Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 19 Социальный прогресс




Социальный прогресс — направленный процесс, в ходе которого ста­новится более совершенным устройство общества и реализуются опре­деленные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания.

Идея прогресса логично вписывается в модель направленной транс­формации и в некоторые версии теории развития. Классический струк­турно-функциональный подход основан на идее равновесия социальных систем, циклические же теории подразумевают, что в своем развитии об­щество периодически возвращается к отправной точке. Концепция про­гресса приобретает какой-то смысл только в сочетании с идеей трансфор­мации (т. е. изменения самого общества, а не только изменения внутри него). Американский Психолог Ричард Нисбет определяет прогресс как идею, согласно которой человечество медленно, постепенно и долго вы­ползало из первоначальных условий страха, отсутствия культуры, неве­жества, поднимаясь ко все более высоким уровням цивилизации. Такое движение будет продолжаться в настоящем и будущем, несмотря на слу­чайные отклонения.

Современное толкование социального прогресса основывается на следующих представлениях:

1. представление о необратимом времени, текущем линейно и обес­печивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (в соответствии с этим представлением прогресс есть положитель­но оцениваемая разница между прошлым.и настоящим);

2. представление о направленном движении, в котором ни одна ста­дия не повторяется;

3. представление о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;

4. представление о различии между типичными, необходимыми ста­диями процесса;

5. представление об эндогенных причинах, вызывающих самодвиже­ние (саморазвитие) процесса;

6. представление о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса, который не может быть остановлен или от­вергнут;

7. представление об улучшении, усовершенствовании, о том, что каж­дая последующая стадия лучше предыдущей.

Прогресс всегда соотносится с ценностями, т. е. это не чисто описа­тельная, детальная, объективированная концепция, а скорее ценностная категория. Один и тот же процесс может квалифицироваться по-разному в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Если абсолютного прогресса не существует, то всегда необходима шкала цен­ностей, принятых в качестве измерителя, или критерия, прогресса.

Существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значи­тельной степени зависит от контекста. В XIX в. и в большей части XX в. индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилась, что они могут иметь слиш­ком далеко идущие последствия (перенаселенные города, забитые аэро­порты, пробки на автострадах, перепроизводство товаров и т. д.) и что хо­рошие вещи могут давать весьма неприятные побочные эффекты (распы­ление ресурсов, загрязнение и разрушение окружающей среды, болезни цивилизации). Происходящие сейчас в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом без­работицы и нищеты, ослаблением социальной дисциплины, повышением уровня преступности и правонарушений, локальными конфликтами, не­управляемостью и широким распространением масс-культуры.

На протяжении длительного периода интеллектуальной истории мно­гие мыслители — от Платона до Томаса Мора и Маркса —• верили, что прогресс можно сохранить на всех уровнях общества для всех его членов одновременно и в конце концов достичь полного и всеобщего процветания.

Проявления кризиса идеи прогресса:

1. Идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом, представлением о дегенерации, разрушении и упадке культуры.

2. Идея о необходимости постоянного экономического и технологи­ческого роста сменилась идеей пределов роста.

3. Вера в рассудок и науку сменилась убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма.

4. Утверждение о важности, высочайшей Ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения.

5. Идеи утопизма пережили крах. Окончательный удар по утопиче­скому мышлению нанесло падение коммунистической системы.

6. Лейтмотивом конца XX — начала XXI в. стало повсеместное рас­пространение идеи кризиса. При этом люди склонны рассматривать социальный кризис как хронический, всеобщий и не предви­дят его будущего ослабления.

Некоторые мыслители придают большое значение техническому развитию, считая господство над природой конечной мерой прогресса. Среди частных критериев прогресса мы находим следующие: спасение, знание, общность индивидов, свобода (негативная и позитивная), эман­сипация, господство над природой, справедливость, равенство, изобилие, способность выбора и равные жизненные возможности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.