Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И повышения квалификации управленческих кадров

Государственная система подготовки

Государственная политика подготовки кадров для системы ГЗК мо­жет быть рассмотрена в двух аспектах: системном и структурном. Сис­темный аспект подразумевает общую характеристику учебных заведений и центров, их учебных программ с представлением основных направле­ний профессиональной подготовки кадров в области землеустройства и ведения земельного кадастра в стране. Структурный аспект распреде­ляет выделенные учебные заведения и центры по двум уровням обу­чения: базовое профессиональное образование (первое и второе выс­шее профессиональное образование) и дополнительное образование, связанное с переподготовкой и повышением квалификации кадров.

Систему целевой подготовки кадров необходимо рассматривать в рамках базовых специальностей по направлениям землеустройства и различных видов кадастра, без учета подготовки по специально­стям, которые определены как прочие и относятся к обслуживающим специальностям (математики, программисты, бухгалтеры и ряд спе­циализированных технических профессий), подготовку по которым могут вести самые различные учебные заведения вне системы земле­устройства и землепользования.

Отечественный и зарубежный опыт говорит, что нужные результа­ты могут быть достигнуты только при соблюдении нескольких важ­ных условий и предпосылок.

Подготовка и переобучение кадров должны иметь всеобщий характер и затрагивать все группы и категории государственных служащих и ра­ботников отраслей народного хозяйства, что связано не столько с необходимостью повысить уровень их знаний и навыков, сколько с по­требностью изменить ценностные ориентации и социальные нормы, которые сложились в государственном аппарате, и создать «критиче­скую массу» служащих с новыми ценностями и современным стилем работы.

Система подготовки кадров должна быть ориентирована на инди­видуальные запросы и нужды работников и служащих и в то же время иметь фундаментальную основу в виде определенных стандартов и тре­бований к их знаниям и навыкам.

Одновременно надо сформировать систему распространения и об­мена передовым опытом между государственными органами власти и учебными заведениями, которые добились высоких результатов в сво­ей работе.

При выполнении данной работы, направленной на создание систе­мы подготовки кадров, необходимо ответить на ряд важных вопросов:

♦ продолжительность и периодичность их обучения;

♦ состав обучающихся по должностям и категориям;

♦ связь обучения с профессиональной карьерой;

♦ содержание учебных программ и др.

Сама система обучения госслужащих и работников состоит из сле­дующих стандартных элементов:

♦ определение потребности в профессиональном обучении для всех госслужащих и работников по отдельным организациям и от­дельным категориям руководителей и служащих;

♦ развитие институциональной и организационной структуры, определение ответственных за кадровое обеспечение и подготов­ку персонала;

♦ развитие кадровых технологий, учебных программ, учебно-мето­дических материалов и процедур;

♦ определение финансовых источников обучения и профессио­нального развития;

♦ формирование и развитие общих нормативных и правовых ак­тов, законов и правил регулирования профессионального раз­вития и обучения госслужащих и работников организаций.

В этом вопросе многое зависит от системы дополнительного про­фессионального образования, так как в изменившихся условиях необ­ходимы новые знания и навыки, которыми владели бы руководители и служащие, в том числе:

♦ понимание интересов и потребностей различных социальных групп и умение справедливо распределять ресурсы и услуги;

♦ владение навыками маркетинга, способность установить хоро­шие отношения с гражданами и СМИ, умение создать благопри­ятный имидж государственной службы;

♦ налаживание партнерских отношений с частным и кооператив­ным секторами, знание их потенциальных возможностей в реше­нии земельных проблем;

♦ умение проводить изменения в организациях и системе обще­ственных отношений с населением, владение методами урегули­рования конфликтов и ведения деловых переговоров;

♦ знание нормативно-правовых актов и законодательства (как общих, так и в сфере земельно-имущественных отношений), а также эти­ческих норм и правил поведения (профессиональная этика);

♦ умение анализировать и решать сложные проблемы и обеспечи­вать реализацию государственных программ и планов;

♦ ориентация при работе на конечный результат, исходя из основ­ной миссии организации;

♦ понимание различий в целях и методах деятельности государ­ственных и частных организаций, осознание общественных ин­тересов;

♦ использование информационных технологий и телекоммуника­ционных средств, современных методов менеджмента.

С учетом изложенных соображений при разработке учебных про­грамм необходимо использовать следующие основные принципы:

♦ системность (построение программы с учетом целевых групп обу­чения, приоритетных направлений подготовки и форм обучения);

♦ комплексность (учет потребностей в обучении по отраслевому и территориальному принципам);

♦ делегирование функций (обеспечение участия профильных учеб­ных заведений в реализации проектов программы);

♦ блочный принцип (возможность встраивания в структуру про­граммы дополнительных программных мероприятий);

♦ целенаправленность (адресная реализация проектов на основе по­ступающих заявок).

Такой подход в сочетании с серьезной работой на подготовитель­ной стадии позволяет обеспечить выполнение программы обучения по всем ее основным параметрам.

Во всех развитых странах, в том числе в России, в законодательстве о госслужбе записано право служащих на профессиональное обуче­ние, но редко когда даются сроки и другие конкретные указания. Ис­ключение составляет Франция, где в соответствующем законе четко сформулирована обязанность кадрового чиновника в течение трех лет пройти краткосрочные курсы повышения квалификации продол­жительностью как минимум пять—семь дней, в зависимости от кате­гории (например, для категории С — 6 дней).

Таким образом, в большинстве развитых стран в законодательстве записано положение о праве и обязанности проходить профессиональ­ное обучение и повышение квалификации для госслужащих.

