Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля




Налоговый контроль

Одной из важных составляющих в системе налогообложе­ния является контроль со стороны органов государственной вла­сти за своевременностью уплаты налоговых платежей со сторо­ны налогоплательщиков. Особенно это актуально в условиях пе­реходного периода формирования национальной экономики и установления правовых отношений между налогоплательщи­ками и контролирующими органами государства, распределе­ния полномочий между ними.

 

Государственный финансовый контроль является сущест­венным элементом управления финансами всех уровней и явля­ется обязательным условием эффективного функционирования налоговой системы и экономики страны. Целью контроля явля­ется содействие реализации финансовой (налоговой) политики государства в процессе формирования и использования фондов в ходе выполнения государством своих задач перед обществом. От степени установления контроля зависит и экономическое благополучие государства. Основными составляющими систе­мы государственных финансов являются две составляющие – доходы и расходы. Поэтому финансовый контроль направлен прежде всего на проверку своевременности и полноты поступле­ний доходов, правомерности и целесообразности расходования средств.

Налоговые поступления являются основным источником доходов, формирующих бюджеты всех уровней. Значимость на­логов в формировании бюджетов: свыше 80% общего объема до­ходов консолидированного бюджета РФ формируется за счет на­логов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц. Это положение и определяет значимость государственного фи­нансового контроля в масштабе государства.

Государственный налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий по проверке законности, целесообразно­сти и эффективности системы налоговых органов в формирова­нии денежных фондов всех уровней государственной власти в части налоговых доходов, по выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты, по улучшению налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, по соблюдению нало­гового законодательства налогоплательщиками.

Налоговый контроль является элементом управления нало­гообложением и необходимым условием существования эффек­тивной налоговой системы. Он обеспечивает обратную связь на­логоплательщиков с органами государственной власти. Налого­вый контроль по своей сути - это завершенная фаза управления налогообложения и один из элементов методики планирования поступлений налоговых доходов в бюджет.

С одной стороны, налоговый контроль выступает в форме контролирующего органа налоговой системы, с другой сторо­ны, при принудительном изъятии части доходов налогопла­тельщиков налоговый контроль является объективной необхо­димостью для формирования бюджета за счет налоговых изъя­тий (поступлений).

Функции государственного налогового контроля:

- обеспечение поступлений в бюджеты разных уровней за счет налоговых платежей;

- воспрепятствование уходу от налогов посредством провер­ки исполнения налогового законодательства со стороны налого­плательщиков;

- соблюдение налогоплательщиками налоговой дисципли­ны и налогового законодательства, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей;

- выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Субъектами налогового контроля, или органами, осуществ­ляющими контроль, являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения, Таможенный комитет РФ и его подразделения, федеральная служба налоговой полиции, орга­ны государственных внебюджетных фондов, другие органы и организации государственной системы власти.

Основными видами государственного налогового контроля являются:

- контроль органов законодательной (представительной) власти;

- контроль органов исполнительной власти;

- контроль органов судебной власти;

- президентский контроль.

По времени существования различают такие виды налого­вого контроля, как предварительный, текущий и последую­щий. Такое деление носит условный характер, и в принципе на­логовый контроль может быть одновременно всеми этими вида­ми в зависимости от исполнения налоговых обязательств со сто­роны налогоплательщика и налогового органа, например, каме­ральная проверка расчета по налогу на прибыль за первый квар­тал: по отношению к моменту исчисления налога за первый квартал - это последующий контроль, по отношению к моменту уплаты налога - предварительный, по отношению к процессу исполнения обязательств по уплате налога за весь налоговый пе­риод (год) - текущий контроль.

Методы (способы или приемы) государственного налогового контроля могут быть разнообразными. Каждому виду налогово­го контроля присущи свои методы. Выбор тех или иных методов зависит от конкретных задач, поставленных субъектом контроля, его функций и полномочий.

К наиболее распространенным методам типового вида налогового контроля можно отнести следующие:

- метод убеждения;

- метод принуждения;

- административный метод;

- экономический метод;

- метод процедурного характера (совершение отдельных контрольных действий);

- метод организации контрольной работы.

В зависимости от субъекта налогового контроля можно вы­делить следующие виды:

- государственный налоговый контроль;

- муниципальный налоговый контроль;

- независимый (аудиторский) налоговый контроль;

- общественный налоговый контроль.

Независимый (аудиторский) контроль проводится специа­лизированными фирмами, внутренний - осуществляется служ­бами самого учреждения (комиссиями).

Муниципальный контроль занимает промежуточное поло­жение между государственным налоговым контролем законода­тельных (представительных) органов власти и общественным налоговым контролем.

Общественный налоговый контроль осуществляется граж­данами, трудовыми коллективами, политическими партиями, общественными организациями в соответствии с Положением об общественном контроле.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.