КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Представление о справедливости и постановка целей регулирования
В оценке справедливости можно выделить три основных подхода. Подход классического либерализма предполагает, что государство обязано содействовать лишь таким изменениям, которые отвечают критерию оптимальности Парето, т.е. ресурсы должны достаться тем лицам, которые могут уплатить за них наибольшую иену, а значит, наиболее рационально их использовать. Справедливым, таким образом, считается рыночное распределение, и равенство в данном случае понимается как равенство возможностей, а не равенство результатов. Для утилитаризма характерно представление о функции общественного благосостояния как сумме индивидуальных функций полезности. В этом смысле деятельность государства можно назвать успешной, если совокупная полезность всех членов общества увеличивается. В соответствии с принципом убывающей предельной полезности одна и та же денежная единица принесет большее удовлетворение бедному человеку, чем богатому, а следовательно, очевидна целесообразность умеренного перераспределения ресурсов в пользу наименее обеспеченных слоев населения, т.е. лиц, которые получат от перераспределения большую полезность. Эгалитаризм предполагает приоритет равенства членов общества. Здесь сплоченность и солидарность ценятся выше, чем индивидуальные достижения или независимость от государства. Поэтому правительство должно стремиться к тому, чтобы все граждане получали равные доходы, и перераспределению должно подлежать максимальное их количество при каждом уровне экономической эффективности. Особым вариантом эгалитаризма является подход, предложенный философом Дж. Ролзом. С точки зрения его последователей, признать справедливость того или иного явления можно, лишь абстрагируясь от собственного текущего социального статуса и представления о том, каков он будет завтра, а следовательно, необходимо улучшать положение наименее обеспеченных членов общества.
Дж. К. Гэлбрейт в работе «Экономические теории и цели общества» отмечал: «...Достижение справедливых результатов экономической деятельности и эффективное функционирование экономики неразрывно связаны. Провал в этом деле почти всегда является результатом политики, которая проводится в интересах меньшинства, и всегда с претензией на то, что она служит именно большинству». Однако, если мы даже и признаемся в том, что единая оценка справедливости результатов государственного экономического регулирования со стороны общества невозможна и не существует простого инструмента диагностики, позволяющего с уверенностью заявлять о рациональности государственного вмешательства, многие экономисты сходятся во мнении, согласно которому все эти подходы развиваются в рамках современной смешанной экономики и не отрицают ее рыночных основ, поэтому в большей или меньшей степени найти компромисс между требованиями экономического роста и равенства стараются все экономические школы. Основным этапом организации государством регулирования экономического процесса в стране является определение в рамках бюрократического аппарата его целей. Анализ целевых установок государства начинается с определения всех возможных целей вообще, иначе говоря, с каталогизации целей. Затем определяется характеристика каждой цели: относится ли она к предварительным, промежуточным или конечным, количественным или качественным, кратко-, средне- или долгосрочным. Цели должны определяться не только исходя из масштабов их воздействия на народное хозяйство, но также и по количественным параметрам затрат и уровню институциональной поддержки их достижения. Наследующем этапе выясняются взаимоотношения между целями: являются ли они гармоничными, нейтральными или конфликтными. Как правило, реализация мероприятий государственного регулирования не может носить бесконфликтный характер, поскольку каждая регулирующая акция неизбежно задевает чьи-либо интересы и изменяет мотивацию хозяйственного поведения субъектов. В завершение формируется дерево целей — иерархическая система соподчинения, распределения их по рангам и с формулировкой перспектив перемещения целей внутри «дерева».
Основные виды целей государственного регулирования образуют следующую структуру (табл. 1.1). Таблица 1. 1
В общественно-политических целях выражена общая направленность государственного курса на продолжительную перспективу. Например, с принятием в СССР в 1960-е гг. программы коммунистического строительства были провозглашены основополагающие цели следующего содержания: «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» и «догнать и перегнать Америку». Очевидно, что ошибки в определении этих целей приводят к наиболее тяжелым последствиям для общества. Экономические и социальные цели определяют долгосрочную стратегию экономического развития страны, создание материальной основы для реализации общественно-политических целей, обеспечивая реальный и устойчивый рост благосостояния граждан и достижение условий для развития приемлемой социальной структуры общества. Организационные (структурные) цели направлены на построение соответствующих функциональных и иерархических структур для решения возникающих в субъекте и объектах государственного регулирования организационных проблем.
