обстоятельств не вступает во взаимодействие с другими. В этом случае индуктивное рассуждение приобретает доказательное значение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.