КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Транснациональные корпорации в мировой экономике
Тема №9. Транснационализация в современных мирохозяйственных отношениях Отравление (нарушается водно-солевое равновесие) Отпуск по рецепту нарушение функции сердца и скелетной мускулатуры, жажда, тошнота, слабость, сонливость, зрительные галлюцинации, головная боль, головокружение Помощь:Нужно восстановить водно–солевое равновесие в организме
1. Транснациональные корпорации в мировой экономике 2. География и сферы деятельности транснациональных компаний Транснационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы, является важнейшим элементом развития мировой Экономики. Основная движущая сила транснационализации — В 1974 г. при Экономическом и социальном Совете ООН была создана Комиссия по ТНК, которая позже была преобразована в подразделение Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКАД). С 1990 г. ЮНКТАД для характеристики вовлеченности каждой ТНК в экономику зарубежных стран ввела такое понятие, как индекс транснационализации компаний. Он исчисляется на базе трех показателей: доли зарубежных активов, зарубежных продаж и занятости работников в ббщем стоимостном объеме деятельности компании. Этот индекс уже вырос до 60%, причем основное увеличение приходится на показатель зарубежных активов. Высокой транснациональностью обладают ТНК из малых индустриальных стран, так как по отношению к своим менее емким внутренним рынкам их иностранные активы занимают относительно большую долю в общем объеме активов. Транснациональные корпорации, базирующиеся в крупных индустриальных странах, как правило, менее транснациональны, хотя и превосходят ТНК из малых развитых государств по абсолютному объему иностранных активов. Еще менее транснациональны ТНК из развивающихся стран, имеющие не столь богатый опыт внешней экспансии, однако разрыв между ТНК из развитых и развивающихся стран сокращается. К наиболее транснациональным отраслям относятся средства массовой информации, производство продовольствия и напитков, строительство, химическая и фармацевтическая промышленность, производство электроники и электрооборудования.
ТНК формируют за рубежом экономическое пространство, которое в экономической литературе называют второй, или «внешней», экономикой. Наличие таких внешних экономик — важное средство повышения эффективности бизнеса и укрепления позиций своей страны в международной системе. Для характеристики масштабов «внешней экономики» отдельных стран ЮНКТАД также использует индекс транснационализации. Этот совокупный показатель состоит из трех компонентов: а) общих размеров активов ТНК и тех, которые находятся в их зарубежных филиалах; б) общих продаж ТНК и тех продаж, осуществляемых их филиалами за рубежом; в) общей численности занятых во всем комплексе ТНК и тех, кто работает на принадлежащих корпорации зарубежных предприятиях. Официально в докладах ЮНКТАД используется следующее определение транснациональной корпорации: транснациональная корпорация — это акционерная или частная компания, включающая в себя материнскую компанию и ее зарубежные филиалы. Материнская компания — предприятие, контролирующее активы или другие единицы за пределами страны базирования, как правило, посредством владения долей в акционерном капитале, превышающей 10% обычных акций или их эквивалента в частной компании. Исторически ТНК начинали свою деятельность в конце XIX в. как колониально-сырьевые, и основой их преимущества был доступ к природным ресурсам или преференциальным рынкам сбыта. Преобладающая форма объединений — картели, синдикаты, реже т- тресты. В послевоенный период произошло перемещение центра тяжести функционирования ТНК в отрасли обрабатывающей промышленности путем укрупнения и транснационализации производства в виде концернов и конгломератов.
Корпорации подразделяются на: • горизонтально интегрированные с предприятиями, выпускающими ббльшую часть продукции. Примером может служить производство автомобилей; • вертикально интегрированные, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие переделы в производстве конечного продукта. В нефтяной промышленности, например, добыча нефти-сырца в одной стране, перераг ботка — в другой, а продажа нефтепродуктов — в третьих; • диверсифицированные многонациональные корпорации, включающие национальные предприятия с вертикальной или горизонтальной интеграцией. Корпорации можно подразделять и в зависимости от принадлежности головной компании. Если головная компания принадлежит капиталу одной страны, то это ТНК, если капиталу двух и более стран — это многонациональная корпорация (МНК). Национальная принадлежность ТНК с экономической точки зрения — уже во многом условная категория, поскольку основной объем производства и сбыта постепенно перемещается за рубеж, и значительная часть прибыли образуется вне границ страны происхождения. При этом финансовые и инвестиционные ресурсы размещаются в странах с наилучшими правовыми, налоговыми и политическими условиями. ТНК развитых стран непрерывно увеличивают масштабы международного производства. По своему производственному, научно-техническому и финансовому потенциалам внешняя экономика США считается бесспорным лидером и существенно превосходит аналогичные сферы хозяйствования других стран Западной Европы и Японии. По данным ЮНКТАД, число ТНК увеличилось до 70 тыс., а число их зарубежных филиалов составило 690 тыс. Валовой объем производства иностранных филиалов — 3911 млрд долл.; объем их продаж составляет 18 667 млрд долл.; экспорт — 3690 млрд долл.; совокупные активы зарубежных филиалов — 36 008 млрд долл., численность занятых — 57 394 тыс1.
Развитие международного производства ТНК сопровождается заметными изменениями в методах их организационной деятельности. Если в 1980-е годы ТНК отдавали предпочтение созданию новых зарубежных филиалов, то во второй половине 1990-х обозначилась тенденция повышения роли трансграничных слияний и поглощений иностранных компаний. К числу основных причин трансграничных слияний и поглощений относятся: глобализация мировых рынков, дерегулирование и возрастание международной конкуренции, необходимость повышения прибылей. Трансграничные слияния и поглощения стимулируются повышением эффективности за счет синергизма (эффекта от объединения ресурсов, по своей силе превосходящего простую сумму результатов действия отдельных компонентов), диверсификации рисков и т.д. Нередко в зарубежной деятельности ТНК прибегают также к созданию стратегических альянсов с компаниями зарубежных стран. В большинстве случаев стратегические альянсы между ТНК долгосрочны и охватывают различные стадии производственного цикла: от научных разработок до совместного производства и сбыта. Главные выгоды от слияния в промышленности связаны с экономией средств на дорогостоящих работах по созданию новых видов продукции, а также на капиталовложениях в новые технологии. Дополнительную экономию дает сокращение административных расходов на содержание управленческого аппарата. Весьма важен также фактор «присутствия на рынке», который заставляет компании заключать союзы по всему миру. Например, повсеместное присутствие таких общеизвестных марок, как Соса-Со1а, дает их владельцам огромные рекламные преимущества.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |