Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Военная тема в театрализованном концерте

Определенная традиция сложилась в проведении театрали­зованных массовых представлений и концертов, отмечающих слав­ные даты побед Советской Армии в Великой Отечественной войне.

Во многих городах страны найдены различные формы этих представлений, разновидность которых может быть определена как театрализованные митинги, основанные на документальном мате­риале, с привлечением подлинных участников событий — вете­ранов, воинов. С другой стороны, утвердился и театрализованный концерт, построенный на военной теме, отражающей подвиги нашей армии и народа в борьбе с врагами.

В развитие этой разновидности жанра большой вклад был внесен военными ансамблями, пропагандирующими патриотическую тему в театрализованном концерте. Здесь необходимо назвать дважды Краснознаменный им. А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии, Ансамбль песни и пляски МВО, Ансамбль песни и пляски МО ПВО, Ансамбль песни и пляски Бал­тийского флота, Ансамбль песни и пляски Черноморского флота и др.

Наряду с созданием чисто концертных программ эти ансамбли вели поиск и в области театрализации концертного номера. Этот поиск привел к массовому концертному действию, в котором патри­отическая тема диктовала направленность и стилистику репертуара, а также и своеобразие режиссерских решений.

В этой области определенную художественную ценность пред­ставляет деятельность народного артиста СССР С. Юткевича. Во­обще, о работах С. Юткевича в воплощении концертной драматур­гии следует сказать особо. К сожалению, этой стороне деятельности талантливого режиссера обычно уделяется мало внимания.

Уже с первых шагов в этой области режиссер искал решение политической темы на эстраде. В 20-е годы совсем еще молодой С. Юткевич, прочно связав свое творчество с «Синей блузой», создал ряд спектаклей и музыкальных номеров различных жанров, основой которых стала публицистика. (Здесь он выступал как ре­жиссер и художник, а зачастую и как автор, и даже — балетмейстер.) Героические оратории, драматически-хореографические этюды на по­литическую тему были своеобразной подготовительной лаборато­рией в работе режиссера над созданием крупных концертов-спек­таклей.

В мае 1939 года в Москве состоялась премьера поставленного С. Юткевичем музыкального представления «По родной земле». Ан­самбль песни и пляски НКВД СССР этим театрализованным концертом продолжил и развил линию, начатую А. В. Александро­вым в руководимом им Краснознаменном ансамбле песни и пляски и заключающуюся в создании патриотических концертов-спектаклей.

Текст спектакля «По родной земле» написали М. Вольпин, К- Финн и Н. Эрдман. Художником спектакля был П. Вильяме, балет­мейстером — А. Мессерер. Участие в создании театрализованного представления талантливых мастеров решило успех дела. С. Ют­кевич, ставший главным режиссером ансамбля, развивал этот успех, проводя большую работу по созданию различных форм театрали­зованного концерта.

Уже шла Великая Отечественная война, когда ансамбль в августе 1941 года подготовил специальную программу для фронта «В бой за Родину» (режиссер С. Юткевич, музыкальный руко­водитель А. Свешников, художник П. Вильяме).

Поиск С.Юткевича в создании театрализованного концерта, убедительно раскрывающего патриотическую тему, продолжался и в последующие годы. В июле 1943 года в Душанбе силами фронтового театра Таджикистана С.Юткевич поставил театрализованную программу «Привет, друзья!». Авторы сценария и текстов — Б. Ласкин и Н. Рожков, художник — Н.Акимов. В этой программе было много юмора, песен, резко сатирических — вплоть до буффонных — зарисовок образов врагов, эксцентрики. Она как бы продолжала линию, разработанную режиссером в «Боевых киносборниках» и «Новых похождениях бравого солдата Швейка»; эти киносборники, как и эстрадно-концертные программы, несли заряд оптимизма, вселяя в людей веру в Победу.

7 ноября 1942 года в Москве Ансамбль песни и пляски НКВД СССР осуществил постановку театрализованного музыкального представления «Отчизна». В работе принимали участие М.Вольпин, М.Добровольский, Н.Эрдман (текст), А.Свешников, Б.Дунаевский (музыкальное руководство), П.Вильяме (художественное оформление), К.Голейзовский (хореография). В этой новой работе ансамбля успешно развивались принципы театрализации музыкальных номеров, начало которым было положено в первых работах коллектива.

