Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Правовой режим государственных внебюджетных фондов




В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 13 и 143) впервые дано определение государственного внебюджетного фонда как фонда денежных средств, образуемого вне федерального бюджета, бюджетов субъектов Россий­ской Федерации и предназначенного для реализации конституционных прав граждан на: пенсионное обеспечение, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Создание подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических целей и задач. Внебюджетные фон­ды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральной собственности. Одновременно средства государст­венных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов уровней бюджет­ной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления – на федеральные и региональные.

Образование государственных внебюджетных фондов позволяет влиять на процесс производства путем финансирования наиболее важных отраслей, осуществлять различные мероприятия социального характера путем выплаты пенсий, пособий, решать природоохранные задачи и т. Д.

Правовой основой формирования и использования внебюджетных фондов являются такие нормативные акты, как Бюджетный кодекс Российской Федера­ции, Закон Российской Федерации «О занятости населения в РФ» и другие нор­мативные акты.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации яв­ляются:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государственными внебюджетными фондами управляют органы государ­ственной власти. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Россий­ской Федерации составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законо­дательных органов одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты названных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов од­новременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогичный порядок составления, представ­ления и утверждения бюджетов территориальных государственных внебюд­жетных фондов предусмотрен ст. 145 БК РФ.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;. 2) добровольных взносов физических и юридических лиц; 3) других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Осо­бенностью расходования средств государственных внебюджетных фондов явля­ется их целевое использование в соответствии с бюджетами указанных фондов.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуще­ствляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

По окончании бюджетного года органом управления фонда составляется отчет о его исполнении и представляется Правительством Российской Феде­рации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме фе­дерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебю­джетного фонда составляется органом управления фонда и представляется ор­ганом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотре­ние и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.

Наиболее значимым и крупным среди государственных внебюджетных фондов является Пенсионный фонд РФ, правовой режим которого определен Положением о нем, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. Средства этого фонда направляются на выплату пенсий и некоторых видов пособий. Пенсионный фонд – это самостоятельный ор­ган управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав федерального бюджета. В настоящий момент Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству Российской Федерации, перед кото­рым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне, в республиках, входящих в состав Федерации, краях, областях, что позволяет осуществлять вы­платы всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жи­тельства.

К основным задачам Пенсионного фонда РФ можно отнести следующие:

- целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;

- участие на долговременной основе в финансовых федеральной и реги­ональных программах по социальной поддержке населения;

- расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов са­мофинансирования и др.

К источникам образования Пенсионного фонда РФ относятся:

- страховые взносы работодателей;

- страховые взносы граждан РФ;

- ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пен­сий и различных видов пособий;

- средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населе­ния РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, доброволь­ные взносы и др.

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирова­ния которых являются соответствующие Положения, утвержденные Поста­новлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государствен­ной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федераль­ный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды создают­ся соответственно представительными и исполнительными органами власти республик в составе РФ, автономной области, автономного округа, края, об­ласти, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Средства, поступающие в данные фонды, являются собственностью госу­дарства и не включаются в состав бюджетов.

Основными источниками образования Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются:

- страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицин­ское страхование в размере 3,6 процента;

- бюджетные ассигнования, доходы от использования временно свобод­ных денежных средств и нормированного страхового запаса и иные поступ­ления.

Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных, связанных с этим мероприятий.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой.

Особое место среди государственных внебюджетных фондов занимает Фонд социального страхования Российской Федерации, созданный для финансирова­ния расходов по социальному страхованию.

Источниками образования Фонда социального страхования являются:

- страховые взносы работодателей;

- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

- страховые взносы некоторой категории граждан;

- доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

- ассигнования из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие черно­быльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах;

- добровольные взносы граждан и юридических лиц;

- иные доходы.

Представительные органы государственной власти и местного самоуправ­ления вправе создавать различные государственные и местные внебюджет­ные фонды для определенных целей (например, экологические фонды, субвенционные внебюджетные фонды и другие).

О каждом образуемом фонде соответствующий орган утверждает Положе­ние. Названные фонды формируются за счет определенных внебюджетных источников и его средства используются на строго конкретные мероприятия и не подлежат перечислению в бюджет.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.