Информационные цели предполагают установление социальных коммуникаций, призванных обеспечить достоверность информации о состоянии регулируемой системы для оперативной корректировки управляющего воздействия. Духовные цели заключаются в необходимости развития духовного и культурного потенциала общества для решения общественно-политических и социально-экономических задач, в том числе для создания атмосферы внутренней непротиворечивости мировоззрения и осуществляемых действий экономических агентов в стране. Эволюционные институциональные изменения экономической системы любого типа, определяющие масштабы и формы государственного регулирования, основаны на совокупности сознательных и бессознательных ценностей и норм, находящихся в зависимости от господствующих в обществе идеологических установок. Например, общественное порицание действий представителей ряда бизнес-структур в период первоначального накопления капитала в России в 1990-е гг. явилось причиной нелегитимности собственности в глазах общественного мнения, что привело к распространению метода силовых захватов хозяйственных объектов и, как следствие, к ухудшению инвестиционного климата. Неудовлетворенность, обусловленная отсутствием культурного развития или ожидавшихся духовных приобретений, может привести к возникновению кризисных политических ситуаций, связанных с модификацией социальных ценностей, и стать причиной революционных институциональных изменений. Опыт России, пережившей в начале XX в. три революции, наглядно подтверждает и этот тезис. С точки зрения субординации целей важнейшими, связанными с качеством жизни общества, его сохранением или преобразованием, являются стратегические цели. Достижение каждой из них разбивается на этапы, временные отрезки, в течение которых с учетом меняющихся обстоятельств и наличия определенных ресурсов выделяются оперативные цели, фиксирующие крупные блоки действий правительства. Наконец, непосредственная корректировка по направлению достижения стратегических и оперативных целевых установок позволяет сформулировать тактические, или обеспечивающие, цели регулирования как реакцию на происходящие события. При этом общие цели охватывают весь комплекс государственного регулирования, а частные цели — его отдельные подсистемы.
Построение дерева целей государственного экономического регулирования с учетом их иерархии предполагает одновременное решение трех взаимосвязанных проблем. Превратить государство в серьезную движущую силу общественного развития можно только при соблюдении следующих требований. 1.Цели должны быть согласованными, поддерживать и взаи- мообусловливать друг друга. 2.Необходима такая субординация целей, чтобы реализация одной из них становилась условием реализации другой. 3.Цели должны быть адекватными потребностям общества с учетом сложившегося институционального базиса. Основной целью государственного регулирования национальной экономики в рамках поддерживаемого автором договорного подхода можно было бы назвать повышение благосостояния населения на основе обеспечения компромисса между разнообразными интересами в рамках существующей социально-экономической системы. Приведем пример иерархии целей регулирования экономики исходя из сферы приложения государственных усилий, предложенный в работе В.В. Мищенко. Далее она представлена в несколько видоизмененном варианте (рис. 1.2). Как показывает опыт, требованию непротиворечивости целей, к тому же сформулированных представителями различных групп интересов внутри государства, весьма сложно соответствовать. Поэтому в современной международной практике государственного целеполагания, а также в правительственных и партийных программах формулируется условный набор важнейших целевых установок — многоугольник целей. Наиболее распространен так называемый магический четырехугольник, представляющий собой четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность. К ним относятся экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность уровня цен и внешнеэкономическое равновесие (рис. 1.3). Когда правительство в качестве важнейшего приоритета устанавливает цель справедливого распределения доходов, «магический» четырехугольник превращается в пятиугольник. Если помимо перечисленных определить в качестве цели экологическую безопасность, получится «магический» шестиугольник, а если дополнить сложившийся перечень стремлением к гуманным условиям труда, а также к эффективному расходованию ресурсов — «магический» восьмиугольник. Рис. 1.2. Иерархия целей государственного регулирования 1.2.2. Функции государства Детерминированные целевые установки позволяют говорить непосредственно о перечнях государственных функций, реализация которых определяется стратегическими целями государства. Функции государства — это основные направления его деятельности по отношению к какому-либо определенному объекту регулирования. Традиционно к регулирующим функциям государства в рамках смешанной экономики относят проведение мероприятии, которые корректируют действие рыночных сил в целях обеспечения Парето-оптимального использования ограниченных ресурсов общества. У. Даггер в работе «Экономика трансакционных издержек и государство» приписывает последнему следующий перечень функцй:
1.спецификация и защита правсобственности.