Высокие требования к музыке концерта-спектакля — основе театрализованного музыкального представления — обусловили появление в программе ансамбля таких произведений, как Патриотическая увертюра Шостаковича, песни Дунаевского, Мурадели и др.

8 мае 1946 года на сцене зала им. Чайковского режиссер С. Юткевич в содружестве с М.Вольпиным, Н.Эрдманом, В.Рындиным, К.Голейзовским и А.Мессерером создал театрализованное музыкальное представление «Весна победная». Полный веры в могущество нашей Родины, одержавшей победу над фашизмом, этот концерт-спектакль как бы подводил итог многолетнему поиску талантливого режиссера в области театрализованного концерта.

В послевоенное время театрализованные концерты, посвя­щенные победам нашей армии над врагом, стали доброй традицией этого массового жанра. В этом плане показали интересные творческие работы Р. Симонов, И. Туманов и другие.

В феврале 1964 года в течение десяти дней на волгоградской земле шел первый фестиваль искусств столицы нашей Родины Москвы и городов-героев Волгограда, Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя.

Участники этого фестиваля дали 130 концертов, провели много шефских концертов-встреч с рабочими волгоградских заводов и фабрик, с воинами Советской Армии. Фестиваль завершился торжественным массовым театрализованным концертом. Он начался кантатой «Города-герои», специально написанной для фестиваля композитором А. Флярковским и поэтом Л. Дербеневым.

Основным компонентом оформления этого театрализованного концерта была огромная, во всю сцену, карта военных действий Великой Отечественной войны. В большом театрализованном про­логе участвовали представители всех городов-героев, появление посланцев каждого из них сопровождалось укрупнением (при помощи проекции) этого города на карте. В финале кантаты в центре ее возникли кинокадры сегодняшних мирных дней.

Каждый, как бы передавая друг другу концертную эстафету, входил в действие со своей темой. Зрительно это было акцен­тировано появлением на переднем плане огромных, занимающих все зеркало сцены проекций боевых медалей «За освобождение...», и посланцы городов-героев, изображение которых проецировалось на сложную систему тюлевых занавесов, словно выходили из этих медалей. В концерте принимали участие прославленные коллективы — Государственный ансамбль народного танца Украинской ССР под руководством П. Вирского, Ансамбль песни и пляски Черноморского флота под руководством народного артиста РСФСР П. Боголепова, известные артисты — Л. Зыкина, Л. Филатова, Б. Врунов, артисты и коллективы из Ленинграда, Одессы, Волгограда.

В финале все города-герои объединились в «Песне мира» Дм. Шостаковича:

Наши нивы цветут, Мы отстояли весну, Наши силы растут, Мир победит войну!

А на экранах шла сегодняшняя ракетная техника, стремитель­ные реактивные самолеты — могучее вооружение Советской Армии...

В числе массовых театрализованных концертов, посвященных великой Победе.над фашизмом, следует отметить представления в честь 20-, 25- и 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поставленные на сцене Кремлевского Дворца съездов. В концертах приняли участие ведущие артистические силы страны, а также и военные ансамбли.

В ознаменование праздника 30-летия Победы проводился и Международный фестиваль социалистических стран.

Фестиваль торжественно открылся в Герлице — на той самой земле, где отгремели последние залпы Великой Отечественной. В огромном зале, построенном специально для массовых зрелищ, состоялся театрализованный концерт, посвященный дружбе народов и армий социалистических стран. В нем приняли участие артисты и художественные коллективы из Советского Союза, ГДР, Болгарии, Польши.

Затем фестиваль перенесся на территории ГДР, Польши, Че­хословакии — во многие города, в театры, на концертные площад­ки под открытым небом.

Фестиваль проходил с огромным успехом, и посланцы народ-. ного искусства Советского Союза принимались во всех братских странах с воодушевлением и восторгом. Как правило, театрали­зованные концерты советской делегации заканчивались исполне­нием прекрасных песен, которые вместе с нашими артистами, стоя и взявшись за руки, пел весь зал.

В мае 1985 года страна торжественно отмечала 40-летие По­беды над фашизмом. В честь этого праздника в Кремлевском Дворце съездов состоялся большой театрализованный концерт (главный режиссер И. Моисеев).

В мае 1985 года в ГДР прошел многодневный праздник в честь 40-летия Победы, в котором приняли участие прославленные артисты и коллективы нашей страны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Декады и дни национального искусства | Детские театрализованные концерты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.