Учебные заведения, осуществляющие подготовку и повышение ква­лификации кадров в системе земельных отношений, выполняют сле­дующие задачи:

♦ разработка программ и учебно-методических материалов, необ­ходимых для обучения специалистов по управлению земельны­ми отношениями;

♦ осуществление подготовки и переподготовки специалистов фе­деральных и региональных органов исполнительной власти в об­ласти земельных отношений;

♦ подготовка и повышение квалификации преподавателей для ре­гиональных центров управления земельными отношениями;

♦ развитие сети учебных и консультативных центров в регионах, городских и муниципальных округах;

♦ научно-исследовательская деятельность в области управления земельными отношениями.

Целевая специализированная подготовка должна осуществляться по наиболее актуальными направлениям:

♦ правовые основы деятельности органов земельного кадастра;

♦ теория и практика управления;

♦ психологические аспекты управленческой деятельности;

♦ использование современных информационных технологий;

♦ основы документационного обеспечения управленческой деятель­ности;

♦ практические и профессиональные аспекты деятельности данной категории работников.

Программы обучения и повышения квалификации в межрегиональ­ных учебно-научных центрах по управлению земельными ресурсами, отражая региональную специфику, тем не менее должны подвергать­ся жесткой стандартизации на федеральном уровне.

Повышение квалификации может происходить в виде краткосроч­ной подготовки один раз в два года по наиболее актуальным вопросам ведения земельного кадастра, которая может быть приурочена к выхо­ду новых законодательных актов и нормативных документов, а также появлению новых версий или подсистем АС ГЗК.

Отдельной проблемой является подготовка руководителей орга­нов и служб на районном и городском уровнях. Эти районные и го­родские комитеты формально подчинены Областному комитету по земельным ресурсам и землеустройству, но для сохранения на муни­ципальном уровне действенных и работоспособных государственных органов управления земельными ресурсами, а также системы земель­ного кадастра необходимо организовать целенаправленную и спе­циализированную подготовку местных кадров. Специфика управ­ления земельными ресурсами в районах и городах области требует дополнительных знаний и иных акцентов и приоритетов в системе профессиональных знаний и дополнительного образования. Здесь тре­буется разработка специальных учебных программ, именно с учетом специфики данного уровня управления. Особенно это важно в связи с принятием Земельного кодекса и проходящей в стране реформой местного самоуправления, которая началась с принятия в сентябре 2003 г. нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Для повышения уровня базовой подготовки наиболее приемлема очно-заочная форма обучения в связи с занятостью обучаемого кон­тингента, а для целевой краткосрочной подготовки и повышения ква­лификации — с отрывом от работы, а также в форме краткосрочных специализированных семинаров. В настоящее время активно внедря­ются новые методы обучения, включая дистанционные методы учебы на основе современных информационных технологий, разработка учеб­ных программ с использованием модульного принципа, обучение на ра­бочем месте и т. д.

В настоящее время обучение государственных служащих федераль­ных органов исполнительной власти организуется:

♦ по результатам проведения (по мере необходимости) оценки со­ответствия уровня профессиональной подготовки работников, находящихся в штате структурного подразделения, квалификаци­онным должностным требованиям;

♦ при увольнении государственных служащих в связи с ликвидаци­ей или реорганизацией структурных подразделений, сокращени­ем штата после получения ими соответствующего уведомления.

Процесс организации обучения государственных служащих состо­ит из следующих основных этапов:

♦ определение контингента государственных служащих, направля­емых на обучение;

♦ установление программ, специальностей (специализаций), форм, сроков, направлений обучения и тем выпускных работ;

♦ выбор образовательных учреждений, согласование с ними учеб­но-тематических планов и программ, оформление соответству­ющих договоров;

♦ организация непосредственного направления государственных служащих на обучение;

♦ формирование компьютерной базы учета обучения государствен­ных служащих данного федерального органа исполнительной власти;

♦ проведение контроля за своевременностью и эффективностью ре­зультатов обучения.

Механизм организации обучения государственных служащих фе­дерального органа исполнительной власти, находящихся в штате территориальных структурных подразделений, предусматривает еже­годное последовательное решение структурными подразделениями данного федерального органа задач по разработке программы подго­товки кадров и оценки результатов ее выполнения на основе объек­тивных показателей.

Финансирование подготовки и переподготовки руководителей и спе­циалистов должно осуществляться на консолидированной основе из бюджетов соответствующих уровней по согласованию с главами мест­ного самоуправления, напрямую заинтересованными в подготовке вы­сококвалифицированных кадров для своих территорий.

Следует также отдельно рассмотреть вопрос о возможности учреж­дения фонда профессионального совершенствования и переподготов­ки кадров системы управления земельными ресурсами и земельного кадастра в том числе.

Вся деятельность по подготовке и обучению кадров всех уровней и категорий, занятых в системе земельного кадастра, должна быть по­стоянной и непрерывной. Непрерывное профессиональное образова­ние с проведением регулярных курсов, семинаров и других форм пе­риодического обучения с отрывом от основного места работы должно естественным образом дополняться систематическим повышением квалификации кадров непосредственно в комитетах, учреждениях и организациях.

Для сохранения на муниципальном уровне действенных и работо­способных государственных органов управления земельными ресур­сами, а также системы земельного кадастра необходимо организовать целенаправленную и специализированную подготовку местных кад­ров, а также подготовку руководителей органов и служб на районном и городском уровнях. Специфика управления земельными ресурсами в районах и городах области требует дополнительных знаний и допол­нительного образования. Особенно это важно в связи с принятием Земельного кодекса и проходящей в стране реформы местного са­моуправления, которая началась с принятия в сентябре 2003 г. но­вого закона «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в РФ».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В системе управления земельными ресурсами | Организация выполнения земельно-оценочных работ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.