Использование государственного вмешательства с этой целью обосновывается в модели кооперации Р. Коуза, который утверждает, что в случае ненулевых трансакционных издержек распределение прав собственности оказывает влияние на эффективность использования ресурсов, и если невозможно достичь добровольных договоренностей, то в качестве альтернативы можно рассматривать вариант государственного принуждения. В модели провалов рынка Г. Калабрези отмечается, что люди вообще могут договориться между собой без вмешательства третьей стороны только при наличии идеальных обстоятельств, которые встречаются крайне редко, а следовательно, необходима координация действий;
2.создание каналов обмена информацией, которое предполагает развитие информационной инфраструктуры рынка, позволяющей обмениваться данными с минимальными издержками и искажениями; 3.разработка стандартов мер и весов, в том числе организация государственного денежного обращения; 4.создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг, обеспечивающее построение транспортных сетей и торговых площадок; 5.правоохранительная деятельность и выполнение роли гаранта или третьей стороны в конфликтах в случае возникновения непредвиденных обстоятельств при исполнении контрактов; 6.производство общественных товаров. При этом наиболее очевидна целесообразность участия государства в удовлетворении потребностей в чистых общественных благах. На случай благ смешанного типа возможно разделение этой функции между государством и предпринимательским сектором. Другими словами, централизованное производство предоставляемых государством товаров и услуг характеризуется значительной экономией на масштабах, например, если бы каждый защищал свои права собственности в индивидуальном порядке, совокупные издержки были бы гораздо больше. К предыдущим функциям можно добавить решение проблем экономической и экологической безопасности страны, обеспечения социальной стабильности и роста ее инновационного потенциала. Несколько иное структурирование государственных функций, осуществляемое не с позиции экономического детерминизма, можно встретить в работах современных политологов. Например, К.А. Воробьев подразделяет функции государства на внутренние и внешние (рис. 1.4). Однако при оценке перспектив государственного воздействия нельзя забывать, что эффективность реализации государственных функций может быть существенно снижена рядом негативных факторов, влияющих на работу правительства при проведении мероприятий государственного регулирования. Главные ограничения выражаются в следующем. 1. Недостаток четкости целей ввиду наличия конфликтующих интересов и политико-экономического цикла.
2. Правительство не может иметь доступ к лучшей информации, чем домашние хозяйства или фирмы. 3. Недостаточная квалификация сотрудников аппарата государственного управления, особенно в развивающихся странах. 4. Проблемы морального риска и неблагоприятного отбора. 5. Инертность системы государственного управления, не позволяющая своевременно реагировать на изменившуюся конъюнктуру. 6. Лоббирование частных интересов и коррупция. Наиболее адекватным способом определения успешности политики (выполнения государственных функций) является оценивание конечных результатов с точки зрения их соответствия первоначально заложенной идее регулятивного воздействия. В зависимости от конкретной политики, ее цели и содержания выделяют несколько видов «эффективности»: 1) результативность — степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов, соответствие первоначальному плану регулирования; 2)экономичность — возможность осуществления регулятивных действий с минимальными затратами; 3)собственно эффективность — соотношение достигнутых результатов и использованных ресурсов. Эффективным может считаться процесс, результат которого при выполнении всех установленных требований не может быть достигнут при более низких издержках. Практически определение степени «эффективности» мероприятий государственного регулирования предполагает: 1) определение стратегии и целевой направленности действий государства; 2) достижение поставленных целей минимально возможными средствами. Кроме того, необходимо помнить, что лучший способ снижения затрат — прекращение любой деятельности. Успешность выполнения государством своих функций в конечном счете предопределяет и отношение к нему. Стимулирует ли государство процесс экономического развития или же препятствует росту национального благосостояния — зависит от его способности корректировать действие рыночного механизма и обеспечивать баланс между необходимостью эффективного размещения ресурсов и общественным стремлением к социальной справедливости. Основные понятия Государство, регулирование, государственное регулирование экономики, провалы (изъяны) рынка, классический либерализм, утилитаризм, эгалитаризм, дерево целей (государственного регулирования), многоугольник целей, «магический» четырехугольник, функции государства, эффективность, экономичность, результативность.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |